Норма как центральное понятие культуры речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:54, реферат

Краткое описание

Языковая норма - это образец того как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что - нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Языковые нормы объективно складываются в процессе языковой практики членов общества. Нормы могут изменяться с течением времени, но все же на протяжении длительного времени они стабильны. Соблюдение норм облегчает использование литературного языка.

Оглавление

1.Понятие языковой нормы;
2.Основные свойства языковой нормы;
3. Относительность и изменчивость языковой нормы;
4. Нормализация, антинормализаторство ,пуризм;
5. Современные орфоэпические нормы;
6. Лексические нормы. Типы лексических ошибок;
7. Грамматические нормы, и виды грамматических ошибок;
8. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения;
9.Вывод
10.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

русский язык.docx

— 44.02 Кб (Скачать)

Стилистически окрашены:

  • Высокий (книжный, академический)  стиль;
  • Разговорный стиль.

Различные стили произношения приводят к наличию  в орфоэпии произносительных вариантов. По нормам нейтрального стиля произношения оформлены слова нейтрального стиля. Слова высокого стиля – по нормам высокого стиля произношения, слова разговорные – по нормам разговорного стиля произношения. Различие между стилями произношения может позволить некоторым нормам нейтрального стиля иметь в высоком и разговорном стилях свои соответствия:

  • Высокий стиль [сонэт] – нейтральный стиль [с?нэт].
  • Нейтральный стиль [к?гда] – разговорный [к?да].

 

 Книжный стиль в орфоэпии называется высоким. Высокий стиль произношения строго соблюдает орфоэпические нормы, не допускает произносительных вариантов.  

Разговорному  стилю произношения свойственна :

а) сильная редукция гласных, а иногда даже пропуск слов.

[здрасте]  – здравствуйте.

[здрасть]  – здравствуйте.

б) более выраженное смягчение гласных.

[з?в?э?р?и]  – звери.

[т?в?о?рдый] – твердый.

Нейтральный стиль произношения является как  бы промежуточным между книжным  и разговорным. Орфоэпические нормы свойственны нейтральному стилю.     

Русская орфоэпия включает в себя правила  произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения включаемые иногда в орфоэпию вопросы ударения и интонации, имеющие важное значение для устной речи, являются объектом рассмотрения орфоэпии, гак как непосредственно не относятся к произношению. Ударение относится к фонетике (служит для выделения слога в слове), к лексике (являясь признаком данного слова) или к грамматике (являясь признаком данной грамматической формы). Интонация служит важным выразительным средством устной речи, придающим ей эмоциональную окраску, но не связана с правилами произношения. 

Лексические нормы .Типы лексических ошибок:

