Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 21:48, контрольная работа
Настоящая работа имеет своей целью выявить основные причины и характер имеющихся в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики государства в области свободы совести и свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания в этой сфере.
Титульный лист
Содержание
Введение
Новая общественно-
В целом в обществе, в его различных слоях и группах, в том числе нерелигиозных, вырос интерес к религии как социокультурному явлению, к ее роли в истории, культуре и жизни общества. Этот интерес породил массовую потребность в объективных научных знаниях о религии, которая не сводится или, по крайней мере, не ограничивается усвоением и принятием истин того или иного вероучения, а носит общекультурный познавательный характер.
______________________________
Эту потребность призваны удовлетворять система религиоведческого образования в структуре государственной и муниципальной школы, а также религиоведческое просвещение, осуществляемое культурно-просветительными учреждениями и средствами массовой информации.
Общественная потребность в широкой постановке религиоведческого образования обусловливается и тем, что религия и церковь (религиозные объединения) играют существенную роль в духовной жизни общества, в межнациональных отношениях, в государственном строительстве. Поэтому религиозный фактор следует учитывать в разработке и совершенствовании законодательства, в управлении различными сферами общества, во всей деятельности государственных и муниципальных органов власти, направленной на консолидацию общества, достижение социального, межэтнического, межконфессионального мира и согласия. Это делает необходимым вооружение достаточным объемом религиоведческих знаний широкого круга политических и общественных деятелей, государственных служащих, хозяйственных руководителей, работников органов и учреждений культуры, образования, силовых структур и т.д.
Если определенная система религиозного образования в России существует, то религиоведческое образование находится пока в стадии становления и представлено, лишь небольшим числом кафедр религиоведения в отдельных вузах и факультативными курсами религиоведческих дисциплин в незначительном числе общеобразовательных школ.
Наличие в обществе потребности, как в религиоведческом, так и религиозном образовании делает актуальным четкое разграничение их сфер, содержания и функций. При этом следует иметь в виду, что и тот, и другой виды образования, связанные с познанием религиозных феноменов, имеют большое значение для практической реализации права на свободу совести.
Настоящая работа имеет своей целью выявить основные причины и характер имеющихся в области религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях недостатков и дать предложения по оптимизации политики государства в области свободы совести и свободы вероисповеданий, а так же совершенствованию процесса обучения воспитания в этой сфере.
Глава1
Можно ли преподавать религию в школах в светском государстве? Да или нет? Этот вопрос настолько сложен в современной России, что Министерство образования и науки РФ само не в силах его разрешить. Для этого недавно министр образования Андрей Фурсенко, обратился в Общественную палату с просьбой вынести свои рекомендации по изучению одно из религиозных предметов «Основы Православной Культуры». 27 ноября 2006 года после совместного заседания трех комиссий Общественной палаты были утверждены рекомендации "по вопросам изучения религиозной культуры": «Предмет "Основы православной культуры" должен быть исключен из школьной программы и заменен на универсальный курс религиоведения.
Духовное
образование, по мнению преподавателя
Белгородского Государственного Университета,
Козлова К.В., - это иерархично структурированная
система профессиональных (среднеспециальных
и высших) учебных заведений, образовательная
деятельность которых направлена на
подготовку священно- и церковнослужителей,
и в которых религиозная
Религиозное
(церковное, церковно-гражданское, конфессиональное)
образование понимается как промежуточный
между духовным и светским тип
образования, содержание образования
которого включает наряду с общеобразовательной
(или профессиональной) компонентой
и религиозную (теоретическое изучение
основ вероучения и построенную
на религиозных ценностях систему
воспитания), реализующуюся в учебно-
В современности существуют четыре основные модели присутствия религиозной компоненты в общеобразовательных программах:
1) Религиозное
образование прямо
2) Религиозное
образование допускается в
3) Религиозное образование разрешено только в частных школах;
4) Религиозное
образование запрещено как в
государственных, так и
Наше
государство как мыслиться
В
Российской Федерации до принятия ФЗ
«О свободе совести» у неверующих
родителей возникали конфликты
с администрацией школ, вводивших
преподавание религиозных предметов,
например Закона Божьего или Основ
Православной культуры. Это происходило
в связи с устоявшимся
Вопрос о возможности преподавания религии в государственных школах был предметом внимания Комитета по правам человека ООН, который в комментарии (1993) № 22 (48) к ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) установил, что обучение в государственных школах, касающееся общей истории религий и этики, разрешено, если это делается нейтрально и объективно. Но государственное образование, которое связано с обучением конкретной религии или вере, несовместимо с Пактом, если отсутствуют исключения или альтернативы для родителей или попечителей[26].
Современное общество строится на множестве важных принципов, одним из которых является толерантность. Согласно современному пониманию толерантность, от латинского «tolerantia» – терпение, есть терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека[27]. Однако ранее в начале века под данным понятием понималась именно веротерпимость[28].
Важность
данного принципа подчеркивается как
в международном праве, к примеру,
Декларация принципов толерантности
принятая ЮНЕСКО в 1995 году[29], где толерантность
определялась как ценность и социальная
норма гражданского общества, проявляющаяся
в праве всех индивидов гражданского
общества быть различными, обеспечении
устойчивой гармонии между различными
конфессиями, политическими, этническими
и другими социальными
В
современном российском обществе ведется
дискуссия о целесообразности и
законности введения религиозной или
религиоведческой компоненты в школьное
образование наряду с тем, что
еще сильны устои научного атеизма,
привитые десятилетиями существования
советской школы, когда все знания
о религии были полностью изъяты
из школьных программ.
Итак, обсуждаются два вопроса:
1) Возможно
ли введение в
2) Возможно ли введение в образовательный стандарт, религиоведческой компоненты?
На
первый вопрос ответ дается в ФЗ
«О свободе совести»: «По просьбе
родителей или лиц, их заменяющих,
с согласия детей, обучающихся в
государственных и
На практике не менее чем в 20 субъектах Российской Федерации к 2002 году по инициативе и за счет региональных властей было введено преподавание православного вероучения в светских школах. В частности, губернатор Курской области А. Руцкой постановлением № 675 в 1996 году утвердил специальную областную программу, в соответствии с которой в 300 государственных школ области было введено преподавание православной культуры. Губернатором Смоленской области В.Н. Масловым 26 мая 2003 года было издано распоряжение о мерах по реализации договора со Смоленской и Калининградской епархией РПЦ от 15 января 2002 года. Пунктом 3 указанного распоряжения поручалось областному департаменту по образованию и молодежной политике разработать и ввести в региональный компонент государственного образовательного стандарта учебный предмет «История православной культуры земли Смоленской»[34].
В 2006 году некоторые информационные агентства сообщили о том, что в 4 регионах РФ с этого года в обязательном порядке введен предмет «Основы Православной культуры». Некоторые родители даже обратились прокуратуру с жалобами.
Министерство образования объявило, что данная информация неверна и преподавание данного курса возможно только в добровольном порядке согласно законодательству о свободе совести[35].
Информация о работе Возможности введения религиозного образования в современном обществе