Изучение темы лексика в учебно-методических комплектах начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 02:16, реферат

Краткое описание

Лексика—это совокупность слов, словарный состав того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.
В лексикологии слова изучаются с точки зрения: их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, сферы применения в процессе общения, их экспрессинвно-стилистического характера.лы

Файлы: 1 файл

Значение лексики в курсе русского языка начальной школы.docx

— 25.99 Кб (Скачать)

Значение лексики в  курсе русского языка начальной школы

 

Лексика—это совокупность слов, словарный состав  того или иного языка. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав, называется лексикологией. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систему понятий.

В лексикологии слова изучаются  с точки зрения: их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости,  сферы применения в процессе общения, их экспрессинвно-стилистического характера.

Наряду  с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография).

Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатом «Словаре современного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов. Это — общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ.

Нельзя  забывать и того, что большая часть  слов обладает многозначностью. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях.

 

Методика развития речи на лексическом  уровне предусматривает четыре основные линии:

1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежедневно 4-6 новых словарных единиц.

2. Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:

  • наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами; - усвоение лексической сочетаемость слов, в том числе во фразеологических единицах;  
  • усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
  • усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны Отдельным синонимам в синонимической группе.

3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ, изложение и сочинение.

4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные  направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка. Но на речь учащихся влияют и источники неправильные (речь родителей, друзей и т.п.).

Анализ программы «Русский язык» (автор Т.Г. Рамзаева)

 

Во всех классах начальной школы большое место отводится наблюдениям над лексическим значением слова. В качестве составной части в раздел «Слово. Части речи» входит материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении. Программой выдвигается требование «учить детей исправлять друг у друга речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями».

Во 2 классе в разделе «Слово» предполагается знакомство с лексическим значением слова, а также наблюдение над многозначностью слова. При изучении частей речи рассматриваются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Но к концу обучения в этом классе не предъявляется никаких требований к лексическим знаниям и умениям.

3 класс по программе Т.Г. Рамзаевой  является центральным в изучении  лексических понятий. Учащиеся  продолжают знакомство с лексическим  значением слова, многозначностью,  синонимами и антонимами. При  изучении лексико-грамматических  разрядов слов школьники учатся  выбирать наиболее точные слова  для выражения мысли и употреблять  в своих высказываниях прилагательные-антонимы  и глаголы как близкие, так  и противоположные по смыслу. Кроме того, учащиеся 3 класса приучаются  пользоваться толковым словарем, словарем синонимов и антонимов.  Основное требование к концу  этого класса - научиться распознавать  и употреблять в тексте синонимы  и антонимы (без знания терминов).

В 4 классе закрепляются знания о прилагательных-синонимах  и антонимах, а также совершенствуется умение пользоваться в текстах глаголы, близкие и противоположные по значению.

Итак, по программе Т.Г. Рамзаевой  предусмотрена пропедевтическая подготовка по теме «Лексика», которая проводится при изучении грамматики. При этом значительное место отводится коммуникативно-деятельностной направленности обучения, знакомству с лексическими словарями. Однако системного рассмотрения понятия «слово» и семантических отношений между лексическими единицами данной программой не предусматривается.

Анализ упражнений из учебников Т.Г. Рамзаевой с точки зрения характера лексических заданий, направленных на работу над явлениями синонимии и антонимии.

В учебнике-тетради «Русский язык» за 1 класс предусматривается проведение целенаправленных наблюдений над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщение элементов лингвистических знаний, с которыми познакомились первоклассники в период обучения грамоте. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов (практически).

Анализ упражнений по русскому языку  для 2 класса показал, что заданий на изучение близких и противоположных по значению слов всего 8, при этом все они разнообразны по характеру.

В теме «Алфавит, или азбука» в одном из упражнений содержится толкование близких по значению языковых понятий: «Алфавит и азбука обозначают одно и то же. Слово алфавит составлено из названий двух первых греческих букв: альфа и бета. Азбука - из названий двух первых славянских букв: аз, буки».

Это упражнение помогает понять происхождение  слов-синонимов и способ их образования (лексико-синтаксический - сращение), а  также связывает синонимическую работу с семантикой слов.

Работа над явлениями синонимии  представлена в учебнике еще двумя  упражнениями. В теме «Мягкие и твердые согласные звуки» дан текст, в котором использован глагол охранять: «...Он (Дима) собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от детей». После чтения текста требуется сравнить два слова (охранять и сторожить) по значению. Данное задание позволяет пронаблюдать близость семантики глаголов, их оттенки значения.

отношения внутри синонимического ряда демонстрирует пример из раздела «Глагол». Предлагается следующее задание: «Подбери подходящее по смыслу слова, отвечающие на вопрос что? Напиши.

Моросит, льет, хлещет (что?)....

О каком дожде говорят моросит, о каком - льет, о каком - хлещет?».

