Контрольная работа по «Бизнес-риторика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 19:31, контрольная работа

Краткое описание

Риторика со стороны познания представляет собой теорию и практику речемыслительной деятельности, связанной с размышлением над научными и социально значимыми проблемами и убеждением других в собственном видении этих проблем. Когнитивные (cogito –я мыслю) функции риторики есть функции познавательные, номинативные (обозначающие предмет мысли), конструктивные, то есть соединяющие мысли в некий целостный текст, аккумулятивные – накапливающие, концентрирующие знания и передающие их другим.

Файлы: 1 файл

КР риторика.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

Перифраз, перифраза - троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «погрузился в задумчивость» вместо «задумался».

Разновидностью перифраза является эвфемизм - слово или выражение, употребляемое вместо неприличного, грубого, запретного («ритуальные услуги» вместо «похороны»): «Но разве это единственная, мягко говоря, выдумка Натальи Фёдоровны?».

В основе тропов лежит сравнение, являясь их предпосылкой, однако сравнение - это и самостоятельный, чрезвычайно распространённый приём: «Однообразный голос лектора убаюкивал, как колыбельная песня», «А как речь-то говорит, точно реченька журчит», «Тени вечера волоса тоньше», «Толпа походила на серую птицу».

 

 Прекрасным ораторским средством является развёрнутое сравнение, позволяющее нарисовать яркую картину. Примером может служить описание салона А.П. Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

 

Оратория

 

 

Оратория рассматривала вопросы подготовки к произнесению речи и собственно выступление. Поговорим сначала о подготовке к выступлению, которая может быть разбита на три этапа.

На первом этапе создается текст. Этот этап связан с определением цели  выступления и вида речи, со сбором материала, с составлением плана и разработкой композиции, с оформлением мысли в слове, с украшением речи. При создании текста проявляются общая культура оратора, глубина знаний, оригинальность мышления, языковое мастерство. Включая период создания текста в процесс подготовки к выступлению, мы учитываем прежде всего то, что никакое выступление не бывает безадресным. Предполагая донести информацию до других людей, мы ориентируемся на тех, кому она необходима, полезна, интересна. Другими словами, подготовка к выступлению начинается задолго до того, как мы выходим к аудитории, с момента возникновения потребности в нашем выступлении. Важное значение имеет цель выступления, поскольку от этого будет зависеть вид речи.

Можно выделить три основные цели и соответственно три основных вида речей: информирующая, аргументирующая и эпидейктическая (хвалебная или порицающая). Аргументирующая, в свою очередь, подразделяется на убеждающую и агитирующую. Рассмотрим подробнее эти виды речей.

 

 

Информирующая речь

 

 

1. Цель речи - сообщение  сведений, информирование аудитории.

2. Задача речи - обеспечить понимание, добиться понимания.

3. Основные законы (правила) информирующей  речи: сделать речь понятной и  интересной для слушателей, а  информацию как можно более  эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную  готовность аудитории к восприятию  информации.

4. Строение речи: введение, основная  часть, заключение.

Введение. Задача введения - завладеть вниманием слушателей (приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т.п.).

Основная часть Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

Заключение. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т.п.).

5. Выражение мысли в речи.

Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов - минимум. Основа - нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.

Аргументирующая речь

 

 

1. Если цель речи - убедить аудиторию  согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться  доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей  речи: необходимость точного выбора  вида речи, точной формулировки  проблемы речи, четкого формулирования  тезиса; учет аудитории, её всесторонняя  оценка и соответственно этому - выбор стратегии доказывания (по  дедуктивному или индуктивному  методу); сочетание рациональных  и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная  часть, заключение

Введение. Задача введения - расположить их к себе слушателей (приемы: афоризм, цитата, шутка; демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п.). Формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т.п.

Основная часть. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.

Заключение. Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.

5. Выражение мыслей в речи.

Основу  составляет  нейтральная  лексика,  вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.

Эпидейктическая речь

 

 

1. Цель речи - хвала тому, что утверждает определенные нравственные ценности, и порицание обратного.

2. Задача речи - воодушевление, сплочение  аудитории.

3. Разновидности речи: хвала лицу по особому случаю (юбилей, праздник, день рождения, погребение и т.д.): человеку, коллективу, какому-либо явлению или событию.

4. Основные законы эпидейктической речи: учет фактора адресата речи (хвалить то, что  более  всего ценится у данной  аудитории),  закон усиления и преувеличения; необходимость сравнения (с прошлым состоянием дел, с деяниями знаменитых людей и т.п.).

5. Строение речи: введение, основная  часть, заключение.

Введение. В виде экспозиции (описание ситуации, обстоятельств и т.п.); в виде обращения к предмету речи, к аудитории: приветствие и т.п.

Основная часть. Описание - характеристика выдающихся свойств, перечисление заслуг, примеры деяний, мнения авторитетных лиц и т.п.

Заключение. Призыв к совместному восхвалению, обеты и обещания, пожелания дальнейших успехов; призыв к памяти об умершем и т.д.

6. Выражение мыслей в речи.

Использование лексико-грамматических средств высокого стиля, разнообразных фигур и тропов, экспрессивно-эмоциональной лексики. Основные коммуникативные качества речи – выразительность, образность, уместность.

