Возникновение протестантизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

Протестантизм возник в ХIV в., в эпоху Реформации. Разновидности реформационного движения - цвинглианство и кальвинизм.
Протестантизм - это третья, после православия и католицизма, крупнейшая разновидность христианства, охватывающая множество самостоятельных исповеданий и церквей.
Протестантизм - это сравнительно молодая разновидность христианства.
Особенности идеологии и организации современного протестантизма во многом обусловлены историей его возникновения и последующего развития.

Файлы: 1 файл

протест.docx

— 33.42 Кб (Скачать)

После I-ой мировой войны  и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является "диалектическая теория", представителями которой  являются К.Барт, Э.Бруннер, Р.Бультман. Основная идея "диалектической теологии" сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума. Она возникает из " внутренней непосредственной встречи " с Богом. Истинная религия - религия Откровения. Сторонники " диалектической теологии " апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры. Расплывчатость и неопределенность протестанской идеологии с ее субъективным истолкованием и восприятием евангелия делают возможным широкое размежевание политических позиций внутри протестантизма и в частности внутри лютеранско - евангелического направления.

Сейчас в мире около 75 млн. лютеран, 192 млн. лютеранских церкви. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирный лютеранский союз.

Главный упор в проповеднической деятельности сейчас на истолковании вопросов общественной жизни и особенно на морально - этические проблемы. Лютеранские  церкви принимают участие в экуменическом  движении. Лютеранство распространенно  в Эстонии, Латвии, Казахстане, Киргизии и др.

4.2 Кальвинизм

На втором месте по численности  приверженцев после лютеранства  остается как это было и раньше, кальвинизм. Жан Кальвин (1509 - 1564 гг.) - один из деятелей Реформации во Франции. С 1536 г. поселился в Женеве, где стал фактическим диктатором города (1541 г.), добился подчинения светской власти церкви. Основы кальвинизма - учение о божественном предопределении одних людей к "спасению"и других к "осуждению Основное произведение Ж.Кальвина - "Наставление в христианской вере " ( 1536 г. ).

Кальвин учил, что всеведущий бог, еще до сотворения мира, одних  людей предназначил "к спасению", т.е. к рабскому блаженству, а других к "погибели" - мукам ада. Он разъяснял : если человеку в его делах сопутствует успех, значит, бог помогает своему избраннику, перед которым раскрываются ворота рая. Если же человека преследует неудача, это свидетельствует о немилости божьей, ведущей неудачника к погибели в аду.

Кальвинизм распадается  в свою очередь на три ответвления: реформатовство, пресвитерианство, конгрегационализм. Вместе взятые они охватывают около 50 млн. человек. Во Всемирной пресвитерианский союз входит 125 самостоятельных кальвинистских церквей из разных стран. Небольшое число последователей реформаторства имеется в областях Западной Украины.

Конгрегационамисты ведут активную проповедническую и миссионерную деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства. Существует в качестве всемирного центра конгрегационамизма Информационный конгрегационамистический собор.

Подобное учение, т.е. кальвинизм в целом, подавляло и сковывало  протест угнетенных, делало их смиренными и покорными. От каждого человека Кальвин требовал жизни, достойной рая. Такая жизнь определялась заветом:"молись и работай!" Последователи Кальвина отказывали себе в отдыхе и развлечениях. Кальвинистов зачастую отличала поношенная одежда и стоптанная обувь. Вскоре они получили прозвище "пуритан" (от лат. "purus"- чистый) - ревнителей чистой жизни.

Строжайшая, доходящая до скаредности бережливость позволяла им выгадывать каждый грош, чтобы, накапливая деньги, снова и снова пускать их в оборот ради новой прибыли, владевшей всеми помыслами пуританина.

.

4.3 Англиканство

Англиканская епископальная  церковь является в настоящее  время государственной церковью Англии. Англиканские церкви существуют также в США, в Индии и т.д., всего в 16 странах. С 1867 г. англиканские церкви, сохраняя свою самостоятельность, обьединяются Англикантским союзом церквей. Главой церкви является английский король. Сохранена иерархия, напоминающая католическую. Епископов через премьер-министра назначает король. Во главе духовенства двух графств - Кентерберийского и Йоркского - стоят архиепископы.

