Язычество у восточных славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 16:20, реферат

Краткое описание

Религией славян являлось язычество, которое слагалось из обоготворения сил природы и культа предков.
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами (можно выделить обряд погребения, в котором сконцентрировались многие представления язычников о мире), чёткой иерархией божеств (создание пантеона) и имело огромное влияние на культуру и быт древних славян.

Файлы: 1 файл

Рефрат по истории.docx

— 37.46 Кб (Скачать)

4) Мокошь (Макошь, Мокощ, Мокуша) – богиня Судьбы, старшая из прях, богиня плодородия. Мокошь связана с урожаем. Изображается она с четырьмя рогами, обильно обросшей шерстью. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Мокошь – единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Ее день – пятница, металл – серебро, камень – горный хрусталь и «лунный камень. Может быть приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".

5) Семаргл – единственное зооморфное существо пантеона. Это священный крылатый пёс, возможно, иранского происхождения. Семаргл является божеством низшего порядка, которое охраняет семена и посевы. В более широком смысле - символ "вооружённого добра". В летописях и поучениях против язычества он ставится рядом с Мокошью – «матерью урожая». Принято также считать, что он является богом огня, посредником между богами и людьми.

6) Хорс – тоже бог солнца, поэтому некоторые исследователи считали, что Хорс и Дажбог – две ипостаси одного и того же солнечного божества: Дажбог – бог-даритель, бог счастья, наделяющий благами; Хорс – карающий бог, приносящий засуху. С именем Хорса связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.4

       В итоге появляются как бы  три разряда богов: на первом  месте стоит общегосударственный  княжеский бог Перун, воспринимаемый  не только как бог грозы,  но и как бог оружия, воинов  и князей. Второй разряд составляют  древние божества неба, земли  и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл – Макошь5

                                                   Заключение

К концу первого  тысячелетия нашей эры славяне  уже готовы к переходу к следующей  стадии, к возвышению одиного из богов пантеона над другими и подчинением их себе. Позднее подчиненные боги исчезают совсем, и на смену приходит единобожие. Таким образом, на рубеже первого и второго тысячелетий религия славян находится на грани нового этапа своего существования.  Однако насильственная христианизация не позволила славянскому язычеству пройти до конца естественный путь развития. «Христианизация славянских земель, происходившая с VII по XII век, привела, - пишет В.Н. Топоров, - к гибели всей системы богов как представителей высшего уровня религиозно-мифологической организации.  С принятием христианства славяне продолжали тайно молиться старым богам, приписывая их функции новым христианским святым. В результате снова возникает многобожие, несмотря на формальное поклонение богу единому.  Языческие верования сохраняются, они находят выражение в фольклоре, символике прикладного искусства, языке, в сказах и сказках, в обрядности, в суевериях, в целительстве и т.п.

   Некоторые  отголоски язычества сохранились  и до наших дней.Например, в системе русских календарных праздников. Это Купала, день Перуна (Ильин день), праздники урожая,  Коляда, Масленица и другие. Ещё наша языческая мифология сохранилась в наших волшебных сказках(Змей Горыныч,Баба-Яга, Вий, Кощей.)Особое  место занимают былины, они в значительной мере историчны, повествуют о событиях XI-XVI веков. Герои былин - Илья Муромец, Вольга, Микула Селянинович, Василий Буслаев и другие воспринимаются не только как личности, имеющие отношение к определенной исторической эпохе, но и прежде всего - как защитники, родоначальники, именно эпические герои. Отсюда - их единство с природой и волшебная сила, их непобедимость. Все эти сказки и былины имеют языческие корни и мы знаем их с детсва, именно  они воспитывают в нас самые хорошие качества. 
 
 
 
 
 
 

                                            Список литературы

1)Бычков А.А.  Энциклопедия языческих богов.  Мифы древних славян. М., 2001. С. 302.

2) Топоров В.Н.  Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 42.

3) http://slawianie.narod.ru/ - Сайт «Славяне», автор Шушарина Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания Курганского государственного университета.

4) Кацва Л.А. История отечества

5) http://godsbay.ru/slavs/  -  Сайт «Энциклопедия всемирной мифологии Планета Gods Bay»                                                                                                                  
 
 
 
 

                                    
 
 
 

 

 Содержание.

Введение…………………………………………………………………… 2стр.

Язычество Восточных Славян ………………………………………….3стр.

Славянские  культы ………………………………………………………4стр.

Жречество ………………………………………………………………….8 стр.

Пантеон Богов …………………………………………………………….9стр.

Заключение  ……………………………………………………………….11стр.

Список  литературы ……………………………………………………...13 стр. 
 

Информация о работе Язычество у восточных славян