Таким образом, первый этап подготовки к выступлению завершается созданием текста речи. Однако для устного выступления такой отработанный вариант не годится. Читать его вслух перед слушателями - значит потерять аудиторию.

Второй этап подготовки к выступлению как раз и связан с пересмотром текста и созданием или тезисов речи, или развернутого плана с определенными выписками, или «рассыпного конспекта», или иных индивидуальных способов сжатия текста: опорного конспекта (этот вид конспекта разработан педагогом В. Ф. Шaталовым), схемы выступления, карточек с цитатами, отдельными мыслями и т.п.

Завершается второй этап подготовки к выступлению репетицией. Репетиция нужна по целому ряду причин, прежде всего для того, чтобы обеспечить себе психологический комфорт. Известно, что всегда трудно делать что-нибудь впервые, так как возможны ошибки, неточности, срывы. Отрепетированный текст позволяет сконцентрироваться на содержании, уменьшить помехи со стороны внешних воздействий, улучшить контроль над эмоциями. Хронометраж, проводимый в момент репетиции, поможет рассчитывать время выступления. Чем свободней и раскованней будет чувствовать себя оратор в аудитории, тем легче ему будет донести свою мысль до слушателей, выполнить коммуникативную задачу.  Ораторы древности тщательно отрабатывали свои выступления вплоть до отдельного  жеста,  интонации,  ритма речи. Вместе с тем наилучшее впечатление производит речь, сохраняющая элементы импровизации. Безусловно, репетиция речи и её произнесение перед «живой» аудиторией никогда не бывают идентичными, хотя оратор, когда пишет и репетирует речь, пытается учесть специфику аудитории и реальные условия.

Третий этап подготовки – время непосредственно перед выступлением. На данном этапе большую роль играет умение оратора регулировать свое эмоциональное состояние: преодолевать волнение, направлять его в созидательное русло. Овладеть приемами управления собственным поведением в условиях эмоциональной нестабильности поможет аутогенная тренировка, представляющая собой разные комплексы методов психосаморегуляции. Умение сконцентрироваться на предстоящем выступлении, создать нужный эмоциональный настрой, преодолеть страх перед возможной неудачей зависит от важных качеств оратора, в первую очередь от волевых. Волевые качества оратора многое определяют в его профессиональном становлении. Например, воля тесно связана с вниманием. Внимание - это направленность на определенный объект и сосредоточенность сознания человека на нём в процессе деятельности. И в непринужденном диалоге, и в споре, и в монологе важно уметь управлять своим вниманием и вниманием слушателей.

В подготовке к выступлению следует отметить еще один важный момент, связанный с памятью как особым психическим феноменом. Чтение по бумажке заранее подготовленного текста допускается в таких жaнрово-ситуативных видах речи, как политический доклад, дипломатическая речь, и некоторых других. В подавляющем большинстве случаев нам приходится выступать, лишь частично опираясь на текст,  или вообще без письменной опоры. Поэтому человеку, чья деятельность связана с речевой коммуникацией, необходимо развивать память, вырабатывать свои, индивидуальные приемы запоминания информации, облегчения ее воспроизведения. Мнемонические приёмы, то есть приёмы, облегчающие запоминание, использовали ещё античные ораторы. На протяжении веков мнемоническая техника совершенствовалась. Сегодня широко известны такие способы, как способ смысловых ассоциаций; метод мест, при котором мысленно размещаешь объекты запоминания в различных знакомых местах: расставляешь слова в подъездах домов знакомой улицы, а потом, как бы гуляя по улице, «собираешь» их в определённой последовательности и т.п.

Основные законы психической деятельности, имеющие непосредственное отношение к памяти, таковы. Чувственно-эмоциональная сфера является базой «психокосмоса» человека. То, что окрашено эмоционально, запоминается гораздо лучше. Легче запомнить не слово, а образ, вызываемый этим словом.

Важнейшим принципом работы сознания является принцип новизны. Привлечение внимания к новому  и ответное проявление интереса приводит к возникновению в мозге очага активности, обусловленного эмоциональным фоном. Если информация нова, интересна, значит, она подавляет другую информацию. Исходя из психофизиологических возможностей мозга можно сказать, что для запоминания важны количество материала, длительность и многократность его предъявления, а также его организация и целостность картины.  Умение создать организованную  композицию  запоминаемого  материала - гарантия успеха.  В книге «Память хорошая, память плохая»  Р.Ю. Ильючонок пишет: «Очень существен для запоминания характер заучиваемого материала: его сходство и разнородность. Число необходимых повторений возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Если среди большого числа однородных элементов поместить несколько разнородных, то они слабее забываются». Применительно к речи Р.Ю. Ильючонок сообщает следующие факты, характеризующие нашу кратковременную память: «Взрослые с трудом запоминают смысл фразы, если она содержит больше 13 слов, а дети не более восьми. Если в разговорной речи фраза содержит 14 слов, то 30% людей забывают начало фразы, а если больше 18 слов, то ее понимают только 15% людей. Понимание фразы затруднено также, если она длится более 15 секунд. Очень важна скорость произнесения слова: оптимально два слова в секунду и, вероятно, три слова в секунду - это предел скорости для понимания». Это материал и к нашему следующему вопросу –произнесению речи.

Информация о работе Контрольная работа по «Бизнес-риторика»