Верования и культы в древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Возникшая на берегах Нила в четвертом тысячелетии до н.э. древнеегипетская цивилизация является одной из самых древних (из изученных). Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее раннего периода изображены в виде звероподобных существ - сокола, быка, коровы, кошки, змеи, барана и т.д.). Египтяне обожествляли солнце, фараон считался его сыном, поэтому власть в Египте рассматривалась как божественная.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Ранние верования…………………………………………………………..4
Культ животных……………………………………………………………6
Культ солнца……………………………………………………………….9
Погребальный культ………………………………………………………12
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работа.DOC

— 80.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Сибирский институт РАНХиГС»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Религиоведение»

«Верования и культы в древнем Египте»

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 4 курса  группы 09320

Ревак С. С.

Проверил:

Савинов Л.В

 

 

 

Новосибирск 2013

 

 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Ранние верования…………………………………………………………..4
  3. Культ животных……………………………………………………………6
  4. Культ солнца……………………………………………………………….9
  5. Погребальный культ………………………………………………………12
  6. Заключение………………………………………………………………..15
  7. Список используемой литературы………………………………………………………………...17

 

 

Введение

Возникшая на берегах  Нила в четвертом тысячелетии  до н.э. древнеегипетская цивилизация  является одной из самых древних (из изученных). Ее архаичность подтверждается сильным влиянием тотемизма (все божества наиболее раннего периода изображены в виде звероподобных существ - сокола, быка, коровы, кошки, змеи, барана и т.д.). Египтяне обожествляли солнце, фараон считался его сыном, поэтому власть в Египте рассматривалась как божественная. Религия существовала в государственной форме, религиозная власть также принадлежала фараону. Знаками увековечения этой власти служили пирамиды, возводимые как гигантские усыпальницы сынов божества. В настоящее время культуру Древнего Египта изучают именно по этим огромным памятникам, сохранившим внутри себя свидетельства прошлых веков.

 Кроме того, к источникам изучения древнеегипетской  цивилизации могут быть отнесены  найденные при археологических  и других изысканиях папирусы (90% из них - религиозного содержания), надписи на стенах саркофагов и гробниц, обнаруженных в некрополях (древнеегипетских кладбищах), тексты в сохранившихся “Книгах мертвых”, которые найдены в тех же захоронениях. Таким образом, из этих источников можно получить сведения не только о религиозных ритуалах, но и о социальной действительности того времени.

Объектом исследования в данной контрольной работе являются религия и культы древнего Египта.

Предмет исследования - роль древнеегипетской культуры в мировом развитии.

Цель работы – проследить связь социальной действительности того времени с религиозными ритуалами.

 

 

Ранние верования.

За свою многотысячелетнюю  историю древнеегипетская религия  прошла через различные этапы  развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

Изображения многочисленных божеств, обнаруженные в древнейших египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий  по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия древнего Египта, на первый взгляд политеистическая, была на самом деле монотеизмом, как все великие религиозные учения. В наши дни ученые пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощениями Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в непостижимой глубине своей сущности. Он порождает сам себя в бесконечности Вселенной и заключает в себе все атрибуты божественности. В Египте поклонялись не множеству богов, а напротив, под именем какого-либо божества - Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Доминирующей была идея единого изначального Бога. Но чтобы облегчить народу веру в единого Бога, жрецы выражали его атрибуты и его различные воплощения в виде чувственных представлений. Один из наиболее совершенных образов Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит "скрытое солнце". Бог - это отец жизни, а все прочие божества - всего лишь составные части его тела. Здесь мы можем говорить о знаменитой египетской триаде. В каждой египетской провинции была своя триада тесно связанных между собой божеств, и это отнюдь не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушало единства центральной власти.

В Древнем Египте существовало подобие одной общей  религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.

Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма.

Доисторические  племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни.

В значительной степени на верования первобытных  египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.

 

Культ животных

Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии  Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого, тысячелетия до н. э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.

В этих местных  номовых культах сохранялись  глубоко архаические черты, каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе  с местным богом. Последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. Примеры можно приводить без конца. Почти любой представитель египетской фауны почитался в той или иной области (а некоторые и по всей стране).

Иногда из бесчисленных представителей   какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Здесь перед нами остатки древнего тотемизма. Многие исследователи, правда, скептически относятся к такому предположению, так как культ животных в Египте был локальным, а не родовым. Между тем этнография Африки дает нам убедительные примеры перерастания классического родового тотемизма в территориальное почитание животных.

Почти все исследователи  зато признают, что в почитании  местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных.

Следует обратить внимание на большое количество женских  божеств в числе местных покровителей: богини Нехебт, Хатор, Нейт, Сохмет, Нефтида  и др. Это связано, по-видимому, с  сохранением очень сильных пережитков матриархата у древних египтян.

