Возникновение протестантизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:17, реферат

Краткое описание

ПРОТЕСТАНТИЗМ, религиозное движение, включающее все те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово "протестант" впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором открыто высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви.

Оглавление

Введение

1. Возникновение протестантизма. Реформация

2. Особенности протестантского вероучения, организации и культа

3. Основные направления протестантизма

4. Современные протестантские церкви в России

5. Религиозное содержание протестантизма

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 37.10 Кб (Скачать)

Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства. Исходя из положения о  ненужности посредников между Богом  и людьми, протестантизм отвергает  деление общества на духовенство  и мирян, следствием чего является и  отказ от того таинства, которым  духовенство возводилось в положение  особого общественного слоя. Учение о том, что любой человек может  непосредственно общаться с Богом, давало основание к утверждению "всеобщего священства". Каждый мирянин может быть выбран своей  общиной на должность пастора  и отправлять эту должность до тех пор, пока община будет считать  его достойным ее. Обычно прихожане  на молитвенном собрании выбирают пресвитера. 

В организационной  структуре протестантских церквей  выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающейся  от сословно-корпоративных пут, всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. 

Многие протестанты  соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, главным образом связанные  с жизнью Иисуса Христа. У современных  протестантских церквей имеются  и свои новые праздники - Праздник жатвы и День единства. Так, например, Праздник жатвы у евангельских христиан-баптистов - это праздник возвеличивания Бога, его могущества, даровавшего урожай, а также прославление труда на "ниве божьей" по "спасению душ погибающих грешников", обращению их к Христу.

3. Основные направления  протестантизма 

Наступление нового времени означало перемещение центра социальной активности многих народов. Движение истории определялось развитием  промышленности и в целом хозяйства  многих европейских стран. Это формировало  новую идеологию, совершенно другое мироощущение. На смену церковному единообразию приходит религиозный  и богословский плюрализм. Поэтому  в разных странах и даже внутри одной страны возникают различные  вероучения и направления протестантизма. Все они разделяли ключевые идеи и представления, определявшие их общий  характер: концепцию "личной веры", "крещения в духе", избранности  и другие. Однако в зависимости  от специфики стран, политической ситуации в них, эти движения приобретали  свои особенности. Постепенно оформились основные протестантские церкви. 

Одним из ранних направлений  протестантизма является англиканство. Его вероучение представляет собой  конгломерат католицизма, лютеранства  и кальвинизма. Оно изложено в "Книге  общинного богослужения" (1549 г) и "Символе веры", принятом в 1571 году. В нем концепция спасения соединяет  принцип спасающей силы церкви, унаследованной от католицизма, с лютеранским учением  о спасении только одной верой. Англиканство сохранило иерархию, епископат, пышный культ. Оно является в настоящее  время государственной церковью Англии. 

В лютеранской церкви, названной так в честь основателя Мартина Лютера, на передний план в  концепцию спасения выдвигается "обращение" и "оправдание". Лютеранство сохраняет  епископат, особое посвящение в духовный сан, остатки литургии. Оно признает два таинства: крещение в младенческом возрасте и причащение. В лютеранских  храмах нет икон, но сохранены распятия, облачение духовенства, алтарь, используется органная музыка и хоровое пение. 

Центральное место  в лютеранском богослужении занимает проповедь. Лютеранство является самой  влиятельной и многочисленной конфессией современного протестантизма. 

Еще одно направление  протестантизма - кальвинизм. В нем  нашли более последовательное воплощение антикатолические требования буржуазии. В 1536 году Кальвин издал в Швейцарии  свое главное сочинение - "Наставление  в христианской вере", в котором  изложил свои взгляды. В 1542 году вышел "Женевский катехизис". В отличие  от лютеранства в кальвинизме  нет символа веры, обязательного  для всех, единственным источником вероучения является Библия. Доминирующее значение Кальвин придавал учению о  предопределении, ибо Бог избрал одних к веччому блаженству, других - к погибели. Человек спасается  потому, что получает дар веры, избран к спасению. При этом кальвинизм требует от человека инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. 

