Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 00:34, курсовая работа
Целью работы является структурирование и комплексное описание глаголов говорения и мышление в качестве целостной системы. Исходя из поставленной цели выделяются задачи исследования:
1. Отобрать из словаря «русских говоров Приамурья»глаголы, которые обозначают процессы мышления и говорения для того, чтоб создать необходимую основу исследования.
2. Классифицировать глаголы речи и мысли по семантике и по структуре
А) глаголы, которые обозначают акт говорения в его общем виде: СКАЗАТЬ, ГОВОРИТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ и др.
Б) глаголы, обозначающие не только акт говорения, но и особенности произнесения речи: КРИКНУТЬ, ШЕПНУТЬ, ПРОБОРМОТАТЬ и др.
В) глаголы, обозначающие характер протекания речи, ее взаимодействие с предшествующем актом речи: ЗАГОВОРИТЬ, ОТВЕТИТЬ, ПРОДОЛЖИТЬ и др.
Г) глаголы, обозначающие характер содержания речи в момент ее произнесения: ВОЗРАЗИТЬ, ОБЪЯСНИТЬ и др.
2.Глаголы, обозначающие особые
виды речевой деятельности. Они
примыкают к глаголам
А) глаголы, обозначающие особые виды речевой деятельности: ДЕКЛАРИРОВАТЬ, ТЕЛЕГРАФИРОВАТЬ и др.
Б) глаголы, обозначающие особую направленность речевого акта:
Глаголы характерные для вопросительного предложения: СПРОСИТЬ, СПРАШИВАТЬ, и др, глаголы, которые характерны для побудительных предложений: ПРИКАЗАТЬ, ПРОСИТЬ, ВЕЛЕТЬ, и др, глаголы мысли, вводящие прямую речь, содержащую размышления: ПОДУМАТЬ, РАЗМЫШЛЯТЬ и др.
3. Глаголы обозначающие переживания и движения. Они выступают заместителями глаголов говорения и мысли, получая при этом несколько измененное лексическое значение:
А) глаголы обозначающие мимику жесты движения сопровождающие говорение и мышление: УЛЫБНУТЬСЯ, УСМИХНУТЬСЯ, НАХМУРИТЬСЯ и др,
Б) глаголы обозначающие эмоции чувства, ощущение говорящего: УДИВИТЬСЯ, ОБИДЕТЬСЯ, ОБРРАДОВАТЬСЯ, ВОЗМУТИЬСЯ и др,
В) глаголы восприятия, когда объектом восприятия служит чужая речь: СЛЫШАТЬ, ПРОЧИТАТЬ и др.
Существует еще одна классификация глаголов речи и мысли Л.М. Васильева в работе «Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи», в которой даны несколько иная классификация глаголов речи:
1. Глаголы характеризующие
внешнюю сторону устной или
письменной речи: ПРОИЗНОСИТЬ и
ПИСАТЬ. Вариантная схема идентифицируе
В сочетании с приставками глаголы этого класса полуют разные значения:
Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАКРИЧАТЬ и др,
Завершительности: ДОГОВОРИТЬ, ДОЧЕТАТЬ и др,
Незавершенности: НЕДОГОВОРИТЬ, НЕДОСКОЗАТЬ и др.
2. Глаголы характеризующие
содержание мысли, выражаемые по
средствам устной или
К этому классу относится как нейтральные глаголы: ВЫСКАЗЫВАТЬ, ГОВОРИТЬ, ВЫРОЗИТЬСЯ, и др, а также их фразеологические синонимы с дополнительными словами (говорить вздор, ахинею и тд). Эти глаголы в соединении с приставками осложняются:
Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАБОЛТАТЬ, и тд.
Завершительности: ДОГОВОРИТЬ и тд,
Определенные ограничительности: ПРОГОВОРИТЬ, ПРОБОЛТАТЬ и тд.
3. Глаголы характеризующие коммуникативную сторону устной и письменной речи: СООБЩАТЬ, ПЕРЕДОВАТЬ, ГОВОРИТЬ и др.
Остальные сообщения маркированы дополнительными словами «Широко, громко, тихо и тд».
4. Глаголы со значением
речевого взаимодействия и
А) Ядерными словами здесь выступают глаголы: РАЗГОВАРИВАТЬ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, СПОРИТЬ, ОБСУЖДАТЬ и др. Все глаголы этого подкласса тождественны друг другу.