Номовые божества были вначале, несомненно, племенными божествами. Надо думать, что и каждая община, входившая в ном, чтила  своих общинных покровителей (как  это известно, например, у ряда земледельческих  народов Западной Африки). Но следов этих местных культов до нас не дошло.

Возможно, что  еще в эпоху до объединения  Египта наметилось начало культа общеегипетских богов: это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще  в додинастическую эпоху. Но те божества, культ которых в эпоху фараонов был распространен по всему Египту, получили всеобщее признание лишь да глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог-покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением и в то же время орудием централизации государственной власти. Но всеегипетскими богами становились не только те, которые были богами-покровителями политического центра страны и которые имели шансы занять место во главе пантеона. Другие местные божества в связи с объединением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что некоторым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными покровителями. Большинство богов так или иначе связывалось с солнцем.

Создание общеегипетского  пантеона повлекло за собой установление богословско-мифологических связей между  отдельными божествами. Так появились  известные триады и эннеады божеств, неодинаковые, впрочем, в разных местностях. С другой стороны, сближение богов вело подчас к их отождествлению.

Так складывался всеегипетский  пантеон. Вероятно, последствием такого же процесса было и общеегипетское почитание священных животных: местные священные животные, древние тотемы. делались предметом всеобщего поклонения. Так, в историческую эпоху по всей стране считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил. Помимо целых видов чтились отдельные особи: известный бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мендесе и другие животные, связанные с наиболее чтимыми богами. Тотемическое происхождение и этого общеегипетского культа животных весьма вероятно. Однако некоторые исследователи вообще относят формирование настоящей зоолатрии к поздней поре истории Египта.

Ни в чем так не сказалась  роль египетской религии, как в  обожествлении  фараона— высшего носителя государственной  власти. Уже древнейшие цари-объединители, именовавшие себя почитателями Гора, находились как бы под особым покровительством этого божества и даже прямо принимали его имя. Начиная со времени 5-й династии фараон рассматривается как сын солнечного бога Ра. Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до самого конца политической истории Египта, вплоть до победы христианства. Царь самолично выполнял важнейшие религиозные обряды: он основывал храмы, он один мог — по крайней мере в теории — входить в святилище бога и приносить ему жертву; жрецы действовали лишь как бы от его имени. Священный церемониал, которым была окружена вся придворная жизнь отражал и в то же время поддерживал и усиливал веру в божественное происхождение царской власти.

 

 

 

Культ солнца

Солнце возникло раньше жизни на земле, и оно как  творец всего сущего, поток жизненной силы всегда было предметом поклонения у древних цивилизаций, и, конечно же, Древний Египет не мог стать исключением.

Долгое время египтологи считали, что божество солнца мужского рода, впрочем, так долгое время думали и сами египтяне. Лишь в сравнительно поздний период в египетском пантеоне появилось солярное божество женского рода – богиня Ра-т или Ра-т Тауи. Во многих текстах, статьях, телевизионных передачах и даже художественных фильмах бога солнца называют именем Ра. Однако религия древних египтян не была монотеистической, а потому и у солнечного божества было множество имен.

Дело в том, что египтяне были весьма наблюдательным народом  и связывали природные и жизненные  циклы с движением солнца. Восток, как и у многих других народов, у них считался стороной солнечного рождения, откуда появлялось новое молодое солнце, которое затем проходило свой жизненный путь через небосвод и каждый день «умирало» на Западе. Отсюда, «восточное», молодое солнце чаще всего носило имя Гор, в зените оно превращалось в Ра, а к «старости», к вечеру становилось Атумом (Тумом или Темом) – старым, мудрым, усталым божеством.

Так как у  каждой местности (нома) Древнего Египта было свое божество, соответственно, у  каждого божества был свой дом. «Дом»  солнечного бога был в Гелиополе (или Анну, ном Хек-ад). Иудеи называли это место Бет-Шемеш. Там был построен величественный храм Ра и большой дом Тума (Атума). Долгое время эти места были предметом интереса паломников и путешественников. Во времена арабов все еще сохранялись развалины храмов и лишь в IX веке фанатики уничтожили последние статуи, тогда же обрушился и величественный обелиск. Однако священный источник бога Ра, в котором он имел обыкновение совершать омовение своего божественного лика, просуществовал в Гелиополе намного дольше, чем его монументы. Древние египтяне были убеждены, что, «умирая» вечером на Западе, солнце, а, значит, и солнечные божества, проходят особый путь через ночь, чтобы снова возродиться утром на Востоке. Этот путь проходит через Царство мертвых – Дуат и описывается в Книгах мертвых. Проходя двенадцатичасовой ночной путь через Дуат, солнечное божество выполняет ряд служебных обязанностей по отношению к умершим людям. Во-первых, оно инспектирует условия и состояние уже находящихся в Дуате мертвецов, во-вторых, ведет за собой вновь прибывающих.

Информация о работе Верования и культы в древнем Египте