Главным в кальвинизме  является учение о "мирском призвании" или "мирском аскетизме". Свидетельством возможной избранности может  рассматриваться успех в предпринимательской  деятельности, в профессионализме. Ради этого кальвинист должен отказаться от мирских наслаждений, расточительности, вести скромный образ жизни. 

Ритуальная сторона  кальвинизма отличается наиболее радикальным  реформаторством: отброшены все  внешние атрибуты культа - алтарь, иконы, свечи, крест. Проповедь - центральный  момент богослужения, она включает пение псалмов и молитв. 

В более поздние  времена появляются новые течения  в протестантизме. Среди них можно  отметить баптизм, адвентизм, пятидесятничество, хотя этим список течений в протестантизме не исчерпывается. 

Одним из новых направлений  стал баптизм. Первая баптистская община возникла в начале XVII века среди  английских эмигрантов в Голландии. Их вероучение основано на лютеранстве  и кальвинизме. Особое значение придается  личной вере. Крещение рассматривается  как знак сознательного обращения  в веру, духовного возрождения. Кандидаты  в члены общины допускаются к  нему лишь после испытательного срока  и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются  полноправными членами общины. Баптизм  требует от своих последователей активной миссионерской деятельности. 

В начале 30-х годов XIX века в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (от латинского слова - "пришествие"). Его основателем считают У. Миллера (1782-1849 гг.), который выпустил в 1833 году книгу "Свидетельство из Писания  и истории о втором пришествии Христа около 1843 года и его личном царствовании в течение 1000 лет". 

Адвентистское учение отличается от других протестантских учений своей эсхатологией, т.е. разработкой  идеи о конце света, смысле и завершении земной истории. Они по-особому решают вопрос о посмертной судьбе человека, ибо не считают душу бессмертной. 

Есть несколько  направлений адвентизма. Одним из них является адвентизм седьмого дня. Его основательница Елена Уайт. Адвентизм имеет распространение  и в России. 

Протестантские течения, получившие название "пятидесятниччство", возникли в США. В основе вероучения - изложенный в одной из книг Нового Завета - книге "Деяния святых апостолов" - рассказ о сошествии на апостолов  Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Ссылаясь на это, они  утверждают, что каждый истинный христианин может получить дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцеление  больных, говорение на иных языках, которое получило название "глоссолалия". 

Пятидесятничество в нашей стране представлено направлением, называемым христианами веры евангельской, признающей Троицу. Помимо распространенных протестантских конфессий есть и  другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько  столетий, другие сложились в XIX веке, некоторые возникают в наше время.

4. Современные протестантские  церкви в России 

Различия в современном  протестантизме - не столько расхождения  между различными направлениями, церквами и конфессиями в вероучении и  устройстве, сколько различия между  тенденциями внутри самого протестантизма. С середины XX века крупные течения  протестантизма в нашей стране, как  и в целом мире, испытывают сильное  воздействие внешней среды, мира, который все больше становится светским. В них становится все меньше людей, которые регулярно посещают богослужения. Вместе с тем появляются кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно  к эпохе, вера становится не просто унаследованной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной. 

Все эти замечания  полностью относятся к протестантским церквам в нашей стране, или  к "сектам", как их называли совсем недавно. 

Сектантские движения, "реформационные" в широком  смысле появляются на Руси примерно в XIV веке. Его основными формами  были скопчество, христоверие, духоборство, субботничество, обычно представленное различными группировками. Все они  решительно отвергали православную церковь, внешнее благочестие в  пользу внутренней веры ("бог не в  бревнах, а в ребрах"), стремились создать самоуправляющиеся общины как прообразы "царствия Божьего". 

Первым протестантским объединением в России стала возникшая  в Голландии в XVI веке секта меннонитов или "мирных анабаптистов". Их проповедь  отличали идеи смирения и покорности, отказа от насилия и войн, впоследствии четко закрепившиеся в вероисповедальном  требовании отказа от воинской повинности и применения оружия. Это навлекло на них жестокие гонения властей. После разрешения Екатерины II селиться иностранцам в России (1763 г) меннониты  из Германии стали переселяться на юг Украины и в Поволжье. Их появление  в России особого влияния на религиозную  ситуацию того времени не оказало. 