Особенностью их является то, что они не употребляются с конструкциях с прямой речью.
Б) Глаголы речевого контакта. К ним относятся глаголы с опорными словами: СПРАШИВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ, СОГЛАШАТЬСЯ, ВОЗРОЖАТЬ и др.
Характерной их особенностью является то, что они означают реплики диалогической речи.
5. Глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной или письменной речи: ПРОСИТЬ, ПРИКАЗЫВАТЬ, ЗАПРЕЩАТЬ и др. Особенностью глаголов этого класса является их сочетаемость с инфинитивом.
6. Глаголы со значением
эмоционального отношения и
А) глаголы со значением эмоционального отношения. Сюда входят группы глаголов с опорными словами: ОБИЖАТЬ, НАСЕХАТЬСЯ и др. Все они выражают эмоциональное отношение субъекта речи к какому-либо другому лицу.
Б) глаголы со значением оценки. Эти глаголы делятся на 2 разряда:
со значением отрицательной оценки: КЛЕВЕТАТЬ, ОГОВАРИВАТЬ и др.
со значением положительной оценки: ХВАЛИТЬ, ОДОБРЯТЬ, ХВАСТАТЬСЯ и др. Эти глаголы сочетаются с приставками, которые придают им дополнительные значения:
начинательности : ЗАРУГАТЬ, ЗАХВАЛИТЬ и др.,
завершительности: ДОХВАЛИТЬ, ДОРУГАТЬ и др.,
накопительности: НАКЛЕВЕТАТЬ, НАХВАЛИТЬ и др.
Классификация Л.М.Васильева расширяет диапазон глаголов говорения по сравнению с классификацией В.И.Кодухова. Л.М.Васильев включает в классификацию ряд глаголов, которые Кодухов выносит за рамки говорения.
Следует упомянуть также работу А.А.Зализняк « Глагол говорить : три этюда к словесному портрету» Она выделяет:
А) перформативные глаголы: ПРОСИТЬ, СООБЩАТЬ, ОБЕЩАТЬ и др.,
Б) глаголы, которые описывают разнообразные типы речевых действий: СПРАШИВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, УГОВАРИВАТЬ и др.,
В) эмоциональные: ВОСХИЩАТЬСЯ, ВОЗМУЩАТЬСЯ и др.
Г) компонент «говорить» входит в некоторые другие глаголы (например, РАСКОЛОТЬ),
Д) глаголы, описывающие разнообразные способы говорения. В этой группе выделяется несколько типов глаголов,в зависимости от того, чего касается специфика способа говорения:
от акустических аспектов произнесения текста: БАСИТЬ, ТАРАТОРИТЬ, ТРЕЩАТЬ и др., а также сочетания глаголов с наречиями : ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ТИХО, БЫСТРО, ТИХИМ ГОЛОСОМ и т.д.
от содержательных характеристик: ШЕПНУТЬ, ТВЕРДИТЬ, БРЕДИТЬ и др.
способ говорения может характеризовать внутреннее состояние субъекта или отношение его к адресату речевого действия: КРИЧАТЬ, ОРАТЬ, ГОРЯЧИТЬСЯ и др.
А также глаголы, где способ говорения включает одновременно акустическую характеристику речи и выражение некоторого внутреннего состояния или отношения к адресату: БРЗЖАТЬ, ВОРЧАТЬ, ШИПЕТЬ и др.
Таким образом, А.А. Зализняк не только выделяет отдельные классы глаголов, в толкование которых входит глагол «ГОВОРИТЬ», но и приводит слова, с которыми эти глаголы могут сочетаться.
II. I. Структурная классификация.
Употребление некоторых глаголов речи и мысли с приставками.
Глаголы |
Сочетаемость |
Примеры |
ЗАВТИТЬ |
В значении загадывать; употребляется с местоимением: свой. |
На венок заветишь свою судьбу и кинешь его в воду. Если потонет — быть несчастливой, а нет - так счастливой (Джл. Скв.). Амур. (Скв.). Нов.-Даур.
|
ЗАГДНЫВАТЬ |
в значении намечать, планировать; употребляется с наречиями: вчера |
Намечать, планировать. Загднывала вчера пойти, да не смогла. Сёдни пойду в баню (Н.Буз. Своб.). Амур. (Своб.). |
ЗАГОЛОСТЬ, |
В значении запеть высоким голосом; употребляется с:
|
|
ЗАГНУСТЬ |
В значении говорить медленно, тоскливо; употребляется с местоимением: ты. |
Ты чего загнусела? Говори толком! (Каз. Хаб.). Хаб. (Хаб.). |
ЗДМАТЬ |
В значении вспомнить; употребляется с:
|
|
ИСПЛЕВТЬСЯ, |
В значении выразить недовольство чем-нибудь/кем-нибудь; употреляется с местоимением: весь. |
Стрелял в кабана, угробил кучу пуль, исплевался весь (Н.-Вскр. Шим.). Амур. (Шим.). |
НАЗЛИВТЬ |
В значении чего-то неодобрительного; насочинять, напридумывать чрезмерно; употребляется с существительным: частушки. |
Назливает всякие частушки (Алб. Скв.). Амур. (Скв.). |
ОБЗЫВТЬ, |
В значении приглашать кого-либо, созывать; употребляется с существительным: вечёрка. |
Раньше вечёрка была, всех ходят, обзывают на вечёрку (Кас. Арх.). Амур. (Арх.). |
ОБОЗЛТЬ, |
В значении обозлиться, хатаить злобу; употребляется с местоимением: меня. |
Атаман и купец на меня обозлели (Черн. Магд.). Амур. (Магд.). |
ОБРЧЬСЯ, |
В значении дать обещание; употребляется в составном глагольном сказуемом с наречием: каждый месяц. |
Сын Васька обрёкся каждый месяц по десять рублей присылать (Белояр. Маз.). Амур. (Маз.). |
ОБГРЫВАТЬ |
В значении петь песни; употребляется с существительными в Вин.п.: песни. |
Придут девчата к невесте и начинают песни петь, обыгрывать (Марк. Благ.). Амур. (Благ.). |
ОГОВРИВАТЬСЯ, |
В значении отказываться от чего-либо под благовидным предлогом; употребляется в простом односоставном предложении. |
Садитесь к столу, что оговариваться-то, кушаёте (Алб. Скв.). Амур. (Скв.). |
ПОГУТРИТЬ |
В значении поговорить, побеседовать; употребляется:
|
|
ПОСКАЗТЬ |
В значении сказать, рассказать; употребляется с существительным в Вин. п. |
Посказал, посказал и пошёл (Черн. Магд.). Амур. (Магд.). |
Употребление некоторых глаголов речи и мысли без приставок.
Глаголы |
Сочетаемость |
Примеры |
ТОЛМТЬ |
В значении надоедливо повторять одно и то же: употребляется с местоимением: мне. |
Толмит мне: иди да иди в больницу! (Н.-Андр. Бел.). Амур. (Бел.). Нов-Даур. |
ЧЕСТТЬ |
В значении публично, в торжественной обстановке, приветствовать, поздравлять с чем-н.; чествовать; употребляется с местоимением: меня. |
Меня недавно честили, а бабу Дашу не честили (Кн-ка Кист.). Амур. (Кнст.). |
ХВСТОВАТЬСЯ |
В значении хвастаться; употребляется с местоимением: кого. |
Бражку ставили, хвастовались: у кого лучше (Ник-ка Тамб.). Амур. (Тамб.). |
ФРАНТОВТЬ |
В значении осуждать; употребляется с местоимением: меня. |
Ой, Верка меня франтует (Благовещ.). Амур. (Благ.). |
ТРЁКАТЬСЯ |
В значении отказываться; употребляется с существительными в Вин. п. |
Ну чё ты трёкаешься ? Ведь брала же! (Серг. Благ.). Вот видела, что брала, а она трёкается (Серг. Благ.). Амур. (Благ.). |
ТРЁКАТЬ |
В значении говорить, разговаривать; употребляется с наречием: по-ихнему. |
Наслушаешься, да начнёшь трёкать по-ихнему (Черн. Магд.). Амур. (Магд.). |
ТОЛКОВТЬ |
В значении:
3.1 местоимением: ничё.
