Языческие обычаи и праздники в русской национальной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:23, контрольная работа

Краткое описание

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в различных городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Оглавление

Введение…………..……………………………………….…..………..…………3
1. Языческие обычаи в русской национальной культуре..........................5
2. Праздники в русской национальной культуре.......................................9
Заключение……………………………………………………..….……………..15
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Языческие обычаи и праздники в русской национальной культуре.doc

— 98.00 Кб (Скачать)


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА"

 

 

 

 

 

КАФЕДРА

"ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ"

 

 

ДИСЦИПЛИНА

"РЕЛИГИИ НАРОДОВ МИРА "

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

"Языческие обычаи и праздники в русской национальной культуре"

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса 301 группы

факультета заочного обучения

 

Проверил преподаватель

_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………..……………………………………….…..………..…………3

1. Языческие обычаи в русской национальной культуре..........................5

2. Праздники в русской национальной культуре.......................................9

Заключение……………………………………………………..….……………..15

Список литературы………………………………………….…………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем.

Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в различных городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческим трудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическими олицетворениями природных сил. Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.

Основными, еще в глубокой древности, появились праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце «поворачивается на лето», предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название - календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель - обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

Значительную роль в общественной жизни крестьян и городских жителей у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой. Еще в начале XX в. обрядовый календарь, содержащий многие напластования отдаленных времен, на большей части территории расселения русских сохранял свою традиционную специфику, хотя многие архаические обряды к тому времени ушли из жизни, а смысл других был забыт, и они, смешавшись с необрядовыми бытовыми формами, воспринимались как праздничная забава.

Общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях, имевших множество локальных различий.

На основании изложенного, рассматриваемая в рамках настоящей работы тема: «Языческие обычаи и праздники в русской национальной культуре», является актуальной.

Целью данной работы является изучение языческих обычаев и праздников в русской национальной культуре.

Цель конкретизируется в постановке следующих задач:

1.              Рассмотреть языческие обычаи в русской национальной культуре;

2.              Изучить праздники в русской национальной культуре.

При подготовке работы были использованы работы таких авторов, как: Степанов Н.П., Максимов С.В., Виноградов Г.С. и др.

 

 

 

 

1. Языческие обычаи в русской национальной культуре

 

Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все они понимают друг друга без особого труда, поскольку у них общий язык. Они пекут блины, провожая Масленицу - Морену и рассказывают древние сказки про Бабу - Ягу. Хлеб у них до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу они прыгают через костры и ищут цветущий папоротник. В их домах вместе с ними живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Они гадают на Коляду, а иногда просто подкидывают монету. Они чтят своих предков и в день памяти оставляют им подношения. Хвори да болезни они лечат травами, а от упырей - вампиров используют чеснок да осиновый кол. Они загадывают желания, сидя между тесками и плюют через левое плечо, встретив черную кошку. Рощи и дубравы для них святы, а из родников они пьют целебную воду. Они заговаривают, рыбацкие снасти и читают обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды их храбрые воины отведут ее от славянской земли[1]. И так будет всегда из века в век, ибо они есть внуки Даждьбожии.

Свадебный обряд - по славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая теща печет курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на нее свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина. Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время «венчание» в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про «семейное счастье» какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго еще с почтением относились к обычаям своих предков. Степан Разин, например, отменил церковное «венчание», повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с медом, ячменем, пшеницей, рожью. Все подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семерка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой[2]. Обряд называется «продажа сестриной косы». Около невесты садятся также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свече, шли к храму или свещенному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нес чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала еще и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал ее жениху и приказывал им поцеловаться. Супруг покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с медом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дергали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они ее лишь по окончании пира. В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожены, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Обряд имя наречения - если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно. Конечно, если нет необходимости наречь новым именем. Если же человек не был крещен или приведен к какой-либо другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом[3]. Нарекаемый стоит лицом к Священному Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося специальные слова. Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого и кладет их в Огонь, произнося при этом шепотом новое имя. До того, как человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого не должен выбранное имя знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит определенные слова. И так три раза. Жрец дает нареченному горсть зерна для принесения требы и братину сурьи для поминовения предков. Славянин, который был до этого крещен, либо был приведен к какой-либо другой чужой вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на колени на колоду обводят это место замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в земле до окончания обряда. Как правило, перед началом наречения бросают жребий: достоин ли человек такой чести получить Славянское имя и перейти под покровительство Предков. Делается это следующим образом: жрец, стоя за спиной нарекаемого, трижды взмахивает топором над головой последнего, стараясь слегка коснуться лезвием волос. Затем бросает топор на землю за своей спиной. Если лезвие упавшего топора указывает на нарекаемого, то продолжают обряд. Если нет - откладывают наречение до лучших времен. Итак, если жребий выпал удачно, то нарекаемому слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнем, осыпают зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое жрецов. Обходят нарекаемого посолонь по кругу, держа свои правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич «Гой» - три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают, далее произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецом), или имя, которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жреца). И так восклицают три раза. Круг разрывается, нареченному дается горсть зерна для его первого жертвоприношения и ковш с медом для поминовения предков, под чье покровительство он теперь переходит[4].

Похоронный обряд. Простейший похоронный обряд состоит в следующем: покойника одевают во все белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник у вятичей должен лежать головой на запад. Краду поджигают огнем, на закате, чтобы покойный «видел» свет и «шел» вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва[5].

 

2. Праздники в русской национальной культуре

 

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда, спокойные и благожелательные отношения, степенность разговоров, замкнутость досуга в пределах своего маленького семейного мира.

Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.

Праздничных дней в России XVIII–XIX вв. было много: 140–150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая. Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. В основе этих празднеств, появившихся в глубокой древности лежали языческие представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, с природой и божествами. Эти праздники имели, в основном, магический характер и были направлены на обеспечение благополучия и здоровья людей, хорошего урожая, хорошего приплода у скота.

Наряду с древними языческими праздниками в русском быту XIX века было много праздников православной церкви. Они стали устанавливаться в конце Х в., после принятия на Руси христианства, но получили всеобщее признание в народной среде лишь с конца XVI – начала XVII в. Церковь, как не велико было ее стремление покончить с языческими пережитками, была вынуждена «привязать» церковные праздники к традиционным календарным и мириться с сохранением языческих ритуалов, которые замысловато переплелись с религиозными.

Масленица. Самым веселым и разгульным весенним праздником слыла в народе Масленица. Некогда она справлялась в период весеннего равноденствия (24-25 марта). Языческая Масленица после крещения Руси была принята православной. Церковью как религиозный праздник, но христианского переосмысления не получила. Масленица ежегодно сдвигается со своего исконного места церковным календарем: она предшествует Великому предпасхальному посту и справляется за семь недель до Пасхи. Дохристианская Масленица по времени совпадала с древнейшими комоедицами — праздником пробуждения медведя, во время которого исполнялись ритуальные танцы в шубах с вывернутым наружу мехом. Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, вселял надежду на обильный урожай своими веселыми песнями, солнечными блинами, обилием угощений, карнавальной обрядностью.

Информация о работе Языческие обычаи и праздники в русской национальной культуре