Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 22:56, реферат

Краткое описание

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.

Оглавление

Введение
Невербальное общение
Роль невербального общения
Этикет невербального общения
Кинесические средства
-мимика
-взгляд
-поза
-жесты
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

невербальные средства общения.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

  Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет  кончики трёх пальцев, подносит их к  губам и, высоко подняв подбородок, посылает в воздух нежный поцелуй. Если он протирает указательным пальцем  основание носа, то эта означает, что он не доверяет тому, о ком  говорят.

  В некоторых африканских странах  смех означает изумление или замешательство.

  В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания.

  Многие  жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание  прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться  в жестах и мимике. Итак,

  - если пальцы рук сцеплены. Возможно  три варианта: скрещенные пальцы  рук на уровне лица, лежат на  столе, лежат на коленях. Этот  жест означает разочарование  желание собеседника скрыть своё  отрицательное отношение;

  - защита рта рукой (это могут  быть только несколько пальцев  или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как  вы лжете;

  - почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться;

  - почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека;

  - пальцы во рту. Этот жест  говорит о внутренней потребности  в одобрение и поддержке;

  - собеседник потирает лоб, виски,  подбородок, прикрывает лицо руками  – это свидетельствует о том,  что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо;

  - человек отводит глаза – это  является самым ярким показателем  того, что он что-то скрывает;

  - скрещивание рук на груди собеседника  сигнализирует о том, что лучше  разговор закончить или перейти  на другую тему.

  Необходимо  как можно скорее закончить разговор. Если собеседник при скрещивание рук обхватывает плечи, то это означает, что он уже готов перейти врукопашную;

  - жест «пощипывание переносицы»,  поза «мыслителя», когда подпирают  щёку – это жесты размышления  и оценки;

  - обиженный человек чаще всего  принимает следующую позу. Он  приподнимает плечи и опускает  голову. Если собеседник принял  именно эту позу, то тему разговора  следует поменять;

  - если ваш собеседник ходит  по комнате, это значит, что  разговор интересует его, но  ему нужно подумать, прежде чем  принять решение;

  Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе.

  Уверенного  в себе человека, который хочет  показать своё превосходство

  над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук  за голову».

  С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотят расположить  его к себе, то наклоняются немного  вперёд с протянутыми ладонями и  просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста.

  Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или  его руки лежат на коленях, хочет  прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают.

  По  тому, как слушающий выпускает  дым сигареты, можно определить его  отношение к собеседнику и  к разговору. Если он выпускает дым  постоянно вверх, это означает, что  он настроен положительно и разговор ему нравится. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причём чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен.

  Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии  человека. Если руки находятся в  карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится  в угнетённом состоянии. Человек, у  которого руки сцеплены за спиной, а  голова опущена, чем-то озабочен.

  Опущены плечи, и поднята голова – настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова – собеседник заинтересован. Протирание века – собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас.

  Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное.  

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

1.Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).

Таблица 1. Мимические коды эмоциональных  состояний

Части и элементы лица Эмоциональные состояния
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки  губ опущены Уголки  губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены  или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты  вверх
Уголки  бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние  уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные  складки на лбу и переносице Горизонтальные  складки на лбу
Подвижность лица Лицо  динамичное Лицо  застывшее Лицо динамичное

В специальной литературе встречается  более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST  (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация  эмоции по зоне позволяет более или  менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской  практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в  деловом общении.

Исследования  психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и  согласованностью интерпретируют эти  мимические конфигурации как выражение  соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти  стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и  страха.

Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

В профессиональной психотехнике мимика используется для:

  • усиления речевого высказывания;
  • воздействия на собеседника;
  • установления психологического контакта;
  • формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;
  • маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;
  • улучшения самочувствия.

Мимика  динамична и, как правило, отражает:

  1. отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;
  2. психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;
  3. отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;
  4. отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;
  5. некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

По  мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.

Умение  контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи —  важное профессиональное умение. Следует  вырабатывать у себя привычку уделять  внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует  ли она ситуации, когда ее следует  изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит  периодически смотреть в зеркало, чтобы  уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно  равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое  отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется  разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым  настроем, уверенностью, самообладанием.

Управляя  мимикой, нужно использовать все мимические компоненты лица:

  • выражение глаз;
  • направление взгляда;
  • особый рисунок носогубных складок;
  • особый рисунок складок лба;
  • общее положение головы (обычное, прямое, а не высокомерно поднятый подбородок или взгляд исподлобья);
  • разрез глаз (изменение движением мышц век и к ним прилегающих, которые в первую очередь определяют выражение).

С мимикой очень тесно связаны  взгляд, или визуальный контакт, составляющий очень важную часть общения(табл. 2). «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым» (Эмерсон). 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые  действия

Взгляд  и сопутствующие  движения Трактовка Необходимо
Подъем  головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение  головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне  нечего добавить Продолжить  контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что  тебе нужно Продолжить  контакт
Долгий  неподвижный взгляд в глаза собеседнику Хочу подчинить  себе Действовать по обстановке
Взгляд  в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд  в пол Страх и желание  уйти Уйти от контакта

Информация о работе Невербальные средства общения