 Или как еще их можно назвать, нормы словоупотребления, в литературном русском языке заключаются в следующем: слово должно употребляться с учетом его лексического значения;слово должно употребляться с учетом его олжно употребляться с учетом его лексической сочетаемости. Эти правила при условии точности их соблюдения обеспечивают точность и правильность речи, как устной, так и письменной. Если не соблюдать вышеперечисленные правила лексических норм, то будут возникать лексические ошибки. Данные ошибки могут появляться и вследствие неправильного определения лексического значения того или иного слова, используемого в речи. Для того, чтобы правильно определить лексическое значение конкретного слова, необходимо обратиться к толковому словарю. Использование толкового словаря расширяет знания человека о правильной и культурной речи. Точность и выразительность слова также необходимое условие для соблюдения лексических норм. Точность слова – обязательное условие для его адекватного и полного понимания, следовательно, и для эффективности всей речи в целом. Точным называют такое слово, значение которого полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами контекста. Точность слова призвана помогать говорящему или пишущему верно выражать свои мысли, связывать их с действительностью . Главное условие выразительности – наличие у человека своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Под выразительностью, как правило, подразумевается оригинальность, неповторимость, неожиданность. Именно в этом плане выразительное слово способно вызвать интерес и одобрение тех, кому предназначается вся речь. Степень точности и выразительности слова зависит от нескольких факторов: индивидуальности автора речи, особенностей адресата, от ситуации, в которой используется то или иное слово. Точность и выразительность слова находит свое выражение в коммуникативном аспекте речи. Эти качества слов призваны не только лишь просто помочь адресату понять речь, смысл слова, но и понять это как можно более полно, более адекватно выраженному смыслу. Точным слово становится лишь тогда, когда человек, его употребляющий, знает точно, что именно он хочет сказать, выразить, объяснить, чего хочет добиться. Это же относится и к выразительности слова. Если все слова в нашей речи будут точными и выразительными, то речь в целом будет удачной, понятной, правильной, культурной и эффективной. Выразительность и точность употребляемых слов характеризует культуру и образованность человека, который использует эти слова в своей речи. Степень точности и выразительности определяет и оценивает тот человек, который читает или слушает. От выразительности и точности каждого отдельного слова зависит качество всей речи в целом. Правильность и культура речи каждого образованного человека зависит и от этих факторов. Лексически правильная речь всегда точная и выразительная. Это необходимо знать и помнить каждому человеку. Употребление в речи слова с учетом его лексической сочетаемости является одним из правил лексических норм. Лексическая сочетаемость слов – это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических грамматических закономерностей сочетания слов. Лексическая сочетаемость тесно связана с обусловленной языком возможностью сочетания слов в пределах словосочетания или соединения подлежащего со сказуемым. Нарушение лексической сочетаемости может быть намеренным или случайным. Намеренное нарушение грамматических закономерностей сочетания слов лежит в основе некоторых стилистических фигур и тропов (например, метафоры, аллегории, гиперболы, оксюморона и др.). Намеренное же нарушение лексической сочетаемости приводит к речевой ошибке. Наиболее распространенным случаем такой ошибки является контаминированная конструкция, в которой ошибочно соединяются части синонимичных словосочетаний. Можно привести следующий пример такой ошибки: играть значение. Правильно же будет играть роль, либо иметь значение. В некоторых случаях ненамеренное, случайное нарушение лексической сочетаемости закрепляется в речи, а затем и в языке. В данном случае можно сказать, что это обновленная лексическая сочетаемость. Как уже было сказано, учет лексической сочетаемости слов является обязательным условием для обеспечения лексической правильности любой речи, устной или письменной. Таким образом, соблюдение лексической сочетаемости обязательно для культурного и образованного человека.

Грамматические  нормы и типы их ошибок:

 Знание основных типичных  грамматических ошибок является  залогом того, что при построении  высказываний в устной и письменной  речи наименее вероятна возможность  их совершения. Потому изучение  грамматических норм и основных  ошибок их нарушения особенно  языка ,актуальна  и в повседневном  общении любого грамотного русского  человека. Правильное употребление  речевых оборотов в соответствии  с грамматическими нормами русского  языка делают речь изысканной, правильной и выразительной. Грамматические  нормы  делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

К типичным грамматическим ошибкам относят: 
I. Ошибки в структуре слова:  
1) при образовании слов (например: непоседка вместо непоседа; раздумчивый взгляд вместо задумчивый; благородность вместо благородство, надсмехаться вместо насмехаться, подскользнуться вместо поскользнуться и др.);  
2) при образовании форм слова:  
а) имени существительного (например: облаки, рельса, с повидлой, без сапогов и др.);  
б) имени прилагательного (например: красившее, более красивее и др.);  
в) имени числительного (например: с пятистами рублями, у обеих друзей и др.);  
г) местоимения (например: ихний, чегой-то, около его, к им на дачу и др.);  
д) глагола (например: ездиет, хочат, ждя, ложит, махает, оставший рубль, веревка с перекусанным концом).  
II. Ошибки в структуре словосочетания:  
1) в согласовании (например: злой собака, травяная шампунь;  
2) в управлении (например: удивляюсь его силой, жажда к славе, избежать от верной гибели, набраться силами, вернуться с Минска, поступить согласно приказа, заведующий магазина).  
III. Ошибки в структуре предложения:  
1) нарушение границы предложения (например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке, Он был хорошим. Потому что он всем помогал);  
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: Торжество счастья захлестнула птицу. Но не вечно ни юность, ни лето. Роман "Дни Турбинных” написаны М. Булгаковым);  
3) ошибки в построении предложения с однородными членами (например: Девушка была румяной, гладко причесана. Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей);  
4) в предложении с причастным оборотом (например: Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами);  
5) в предложении с деепричастным оборотом (например: Пролетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли. На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени);  
6) смешение видовременных форм глагола (например: Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед);  
7) в сложном предложении (например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами. Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина. Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом);  
8) смешение прямой и косвенной речи (например: Онегин сказал, что меня это не тревожит. Белинский написал, что я не согласен с Писаревым);  
9) неудачный порядок слов в предложении (например: Он пришёл в уже плохом настроении);  
10) удвоение (дублирование) подлежащего (например: Дворяне, они ненавидели Пугачёва).

