Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 02:16, реферат
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения: их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, сферы применения в процессе общения, их экспрессинвно-стилистического характера.лы
Подобные задания тренируют
учащихся в лексической сочетаемости
слов-антонимов с другими
Итак, анализ учебника «Русский язык» (3 класс) авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой с точки зрения характера лексической работы над явлениями синонимии и антонимии позволил установить, что наряду с грамматико-орфографической работой проводится и лексическая. Характер лексических заданий разнообразен: на подбор или замену слов, близких или противоположных по значению, на систематизацию слов по семантике, на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с синонимами или антонимами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии и многозначности. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами. Но практически все лексические задания (за исключением заданий на сравнение слов по значению и подбор близких и противоположных по значению слов) выполняются нерегулярно, количество таких упражнений невелико.
В учебник «Русский язык» (4 класс) включено всего 5 заданий, направленных на работу над словами, близкими и противоположными по значению: на нахождение в контексте синонимов и антонимов, на подбор противоположных по значению слов, на составление предложений с антонимами и систематизацию слов по близости значения.
В этом учебнике уделяется значительное внимание знакомству со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов и антонимов.
Таким образом, в 4 классе продолжается работа над словами-синонимами и словами-антонимами, но количество упражнений, предполагающих наблюдения над данными лексическими единицами недостаточно.
Анализ учебно-методического
- теоретический материал дан
в большом объеме, чем в учебниках
Т.Г Рамзаевой, вводятся
- лексические задания отчасти
иллюстрируют связь синонимии,
антонимии и многозначности, но
количество таких заданий
- тренировочные упражнения с
лексическими заданиями
- лексический материал
Анализ действующих программ и
учебников по русскому языку для
начальной школы с точки зрения
проведения лексической работы над
явлениями синонимии и
- учащимся даются минимальные
теоретические сведения о
- большая часть лексической работы сводится к сравнению близких или противоположных по значению слов;
- лексическая работа по
Вместе с тем упражнения учебников содержат значительные резервы работы над явлениями синонимии и антонимии. Они могут быть реализованы за счет:
а) включения в теоретическую часть сведений о связи синонимии, антонимии и многозначности (т. е выявление системных отношений в лексике);
б) количественного увеличения упражнений по осмыслению системных отношений в лексике;
в) тренировки учащихся в подборе как однокоренных, так и разнокоренных синонимов и антонимов;
г) наблюдений над словообразовательными гнездами синонимов и антонимов;
д) активного привлечения учащихся к работе со словарями;
е) усиление работы творческого характера:
включения синонимов и
Информация о работе Изучение темы лексика в учебно-методических комплектах начальной школы