Высокий идеал христианского брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о браке и семье нуждается в самом серьезном разностороннем рассмотрении. Согласно Библии, семейная жизнь возникла в Эдемском саду, где Богу было угодно через установленный Им союз мужчины и женщины населить землю совершенно отличным от ангелов созданием - человеческим родом. Брачный союз, установленный Богом до грехопадения, и доныне во многом сохраняет свои райские черты.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Перед вступлением  в брак с девицей жених давал ее родителям обычный выкуп /вено/, как это отчасти и теперь наблюдается у восточных и кавказских народов. Выкуп вносился не только деньгами или вещами, но и в форме личного труда например, женитьба патриарха Иакова. Не были редкостью браки между довольно близкими родственниками или одновременно на двух сестрах. Впоследствии, однако, такие браки были запрещены. Как известно из истории израильского народа, человек, не имеющий жены, считался неполноценным человеком. Нормальным возрастом брака для мужчины считался 18-летний. Кто не женился в двадцать лет, о том считали, что он проводит все дни в греховных помыслах, и, как выход из положения, устраивались более ранние браки. Акт бракосочетания был весьма важным событием. Супружеская жизнь регулировалась многочисленными предписаниями, направленными на поддержание чистоты супружеских отношений. Однако "одоление страстей" стоило большим усилием и не всегда достигало цели. 

До времени  Бог терпел эту слабость, пока Сын  Божий не возвестил первоначальное высокое назначение брака. В беседе с иудеями Христос сказал: "Моисей по жестокосердию вашему позволил вам  разводиться с женами вашими, а  сначала не было так" (Мф. 19,8). 

В заключение отметим, что при решении вопроса о браке и семье необходимо руководствоваться только двумя первыми главами Бытия, где были даны первые основы брака. Все, что говорится о браке в Ветхом Завете, кроме упомянутых двух глав Бытия, стоит под знаком "жестокосердия" и Моисеева закона, "ослабленного плотию" (Рим. 8,3). 

 

Новый Завет  о браке и семье 

С пришествием  Иисуса Христа на землю и провозглашением  Его учения, брак снова обрел свое первоначальное достоинство как  изначальное установление, а вместе с тем было восстановлено и высокое звание супругов - мужа и жены. 

Впервые в истории  после грехопадения рядом с мужчиной была поставлена женщина как равноправная "сонаследница благодатной жизни" (1 Пет. 3,7). В течение всех предшествующих веков женщина находилась в бесправном положении. Великий Учитель не только поднял её из праха унижения, но, провозгласив нерасторжимость брачного союза, встал также на защиту её достоинства и чести. Поэтому не удивительно, что ни одна женщина, как об этом свидетельствует Евангелие, не произнесла ни одного слова укоризны Спасителю и Господу. Напротив, дщери иерусалимские оплакивали Его страдания и смерть (Ин. 23,27). 

Господь непрестанно  охраняет семью как основную единицу  человеческого рода, в которой  рождается, воспитывается и формируется человек как образ и подобие Бога. Супружеская любовь, будучи самой естественной любовью, является в то же время и самой сильной из всех видов любви. Это поистине великая сила, которая все побеждает и все преображает. На основании Слова Божия можно с полной уверенностью утверждать, что высшим проявлением Бога в человеке является истина и божественная любовь. Именно любовь и истина входят в шкалу решающих ценностей супружеской жизни. Это единственная великая сила, которая никогда не может исчерпать себя. 

Христианская  этика выделяет в супружеской  любви две стороны: естественную /природную/ и духовную. Природное  начало проявляется как предпочтение одного любимого существа всем другим. Это начало не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Однако, несмотря на свою важность, оно является лишь предварительным элементом. Силой же, которая наполняет любовь истинным содержанием, определяет её глубину и величие, является духовное начало. Апостол возвысил брачный союз до образа соединения Христа со Своею Церковью. "Тайна сия велика" - говорит он в Послании к Ефесянам (Еф. 5,32). В супружеской жизни есть глубокое духовное начало, которое не может быть объяснено средствами разума. Известно, что истинную любовь ничем невозможно заменить, ибо супружеская любовь - это и телесная и духовная близость, дружба и взаимное уважение. Телесное влечение, обыкновенно со временем угасает, но духовная близость, внутреннее чувство любви, как проявление тайны Божией, не только остается неизменным, но с годами возрастает, приобретая прекрасные божественные черты. Даря друг другу любовь, супруги получают её обратно приумноженной и обогащенной. 

Поучительно заметить, что ещё древнегреческий философ  Платон говорил о разных ступенях человеческой любви. На первой ступени  главным является внешняя красота, на второй - красота души и только на третьей ступени человек поднимается на её вершину - это духовная, созерцательная любовь. Такая любовь, по его словам, делает человека большим, чем он есть на самом деле. 

