Изучение темы лексика в учебно-методических комплектах начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 02:16, реферат

Краткое описание

Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения: их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, сферы применения в процессе общения, их экспрессинвно-стилистического характера.лы

Файлы: 1 файл

Значение лексики в курсе русского языка начальной школы.docx

— 25.99 Кб (Скачать)

Подобные задания тренируют  учащихся в лексической сочетаемости слов-антонимов с другими словами  и предупреждают лексические  ошибки.

Итак, анализ учебника «Русский язык» (3 класс) авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой с точки зрения характера лексической работы над явлениями синонимии и антонимии позволил установить, что наряду с грамматико-орфографической работой проводится и лексическая. Характер лексических заданий разнообразен: на подбор или замену слов, близких или противоположных по значению, на систематизацию слов по семантике, на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с синонимами или антонимами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии и многозначности. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами. Но практически все лексические задания (за исключением заданий на сравнение слов по значению и подбор близких и противоположных по значению слов) выполняются нерегулярно, количество таких упражнений невелико.

В учебник «Русский язык» (4 класс) включено всего 5 заданий, направленных на работу над словами, близкими и противоположными по значению: на нахождение в контексте синонимов и антонимов, на подбор противоположных по значению слов, на составление предложений с антонимами и систематизацию слов по близости значения.

В этом учебнике уделяется значительное внимание знакомству со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов  и антонимов.

Таким образом, в 4 классе продолжается работа над словами-синонимами и  словами-антонимами, но количество упражнений, предполагающих наблюдения над данными лексическими единицами недостаточно.

Анализ учебно-методического комплекта  по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой,О.В. Прониной с точки зрения характера проводимой работы над  словами, близкими и противоположными по смыслу, позволяет сделать следующие  выводы:

- теоретический материал дан  в большом объеме, чем в учебниках  Т.Г Рамзаевой, вводятся термины  «синонимы» и «антонимы»; включены сведения о роли синонимов и антонимов в тексте;

- лексические задания отчасти  иллюстрируют связь синонимии,  антонимии и многозначности, но  количество таких заданий невелико;

- тренировочные упражнения с  лексическими заданиями направлены, в большей степени, на выработку  умений подбирать слова-синонимы  или антонимы и находить эти  лексические явления в текстах;

- лексический материал неравномерно  распределен по различным темам,  что не позволяет систематически  проводить семантическую работу  по формированию представлений о системном характере словарного состава языка.

 

 

Анализ действующих программ и  учебников по русскому языку для  начальной школы с точки зрения проведения лексической работы над  явлениями синонимии и антонимии  позволяет сделать следующие  выводы:

- учащимся даются минимальные  теоретические сведения о словах-синонимах  и словах-антонимах;

- большая часть лексической  работы сводится к сравнению  близких или противоположных  по значению слов;

- лексическая работа по осознанию  явлений синонимии и антонимии  проводится не систематически, ведущее  место в учебниках занимают  грамматические темы.

Вместе с тем упражнения учебников  содержат значительные резервы работы над явлениями синонимии и  антонимии. Они могут быть реализованы  за счет:

а) включения в теоретическую  часть сведений о связи синонимии, антонимии и многозначности (т. е  выявление системных отношений  в лексике);

б) количественного увеличения упражнений по осмыслению системных отношений  в лексике;

в) тренировки учащихся в подборе  как однокоренных, так и разнокоренных  синонимов и антонимов;

г) наблюдений над словообразовательными  гнездами синонимов и антонимов;

д) активного привлечения учащихся к работе со словарями;

е) усиление работы творческого характера: включения синонимов и антонимов  как в устную, так и в письменную речь.

 




Информация о работе Изучение темы лексика в учебно-методических комплектах начальной школы