Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:17, реферат
ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви.
Введение
1. Возникновение протестантизма. Реформация
2. Особенности протестантского вероучения, организации и культа
3. Основные направления протестантизма
4. Современные протестантские церкви в России
5. Религиозное содержание протестантизма
Заключение
Список использованной литературы
Особое значение
имел отказ протестантизма от таинства
священства. Исходя из положения о
ненужности посредников между Богом
и людьми, протестантизм отвергает
деление общества на духовенство
и мирян, следствием чего является и
отказ от того таинства, которым
духовенство возводилось в
В организационной
структуре протестантских церквей
выразилось влияние новой общественной
и культурной ситуации, новых духовных
запросов личности, освобождающейся
от сословно-корпоративных пут, всех
протестантов объединяет отказ признать
примат римского папы.
Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, главным образом связанные с жизнью Иисуса Христа. У современных протестантских церквей имеются и свои новые праздники - Праздник жатвы и День единства. Так, например, Праздник жатвы у евангельских христиан-баптистов - это праздник возвеличивания Бога, его могущества, даровавшего урожай, а также прославление труда на "ниве божьей" по "спасению душ погибающих грешников", обращению их к Христу.
3. Основные направления
протестантизма
Наступление нового
времени означало перемещение центра
социальной активности многих народов.
Движение истории определялось развитием
промышленности и в целом хозяйства
многих европейских стран. Это формировало
новую идеологию, совершенно другое
мироощущение. На смену церковному
единообразию приходит религиозный
и богословский плюрализм. Поэтому
в разных странах и даже внутри
одной страны возникают различные
вероучения и направления протестантизма.
Все они разделяли ключевые идеи
и представления, определявшие их общий
характер: концепцию "личной веры",
"крещения в духе", избранности
и другие. Однако в зависимости
от специфики стран, политической ситуации
в них, эти движения приобретали
свои особенности. Постепенно оформились
основные протестантские церкви.
Одним из ранних направлений
протестантизма является англиканство.
Его вероучение представляет собой
конгломерат католицизма, лютеранства
и кальвинизма. Оно изложено в "Книге
общинного богослужения" (1549 г) и
"Символе веры", принятом в 1571 году.
В нем концепция спасения соединяет
принцип спасающей силы церкви, унаследованной
от католицизма, с лютеранским учением
о спасении только одной верой. Англиканство
сохранило иерархию, епископат, пышный
культ. Оно является в настоящее
время государственной церковью
Англии.
В лютеранской церкви,
названной так в честь
Центральное место
в лютеранском богослужении занимает
проповедь. Лютеранство является самой
влиятельной и многочисленной конфессией
современного протестантизма.
Еще одно направление
протестантизма - кальвинизм. В нем
нашли более последовательное воплощение
антикатолические требования буржуазии.
В 1536 году Кальвин издал в Швейцарии
свое главное сочинение - "Наставление
в христианской вере", в котором
изложил свои взгляды. В 1542 году вышел
"Женевский катехизис". В отличие
от лютеранства в кальвинизме
нет символа веры, обязательного
для всех, единственным источником
вероучения является Библия. Доминирующее
значение Кальвин придавал учению о
предопределении, ибо Бог избрал
одних к веччому блаженству, других
- к погибели. Человек спасается
потому, что получает дар веры, избран
к спасению. При этом кальвинизм требует
от человека инициативы: он должен поступать
так, чтобы быть достойным вечного блаженства,
если он к нему предопределен.
Главным в кальвинизме
является учение о "мирском призвании"
или "мирском аскетизме". Свидетельством
возможной избранности может
рассматриваться успех в
Ритуальная сторона
кальвинизма отличается наиболее радикальным
реформаторством: отброшены все
внешние атрибуты культа - алтарь, иконы,
свечи, крест. Проповедь - центральный
момент богослужения, она включает
пение псалмов и молитв.
В более поздние
времена появляются новые течения
в протестантизме. Среди них можно
отметить баптизм, адвентизм, пятидесятничество,
хотя этим список течений в протестантизме
не исчерпывается.
Одним из новых направлений
стал баптизм. Первая баптистская община
возникла в начале XVII века среди
английских эмигрантов в Голландии.
Их вероучение основано на лютеранстве
и кальвинизме. Особое значение придается
личной вере. Крещение рассматривается
как знак сознательного обращения
в веру, духовного возрождения. Кандидаты
в члены общины допускаются к
нему лишь после испытательного срока
и покаяния на молитвенном собрании.
Только принявшие водное крещение считаются
полноправными членами общины. Баптизм
требует от своих последователей
активной миссионерской деятельности.
В начале 30-х годов
XIX века в США от баптизма отделилось
религиозное течение
Адвентистское учение
отличается от других протестантских
учений своей эсхатологией, т.е. разработкой
идеи о конце света, смысле и завершении
земной истории. Они по-особому решают
вопрос о посмертной судьбе человека,
ибо не считают душу бессмертной.
Есть несколько
направлений адвентизма. Одним из
них является адвентизм седьмого
дня. Его основательница Елена Уайт.
Адвентизм имеет
Протестантские течения,
получившие название "пятидесятниччство",
возникли в США. В основе вероучения
- изложенный в одной из книг Нового
Завета - книге "Деяния святых апостолов"
- рассказ о сошествии на апостолов
Святого Духа на пятидесятый день
после Пасхи. Ссылаясь на это, они
утверждают, что каждый истинный христианин
может получить дары Святого Духа:
способность к пророчеству, исцеление
больных, говорение на иных языках,
которое получило название "глоссолалия".