Апостол Павел  призывает верующих к достижению наивысшей любви: "Достигайте любви" (1 Кор. 14,1). Проявление этой любви должно найти своё выражение в христианской супружеской жизни. "Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё" (Еф. 5,25). Это требование во всем соответствует этике Нового Завета, которая берет свое начало от новой божественной заповеди: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13,34). Супруги призваны любить друг друга не так, как они любят самих себя, а как Христос возлюбил их. 

Новая заповедь дана нам вместе с Новым Заветом, с его главным установлением - Вечерей Господней. Она является новой по своей глубине, универсальности  и направленности. Вот почему создание семейной жизни на основе этой наивысшей заповеди должно проявляться не в благочестивых словах, а в подлинно христианском поведении, делах и поступках. Согласно новой заповеди, истинное предназначение человека заключается в том, чтобы жить не ради самого себя, а ради ближнего. 

Христианский  брак есть не что иное, как отражение  славного брака Агнца с Его  невестой - Церковью (От. 19,7; 21,9). Но самой  большой радостью супругов в их земном пути являются их дети, которым они  отдают лучшие годы своей супружеской  жизни. 

 

Семья, взаимоотношения в семье, воспитание детей 

"...Буду ходить  в непорочности моего сердца  посреди дома моего" (Пс. 100,2). 

Семья является очагом, где тесные узы связывают  детей и родителей, где человек  берет свои первые уроки истинной любви и добра, где все способствует его нравственному и духовному развитию. Основы личности формируются в семье. Если молодой человек не любит и не почитает своих родителей, будет ли он любить и уважать свою невесту или жену? 

Христианство  апостольского периода было, можно сказать, домашним христианством, так как почти каждая семья была одновременно домашней церковью (Деян. 10,2; 11,14; 16,34; 18,8 и др.). В Посланиях апостола Павла упоминаются домашние церкви Гая, Нимфана, Филимона, Акилы и Прискилы и др. Как известно, общественными помещениями для молитвенных домов стали пользоваться только начиная с третьего века, после официального признания христианства императором Константином. С тех пор дух охлаждения стал все больше проникать в христианские семьи. Эта опасность подстерегает сегодня также и нас. Краеугольным камнем обновления народа Божия является духовное обновление семьи. 

Христианский  дом - это питомник христианских добродетелей и идеалов. Семья в Священном  Писании уподобляется цветущему  саду, за которым необходимо непрестанно ухаживать и наблюдать. "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5,8). Имеется в виду, конечно, забота не столько о материальном благополучии семьи, сколько о духовном. Примечательно, что впервые имя Господа стали призывать на земле вместе с рождением сына (Быт. 4,26). Верно сказано, что христианство начинается с семьи, с дома. "Я и дом мой будем служить Господу" - сказал Иисус Навин в решающий час своей жизни и жизни своего народа. Апостол Павел, напоминает Тимофею о том, как должно поступать в доме Божьем, пишет: "епископ должен быть непорочен... хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью" (1 Тим. 3,4). Это наставление не утратило своего значения и в настоящее время. Ведь то, что ребенок приобретает в семье в ранние годы, останется с ним на всю жизнь. В этом был уверен также апостол Павел, когда писал Тимофею, что он уверен, что в сердце Тимофея обитает та же нелицемерная вера, которая обитала в сердце его матери и бабки (2 Тим. 1,5). 

В вопросе воспитания в семье родителей больше всего  смущают их собственные недостатки и недостаточная подготовленность к высокой роли воспитателя. Здесь  нужно помнить, что живой христианский пример родителей - отца и, в особенности, матери гораздо полезней назидательного многословия. 

Однако жизнь  учит, что в одной и той же семье, одни и те же методы воспитания приводят к различным результатам. Это ни в коем случае не должно обескураживать родителей. Воспитывать в ребенке ясный ум, чувство совести и нравственного долга - значит воспитывать в нем прекрасные качества честного и высоконравственного человека. Самая главная забота родителей состоит в том, чтобы возбудить в ребенке сознание необходимости жить с Богом, открыть сердце для воздействия Духа Божия через молитву и объяснение Слова Божия. Родители должны прививать детям - без догматических тонкостей - взгляд на христианство как на учение, которое придает первенствующее значение божественной любви и истине. Причем воспитывать в ребенке бескорыстную любовь к ближнему лучше всего на собственном примере, стараясь вложить в сердце ребенка стремление ко всему доброму и прекрасному, чтобы в нем засияли во всей полноте образ и подобие Божие. Никогда не надо забывать, что дети - это не только члены семьи, но прежде всего - бессмертные души, врученные нам Самим Богом. Рождение в семье ребенка - это великая милость Божия и великая тайна. "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева" (Пс. 126,3). Как дар Божий они прежде всего принадлежат Ему, а затем - родителям. Вот почему они так дороги в глазах родителей. 

