Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:56, реферат
В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.
Введение
Невербальное общение
Роль невербального общения
Этикет невербального общения
Кинесические средства
-мимика
-взгляд
-поза
-жесты
Заключение
Список литературы
Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет кончики трёх пальцев, подносит их к губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он протирает указательным пальцем основание носа, то эта означает, что он не доверяет тому, о ком говорят.
В некоторых африканских странах смех означает изумление или замешательство.
В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.
Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Итак,
-
если пальцы рук сцеплены. Возможно
три варианта: скрещенные пальцы
рук на уровне лица, лежат на
столе, лежат на коленях. Этот
жест означает разочарование
желание собеседника скрыть
- защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете;
- почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться;
- почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека;
-
пальцы во рту. Этот жест
говорит о внутренней
-
собеседник потирает лоб,
-
человек отводит глаза – это
является самым ярким
-
скрещивание рук на груди
Необходимо как можно скорее закончить разговор. Если собеседник при скрещивание рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную;
-
жест «пощипывание переносицы»,
- обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то тему разговора следует поменять;
- если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение;
Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе.
Уверенного в себе человека, который хочет показать своё превосходство
над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук за голову».
С
таким человеком общение
Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.
По тому, как слушающий выпускает дым сигареты, можно определить его отношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянно вверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причём чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен.
Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен.
Опущены плечи, и поднята голова – настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова – собеседник заинтересован. Протирание века – собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас.
Для
того, чтобы достичь желаемой цели в беседе,
мало быть внимательным человеком, необходимо
самому использовать во время беседы жесты
открытости, которые помогут расположить
к себе собеседника, вызывать его на откровенный
разговор и оставить о себе самое благоприятное.
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
1.Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | |||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость | |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | ||
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | ||
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | ||
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.
Фиксация
эмоции по зоне позволяет более или
менее определенно
Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.
Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.
Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
Мимика динамична и, как правило, отражает:
По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.
Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.
Целесообразно
намеренно управлять своей
Управляя мимикой, нужно использовать все мимические компоненты лица:
С
мимикой очень тесно связаны
взгляд, или визуальный
контакт, составляющий очень важную
часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят
одно, а язык другое, опытный человек больше
верит первым» (Эмерсон).
Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх | Подожди минуту, подумаю | Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повтори | Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |