Контрольная работа по «Бизнес-риторика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Риторика со стороны познания представляет собой теорию и практику речемыслительной деятельности, связанной с размышлением над научными и социально значимыми проблемами и убеждением других в собственном видении этих проблем. Когнитивные (cogito –я мыслю) функции риторики есть функции познавательные, номинативные (обозначающие предмет мысли), конструктивные, то есть соединяющие мысли в некий целостный текст, аккумулятивные – накапливающие, концентрирующие знания и передающие их другим.

Файлы: 1 файл

КР риторика.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

Марк Туллий Цицерон говорил, что наилучший оратор тот, который своим словом и  учит слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Классические риторики определяли красноречие как дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Произнесение речи, таким образом, требует от оратора прежде всего психологических умений, то есть умения одновременно владеть собой, аудиторией и материалом выступления, умения поддерживать определенный эмоциональный настрой (у себя и у аудитории), умения чувствовать время, не затягивать выступление, умения гасить негативные эмоции и т.п. В обобщенном виде психологические умения оратора можно свести к следующим умениям:

·        управление собственным поведением;

·        учет особенностей конкретной аудитории (уровень готовности к восприятию материала, интерес к излагаемой проблеме и т.д.);

·        выбор вида общения;

·        сочетание эмоциональных и рациональных факторов воздействия на аудиторию и их варьирование в зависимости от особенностей аудитории,

·        организация внимания слушателей;

·        использование наряду с убеждением механизма внушения;

Большая роль в организации общения принадлежит первому впечатлению, поэтому следует продумать и первую фразу, и интонацию первой фразы, и выбор приветствия, и степень громкости голоса, и мимику, и жест, и костюм, и прическу.

Психологический настрой перед началом речи поможет также преодолеть возможный страх, связанный с публичным выступлением. Откуда берется этот страх? В книге «Искусство делового общения» известный американский специалист по риторике Фрэнк Снелл объясняет это рядом обстоятельств, с его точкой зрения можно согласиться.

Во-первых, участвуя в обычном разговоре, вы знаете, что в любую минуту вы можете отказаться от продолжения разговора, если он вас затрудняет. Это позволяет вам сконцентрироваться на главном - передаче своих мыслей. Другими словами, ответственность за успех или неуспех общения распределена между всеми участниками. В монологе – большая часть ответственности на ораторе.

Во-вторых, в разговоре вы можете остановиться, и собеседник подхватит разговор, в ораторском выступлении на это рассчитывать не приходится.

Третьим немаловажным фактором является то, что человеком, как и   всеми  живыми  существами, управляет мощный инстинкт быть частью объединения себе подобных. Он - часть семьи, член общества, гражданин страны. Все, что он делает, он делает будучи частью большого объединения людей, поддерживающих друг друга. Оказавшись без привычной поддержки окружающих, человек испытывает ряд трудностей, ему тяжело идти в одиночку. И наконец, дискомфорт монологического выступления связан с отсутствием реакции на ваши высказывания, вы сами должны улавливать отношение к тому, что вы говорите, и корректировать свою речь. Вот почему так важны все речевые, логико-грамматические, семантичеcкие средства организации текста, его предъявления, обеспечивающие коммуникацию (вопросно-ответное единство, размышление вслух, прямое обращение и т.п.).

К важнейшим психологическим умениям оратора относится умение управлять аудиторией, прежде всего ее вниманием. Прекрасный русский судебный оратор Л.С. Пороховщиков дает ряд полезных советов, которые стоят того, чтобы иx воспроизвести полностью:

«Оратор должен уметь возбуждать и поддерживать внимание специальными приемами. Это одно из важнейших условий успеха ,и по своей очевидности оно не требует особых пояснений, поскольку необходимо непрерывное внимание слушателей для того, чтобы воспринять все сказанное оратором. Я ограничусь немногими краткими указаниями.

Будьте только внимательны, читатель, и вы скажете, что первый прием применен в предыдущей строке; это прямое требование внимания от слушателей. Вы также скажете, что второй прием, столь же простой и естественный, - это, конечно,… пауза.

Третий прием заключается в употреблении вставных предложений.

Четвертый прием, как вы уже догадались ( не правда ли, проницательный читатель?), это риторическая фигура apostroph - обращение к слушателю с неожиданным вопросом.