Следует также  иметь ввиду, что в вопросе  воспитания детей, как это утверждают опытные педагоги и психологи, недопустимы  чрезмерная критика и похвала  собственных детей перед посторонними, так как они никогда не приносят хороших результатов. Известно также, что зависть, о которой мы читаем уже на первых страницах Священного Писания, очень рано проявляется у детей. С этим отрицательным чувством надо бороться с самого начала, не упуская из виду ни одной "мелочи". Не менее важным вопросом в воспитании ребенка является уважение к его личности, пусть еще далеко не сформировавшейся, признание его человеческого достоинства. Соединение требовательности и уважения хорошо действует не только на детей, но и на взрослых. Не надо забывать, что детская душа отличается исключительной чуткостью, тонкостью восприятия. Детей глубоко ранит проявление бестактности, грубости, несправедливости, которые могут на всю жизнь искалечить характер ребенка, надломить его веру в людей и добро. Унижение личности ребенка также нередко приводит к тяжелым психологическим травмам. Родители, поступающие подобным образом, наполовину теряют своего ребенка - его любовь, доверие, уважение. Самые горькие плоды приносят именно ошибки воспитания родителей. Поэтому родители должны всегда и во всем оставаться для детей самыми дорогими и уважаемыми людьми. Нет любви более чистой и прекрасной, чем любовь отца и матери, и хранить ее надо как зеницу ока. 

Родители обязаны рассказывать ребенку правду окружающей природы как творения Божия, научить его любить землю, на которой мы живем, свою Родину, свой народ, свой город, свое село, свой дом. 

Верующие родители знают, что самые счастливые на свете  люди - это верующие люди, неизменно хранящие верность Богу. Они знают, во имя чего они живут и подвизаются. Ведь нравственные мотивы поведения зависят, прежде всего, от целей, которые человек ставит перед собой. Отсутствие высоких духовных идеалов приводит к духовному равнодушию и сердечной черствости. 

Воспитание человека возможно только на основе веры в Бога и в Его грядущее царство истины и любви. Этот мощный генератор внутренней духовной энергии необходимо заложить в сердце ребенка с самого начала, чтобы избавить его от ощущения случайности и бессмысленности человеческой жизни. 

Видение мира ребенком не должно искажаться ни черными, ни розовыми очками. Уже с юных лет человек  должен знать, для чего он живет, и  в чем цель его жизни. Цель жизни  других людей может быть великой, но не всегда она может служить эталоном для христианина. Главная цель жизни христианина заключается в том, чтобы творить волю Божию и быть угодным Ему во всем (Ин. 8,29). Идеал христианской жизни воплощен в вечно живом и нетленном образе нашего великого Учителя и Господа, данном нам во всей полноте в Новом Завете. 

Дети нуждаются  в том, чтобы возле них всегда была добрая и мудрая рука. Душа ребенка  не выносит одиночества. Как цветок тянется к солнцу, так детская  душа тянется к матери, к верующему  другу и товарищу. Первым другом ребенка, конечно, должна быть мать - как собеседник, наставник и внимательный друг. 

Уже в ранние годы дети проявляют исключительную любознательность. Отвечая на многочисленные вопросы ребенка, мать как бы получает ключ к тайнам детской души. Матери должны завладеть доверием своих детей, чтобы другие "самозванные друзья" не увели их на опасный путь. 

В юности, в возрасте от 13 до 15 лет, наступает переломный период - время бурных активных увлечений. В это время в ребенке пробуждается "мыслитель" и "общественный деятель". В этот период верующие родители должны быть особенно внимательны к юным душам. Особенно остро в этом возрасте они воспринимают разлады в семье между родителями. В период наступления половой зрелости формируются их души, их убеждение, их поведение и характер. Очень важно, чтобы в это время "дух силы, любви и целомудрия" (2 Тим. 1,7) всецело овладел их юными сердцами, чтобы они не только стремились делать добро, но и сами были добрыми. Для этого мы должны прежде всего повиноваться призыву Христа: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне" (Мф. 19,14). Иисус в окружении детей. Эта картина была настолько необычной даже для учеников, что они запрещали матерям приносить детей к Иисусу Христу. Дети в их глазах не заслуживали такого внимания. Впервые в истории Иисус Христос провозгласил хорошо известные ныне слова: "Таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19,14). До Христа никто даже не упоминал о детях. Великий Гомер, например, который так хорошо знал людей и окружающий мир, в своих произведениях совершенно не упоминал детей. 

Информация о работе Высокий идеал христианского брака