Орфоэпический нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 10:41, реферат

Краткое описание

Нормы произношения изучает орфоэпия. Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – это совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения).

Файлы: 1 файл

Орфоэпические нормы2.docx

— 48.08 Кб (Скачать)

    Орфоэпические нормы

    Выполнила ученица 10 класса

    Ананина Мария 

         Нормы произношения изучает орфоэпия. Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – это совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Правила (нормы) произношения в русском литературном языке могут относиться к произнесению отдельных звуков в определенных фонетических позициях, в составе определенных сочетаний звуков, в разных грамматических формах, к фонетическому слову и ритмической структуре (правильная постановка ударения). 

    Ударение  в именах существительных

    1. Место ударения может зависеть от происхождения слова. Так, большинство заимствованных из французского языка слов сохраняет ударение на последнем слоге: визави́, парте́р, жалюзи́, диспансе́р, несессе́р, канапе́, консоме́.
    2. Ударение может определяться конечным сочетанием гласных и согласных звуков (финалью):
    • -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л (на произношение этого слова обратите особое внимание: ударение на последнем слоге ставится независимо от того, в каком значении употреблено слово: жить на шестом кварта́ле; сдача дома намечена на второй кварта́л);
    • -а́тай (-а́тайство; -а́тайствовать): глаша́тай, завсегда́тай, согляда́тай, хода́тай, хода́тайство, хода́тайствовать (существительное хода́тай и производные от него очень часто произносятся неправильно);
    • -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д, но: электропро́вод;
    • -ле́ние (в отглагольных существительных с основой на согласный): дробле́ние, мышле́ние (мы́шление – устаревшее), уведомле́ние, усугубле́ние;
    • -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н. Исключение: ба́рмен.

      Слово фено́мен (редкое, необычное, исключительное явление) – греческого происхождения и не подчиняется данной модели. По отношению к человеку оно может произноситься и с ударением на последнем слоге (феноме́н), но такое произношение всё же не является правильным.

    1. Ударение производного слова может определяться по производящему слову, то есть тому, от которого образовано существительное:
    • -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение; упро́чить → упро́чение; ве́дать → испове́дать, испове́даться → испове́дание, вероиспове́дание, воспроизвести́ → воспроизведе́ние;

      Но этому правилу не подчиняются существительные на -ле́ние (мы́слить – мышле́ние, уве́домить – уведомле́ние).

    • -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́, сирый → сирота́ (мн. ч. – бедные сиро́ты);
    • -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та.

      Иногда  постановка ударения может определяться значением и стилем повествования.

      Так, в литературной речи встречается  произношение воздви́жение и воздвиже́ние: первое – при использовании слова в значении «церковный праздник» (торжественная служба на воздви́жение), второе – в значениие «действие по значению глагола воздвигать» (воздвиже́ние колонн).

    1. Ударение в словах с одинаковой финалью (сочетанием конечных звуков) может зависеть от значения слова:
    • -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, некроло́г, моноло́г, диало́г (исключение – ана́лог);
    • -́лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог;
    • -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр;
    • -́метр (измерительные приборы): баро́метр, гальвано́метр, хроно́метр. Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.
    1. Иногда на постановку ударения в слове влияет целая система факторов. Наибольшие колебания наблюдаются в существительных с финалями -анин (-ане) и -ия.
    • Так, в словах на -анин (-ане), обозначающих лиц по месту жительства, ударение обычно ставится на предпоследний слог:                             горожа́нин, углича́нин, волжа́нин, земля́нин, марсиа́нин, египтя́нин, миря́нин.
    • В словах, заимствованных из старославянского языка (как правило, это книжные слова с более абстрактным значением или слова религиозной тематики), ударение обычно падает на последний слог:

      граждани́н (ср.: горожа́нин), христиани́н (ср.: крестья́нин), селяни́н (ср.: сельча́нин), славяни́н, мещани́н.

    • Слова, связанные по тематике с историей Древней Греции и Древнего Рима, с библейскими событиями и сюжетами, обычно сохраняют ударение того географического названия, от которого они образованы:

      Афи́ны → афи́нянин, афи́няне; Рим → ри́млянин; Карфаге́н → карфаге́нянин; лати́нянин, лати́няне; филисти́млянин, филисти́мляне.

    • Слова на -ия в настоящее время имеют тенденцию к перемещению ударения к концу слова.

      Сейчас  нормативным является произношение индустри́я, металлурги́я, полиграфи́я. Подобное колебание наблюдается и в произношении существительного кулина́рия. Необходимо помнить, что в официальной обстановке следует произносить это слово с безударной финалью – кулина́рия. Варианты апопле́ксия и апоплекси́я равноправные.

    • Постановка ударения в словах на -ия может зависеть от количества слогов.
    1. Трёхсложные слова чаще имеют ударение на первом слоге: а́рия, ма́ния, ма́фия.

      Но  возможны и исключения (обычно это  слова не латинского, а греческого происхождения): месси́я, вити́я, стихи́я.

    1. В многосложных словах наблюдается тенденция к постановке ударения в середине слова: фотогра́фия, гастроно́мия, гомеопа́тия, наркома́ния, психопа́тия, эпиле́псия.
    • При затруднении следует обращать внимание на финали. Так, ударение на конце слова обычно имеют существительные с такими финалями:         -атри́я, -карди́я, -пси́я, -стени́я, -тези́я, -терапи́я, -терми́я, -урги́я, -фили́я, -хрони́я:

      психиатри́я, тахикарди́я, биопси́я, астени́я, анестези́я, трудотерапи́я, металлотерми́я, литурги́я, некрофили́я, синхрони́я.