Итак, в учебнике Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» за 2 класс задания, направленные на осознание сходства и близости значения слов, рассредоточены по разным темам.

В учебниках «Русский язык» для 3 класса проводится работа над явлениями синонимии и антонимии, а также формируемые у младших школьников лексические учебно-языковые умения.

Основное количество упражнений, направленных на работу над явлениями синонимии  и антонимии, выполняется учащимися  при изучении имени прилагательного  и глагола. Лексические задания  способствуют формированию умений сравнивать близкие и противоположные по значению слова, подбирать к предлагаемому  языковому материалу слова-синонимы и слова-антонимы. Например:

«Каждое имя прилагательное замени близким по смыслу. Напиши словосочетания.

Преданный друг, отзывчивый человек, знаменитый писатель, прилежный  ученик, пытливый мальчик».

Выполнение таких заданий способствует обогащению, уточнению и активизации  словаря учащихся.

Особого внимания заслуживают упражнения на наблюдение над стилистически  точным употреблением слов в текстах  в зависимости от цели высказывания. Этому способствует анализ слов-синонимов.

«Прочитай рассказ девочки.

Я шла по лесной дорожке. Взглянула на куст репейника и  удивилась. Почему он качается? Пригляделась. Маленький воробей сидел на нем. Вдруг воробушек прыгнул на землю  и скрылся в траве. Наверное, птенец не умел летать. Я тихо отошла в сторонку.

Сравни слова: птенец- птенчик - птаха, пригляделась - присмотрелась, скрылся - исчез - спрятался. Они близки или  противоположны по смыслу друг другу? Чем отличаются друг от друга?».

Задание этого упражнения помогает пронаблюдать над систематизацией  слов по близости и противоположности  их значений. Школьники осознают и  тот факт, что к одному и тому же слову можно подобрать слова  как близкие, так и противоположные  по значению.

Итак, в 3 классе у младших школьников формируются представления о  словах, близких и противоположных  по значению (без введения терминов). Большинство анализируемых упражнений носит морфолого-лексический характер. При изучении грамматических тем  ученики сравнивают значения слов, близких и противоположных по смыслу, заменяют слова их синонимами или антонимами в контексте, обосновывают выбор лексики при составлении  предложений.

Задания лексических упражнений в 4 классе преследуют цель закрепления лексических знаний, полученных в 3 классе.

Таким образом, учебно-методический комплект по русскому языку Т.Г. Рамзаевой  реализует задачу знакомства младших  школьников с явлениями синонимии  и антонимии на практической основе в ходе изучения грамматических тем. Однако работа над лексическими понятиями  проводится не систематически и сводится в основном к подбору или замене слов. В то же время в учебниках  мало упражнений, помогающих осознать функциональные особенности слов с  близким или противоположным  значением, недостаточное количество и заданий творческого характера.

 

Учебный комплект по русскому языку авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

 

Одним из важнейших аспектов рассмотрения слова по программе является лексический. Так, лексическая работа «пронизывает весь курс: регулярно ведутся наблюдения над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова».

В 1 классе дети наблюдают за номинативной функцией слов, осознают, что каждое слово имеет значение или даже несколько значений; учатся пользоваться толковым словарем. Слова с близким  или противоположным значением  в этом классе не рассматриваются.

Во 2 классе продолжаются наблюдения над лексическим значением однозначных  и многозначных слов; проводится работа над словоупотреблением и сочетаемость.

Например, в разделе «Слово» дается задание: «Прочитай.

В одной стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

Весь день лакает молочко...

Как ты думаешь, почему разные предметы называются одинаково - язычок? Чем  они похожи? Запиши сочетания слов: язычок ботинка, язычок... (малыша), язычок... (колокола)».

Наблюдение над явлениями синонимии, осмысление роли этого явления в  речи, практическое знакомство с антонимами проводятся в 3 классе. Учебник включает 23 задания, направленных на работу над  словами, близкими и противоположными по значению.

В теме «Имя прилагательное» третьеклассники знакомятся с понятием «антонимы»: «Слова с противоположным значением называются антонимами. Среди имен прилагательных много антонимов: хорошая - плохая, высокий - низкий, кислое - сладкое и т.д.»

В этой теме для закрепления нового понятия выполняется ряд упражнений. Особого внимания заслуживает упражнение, позволяющее пронаблюдать связь  антонимии с многозначностью:

«Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму.

Пел сильн... голосом -... голосом

с нов... другом -...другом

за больш... деревьями - за... деревьями

на высок... заборе - на... заборе

свеж... огурец -... огурец

из-за мелк... дождика - из-за...дождика

через мелк... ручей - через... ручей.

Выбери любую пару прилагательных-антонимов  и составь с ними предложения. Сколько значений имеют прилагательные свежий и мелкий - одно или больше? Как ты догадался?».

Информация о работе Изучение темы лексика в учебно-методических комплектах начальной школы