Возможности введения религиозного образования в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:48, контрольная работа

Краткое описание

Настоящая работа имеет своей целью выявить основные причины и характер имеющихся в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики государства в области свободы совести и свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания в этой сфере.

Файлы: 1 файл

Возможности введения религиозного образования в современном обществе.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

     Здесь становится актуальным второй вопрос: возможно ли введение в образовательный  стандарт, религиозной или религиоведческой компоненты?

     Введение  данного предмета возможно в современном  обществе, несмотря на позицию многих противников религиозной компоненты в образовании, главное избежать ошибок. 

     Так необходимо четко регламентировать процедуру введения факультативного  предмета, грамотно разработать программы  с учетом культурной и религиозной  истории тех или иных районов  и областей нашей страны. Особое внимание уделить вопросу подготовки специалистов и преподавателей. 

     Социологический опрос, проведенный в 2002-2003 году в  Белгородской области показал, что  подавляющее большинство опрошенных (более 90%), как учащихся, так и  родителей за введение подобного  предмета, причем одновременно с этим многие согласились, что вести данный предмет должны светские[36] специалисты  в области религиоведения, а не священнослужители[37]. Еще один социологический  опрос, проведенный в сентябре 2006 года компанией «Башкирова и партнеры»  против введения подобного предмета выступило лишь 23% опрошенных[38].

     Изучение  религиоведения или подобных предметов  не должно включать в себя религиозных  обрядов в течение занятий, но, безусловно, богослужения не возбраняются в другое, не учебное время и  являются, осуществление права на свободу совести каждого.

     Данный  предмет вполне может быть включен  в стандарт образования и в  качестве спецкурса выбираемого  учениками. Подобное решение выработал  и Комитет по образованию и  науке при Государственной Думе[39].

     Итак, введение подобного предмета как  общеобразовательного возможно только законодательным путем. Этот вопрос вполне актуален. Так депутат от фракции «Родина» в ноябре 2006 года внес проект поправок в ФЗ «О свободе  совести», разрешающий преподавание религиозных дисциплин в школах.

     В том же году Всемирный русский  народный собор (ВРНС) выразил поддержку  законодательной инициативе правительства  Белгородской области о введении в общеобразовательную программу  с 1 сентября 2006 года предмета "Православная культура".

     "Государство,  на наш взгляд, должно стимулировать  и поддерживать изучение школьниками  основ культуры исповедуемых  ими религий, которые внесли  и вносят огромный вклад в  историю, традиции, язык и самосознание  российских народов", - говорится  в заявлении бюро президиума  ВРНС[40]. 

     В ВРНС также подчеркнули, что обучение православной культуре не нарушает прав и свобод личности, не противоречит принципу отделения государства  от религиозных объединений, "так  как речь идет о сугубо светском культурологическом образовании, исключая миссионерскую направленность".

     В последние 10-15 лет у нас, по мнению Лебедева С. наметилась ориентация на интеграцию светского и религиозного содержания, в связи, с чем всем субъектам образовательного процесса необходимо решать весьма сложную проблему логического, ценностного, фактического и т.д. сочетания того и другого[41]. Причем взаимодействие религии и  современного общества может быть понято как взаимодействие между двумя  культурами — религиозной и светской, которые, по мнению Тенбрука, характеризуются  свойством репрезентативности, т.е. свойством воздействовать на социальное поведение, поскольку они либо активно  разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием[42]. 

Глава2

Религиозное образование             Религиоведческое  образование       
Различия  в целях  
  1. Внедрение религиозной  веры в сознание учащихся и ее укрепление,  богопознание      
  2. Конфессиональное определение       
 
Обучение  догматам и обрядам определенной религии, ее  предписаниям и правилам поведения        
  1. Итог: воцерковление, воспитание верующей личности                  

 

  1. Вооружение учащихся научными   знаниями о религии как социальном  явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности                 
  2. Воспитание всесторонне развитой     личности, обладающей высоким             культурным потенциалом, широтой   кругозора 
  3. Итог: воспитание мировоззренческой терпимости религиозной и национальной         
 
 
Различия  в содержании  
  1. Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии)
  2. Изучение священных книг конкретной               религии (конфессии)
  3. Нормы и правила религиозного культа
  4. Соединение обучения с богослужением
  5. Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей
  1. Знание о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождения, историческом развитии)
  2. Знание о роли религии в истории культуре конкретных стран и народов
  3. Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий, как культурно историческими памятниками
  4. Знания особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий
  5. Знание о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов
История церкви  
Различия  по субъектам ответственности

(организация,  определение содержания) 

Церковь, Религиозные организации: руководящие  органы конфессий, соответствующие  отделы, епархиальные (региональные) управления, общины (приходы, поместные церкви и  т.п.) религиозные фонды 

По субъектам  исполнения

  1. Духовные учебные заведения (академии, семинарии, теологические институты, библейские курсы) – для подготовки священно – церковнослужителей
  2. Конфессиональные общеобразовательные учебные заведения (гимназии, лицеи, школы) – для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием
  3. Богословские университеты и институты для подготовки теологов и преподавателей религиозных дисциплин, воскресные школы
Различия по субъектам  ответственности

(организация,  определение содержания) 

  1. Государство в  лице министерства образования, других министерств и ведомств, имеющие образовательные учреждения
  2. Органы образования субъектов РФ, муниципальные органы власти и их отделы образования
 

    По субъектам  исполнения 

  1. Государственные вузы всех типов
 
  1. Государственные и муниципальные средние и  средне специальные учебные заведения

Информация о работе Возможности введения религиозного образования в современном обществе