Возможности введения религиозного образования в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:48, контрольная работа

Краткое описание

Настоящая работа имеет своей целью выявить основные причины и характер имеющихся в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики государства в области свободы совести и свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания в этой сфере.

Файлы: 1 файл

Возможности введения религиозного образования в современном обществе.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

       Новая общественно-политическая  ситуация, сложившаяся в  России  в  90-х годах, привела к кардинальному изменению места и роли религии и  религиозных объединений  в  жизни   российского   общества.   Значительно   выросли   их престиж и воздействие на различные стороны общественной  жизни, изменился  юридический  статус.  Законодательно  были  сняты   действовавшие десятилетиями  неоправданные   ограничения   на   деятельность   религиозных организаций по распространению своих вероучений и  религиозному  образованию и просвещению детей, молодежи и взрослых. За короткий срок в  несколько  раз увеличилось  количество   религиозных   объединений   различных   конфессий1, активизировалась   их   деятельность   в   обществе,   выросло   число    их последователей. Значительную  часть  их  составляют  неофиты,  имеющие  лишь отрывочные  и  поверхностные  знания  о  вероучении  и  культовой   практике конфессий, к которым они приобщились.  Эти  люди  испытывают  потребность  в восполнении недостатка знаний. Увеличилось число семей, которые  хотели  бы, чтобы их дети обучались религии. Быстрый рост числа религиозных  объединений привел  к  острой  нехватке  подготовленных  кадров  духовенства.  Все   это обусловило потребность практически всех  конфессий  в  создании  собственной системы религиозного  образования.  В  ответ  на  эту  потребность  возникло большое число приходских воскресных школ, катехизических пунктов и  кружков, других форм  добровольного  обучения  религии  детей  и  взрослых.  Во  всех конфессиях  выросло  число  духовных  школ   разного   уровня,   значительно увеличился контингент обучающихся в них.  Религиозное  образование  получило юридическую базу в виде ст.5 Федерального Закона  «О  свободе  совести  и  о религиозных объединениях».

     В целом в обществе, в его  различных  слоях  и  группах,  в  том  числе нерелигиозных, вырос интерес к религии как социокультурному  явлению,  к  ее роли в истории, культуре и жизни общества.  Этот  интерес  породил  массовую потребность в объективных научных знаниях о  религии,  которая  не  сводится или, по крайней мере, не ограничивается усвоением  и  принятием  истин  того или иного вероучения, а носит общекультурный  познавательный  характер. 

_____________________________________________________________________________

  1. Конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

            Эту потребность призваны удовлетворять система религиоведческого  образования  в структуре государственной и муниципальной школы,  а  также  религиоведческое просвещение,  осуществляемое   культурно-просветительными   учреждениями   и средствами массовой информации.

     Общественная  потребность  в   широкой   постановке   религиоведческого образования обусловливается  и  тем,  что  религия  и  церковь  (религиозные объединения)  играют  существенную  роль  в  духовной  жизни   общества,   в межнациональных  отношениях,  в   государственном   строительстве.   Поэтому религиозный  фактор  следует  учитывать  в  разработке  и  совершенствовании законодательства,  в  управлении  различными  сферами  общества,   во   всей деятельности государственных и муниципальных  органов  власти,  направленной на   консолидацию   общества,   достижение   социального,    межэтнического, межконфессионального мира и  согласия.  Это  делает  необходимым  вооружение достаточным объемом религиоведческих знаний широкого  круга  политических  и общественных    деятелей,    государственных     служащих,     хозяйственных руководителей,  работников  органов  и  учреждений  культуры,   образования, силовых структур и т.д.

     Если  определенная  система   религиозного   образования   в   России существует,  то  религиоведческое  образование  находится  пока   в   стадии становления и представлено, лишь небольшим числом  кафедр  религиоведения  в отдельных вузах  и  факультативными  курсами  религиоведческих  дисциплин  в незначительном  числе  общеобразовательных  школ. 

     Наличие  в  обществе  потребности,  как  в  религиоведческом,   так   и религиозном образовании делает  актуальным  четкое  разграничение  их  сфер, содержания и функций. При этом следует иметь в виду, что  и  тот,  и  другой виды  образования,  связанные  с  познанием  религиозных  феноменов,   имеют большое значение для практической реализации права на свободу совести.

     Настоящая работа имеет своей целью выявить  основные причины и  характер имеющихся в  области  религиоведческого  образования  в  государственных  и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики  государства  в  области  свободы  совести  и  свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания  в этой сфере.

Глава1 

     Можно ли преподавать религию в школах в светском государстве? Да или нет? Этот вопрос настолько сложен в современной  России, что Министерство образования  и науки РФ само не в силах его  разрешить. Для этого недавно  министр образования Андрей Фурсенко, обратился в Общественную палату с просьбой вынести свои рекомендации по изучению одно из религиозных предметов  «Основы Православной Культуры». 27 ноября 2006 года после совместного  заседания трех комиссий Общественной палаты были утверждены рекомендации "по вопросам изучения религиозной  культуры": «Предмет "Основы православной культуры" должен быть исключен из школьной программы и заменен на универсальный  курс религиоведения.

     Духовное  образование, по мнению преподавателя  Белгородского Государственного Университета, Козлова К.В., - это иерархично структурированная  система профессиональных (среднеспециальных  и высших) учебных заведений, образовательная  деятельность которых направлена на подготовку священно- и церковнослужителей, и в которых религиозная компонента содержания образования является доминирующей. Система духовного образования  Русской Православной Церкви включает духовные училища, семинарии и академии.

     Религиозное (церковное, церковно-гражданское, конфессиональное) образование понимается как промежуточный  между духовным и светским тип  образования, содержание образования  которого включает наряду с общеобразовательной (или профессиональной) компонентой  и религиозную (теоретическое изучение основ вероучения и построенную  на религиозных ценностях систему  воспитания), реализующуюся в учебно-воспитательной деятельности церковных образовательных  учреждений. В структуре Русской  Православной Церкви это — Православные гимназии, Православный Свято-Тихоновский  Гуманитарный университет, Православный университет св. Иоанна Богослова  и др. Данные учебные заведения  не являются ориентированными на профессиональную подготовку священнослужителей, скорее наоборот, их выпускники — воцерковленные миряне[12].

     В современности существуют четыре основные модели присутствия религиозной  компоненты в общеобразовательных  программах:

1) Религиозное  образование прямо предписывается  в государственных и в частных  школах;

2) Религиозное  образование допускается в государственных  и в частных школах;

3) Религиозное  образование разрешено только  в частных школах;

4) Религиозное  образование запрещено как в  государственных, так и частных  школах.

Наше  государство как мыслиться относиться ко второй модели. 

     В Российской Федерации до принятия ФЗ «О свободе совести» у неверующих родителей возникали конфликты  с администрацией школ, вводивших  преподавание религиозных предметов, например Закона Божьего или Основ  Православной культуры. Это происходило  в связи с устоявшимся ошибочным  мнением, что в сфере образования  взаимодействие светской и религиозной (как правило, православно-христианской) культур осуществляется главным  образом в форме столкновения и взаимного приспособления различных  структур социального знания, как-то: типичных оценок, интерпретаций, суждений, относящихся к значимым (релевантным) реалиям общественной жизни[21].

     Вопрос  о возможности преподавания религии  в государственных школах был  предметом внимания Комитета по правам человека ООН, который в комментарии (1993) № 22 (48) к ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) установил, что обучение в государственных школах, касающееся общей истории религий и этики, разрешено, если это делается нейтрально и объективно. Но государственное образование, которое связано с обучением конкретной религии или вере, несовместимо с Пактом, если отсутствуют исключения или альтернативы для родителей или попечителей[26].

     Современное общество строится на множестве важных принципов, одним из которых является толерантность. Согласно современному пониманию толерантность, от латинского «tolerantia» – терпение, есть терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим  обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним  из основополагающих демократических  принципов, неразрывно связанным с  концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека[27]. Однако ранее в начале века под данным понятием понималась именно веротерпимость[28].

     Важность  данного принципа подчеркивается как  в международном праве, к примеру, Декларация принципов толерантности  принятая ЮНЕСКО в 1995 году[29], где толерантность  определялась как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся  в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении  устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими  и другими социальными группами, уважении к разнообразию культур, цивилизаций  и народов, готовности к пониманию  и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям  и верованиям, так и в отчестве ном законодательстве. Так была разработана  Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и  профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 год[30].

     В современном российском обществе ведется  дискуссия о целесообразности и  законности введения религиозной или  религиоведческой компоненты в школьное образование наряду с тем, что  еще сильны устои научного атеизма, привитые десятилетиями существования  советской школы, когда все знания о религии были полностью изъяты из школьных программ. 

Итак, обсуждаются  два вопроса:

1) Возможно  ли введение в общеобразовательных  школах изучение религиозных  предметов в качестве факультативов  вне рамок образовательной программы?

2) Возможно  ли введение в образовательный  стандарт, религиоведческой компоненты?

     На  первый вопрос ответ дается в ФЗ «О свободе совести»: «По просьбе  родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в  государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, администрация  указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной  организации возможность обучать  детей религии вне рамок образовательной  программы» (п. 4 ст. 5).

     На  практике не менее чем в 20 субъектах  Российской Федерации к 2002 году по инициативе и за счет региональных властей было введено преподавание православного  вероучения в светских школах. В  частности, губернатор Курской области  А. Руцкой постановлением № 675 в 1996 году утвердил специальную областную  программу, в соответствии с которой  в 300 государственных школ области  было введено преподавание православной культуры. Губернатором Смоленской области  В.Н. Масловым 26 мая 2003 года было издано распоряжение о мерах по реализации договора со Смоленской и Калининградской  епархией РПЦ от 15 января 2002 года. Пунктом 3 указанного распоряжения поручалось областному департаменту по образованию  и молодежной политике разработать  и ввести в региональный компонент  государственного образовательного стандарта  учебный предмет «История православной культуры земли Смоленской»[34].

     В 2006 году некоторые информационные агентства  сообщили о том, что в 4 регионах РФ с этого года в обязательном порядке  введен предмет «Основы Православной культуры». Некоторые родители даже обратились прокуратуру с жалобами.

     Министерство  образования объявило, что данная информация неверна и преподавание данного курса возможно только в  добровольном порядке согласно законодательству о свободе совести[35].

Информация о работе Возможности введения религиозного образования в современном обществе