Основные направления  совершенствования навыков грамотного письма и говорения      

Во все времена в  любом обществе умение правильно  говорить и писать считалось признаком  образованного человека. Язык –  структура подвижная и постоянно  меняющаяся. Но основы грамотного письма и говорения остаются прежними. 
      Что на сегодняшний момент означает грамотно писать? Это прежде всего означает владеть определенным набором навыков, т. е. знать правила употребления гласных и согласных, правильное употребление лексики, правила синтаксиса, стилистики и т. д. Например, стилистика. Очень важно, чтобы текст был написан в одном стиле и не было отдельных слов, выпадающих из общей картины. В последнее время в этой части языкознания наметились тенденции расширения некоторых понятий, что поможет если не убрать спорные моменты, то уменьшить их количество. Так выражаются основные направления совершенствования навыков грамотности в стилистике. Что касается лексики, то полное владение лексическим составом языка доступно очень грамотным людям. Но совершенствовать свои познания в этой области – задача, стоящая перед каждым грамотным человеком и являющаяся задачей теории русского языка. 
      Как и в любом деле, лучший способ усовершенствовать навыки письма – это постоянные упражнения. Изучение новых правил и повторение уже изученных – вот основополагающие правила. Употребление гласных в корнях существительных, правильное выделение причастных и деепричастных оборотов и многое другое – это то, что надо совершенствовать и является в свою очередь основными направлениями повышения уровня навыков грамотного письма. 
      Не менее важен вопрос и грамотного говорения. Что значит грамотно говорить? Это умение правильно делать ударения, правильно произносить звуки (т. е. фонетика), сюда можно отнести и стилистические навыки, и богатство и разнообразие языка. Но основой грамотного говорения являются прежде всего навыки грамотного письма. Например, такой важный момент, как точность речи. Это умение четко и ясно выражать свои мысли. Как любое умение, его можно усовершенствовать. Чтобы речь была точной, необходимо прежде всего знать, о чем хочешь сказать. Иначе получается путаница и нарушается логика повествования. Есть и другая причина, которая делает речь неточной. Это – плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей. 
      Все, что нас окружает, имеет названия. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. В речи существует много подводных камней, например омонимы – слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению. Нельзя употреблять их в нескольких смыслах. Опасна в речи и синтаксическая омонимия. 
      Одно из требований, предъявляемых к речи говорящего и пишущего, – понятность речи. Это важнейшее коммуникативное качество речи. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова. 
      Еще один момент – это выразительность речи. Речь, наполненная сравнениями, пословицами и другими стилистическими средствами, привлекает внимание.

Вывод:

  Таким образом, можно без колебаний сказать, что норма языка центральное понятие культуры речи. Только четкое следование правилам и канонам общения и письма может помочь сохранить наше культурное наследие в полном его великолепии. Однако не стоит забывать, что и эти нормы со временем претерпевают определенные изменения, подстраиваясь под стиль жизни и видоизменяясь наряду с обществом. Так, некоторые слова могут в наши дни значить не совсем то, что имели ввиду наши предшественники, употребляя его. Для таких случаев на помощь приходят толковые словари, словари архаизмов и диалектных слов. Нормы языка должны быть обязательными для всех. Тогда, и только тогда объединенными усилиями можно спасти «великий, могучий русский язык».

 

Орфоэпического словаря  русского языка" (1983)

 

 

 

 


Информация о работе Норма как центральное понятие культуры речи