    • Напротив, ударение в середине слова обычно имеют слова с финалями -фо́бия, -ло́гия, -га́мия, -но́мия, -ма́ния, -го́ния, -мо́ния, -тро́пия, -на́рия, -гра́фия, -то́рия, -ме́трия, -ре́ссия, -па́тия, -кра́тия, - ́ция:

      русофо́бия, аполо́гия, монога́мия, гастроно́мия, наркома́ния, аго́ния, филантро́пия, ветерина́рия, орато́рия, геоме́трия, агре́ссия, гомеопа́тия, плутокра́тия, кинематогра́фия, девальва́ция, конфирма́ция.

    • Однако возможны колебания и в словах с одинаковыми финалями:

      фее́рия, фанабе́рия, мисте́рия – истери́я, дифтери́я; какофо́ния, симфо́ния – телефони́я, стереофони́я.

    • Иногда такие колебания захватывают и однокоренные слова. Так, существительное симметрия имеет два равноправных варианта произношения – симме́трия и симметри́я, но существительное асимметри́я уже имеет только один литературный вариант (произношение асимме́трия не рекомендуется).
    1. Определённые колебания в постановке ударения наблюдаются и в отдельных формах имён существительных.
    • Так, в косвенных падежах единственного числа существительных мужского рода второго склонения в ряде слов ударение остается неподвижным (постоянным):

      аэропорт  – аэропо́рта (но: в аэропорту́), Бальзак – Бальза́ка, бунт – бу́нта, верблю́д – верблю́да, воз – во́за (но: на возу́), воя́ж – воя́жа, ко́готь – ко́гтя, ло́коть – ло́ктя, марш – ма́рша, но́готь – но́гтя, сте́бель – сте́бля, торт – то́рта, фаза́н – фаза́на, фарш – фа́рша, шаг – ша́га (но в сочетании с числительными: два шага́; с предлогом в: в шагу́; в сочетании: на каждом шагу́), шарф – ша́рфа, шёлк – шёлка.

    • В других случаях наблюдается передвижение ударения с основы слова на окончание:

      бинт  – бинта́, блин – блина́, герб –  герба́, кисель – киселя́, прут –  прута́, серп – серпа́, столяр –  столяра́.

    • В ряде случаев в литературном языке сосуществуют несколько вариантов произношения:

      гусь  – гу́ся (допустимо – гуся́); пруд – пру́да (допустимо – пруда́; в предложном падеже – на пруду́); мост – обе формы (моста́ и мо́ста) равноправны.

    • Подобные явления наблюдаются и в форме именительного падежа множественного числа.
    1. Ударение передвигается на окончание в словах:

      школьный  бал – школьные балы́, бинт –  бинты́, воз – возы́, герб – гербы́, маляр – маляры́, мост – мосты́, пруд – пруды́, серп – серпы́, столяр – столяры́, шкаф – шкафы́.

    1. Ударение не передвигается на окончание:

      арбу́з – арбу́зы, проходной балл – проходные ба́ллы, вор – во́ры, догово́р – догово́ры, ко́зырь – ко́зыри, кран – кра́ны, торт – то́рты, тост – то́сты, шарф – ша́рфы, шприц – шпри́цы (в речи медиков – шприцы́).  
       
       

    Ударение  в именах прилагательных

  В целом, в русском языке существует тенденция к переносу ударения на конец прилагательного. Например, в XIX веке ударение в прилагательном английский падало на первый слог.

  Но  все равно необходимо учитывать целую систему факторов. 

    1. Полные  прилагательные, образованные от существительных  с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, -чат-, обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные:

    ку́хня – ку́хонный, отхо́д – отхо́дный, перехо́д – перехо́дный, пу́рпур – пу́рпурный и пурпу́рный, уста́в – уста́вный, факси́миле – факси́мильный, экспе́рт – экспе́ртный, а́вгуст – а́вгустовский, ева́нгелие – ева́нгельский, зна́харь – зна́харский, о́трок – о́троческий, Украи́на – украи́нский, гу́бка – гу́бчатый, коро́бка – коро́бчатый, ско́ба – ско́бчатый.

    В то же время возможны и отклонения от этой модели.

    Необходимо  запомнить, как правильно произносить следующие прилагательные: козырно́й (ко́зырь), ло́мберный стол, мишу́рный (от мишура́), мозаи́чный (от моза́ика), синусоида́льный (от синусо́ида), стенопи́сный (от сте́нопись), мизе́рный (допустимо – ми́зерный – от ми́зер).

    1. Прилагательное с окончанием -ой всегда имеет ударение на последнем слоге:

    бортово́й, валово́й, первоочередно́й, ножево́й, объездно́й, спиртово́й, супово́й.

    1. Прилагательные с суффиксом -ов-, -ев-, образованные от двусложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные:

    бо́мба – бо́мбовый, ве́реск – ве́ресковый, гру́ша – гру́шевый (допустимо – грушо́вый), джи́нсы – джи́нсовый и джинсо́вый, и́ва – и́вовый, ма́нго – ма́нговый, ми́нус – ми́нусовый (допустимо – минусо́вый), моде́рн – моде́рновый (в речи молодежи распространена форма модерно́вый, но она не является нормативной), пи́ки – пи́ковый, пи́хта – пи́хтовый, сли́ва – сли́вовый.

    1. В прилагательных с суффиксом -ист- действует следующая тенденция.

    Если  в существительном ударение падает на первый слог, то в прилагательном суффикс -и́ст- будет ударным: ба́рхат – бархати́стый.

    Если  в существительном ударение падает на второй слог, то в прилагательном ударение сохраняется на том же слоге: боло́то – боло́тистый.

Информация о работе Орфоэпический нормы