Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 02:16, реферат
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения: их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, сферы применения в процессе общения, их экспрессинвно-стилистического характера.лы
Значение лексики в курсе русского языка начальной школы
Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения: их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, сферы применения в процессе общения, их экспрессинвно-стилистического характера.
Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов. Это — общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ.
Нельзя забывать и того, что большая часть слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях.
Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные линии:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.
2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:
3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.
4. Устранение нелитературных слов
Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).
Анализ программы «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева)
Во всех классах начальной школы большое место отводится наблюдениям над лексическим значением слова. В качестве составной части в раздел «Слово. Части речи» входит материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении. Программой выдвигается требование «учить детей исправлять друг у друга речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями».
Во 2 классе в разделе «Слово» предполагается знакомство с лексическим значением слова, а также наблюдение над многозначностью слова. При изучении частей речи рассматриваются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Но к концу обучения в этом классе не предъявляется никаких требований к лексическим знаниям и умениям.
3 класс по программе Т.Г.
В 4 классе закрепляются знания о прилагательных-синонимах и антонимах, а также совершенствуется умение пользоваться в текстах глаголы, близкие и противоположные по значению.
Итак, по программе Т.Г. Рамзаевой предусмотрена пропедевтическая подготовка по теме «Лексика», которая проводится при изучении грамматики. При этом значительное место отводится коммуникативно-деятельностной направленности обучения, знакомству с лексическими словарями. Однако системного рассмотрения понятия «слово» и семантических отношений между лексическими единицами данной программой не предусматривается.
Анализ упражнений из учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения характера лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии.
В учебнике-тетради «Русский язык» за 1 класс предусматривается проведение целенаправленных наблюдений над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщение элементов лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов (практически).
Анализ упражнений по русскому языку для 2 класса показал, что заданий на изучение близких и противоположных по значению слов всего 8, при этом все они разнообразны по характеру.
В теме «Алфавит, или азбука» в одном из упражнений содержится толкование близких по значению языковых понятий: «Алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука - из названий двух первых славянских букв: аз, буки».
Это упражнение помогает понять происхождение слов-синонимов и способ их образования (лексико-синтаксический - сращение), а также связывает синонимическую работу с семантикой слов.
Работа над явлениями
отношения внутри синонимического ряда демонстрирует пример из раздела «Глагол». Предлагается следующее задание: «Подбери подходящее по смыслу слова, отвечающие на вопрос что? Напиши.
Моросит, льет, хлещет (что?)....
О каком дожде говорят моросит, о каком - льет, о каком - хлещет?».
Итак, в учебнике Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» за 2 класс задания, направленные на осознание сходства и близости значения слов, рассредоточены по разным темам.
В учебниках «Русский язык» для 3 класса проводится работа над явлениями синонимии и антонимии, а также формируемые у младших школьников лексические учебно-языковые умения.
Основное количество упражнений, направленных
на работу над явлениями синонимии
и антонимии, выполняется учащимися
при изучении имени прилагательного
и глагола. Лексические задания
способствуют формированию умений сравнивать
близкие и противоположные по
значению слова, подбирать к предлагаемому
языковому материалу слова-
«Каждое имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания.
Преданный друг, отзывчивый человек, знаменитый писатель, прилежный ученик, пытливый мальчик».
Выполнение таких заданий
Особого внимания заслуживают упражнения на наблюдение над стилистически точным употреблением слов в текстах в зависимости от цели высказывания. Этому способствует анализ слов-синонимов.
«Прочитай рассказ девочки.
Я шла по лесной дорожке. Взглянула на куст репейника и удивилась. Почему он качается? Пригляделась. Маленький воробей сидел на нем. Вдруг воробушек прыгнул на землю и скрылся в траве. Наверное, птенец не умел летать. Я тихо отошла в сторонку.
Сравни слова: птенец- птенчик - птаха, пригляделась - присмотрелась, скрылся - исчез - спрятался. Они близки или противоположны по смыслу друг другу? Чем отличаются друг от друга?».
Задание этого упражнения помогает пронаблюдать над систематизацией слов по близости и противоположности их значений. Школьники осознают и тот факт, что к одному и тому же слову можно подобрать слова как близкие, так и противоположные по значению.
Итак, в 3 классе у младших школьников
формируются представления о
словах, близких и противоположных
по значению (без введения терминов).
Большинство анализируемых
Задания лексических упражнений в 4 классе преследуют цель закрепления лексических знаний, полученных в 3 классе.
Таким образом, учебно-методический комплект
по русскому языку Т.Г. Рамзаевой
реализует задачу знакомства младших
школьников с явлениями синонимии
и антонимии на практической основе
в ходе изучения грамматических тем.
Однако работа над лексическими понятиями
проводится не систематически и сводится
в основном к подбору или замене
слов. В то же время в учебниках
мало упражнений, помогающих осознать
функциональные особенности слов с
близким или противоположным
значением, недостаточное количество
и заданий творческого
Учебный комплект по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
Одним из важнейших аспектов рассмотрения слова по программе является лексический. Так, лексическая работа «пронизывает весь курс: регулярно ведутся наблюдения над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова».
В 1 классе дети наблюдают за номинативной функцией слов, осознают, что каждое слово имеет значение или даже несколько значений; учатся пользоваться толковым словарем. Слова с близким или противоположным значением в этом классе не рассматриваются.
Во 2 классе продолжаются наблюдения
над лексическим значением
Например, в разделе «Слово» дается задание: «Прочитай.
В одной стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
Весь день лакает молочко...
Как ты думаешь, почему разные предметы называются одинаково - язычок? Чем они похожи? Запиши сочетания слов: язычок ботинка, язычок... (малыша), язычок... (колокола)».
Наблюдение над явлениями
В теме «Имя прилагательное» третьеклассники знакомятся с понятием «антонимы»: «Слова с противоположным значением называются антонимами. Среди имен прилагательных много антонимов: хорошая - плохая, высокий - низкий, кислое - сладкое и т.д.»
В этой теме для закрепления нового
понятия выполняется ряд
«Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму.
Пел сильн... голосом -... голосом
с нов... другом -...другом
за больш... деревьями - за... деревьями
на высок... заборе - на... заборе
свеж... огурец -... огурец
из-за мелк... дождика - из-за...дождика
через мелк... ручей - через... ручей.
Выбери любую пару прилагательных-антонимов и составь с ними предложения. Сколько значений имеют прилагательные свежий и мелкий - одно или больше? Как ты догадался?».
Информация о работе Изучение темы лексика в учебно-методических комплектах начальной школы