Перейдем к пятому приему, после которого останутся ещё только два; из них последний, седьмой, - самый интересный, пятый прием очень завлекательный, но вместе с тем и... Впрочем, в настоящую минуту, мне кажется, удобнее обратиться к шестому приему, не менее полезному и, пожалуй, сходному с ним в своем основании; шестой прием основан на одной из наиболее распространенных и чувствительных слабостях человека: нет сомнения, что, задумавшись, хотя бы на секунду, всякий мало-мальски сообразительный человек сам укажет его. Я не знаю,  стоит ли прямо называть эту уловку, когда читатель уже издалека заметил, что сочинитель просто старается затянуть изложение и подразнить его любопытство, чтобы обеспечить его внимание.

Возвращаясь теперь к пятому приему, мы можем сказать, что внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, и новый толчок тогда, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

Седьмой прием, как видели читатели, заключается в том, чтобы заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии» (Об ораторском искусстве. – М.,1963. - С.154).

Основными психологическими способами воздействия на людей в процессе общения являются заражение, внушение и подражание.

Заражение - это бессознательная, невольная подверженность людей определенным психическим состояниям. Наиболее ярким примером заражения является паника. Заражению предшествует общность оценки ситуации или информации. Во время публичного выступления аплодисменты служат стимулом для включения механизма заражения. Страх, агрессия, повышенная эмоциональная возбудимость легко и быстро передаются в толпе, лишая людей осознанного контроля за своими действиями.

Внушение представляет собой эмоциональное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей в результате некритического восприятия информации внушаемым. Особенно подвержены внушению дети. В механизме внушения центральная роль принадлежит авторитету человека, который оказывает психологическое воздействие. Вера, доверие нередко содержат в себе внушение.

Подражание - это воспроизведение образцов чьего-либо поведения. Внутреннее подражание есть восприятие чужого мировоззрения. Оно может сопровождаться внешним подражанием - воспроизведением чужой манеры говорить, двигаться и т.п. Дети подражают взрослым.

Произнесение речи - это не только слова, не только вербальное выражение мыслей, но это и комплекс вербальных и невербальных компонентов. В первую очередь следует сказать об интонации, выполняющей многообразные функции в речи оратора: передачи субъективной оценки, эмоционального состояния оратора, экспрессивно-эмоционального воздействия на слушателя и т.п. Интонация сложна по своей природе и включает высоту, силу, темп и тембр звучания. Многое могут сказать  оратору глаза слушателей. Взгляд, по мнению психологов, выполняет при общении функцию синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на своего партнера, больше концентрируясь на содержании своего высказывания. Беда многих начинающих ораторов - взгляд, устремленный в некое пространство, в окно, в свои записи. Слушающий считывает информацию, и его отношение к говорящему проявляется во взгляде.

Мимика и жесты - важнейшие средства коммуникации. Мимика -динамическое движение мышц лица, с помощью мимики передается вся палитра человеческих чувств. Жесты могут замещать речь или сопровождать ее. Сопровождающие жесты акцентируют внимание, заполняют паузу, ритмизуют речь, поддерживают контакт. Жесты обычно делят на указательные (они сопровождают указательные слова), изобразительные (воспроизводят отдельные качества, величину предметов и явлений), символические (напримep, пионерский салют, честь у военных и т.п.), ритуальные (сопровождают, например, религиозный обряд), эмоционально-экспрессивные (выражают чувства и эмоции). Овладение искусством жестикуляции также необходимо оратору, как и овладение богатством языка.

В монологическом и диалогическом общении невербальные средства коммуникации проявляют себя с разных сторон, по-разному обеспечивая успех беседы или публичной речи.

Одним из существенных элементов ораторского мастерства является техника речи. Техника речи включает правильное дыхание, хороший голос (гибкий, подвижный, способный передавать мысль во всей ее полноте, выносливый, не теряющий своих основных качеств при длительном звучании, полетный, слышимый в любой аудитории, богатый и разнообразный по высоте, тембру и силе звучания), хорошую дикцию и орфоэпию (нормативное воспроизведение фонетической стороны языка - звуков и ударения), интонационное богатство, уместные и разнообразные жесты и мимику.

В древности придавали большое значение технике ораторской речи. К настоящему времени накоплен большой опыт в постановке певческих голосов, в профессиональном обучении актеров. Этот опыт с успехом используется для обучения и самообучения ораторов, вообще людей, чья профессиональная деятельность связана с необходимостью много говорить.

 


Информация о работе Контрольная работа по «Бизнес-риторика»