Верования и культы в древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Возникшая на берегах Нила в четвертом тысячелетии до н.э. древнеегипетская цивилизация является одной из самых древних (из изученных). Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее раннего периода изображены в виде звероподобных существ - сокола, быка, коровы, кошки, змеи, барана и т.д.). Египтяне обожествляли солнце, фараон считался его сыном, поэтому власть в Египте рассматривалась как божественная.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Ранние верования…………………………………………………………..4
Культ животных……………………………………………………………6
Культ солнца……………………………………………………………….9
Погребальный культ………………………………………………………12
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа.DOC

— 80.00 Кб (Скачать)

Передвигался  Ра на кораблях, которые называют «солнечными  лодками». Согласно представлениям египтян  о мироздании, их родина – Египет – был не просто куском суши, но отражением небес, а точнее небесных вод или первичных вод, из которых родилось все сущее, включая самого первого древнего бога.

Эти небесные воды были собраны величественную реку –  Млечный путь, отражением которого на Земле стал Нил. И подобно мертвецу, переплывающему Нил с восточного берега на западный, к месту своего последнего упокоения, солнечное божество пересекало Млечный путь на своих кораблях. Хорошо известны два из них: корабль для утреннего путешествия «Мадет» и лодка для вечернего пути – «Секти». В середине корабля была комфортабельная каюта для самого бога, впереди и позади располагалась свита: Исида (богиня с рогами коровы, образец жены и волшебницы), Анубис (бог с головой шакала, проводник в Царство мертвых), Хатхор (священная корова), Сет (злобный бог) – в зависимости от комплектации и предпочтений того, кто записывал текст. Лодки были важным и мистическим предметом для египтян, недаром их захоронения были найдены у подножия пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе и у подножия других пирамид.

Символов у  Ра и других солнечных божеств  было несколько. Первым и самым известным  символом служит пирамида. Но не только привычная гигантская пирамида, а  пирамиды всех размеров, включая совсем небольшие, которые было можно носить в качестве амулета на поясе.

Другим распространенным символом был обелиск с пирамидальной  верхушкой или увенчанный солнечным  диском, коих по всему Египту было настроено  множество. Еще одним символом были персональные гробницы-склепы из сырцового  кирпича в виде усеченных пирамид без вершины, так называемые, мастаба (мастава).

Также распространен  был небольшой обелиск бен-бен, который хранился внутри храмов, посвященных  культу солнца и считался воплощением  самого Ра. И, наконец, одним из важнейших  символов был сам солнечный диск, самое яростное поклонение которому случилось во времена фараона-еретика Эхнатона.

Что касается одушевленных символов, то довольно широко было распространено верование, согласно которому бог солнца являлся людям во втором своем воплощении – в виде птицы феникса, который каждый день сжигал сам себя вечером и возрождался и собственном пепла утром, с восходом солнца. При этом не стоит путать феникса с воробьиным ястребом (соколом), чья голова обычно украшала человеческое туловище бога Ра.

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в  религии Эхнатона. В период его  правления почитание Атона многократно  увеличилось, что дает право некоторым  исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники  Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

 

 

Погребальный  культ

Мысли о необходимости  сохранения тела для будущей жизни  привели в конце концов к возникновению  культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ  умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в  том, что человек после смерти продолжает существовать в месте  своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой  заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Погребальный  культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе.

Одним из важнейших  аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование  тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые  несколькими слоями ткани, найдены  в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.

Наивысшего  расцвета искусство мумификации  достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько  разрезов; под кожу вводили песок  и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все  мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный  культ включает в себя множество  составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место  захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и  гробницы, для простого человека —  пески Саккары.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а  вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с  останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырёх сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся  царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда  в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.

 

Заключение

В науке существует, по крайней мере, две полярные точки  зрения на роль древнеегипетской культуры в мировом развитии. Одна из них заключается в том, что культура и религия Древнего Египта была чрезвычайно замкнута и имела только региональное значение. В доказательство приводится тот аргумент, что культура Древнего Египта поглощала все внешние влияния, не перерабатывая их, а уничтожая в своих недрах.

Другая точка  зрения на роль древнеегипетской культуры и религии состоит в том, что  эта культура оказала решающее влияние  на развитие всего мирового процесса через создание особой диаспоры выходцев из Израиля и Иудеи, которые, покинув Египет и придя на свою родину, основали новую религию, ставшую основой христианства.

Влияние религии  на социальную жизнь также заключается  в следующем: когда египтянин умирал, на стене его гробницы родственники помещали текст, в котором давался полный отчет божествам о поведении человека при жизни. Из подобных текстов вырисовывается следующая картина.

 Самым главным  достоинством человека считалось  проявление им социальной солидарности  и дисциплины. Дело в том, что  в определенные сезоны года (при разливе Нила) все жители Египта были обязаны участвовать в общественных работах. Обращаясь к богам, в качестве подтверждения солидарности и дисциплины, которую выказывал умерший при жизни, родственники говорили: «Он ни разу не отказался выйти на общественные работы». Следующим положительным качеством считалась любовь к жизни. Египтяне считали, что в царстве мертвых хорошо принимают только того человека, который не стонал и не ныл при жизни, а старался насладиться всеми ее радостями. Другим моральным качеством, упоминаемым в погребальных надписях, является почтение к старшим. Эта характеристика является традиционной для архаичного сознания, сохраняется она, в том или ином виде, до сих пор. И наконец, обращаясь к потусторонним силам, родственники умершего говорили о том, как их дорогой ушедший выполнял свой служебный долг. Понятия о морали и нравственности у древних египтян были практически направлены, обеспечивали интеграцию общества.

Если учитывать  время существования царства  фараонов, то поражает его стабильность - более трех тысячелетий. Несомненно, что такую устойчивость государственной власти придала религия, по которой фараон считался живым богом. Египетская религия не исчерпывает всю жизнь человека и общества той эпохи, но она – ее средоточие и опора.

 

Список используемой литературы:

  1. Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  2. Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  3. Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  4. Бадж У. Египет времен Тутанхамона / Пер. с англ. Л.А Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  5. Энциклопедия стран мира. Под общ. ред. Симония Н.А. – М.: Экономика, 2004. С.760.
  6. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. – М.: Аспект-Пресс,2002.
  7. Страны мира. Справочник для эрудитов и путешественников. Под общ. ред. Шамхалова Ф.И. – Харьков, Книжный клуб Семейного досуга, 2005.
  8. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.- Москва: Издательство «Центр» 2003г.
  9. www.krugosvet.ru
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Египет

 


Информация о работе Верования и культы в древнем Египте