Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:34, курсовая работа
Вопрос о браке и семье нуждается в самом серьезном разностороннем рассмотрении. Согласно Библии, семейная жизнь возникла в Эдемском саду, где Богу было угодно через установленный Им союз мужчины и женщины населить землю совершенно отличным от ангелов созданием - человеческим родом. Брачный союз, установленный Богом до грехопадения, и доныне во многом сохраняет свои райские черты.
Высокий
идеал христианского
брака
Вопрос о браке
и семье нуждается в самом
серьезном разностороннем рассмотрении.
Согласно Библии, семейная жизнь возникла
в Эдемском саду, где Богу было угодно
через установленный Им союз мужчины
и женщины населить землю совершенно
отличным от ангелов созданием - человеческим
родом. Брачный союз, установленный Богом
до грехопадения, и доныне во многом сохраняет
свои райские черты. Замысел сатаны полностью
разрушить брак через грехопадение наших
прародителей - Евы и Адама, чтобы человек
не мог выполнить своего назначения на
земле, был предотвращен Самим Богом. Однако
пагубные последствия грехопадения дают
о себе знать на протяжении всей истории
человечества.
Грех Каина
не прервал развитие семьи: "И
пошел Каин от лица Господня... и познал
Каин жену свою", (Быт.4, 16-17). Далее о потомках
Каина сказано: "И взял себе Ламех две
жены" (Быт. 4,19). Таким образом, Ламех,
потомок Каина, первый ввел обычай двоеженства.
С тех пор проблема брака и семьи стала
одной из главных проблем земной жизни
человека. И поныне часть человечества
идет "Каиновым путем" любви, неодухотворенной
свыше. Утерявшая духовное начало и приниженная
до плотского вожделения любовь вряд ли
может принести счастье, как не могла она
принести счастье и самарянке, у которой
было, как известно, пять /незаконных/ мужей.
"Всякий, пьющий воду сию, - сказал Христос,
- возжаждет опять" (Ин. 4,13). О напрасных
поисках счастья на путях плотского вожделения
хорошо сказал Соломон: "И вот все - суета
и томление духа!" (Ек. 1,14).
Говоря об этике
христианского брака, необходимо особенно
подчеркнуть, что вместе с пришествием
Иисуса Христа в этот мир в жизнь
стали входить совершенно иные мерила
ценностей. Супружеская любовь в
христианском понимании - это слияние
трех начал: духовного, душевного и телесного.
/По Гегелю, например, любовь была лишь
духовным чувством; все телесное он выводил
за ее рамки/. Истинная супружеская любовь,
как мы увидим в дальнейшем, не просто
чувство в ряду других чувств, а непреодолимое
влечение, совершающее полный переворот
в душе и мыслях человека, поднимающее
его на более высокий духовный уровень.
Уже в древности супружеская любовь, будучи
еще далеко несовершенной, преображала
человека и сообщала ему новые силы. "И
служил Иаков за Рахиль семь лет; и они
показались ему за несколько дней, потому
что он любил её" (Быт. 29,20). Любовь в новозаветное
время приобрела совершенно новые свойства,
которых не знала любовь в Ветхом Завете,
когда взаимная верность и преданность
не всегда сопутствовали брачному союзу.
Любовь, лишенная духовно-этической основы,
часто превращается просто в сластолюбие.
Нередко и в наше время молодое поколение,
ища забвения и радости в чисто физической
любви, все меньше и меньше вступает в
прочный брак, называя подчас главным
моментом вступления в брак стремление
к комфорту и беззаботной жизни. Вот почему
нам приходится быть частыми свидетелями
расторжения брака. Немало разведенных
так и остаются неженатыми. Их становится
намного больше, чем незамужних женщин.
Со временем они становятся рабами своих
мелких страстей, отчуждения и эгоизма.
Но, как справедливо было сказано, один
человек не есть человек в полноте. Только
объединившись в пару, он образует единое
целое. "И будут два одной плотью"
(Мф. 19,5).
Проблема брака
и семьи является не в меньшей
мере и проблемой современного христианства.
Оживленные дискуссии вокруг этой проблемы
не затихают. И это вполне понятно, ибо
семья, супружеские отношения лучше всего
характеризуют моральное состояние как
отдельных людей, так и всего общества.
Ведь распад и разложение Римской империи
начались с общей деморализации и, прежде
всего, с распада семьи. В этой связи интересно
отметить, что в 1887 году в США насчитывалось
только несколько разводов, в Канаде в
1913 году по всей стране их было всего 60.
В настоящее время каждый третий брак
в США заканчивается разводом.
Хотя моногамный
брак /соединение одного мужа и одной
жены/ и не был поколеблен в своей
основе /первая семья не распалась/,
пагубные последствия грехопадения
проявились, прежде всего, в искажении
первоначально совершенной природы человека.
