Возникновение христианства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Христианство возникло в Палестине в I н.э. (территория Римской Империи). Население Палестины было очень пестрым по этническому составу. На формирование раннего христианства повлияли, безусловно, палестинские евреи. В 63 г. н.э. римский полковник Гней Помпей ввел в Иудею войска, вследствие чего Иудея была присоединена к римской Империи. В этих политических событиях был усмотрен религиозный смысл. Начала распространяться идея божественного возмездия за нарушение заветов отцов, обычае

Файлы: 1 файл

Christianstvo 1.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Возникновение христианства. 

  1. Общественно-исторические условия возникновения  и распространения  христианства.
 

             Христианство возникло в Палестине в I н.э. (территория Римской Империи). Население Палестины было очень пестрым по этническому составу. На формирование раннего христианства повлияли, безусловно, палестинские евреи. В 63 г. н.э. римский полковник Гней Помпей ввел в Иудею войска, вследствие чего Иудея была присоединена к римской Империи. В этих политических событиях был усмотрен религиозный смысл. Начала распространяться идея божественного возмездия за нарушение заветов отцов, обычаев и традиций. В I н.э. в Палестине появляется множество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии, который станет “царем иудейским”. Начали распространяться различного рода религиозные течения: хасидеи (“правоверные” иудеи), фарисеи (“отделенные” иудеи, выступавшие за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами, что нашло отражение в тексте Нового Завета – средние слои городского населения), зелоты, сикарии, эссены (ессеи). Община эссенов обладала чертами, присущими первоначальному христианству. О несомненной близости  первоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют найденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме – ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении к собственности.

             Эссены называли себя нищими, новым союзом Бога, подчеркивая свою оппозиционность жречеству. У общины проповедовалось равенство ее членов, существовала общность имущества.

    Начавшийся  кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального протеста против общественных порядков, христианство быстро превращалось в мощное идейное течение.

             Римская империя включила в  себя народы, не входившие в  число подданных римского императора: парфян, армян, германцев, франков,  саксов, алеманов, готов и славян. Империя систематически грабила покоренные народы посредством высоких налогов и т.п. Все это вызывало протест. Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным, не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства. Христианство, прежде всего, провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабовладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к переустройству мира. 

  1. Идейные предшественники христианства.
 

             В отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Все это обогащало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам.

             Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (около 25 г. до н.э. – около 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (около 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Филона – это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познания Бога не существует, только через Логос – Слово. Учение Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, о логосах, среди которых Сын Божий является высшим Логосом и другие логосы, названные ангелами, – послужило одной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархии духовных начал.

             Нравственное учение христианства близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависит не от государственных требований, а всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает признание единства человеческой природы, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качестве нравственного императива признал "золотое правило морали", которое звучало следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше". Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12). 

  1. Споры о личности основателя христианства.
 

             Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни, вызывали много сомнений. В конечном счете, споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ:

    • Мифологическая школа считает, что наука не располагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы о Христе, написанные много лет спустя после описанных в Евангелии событий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождение христианства.
    • Историческая школа считает Иисуса Христа реальной личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Однако, найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус. Хотя в описании Флавия и не говорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

             В последние годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической школы. 

  1. Превращение христианства в государственную религию Римской империи1.
 

             Первоначальное христианство существовало в виде разнородных общин без всякой организации. Ранее христианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и всех группировок, так это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. Усиливался процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I – началу II вв., после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления иудейства, этот разрыв, оформился окончательно.

             Если раннехристианские общины объединяли рабов и свободную бедноту, то потом, уже во II в. в их составе появились ремесленники, торговцы, землевладельцы и римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивают в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредоточивают в своих руках всю полноту власти.

             Былые гонения христианства римским государством в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Императорская власть ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить таковую одну из национальных религий, успеха не имела. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи. Император Константин (около 285 – 337 гг.) своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, Константин, ставший полновластным императором, обеспечил свободу христианству во всей Римской империи. Под его председательством собрался первый (I) Вселенский Собор христианских церквей в г. Никея.  

  1. Формирование  Нового Завета и возникновение  христианского богословия.
 

             Христианское вероучение основывается на Священном Писании – Библии и Священном Предании – творениях отцов церкви, определениях Вселенских Соборов. Первыми жанрами нарождавшейся христианской литературы были откровения.

             В первые века в разных общинах появлялись различные евангелия: евангелия Петра, Луки, Варфоломея, разные версии Евангелия от Матфея (“Евангелие Истины”), евангелия евреев, назореев и др. Существовали также и иные книги: Апокалипсис Петра; Учение 12 апостолов (“Дидахе”) и др.

             Целью императора Константина было объединить церкви на основе единого учения. Но эта цель была реализована только после его смерти в 419 г. Т.о., произведения, включенные в состав Нового Завета: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Все остальные произведения отнесены в церковной традиции к числу апокрифических.

             Постепенно начали формироваться  богословские школы. Наиболее  известными и популярными были  Александрийская и Антиохийская  школы. Александрийская школа  (Климент, Ориген, Афанасий и др.) известна аллегорическим методом  толкования Священного Писания, привлечением идей и методов из философии. Антиохийская школа (Лукиан, Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский и др.) сформулировала отвергающую иносказание рационалистическую экзегетику с использованием аристотелевской логики.

             Важную роль в развитии богословия внесли также: Григорий Назианзин, Августин Аврелий, Григорий Великий, Амвросий Медиоланский и др.  

  1. Внутрицерковная борьба за утверждение христианского вероучения и культа.
 

             Ни один из христианских догматов не появлялся сразу в законченном виде. Как до, так и после Никейского собора между различными группами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрировалась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога, воплощения и искупления.

             Никейский Вселенский собор (325 г.) под председательством императора Константина осудил учение александрийского пресвитера Ария (256 – 336 гг.) и его последователей, утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу. Собор поддержал учение выступавшего на соборе Афанасия Александрийского (293 – 373 гг.). Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рождающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность. Т.о., победило т.н. “омоусианство’, нашедшее свое выражение в Никейском Символе Веры. Те, кто придумали свою формулу: “аномоис”, т.е. “Сын не подобен Отцу” стали именоваться “аномеями” или “евномианами”.

             На 2-ом, Константинопольском Вселенском соборе (381 г.) были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочисленные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, апполинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом. Окончательно был утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына.

             В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая константинопольским патриархом Несторием (умер около 450 г.), отвергла сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы. Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения было уделено основное внимание на третьем – Ефесском (431 г.) Вселенском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.

             На четвертом – Халкидонском (451 г.) Вселенском соборе главное внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоплощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом Евтихием монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воплощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы законы, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат. Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа; 82-е правило пятого – Константинопольского II (553 г.) Вселенского собора обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы.

Информация о работе Возникновение христианства