Пятидесятничество в нашей стране представлено направлением, называемым христианами веры евангельской, признающей Троицу. Помимо распространенных протестантских конфессий есть и другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько столетий, другие сложились в XIX веке, некоторые возникают в наше время.
4. Современные протестантские
церкви в России
Различия в современном
протестантизме - не столько расхождения
между различными направлениями, церквами
и конфессиями в вероучении и
устройстве, сколько различия между
тенденциями внутри самого протестантизма.
С середины XX века крупные течения
протестантизма в нашей стране, как
и в целом мире, испытывают сильное
воздействие внешней среды, мира,
который все больше становится светским.
В них становится все меньше людей,
которые регулярно посещают богослужения.
Вместе с тем появляются кружки интенсивного
изучения Библии и осмысления ее применительно
к эпохе, вера становится не просто
унаследованной от прошлого поколения,
но самостоятельно выстраданной.
Все эти замечания
полностью относятся к
Сектантские движения,
"реформационные" в широком
смысле появляются на Руси примерно в
XIV веке. Его основными формами
были скопчество, христоверие, духоборство,
субботничество, обычно представленное
различными группировками. Все они
решительно отвергали православную
церковь, внешнее благочестие в
пользу внутренней веры ("бог не в
бревнах, а в ребрах"), стремились
создать самоуправляющиеся
Первым протестантским
объединением в России стала возникшая
в Голландии в XVI веке секта меннонитов
или "мирных анабаптистов". Их проповедь
отличали идеи смирения и покорности,
отказа от насилия и войн, впоследствии
четко закрепившиеся в
Широкое распространение
протестантизма в нашей стране начинается
в 60-70-х годах XIX века с появлением
из Германии последователей евангельских
баптистов. Они вели активную проповедническую
деятельность и стали основывать
общины в регионах Кавказа, Южной
Украины, Прибалтики и Петербурга. Первым
русским баптистом был купец
Н. Воронин, принявший крещение по вере
в Тифлисе в 1867 году. Рост числа
евангельских христиан, баптистов и
последователей других течений протестантизма
вызвал крайне отрицательную реакцию
руководства русской
В резолюции совещания
православных деятелей под руководством
К.П. Победоносцева, бывшего в то
время обер-прокурором Священного Синода,
в частности говорилось: "Быстрый
рост сектантства является серьезной
опасностью для государства. Всем сектантам
должно быть воспрещено, покидать свое
местожительство. Все преступления
против православной церкви должны разбираться
не в светских, а в духовных судах.
Паспорта сектантов должны быть помечены
особым образом, чтобы их нигде не
принимали на работу, ни на жительство,
пока жизнь в России для них
не станет невыносимой. Дети их должны
силой отбираться и воспитываться
в православной вере".
Только в 1905 году
с выходом указа о
Самое крупное протестантское
направление в России - баптизм. Название
происходит от греческого "погружать",
"крестить в воде". Нынешнее название
церкви сложилось из наименования двух
родственных движений: баптистов, первоначально
носивших название "христиан, крещеных
по вере" и в основном живших на
юге Российского государства
и церкви "евангельских христиан",
появившихся несколько позже, преимущественно
на севере страны.
Объединение церквей
евангельского исповедания было
достигнуто на основании Соглашения
евангельских христиан и баптистов
в 1944 году. В 1945 году было заключено
соглашение с представителями церквей
пятидесятников, названное "августовским
соглашением", в 1947 году достигнуто
соглашение с христианами в духе
апостолов, а в 1963 году в союз приняты
меннониты.
Пятидесятники исходят
в своем вероучении из указания Евангелия
о "сошествии Святого Духа на апостолов"
в пятидесятый день после Пасхи.
Меннониты самыми существенными
чертами христианства считают смирение,
отказ от насилия, даже если оно совершается
ради общего блага, нравственное самосовершенствование.
Союз евангельских
христиан-баптистов входит в состав
Всемирного союза баптистов со времени
его основания в 1905 году и разделяет
семь библейских принципов - теологических
основ, выработанных Всемирным братством:
"Священное Писание, книги Ветхого и
Нового Заветов (канонические) являются
основой Вероучения. Церковь должна состоять
исключительно из возрожденных людей.
Заповеди о Крещении и Вечере Господней
(причащении) также принадлежат возрожденным
людям. Независимость каждой поместной
церкви. Равноправие всех членов поместной
церкви. Свобода совести для всех. Отделение
церкви от государства".
Союз евангельских
христиан-баптистов - и в целом, и
в каждой поместной церкви - считает
своими задачами проповедь Евангелия,
духовное воспитание верующих для достижения
святости, христианского благочестия
и соблюдения заповедей Христа в
жизни, развитие и укрепление единства
верующих согласно Первосвященнической
молитве Христа, активное участие
в социальном служении.
Ныне Союз Евангельских
Христиан-баптистов России издает два
журнала "Братский вестник" и "Христианин
и время", более десятка газет,
выпускает Библии, сборники духовных
песен, другую христианскую литературу.
Еще одна протестантская
церковь, распространенная в современной
России - это церковь адвентистов
седьмого дня. Основателем этого
течения считается американская
пророчица Елена Уайт, которая
руководствуясь своими "видениями",
в которых "Господь открывал ей
истины", развивала идеи адвентизма.
Главным было указание из всех дней
недели праздновать не воскресенье,
а субботу, когда нельзя не только
работать, но даже готовить пищу. Тем
самым во главу угла ставилось
выполнение четвертой библейской заповеди:
"Помни день субботний, чтобы святить
его: шесть дней работай и делай
(в них) всякие дела твои, а день седьмой
- суббота Господу, Богу твоему: не делай
в оный никакого дела..." (Исх. 20: 8 -
10).