Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:58, контрольная работа
Возникшая на берегах Нила в четвертом тысячелетии до н.э. древнеегипетская цивилизация является одной из самых древних (из изученных). Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее раннего периода изображены в виде звероподобных существ - сокола, быка, коровы, кошки, змеи, барана и т.д.). Египтяне обожествляли солнце, фараон считался его сыном, поэтому власть в Египте рассматривалась как божественная.
Введение…………………………………………………………………….3
Ранние верования…………………………………………………………..4
Культ животных……………………………………………………………6
Культ солнца……………………………………………………………….9
Погребальный культ………………………………………………………12
Заключение………………………………
Передвигался Ра на кораблях, которые называют «солнечными лодками». Согласно представлениям египтян о мироздании, их родина – Египет – был не просто куском суши, но отражением небес, а точнее небесных вод или первичных вод, из которых родилось все сущее, включая самого первого древнего бога.
Эти небесные воды были собраны величественную реку – Млечный путь, отражением которого на Земле стал Нил. И подобно мертвецу, переплывающему Нил с восточного берега на западный, к месту своего последнего упокоения, солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях. Хорошо известны два из них: корабль для утреннего путешествия «Мадет» и лодка для вечернего пути – «Секти». В середине корабля была комфортабельная каюта для самого бога, впереди и позади располагалась свита: Исида (богиня с рогами коровы, образец жены и волшебницы), Анубис (бог с головой шакала, проводник в Царство мертвых), Хатхор (священная корова), Сет (злобный бог) – в зависимости от комплектации и предпочтений того, кто записывал текст. Лодки были важным и мистическим предметом для египтян, недаром их захоронения были найдены у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе и у подножия других пирамид.
Символов у Ра и других солнечных божеств было несколько. Первым и самым известным символом служит пирамида. Но не только привычная гигантская пирамида, а пирамиды всех размеров, включая совсем небольшие, которые было можно носить в качестве амулета на поясе.
Другим распространенным символом был обелиск с пирамидальной верхушкой или увенчанный солнечным диском, коих по всему Египту было настроено множество. Еще одним символом были персональные гробницы-склепы из сырцового кирпича в виде усеченных пирамид без вершины, так называемые, мастаба (мастава).
Также распространен был небольшой обелиск бен-бен, который хранился внутри храмов, посвященных культу солнца и считался воплощением самого Ра. И, наконец, одним из важнейших символов был сам солнечный диск, самое яростное поклонение которому случилось во времена фараона-еретика Эхнатона.
Что касается одушевленных символов, то довольно широко было распространено верование, согласно которому бог солнца являлся людям во втором своем воплощении – в виде птицы феникса, который каждый день сжигал сам себя вечером и возрождался и собственном пепла утром, с восходом солнца. При этом не стоит путать феникса с воробьиным ястребом (соколом), чья голова обычно украшала человеческое туловище бога Ра.
Атон, олицетворяющий
солнце, был всеобщим божеством в
религии Эхнатона. В период его
правления почитание Атона
Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.
Погребальный культ
Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.
Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.
Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.
Погребальный
культ и понятия о
Одним из важнейших
аспектов погребального культа является
мумификация или
Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.
Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).
Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.
Сама пирамида
представляет собой лишь часть, а
вернее главный элемент целого ряда
построек, образующих единый погребальный
ансамбль, расположение которых было
тесно связано с царским
Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.
Заключение
В науке существует, по крайней мере, две полярные точки зрения на роль древнеегипетской культуры в мировом развитии. Одна из них заключается в том, что культура и религия Древнего Египта была чрезвычайно замкнута и имела только региональное значение. В доказательство приводится тот аргумент, что культура Древнего Египта поглощала все внешние влияния, не перерабатывая их, а уничтожая в своих недрах.
Другая точка зрения на роль древнеегипетской культуры и религии состоит в том, что эта культура оказала решающее влияние на развитие всего мирового процесса через создание особой диаспоры выходцев из Израиля и Иудеи, которые, покинув Египет и придя на свою родину, основали новую религию, ставшую основой христианства.
Влияние религии на социальную жизнь также заключается в следующем: когда египтянин умирал, на стене его гробницы родственники помещали текст, в котором давался полный отчет божествам о поведении человека при жизни. Из подобных текстов вырисовывается следующая картина.
Самым главным
достоинством человека
Если учитывать время существования царства фараонов, то поражает его стабильность - более трех тысячелетий. Несомненно, что такую устойчивость государственной власти придала религия, по которой фараон считался живым богом. Египетская религия не исчерпывает всю жизнь человека и общества той эпохи, но она – ее средоточие и опора.
Список используемой литературы: