Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 16:20, реферат
Религией славян являлось язычество, которое слагалось  из обоготворения сил природы  и культа предков.
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований  древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени  язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние  на культуру и быт древних славян.
4) Мокошь (Макошь, Мокощ, Мокуша) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия. Мокошь связана с урожаем. Изображается она с четырьмя рогами, обильно обросшей шерстью. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Мокошь – единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Ее день – пятница, металл – серебро, камень – горный хрусталь и «лунный камень. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".
5) Семаргл – единственное зооморфное существо пантеона. Это священный крылатый пёс, возможно, иранского происхождения. Семаргл является божеством низшего порядка, которое охраняет семена и посевы. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". В летописях и поучениях против язычества он ставится рядом с Мокошью – «матерью урожая». Принято также считать, что он является богом огня, посредником между богами и людьми.
6) Хорс – тоже бог солнца, поэтому некоторые исследователи считали, что Хорс и Дажбог – две ипостаси одного и того же солнечного божества: Дажбог – бог-даритель, бог счастья, наделяющий благами; Хорс – карающий бог, приносящий засуху. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.4
       
В итоге появляются как бы 
три разряда богов: на первом 
месте стоит 
                              
К концу первого тысячелетия нашей эры славяне уже готовы к переходу к следующей стадии, к возвышению одиного из богов пантеона над другими и подчинением их себе. Позднее подчиненные боги исчезают совсем, и на смену приходит единобожие. Таким образом, на рубеже первого и второго тысячелетий религия славян находится на грани нового этапа своего существования. Однако насильственная христианизация не позволила славянскому язычеству пройти до конца естественный путь развития. «Христианизация славянских земель, происходившая с VII по XII век, привела, - пишет В.Н. Топоров, - к гибели всей системы богов как представителей высшего уровня религиозно-мифологической организации. С принятием христианства славяне продолжали тайно молиться старым богам, приписывая их функции новым христианским святым. В результате снова возникает многобожие, несмотря на формальное поклонение богу единому. Языческие верования сохраняются, они находят выражение в фольклоре, символике прикладного искусства, языке, в сказах и сказках, в обрядности, в суевериях, в целительстве и т.п.
   Некоторые 
отголоски язычества 
 
 
 
 
 
 
                              
1)Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001. С. 302.
2) Топоров В.Н. 
Из славянской языческой 
3) http://slawianie.narod.ru/ - Сайт «Славяне», автор Шушарина Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания Курганского государственного университета.
4) Кацва Л.А. История отечества
5) http://godsbay.ru/slavs/  -  
Сайт   «Энциклопедия всемирной мифологии 
Планета Gods Bay»                          
 
 
 
 
                                    
 
 
 
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Язычество Восточных Славян ………………………………………….3стр.
Славянские культы ………………………………………………………4стр.
Жречество ………………………………………………………………….8 стр.
Пантеон 
Богов …………………………………………………………….
Заключение 
……………………………………………………………….
Список 
литературы ……………………………………………………...13 
стр.