|
|
HATАКТЬ |
в значении посоветовать, научить; употребляется с:
|
|
ШЕРЕПНИТЬСЯ |
В значении не соглашаться, сопротивляться уговорам; употребляется с наречием: сильно. |
Мы сразу в колхоз пошли, а он сильно шерепенились (Покр. Мих.). Амур. (Мих.). |
ШАЛЬНИЧАТЬ, |
В значении насмешничать, шутить; употребляется с существительным: вечёрках. |
Ребята шаульничают, балются парни на вечёрках (Ам. Окт.). Хаб. (Окт.). |
ККШИТЬСЯ |
В значении капризничать, быть в плохом настроении; употребляется с наречием: целый день. |
Не поспала, теперь вот кукшиться будет целый день (Алб. Скв.). Амур. (Скв.). |
МЫТЬ |
В значении болтать, проводить время за разговорами; неодобрительно; употребление с наречием: неча. |
Неча зубы-то мыть, пора работать (Черн. Магд.). Амур. (Магд.). |
БЛАТОВТЬ |
В значении настойчиво приглашать, уговаривать; употребляется с существительным: служба |
Ведь как меня блатовали на службу, а я работать пошёл (Джл. Скв..). Амур. (Магд. Своб. Скв.). |
БЛАЗНТЬ |
В значении казаться; употребляется с местоимением: ты (тебе). |
Да тебе, Лена, блазнит: никто там не лает (Алб. Скв.). Амур. (Скв.). Нов.-Даур. |
МНИТЬ |
В значении подзывать, принимать; употребляется с существительным: цыплят ( Род. п.) |
Цыплят моним: "Тип-тип" (Н.-Вскр. Шим.). Амур. (Шим.). |
МАКАТЬ |
В значении объяснять что-либо знаками, жестами, жестикулировать; употребляется с существительным: рукам. |
У нас жил немой, он говорть не мог, а всё маякал, рукм маячит (Пашк. Облуч.). Хаб. (Облуч. Хаб.). Нов.-Даур.: мачить. |
МАТЮЖНИТЬСЯ |
В значении ругаться, употребляя бранные выражения; употребляется с:
|
|
Исходя из выше предложенных таблиц, можно сделать следующие выводы. Для глаголов речи и мысли с приставкой сочетаемость с другими частями речи намного обширнее: чаще всего с существительными, местоимениями и наречиями. Совсем другая ситуация обстоит с глаголами без приставки – она проявляется, но намного реже. Сочетаемость глаголов с другими частями речи намного уже либо только с наречиями, либо только с существительными. В приамурском диалекте глаголы распределяются между I и II спряжениями. В лично-числовых формах настоящего – будущего простого времени флексии I и II спряжений отчетливо различаются в ударных флексиях. Гласные [Е] [И] в безударных окончаниях нейтрализуются в соответствии с различными системами безударного вокализма и могут реализоваться в гласных [И] [Ь] [Ъ] реже [Е]. Необходимо отметить, что для стяжённых форм глагола, распространённых в описываемом диалекте, нейтрализация заударных гласных неактуальна.
В речи отдельных диалектоносителей отсутствует Л-эпентетикум в форме 1 л. ед. числа: БАЗАНИТЬ - балазню, несов. Неодобр. Громко кричать: Так балазню, что на той улице слышно (Лонч. Бик.).
Заключение.
В исследование глаголов речи и мысли был произедено глубокий анализ, были задействованы многие уровни языковой системы говоров Приамурья. Также отличительной чертой можно выделить, что анализ глаголов Приамурья расширило как своеобразие диалектологической особенности, так и углубило миропонимание носителей этих говоров.
В дальнейшем данная работа должна успешно искать развитие среди исследователей, т.к. приоткрыта только малая часть столь малоизученной темой. Многие исследователи останавливались над общими темами, но достаточно мало встречается материала по частным вопросам говоров Приамурья. Диалектное словообразование и русские говоры Приамурья до сих пор остаются мало изученной частью отечественного языкознания. Данная курсовая работа отражает важнейшие труды отечественных и зарубежных филологов, коснувшихся проблемы диалектологии, лексикологии и морфологии.
Важным аспектом современного языкознания является изучение диалектных словообразовательных гнезд, так как они являются важной составной частью и разновидностью национального языка в России. Изучение диалектов, говоров является одной из первостепенных задач в диалектологии.
Литература
Информация о работе Глаголы речи и мысли в говорах Приамурья