Внешняя обрядовая сторона  католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Главное  место в богослужении сохранилось  за литургией, которая отличается сложной  обрядностью, торжественностью.

4.4 Старокатолики

К протестантам относят и  старокатоликов - сторонников отколовшихся от римско- католической церкви направлений. Старокатолическая церковь сложилась на основе оппозиции решению Ватиканского собора, провозгласившего в 1840 г. догмат о папской непогрешимости. Она включила в себя созданную раннее в Голландии Утрехтскую церковь. В настоящее время старокатолицизм представлен несколькими самостоятельными церквями. Основные его центры - ФРГ, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Вероучение старокатоликов занимает промежуточное положение между католицизмом и протестантизмом. С одной стороны, старокатолики сохраняют целый ряд моментов из католического культа, с другой, не признают главенства римского папы, отвергают почитание икон, церковных реликвий, обязательный целибат для духовенства и т.п.

4.5 Меннониты

К числу сложившихся еще  во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта  меннонитов. Она возникла в Северной Германии. Ее основателем был голландец  Менно Симоне. Источником вероучения меннонистов является написанный им "Фундамент истинной христианской веры". Меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед "Священным писанием". К основополагающим канонам меннонистического учения относятся принципы: покаяния в грехах, крещение по вере, омовение ног, церковные отлучения, отказ от воинской службы и ряд других догматов, ставящих меннонитов в ситуацию самоизоляции от общества,

Меннониты в зарубежных странах  располагают сетью школ и семинарий  для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров . Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение, меннонистские миссии можно встретить почти во всех странах мира.

4.6 Баптизм

Большое место в системе  протестантистских церквей занимает баптизм. По своему вероучению баптизм во многом смыкается с другими протестантистскими организациями. Разделяя общехристианские догматы о Троице, божественном происхождении Христа и т.п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип "оправдания верой". Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучение отчетливо выделяются элементы архинианства, признающего свободу воли человека. Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых. Богослужения заменены у них молитвенными собраниями ; крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.

Источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый  Завет). Баптисты не признают святых, монашество, сосредотачивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между  Богом и людьми, который своей  жертвой спас грешников. Главный  принцип "Жить в мире, но быть не от мира сего", т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать " небесному жениху " - Христу. Особое значение баптисты придают проповеди  своей веры, которую вести обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи. За последние десятилетия численность  баптистов в нашей стране в  целом медленно, но постоянно увеличивается.

В настоящее время позиции  баптизма особенно сильны в США. Кроме  США баптизм представлен в  Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР и др.

В 1905г. был создан Всемирный  баптистский союз. С баптизмом  тесно связаны такие религиозные  течения и организации, как "братья во Христе", "молодые христиане" и др.

В мире насчитывается сейчас свыше 40 млн. приверженцев этой деноминации.

4.7 Квакеры

В 40-х гг. XVIIIв., после того как Г.Фоксом было основано в Англии "Общество друзей и внутреннего света", к нему примкнули многие баптистские группы. Членов этого общества стали называть квакерами (трясущимися). Секта смело отстаивала принципы равенства всех людей, выступала против воинской повинности и т.д.

Основу вероучения квакеров составляет представление о том, что Бог заключен в сердцах  людей; истину следует искать во "внутреннем свете", озаряющем человека и свидетельствующем  о присутствии в нем божественного  начала. Озарение "внутренним светом" означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести "внутренний свет" нужно идти "правильным путем", нужна прежде всего молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. Они широко практикуют благотворительность. На протяжении веков квакеры вели последовательную и энергичную борьбу против рабства, смертной казни, неграмотности, проституции. В настоящее время часть квакерских организаций активно учавствует в борьбе против расизма.

Основные принципы и формы  организации, сложившиеся в ХVII в., сохранились и до нашего времени почти неизменными.