Ныне мы видим последствия грехопадения
в расторжении браков, в порабощении женщины,
в культе плотской любви /без духовного
начала, взаимности и верности/, что Священное
Писание называет "растление похотью"
(2 Пет. 1,4). И хотя высокий идеал христианского
брака стал образцом и для нехристианских
народов, все же его священный ореол за
последнее столетие заметно потускнел.
Светский, чисто законнический взгляд
на брак все больше и больше проникает
в сознание религиозно неутвержденных
людей, раскрывая все шире двери для многочисленных
разводов. Известно, что "свободная
любовь", лишенная главного начала,
очень недолговечна.
Для правильного
понимания этой мысли необходимо
со всей определенностью подчеркнуть,
что, по учению Священного Писания, половой
инстинкт как творческое начало в человеке
не является сам по себе злом, но он может
стать злом и даже большим бедствием, лишившись
нравственного контроля. О святости брака
и семейной жизни Священное Писание говорит
в самых высоких выражениях (Евр. 13,4), но
оно нигде не потворствует низменным инстинктам.
Христианский
брак всецело зиждется на учении Христа
и Его обетованиях. Христос, возрождая
и преображая духовно верующего
человека, возрождает также брачный
союз, избавляя его от самого страшного
разрушителя - эгоизма, которому больше
всего подвержена невозрожденная природа
человека. Раннее христианство в первую
очередь было домашним христианством,
когда почти каждая семья была домашней
церковью (Деян. 2,46; 10,2; 11,14; 16,34; 18,8 и др.).
Супружество верующих людей освящается
присутствием Самого Бога как Незримого
Главы семьи. "Итак, что Бог сочетал,
того человек да не разлучает" (Мф. 19,6).
Прежде чем
приступить к систематическому раскрытию
темы и более полному анализу,
кратко остановимся на церковном учении
о браке.
Учение церкви
о браке
В учении христианской
церкви о браке нет полного
единства взглядов. Уже в раннехристианской
церкви постепенно стал распространяться
взгляд, что воздержание от семейной
жизни более угодно Господу, чем
супружество. Такой смысл, по мнению некоторых,
якобы заложен в словах апостола Павла;
"хорошо человеку не касаться женщины"
(1 Кор. 7,1), хотя и признавалось, что брак
является меньшим злом, чем жизнь вне брака
без целомудрия. Правда, позднее римско-католическая
церковь на основании Послания к Ефесянам
5,31 объявила брак таинством, через которое
брачующимся преподается благодать свыше.
И все же брак рассматривался как состояние
в духовном смысле менее совершенное,
чем безбрачие. В XI веке, как обязательное
установление для духовенства и монахов
римско-католической церкви, был введен
так называемый целибат - обет безбрачия.
Мартин Лютер /1483-1546/ - глава Реформации
и основоположник лютеранства - в своем
вероучении отменил целибат. Этого взгляда
придерживались Цвингли и Кальвин.
Семья как установление
Божие является благословенной школой
истинной любви и верности. "Быть
отцом и матерью - это великое
признание Божие, - говорит Ф. Шлейермахер,
- это одновременно и школа, и церковь,
и общество, и государство". Семья
не является случайным обществом людей,
близких между собою только по кровному
родству. Лишившись моральной основы,
она лишается главного своего фундамента
и опоры. Только в семье, как на чудном
дереве любви и долга, созревают плоды
истинного счастья и радости. Несмотря
на это, брак стал освящаться через видимое
священнодействие в церкви только в XIV
веке. В 1429 году католическая церковь объявила
таинство брака, запретив разводы и смешанные
браки.
Как известно, уже
в апостольское время появились
еретики, отвергавшие святость брака,
считавшие его недостойным христианина
(1 Тим. 4,1-3). Апостол Павел осуждал лжеучителей,
возбранявших женитьбу из презрения к
браку.
Вслед за апостолами
божественное установление и святость
брака проповедовали и защищали
также отцы и учителя церкви.
Вопрос безбрачии
подлежит, разумеется, особому рассмотрению.
Отметим лишь кратко, что обет безбрачия
может быть оправдан только при особых
обстоятельствах: ради Царства Божия
или в силу индивидуальных особенностей
человеческой природы. "Кто может вместить,
да вместит" (Мф. 19,12).
Известно также,
что повторный брак в первохристианской
церкви не пользовался особым одобрением.
Этот взгляд поныне сохраняется в
римско-католической церкви. Однако апостол
Павел, как видно из всего Посланий,
признает законность второго брака (Рим.
7,3; 1 Кор. 7,15,39). Только для тех лиц, которые
занимают высшее положение в церкви, апостол
Павел требует, чтобы епископ был мужем
одной жены (1 Тим. 3,2; Тит. 1,6). В этом требовании
отнюдь нельзя усмотреть неодобрение
второго брака. Молодым вдовам он прямо
советует выходить замуж (1 Тим. 5,14).
Некоторые на основании
упомянутых текстов (1 Тим. 3,2; Тит. 1,6) считают,
что епископ /пресвитер/ обязательно
должен быть женатым человеком. Это
мнение подтверждается тем, что семейный
человек во многом стоит ближе к пониманию
ее трудностей.
Очень многие истолковывают
это место в том смысле, что
епископ /пресвитер/ не имеет права,
даже после смерти своей жены, вступить
в новый брак. Подтверждение такому
толкованию якобы можно найти в 1 Кор. 7
гл. Но в данном контексте эти тексты имеют
только один смысл: епископ /пресвитер/
должен быть примерным мужем, хранящим
брачный союз во всей его чистоте и святости.
Так, например, в раннехристианских источниках,
не вошедших в закон Нового Завета, можно
найти такое заключение: "Не может быть
от епископом, кто после своего крещения
связан двумя браками, или кто имеет кроме
жены наложницу".
Для правильного
понимания этих текстов нам необходимо
иметь хотя бы некоторое представление
о моральном состоянии дохристианского
мира. Истинное целомудрие, чистота супружеских
и семейных отношений - вот что прежде
всего принесло христианство в мир. Как
ни странно, но полигамные браки были нередки
даже среди иудеев. Так в обширном трактате
"Диалог с иудеем Трифоном" /около
150 г./ Юстин Мученик пишет: "Даже до настоящего
времени иудеям не возбраняется иметь
четыре и пять жен". Еврейский историк
Иосиф Флавий /37-95 гг/ пишет: "По древнему
обычаю, муж может жить более чем с одной
женой" /"Иудейские древности",
17,1-1/. Бесправие женщин было узаконено
всей иудейской системой. Но положение
в языческом мире было еще хуже: у Цезаря
и Антония было четыре жены, по пять жен
у Суллы и Помпея.
Поэтому нет
ничего необычного в напоминании
апостола Павла, что в мире, где самые высокие
посты в государстве занимают многоженцы,
христианская церковь должна явить пример
подлинного целомудрия: епископом может
быть только муж одной жены. Всякое другое
толкование этих текстов может привести
только к искажению их подлинного смысла.
После всего
сказанного мы также лучше поймём
и оценим все величие подвига
Мартина Лютера, который, наперекор
укоренившимся ложным традициям
и взглядам, сняв с себя монашеское
одеяние, открыто вступил в брачный
союз, чтобы своим личным примером
доказать, что супружество /моногамный
брак/ есть установление Божие.
Ветхий Завет
о браке
Согласно Книги
Бытия, цель брака двоякая - умножение
и сохранение рода человеческого (Быт.
1,27-28) и взаимная помощь супругов в
прохождении земного поприща (Быт. 2,18).
После падения человека появилось еще
и третье назначение: обуздание возникших
в человеческой природе греховных похотей
и чувственных влечений (1 Кор. 7,1-2,9). Божественная
благодать, освящающая брачный союз, во
всем содействует достижению всех трех
целей брака.
После потопа Бог,
по Своему милосердию, снова утвердил
брачный союз, освятив его, как
это было вначале: "И благословил
Бог Ноя и сынов его, и сказал
им: плодитесь и размножайтесь
и наполняйте землю" (Быт. 9,1).
Таким образом,
благодаря семье как установлению Божию,
род человеческий, невзирая на грехопадение,
продолжает существовать и поныне, свидетельствуя
тем самым о неизменном всемогуществе
божественного установления: "От одной
крови Он произвел весь род человеческий
для обитания по всему лицу земли, назначив
предопределенные времена и пределы их
обитанию, дабы они искали Бога" (Деян.
17,26).
Моногамный брак
в дохристианском мире не мог сохраниться
в первоначальной чистите ни у
язычников, ни даже у избранного народа,
как это видно из жизни и истории патриархов.
Однако там, где не признается моногамия
- в учении и на практике - от первоначального
назначения брака мало что остается. Полигамия
же больше служит не созданию семьи, а
удовлетворению низших необузданных человеческих
инстинктов.
Хотя вольность
нравов и была нередким явлением в
народе Божием, однако достоинство
женщины в браке ограждалось
в большей мере, чем у соседних
народов. Например, по вавилонскому закону
муж вправе был отпустить жену
без всякой причины. Израильский же
закон требовал для развода наличия "постыдного
поступка" (Вт. 24,1-2). Обычной формой брака
было единобрачие /полигамия была исключением/.
Царям разрешалось иметь много жен, вероятно,
для укрепления династии. Однако, после
Соломона цари также редко злоупотребляли
многоженством. Мотивом к взятию второй
жены иногда служила бездетность (Быт.
16). Вот почему многоженство обыкновенно
принимало форму бигамии /двоеженства/,
причем одна из жен считалась главной,
а вторая - второстепенной или наложницей.
Наложницы обыкновенно брались из числа
рабынь или военнопленных. При двух равноправных
женах в семье часто происходили распри:
нелюбимая жена ревновала к любимой, бездетная
- к плодовитой (Быт. 21,10-17; 29,31-33; 1 Цар. 1,5-6).