Широкое распространение  протестантизма в нашей стране начинается в 60-70-х годах XIX века с появлением из Германии последователей евангельских баптистов. Они вели активную проповедническую деятельность и стали основывать общины в регионах Кавказа, Южной  Украины, Прибалтики и Петербурга. Первым русским баптистом был купец  Н. Воронин, принявший крещение по вере в Тифлисе в 1867 году. Рост числа  евангельских христиан, баптистов и  последователей других течений протестантизма вызвал крайне отрицательную реакцию  руководства русской православной церкви. Вскоре начались гонения и  репрессии. 

В резолюции совещания  православных деятелей под руководством К.П. Победоносцева, бывшего в то время обер-прокурором Священного Синода, в частности говорилось: "Быстрый  рост сектантства является серьезной  опасностью для государства. Всем сектантам  должно быть воспрещено, покидать свое местожительство. Все преступления против православной церкви должны разбираться  не в светских, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали на работу, ни на жительство, пока жизнь в России для них  не станет невыносимой. Дети их должны силой отбираться и воспитываться  в православной вере". 

Только в 1905 году с выходом указа о веротерпимости от 17 апреля и Манифеста о даровании  гражданских свобод от 17 октября, протестантские церкви смогли вести миссионерскую  и издательскую деятельность. 

Самое крупное протестантское направление в России - баптизм. Название происходит от греческого "погружать", "крестить в воде". Нынешнее название церкви сложилось из наименования двух родственных движений: баптистов, первоначально  носивших название "христиан, крещеных по вере" и в основном живших на юге Российского государства  и церкви "евангельских христиан", появившихся несколько позже, преимущественно  на севере страны. 

Объединение церквей  евангельского исповедания было достигнуто на основании Соглашения евангельских христиан и баптистов  в 1944 году. В 1945 году было заключено  соглашение с представителями церквей  пятидесятников, названное "августовским соглашением", в 1947 году достигнуто соглашение с христианами в духе апостолов, а в 1963 году в союз приняты  меннониты. 

Пятидесятники исходят  в своем вероучении из указания Евангелия  о "сошествии Святого Духа на апостолов" в пятидесятый день после Пасхи. Меннониты самыми существенными  чертами христианства считают смирение, отказ от насилия, даже если оно совершается  ради общего блага, нравственное самосовершенствование. 

Союз евангельских христиан-баптистов входит в состав Всемирного союза баптистов со времени  его основания в 1905 году и разделяет  семь библейских принципов - теологических  основ, выработанных Всемирным братством: "Священное Писание, книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой Вероучения. Церковь должна состоять исключительно из возрожденных людей. Заповеди о Крещении и Вечере Господней (причащении) также принадлежат возрожденным людям. Независимость каждой поместной церкви. Равноправие всех членов поместной церкви. Свобода совести для всех. Отделение церкви от государства". 

Союз евангельских христиан-баптистов - и в целом, и  в каждой поместной церкви - считает  своими задачами проповедь Евангелия, духовное воспитание верующих для достижения святости, христианского благочестия  и соблюдения заповедей Христа в  жизни, развитие и укрепление единства верующих согласно Первосвященнической  молитве Христа, активное участие  в социальном служении. 

Ныне Союз Евангельских Христиан-баптистов России издает два  журнала "Братский вестник" и "Христианин и время", более десятка газет, выпускает Библии, сборники духовных песен, другую христианскую литературу. 

Еще одна протестантская церковь, распространенная в современной  России - это церковь адвентистов  седьмого дня. Основателем этого  течения считается американская пророчица Елена Уайт, которая  руководствуясь своими "видениями", в которых "Господь открывал ей истины", развивала идеи адвентизма. Главным было указание из всех дней недели праздновать не воскресенье, а субботу, когда нельзя не только работать, но даже готовить пищу. Тем  самым во главу угла ставилось  выполнение четвертой библейской заповеди: "Помни день субботний, чтобы святить  его: шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай  в оный никакого дела..." (Исх. 20: 8 - 10). 

Информация о работе Возникновение протестантизма