4.8 Методизм

Одно из крупнейших церковных  образований в рамках протестантизма - методизм, сложившийся в п.п. ХVIII в. на почве англиканства и связанный с ним по происхождению. По вероучению и культу методизм близок к англиканствуКульт методистов предельно упрощен. Из обрядов сохраняются крещение и причащение. Рассматривая причащение как таинство, методисты отрицают присутствие тела и крови Христа в элементах причастия. Полностью отвергается католическое учение о чистилище, отрицается необходимость исповеди. Отличительная черта - строгий централизм.

4.9 Мормоны

В 1830 г. была организована секта  мормонов, которые именуют себя "святыми  судного дня". Основателем ее был  Дж.Смит, с детских лет имевший "видения" и на этом основании объявивший себя пророком. Он издал "Книгу Мормона", ставшую "Библией" его последователей. Символ веры Мормонов включает 13 статей, подтверждающих верность традиционным положениям христианского учения о Троице, искуплении, наказании, спасении и т. п., а также свидетельствующих об особой приверженности традиционной раннеапостостольской церкви. Одну из отличительных особенностей взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого Бога еще и низших Богов, духов. Для того, чтобы стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти.

У Мормонов существует своеобразная иерархия, включающая в себя высших священников ("генеральные авторитеты"); высшим священникам подчиняется "коллегия 12 апостолов", затем включаются патриархи, епископы, священники, учителя и  диаконы.

4.10 Адвентизм

В 30-х гг. XIXв. в США возникла секта адвентистов ( от латинского приход, пришествие ). Основателем секты был В.Миллер, предсказавший второе пришествие Иисуса Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, в 1844г. Вера в это является основой вероучения секты. Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон, чтобы пробудиться в ссудный день и либо обрести вечное блаженство, либо быть окончательно уничтоженной. Вечное блаженство будет даровано адвентистам, которые обрели истинную веру. Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды крещения и причащения. Причем крещение совершается над взрослыми. Обязательной для членов секты является уплата десятины, т.е. десятой части заработка в кассу общины. Характерны для этой общины активная миссионерская деятельность, а также "санитарная реформа", требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело по адвентистским представлениям - " сосуд божий ".

Библия - единственный источник вероучения для адвентистов - рассматривается  ими как "слово божье", написанное по вдохновению свыше.

4.11 Свидетели Иеговы

Эта секта возникла во второй половине ХIХ в. в США. Ее основатель Ч.Руссель предвещал непосредственную близость прихода Христа и гибель всех, за исключением иеговистов, в последней войне между Христом и Сатаной - армагеддоне. Для Свидетелей Иеговых характерно отрицание веры в загробную жизнь, в божественную сущность Христа. Христос, по их представлениям, "прославленное духовное существо", выполняющее волю Бога Иеговы. Свидетели Иеговы отвергают догмат о Троице, но признают все три ипостаси Троицы и толкуют их примерно так же, как и другие течения христианства. Источником всей жизни, творцом и т. д. они считают Бога Иегову.

4.12 Армия Спасения

У. В 1865 г. методистским проповедником  Бутсом в Лондоне было начато движение за нравственное возрождение общества. С 1878 г. движение приняло специфические организационные формы , оно было названо " Армия Спасения ".

Основатель Армии Спасения утверждал, что следует заботиться не только о спасении души и потустороннем  существовании, но и о том, чтобы  облегчить жизнь низшим слоям  общества. Отделения Армии Спасения оказывают гуманитарную помощь больницам, детским домам, многодетным семьям и др. Нуждающимся. Большая помощь оказывается беженцам, жертвам межнациональных конфликтов.

4.13 "Христианская наука"

В 1866 г. некая Мери Бекер основала церковь "христианской науки". Ее приверженцев называют также сциентистами. М.Бекер удалось якобы открыть "Христов метод исцеления", который основывается на утверждении, что, кроме духа, в мире нет ничего. Все же остальное видимость. Поэтому путь к исцелению от греха и смерти заключается только в том, чтобы выбросить из головы мысли об этих недугах, о грехе, о смерти. Все зло, все беды, утверждают последователи секты, - порождение человеческого воображения. В настоящее время существует около 1600 циентистских церковных общин. На их богослужениях читаются выдержки из Библии и "Книги текстов" ( главное произведение М.Бекер ).


Информация о работе Возникновение протестантизма