Тотемизм и древнеславянские божества

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:08, реферат

Краткое описание

Несколько слов о выборе темы. Я лично выбрала ее по весьма проверенному способу: «пой о том, что хотя бы слышал», некоторое время эта тема привлекала мое внимание. С исторической же точки зрения, - во-первых она затрагивает вопросы религии, волнующие во все времена умы людей, во-вторых знание сего предмета поможет объяснить и возникновение былин, легенд, традиций сохранившихся и по сей день, в – третьих «она весьма интересна».
Цель исследования состоит в том, чтобы показать особенности религии восточных славян и как она отразилась на их культуру.

Файлы: 1 файл

реферат по хистори.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

Кроме святилищ, на которых  проводились обряды отдельных общин, в славянских землях известны особые культовые комплексы, которые на праздниках объединяли представителей целого племени, а то и племенного союза. В состав подобных комплексов входили все приведенные выше типы капищ в сочетании с поклонением окружающим природным объектам.

Культовые места, входившие  в ритуальные комплексы, имели сложную  планировку, неоднократно перестраивались и создавались на протяжении нескольких веков. О регулярных празднествах, собиравших массы населения, говорят многочисленные остатки жертвоприношений животных.

В земле балтийских славян основной религиозный центр располагался в Арконе — священной крепости на острове Руян (современный Рюген). По свидетельству Саксона Грамматика, город был построен на труднодоступном мысу, с запада был закрыт высокой насыпью с укреплениями. Внутри он вновь разделялся валом и рвом, отделявшими святилище от остальной территории. На центральной площади стоял деревянный храм прямоугольной формы, в котором находился кумир главного божества жителей острова — Святовита.

Состав жертвенных предметов  на городище достаточно богат —  разнообразное оружие, орудия труда, украшения. К сожалению, большая часть крепости была смыта морем, что затрудняет, несмотря на строгую планировку, составление целостной картины о святилище.

Крупные культовые центры известны в Польше. На горе Шлонже в  Силезии и ее окрестностях известны «каменные круги» — ряд каменных валов. До сих пор идет спор о принадлежности каменных стел, изображающих различных животных, обнаруженных на этих памятниках славянской культуры. На вершине Шлонжи выявлено святилище, окруженное каменным валом со следами ритуальных костров, характерных для славян. 
Ритуальные и жертвенные предметы, открытые на этих памятниках, также характерны для славян — оружие (топоры, наконечники, ножи) и бытовые вещи (пряжки, замки). Состав находок в целом сходен с находками в Арконе.

 

Языческие верования в фольклоре. Узелковая письменность.

 

Языческие верования  и традиции нашли своё выражение  в прикладном искусстве и в  фольклоре. Практически до наших  дней дошли некоторые заговоры и  заклинания, пословицы и поговорки, загадки, часто хранящие следы древних магических представлений, обрядовые песни, связанные с языческими земледельческим календарём, свадебные песни и похоронные плачи. С Далёким языческим прошлым связано и происхождение сказок, ведь сказки являются отголосками мифов, где, например, многочисленные обязательные испытания героев – следы древних обрядов инициаций; а такой знаменитый образ русских сказок, как Баба-яга, - это персонаж древнейших верований в природное женское начало, являющееся, с одной стороны, добрым помощником в земных делах сказочных героев (отсюда та помощь, которую получают сказочные персонажи от Бабы-яги), а с другой стороны – она злая колдунья, которая всяческим образом старается вредить людям.

Особое место в фольклоре  занимали былины, создававшиеся всем народом. Переходя из уст в уста, они подвергались перетолкованиям, часто по-разному понимались разными людьми. Наибольшей известностью пользуются былины киевского цикла, связанные с Киевом, с князем Владимиром Красное Солнышком, тремя богатырями. Они начали складываться в X–XI вв., и в них очень хорошо отразился феномен двоеверия, сочетания старых языческих представлений с новыми христианскими формами. Образы и сюжеты былин продолжали питать русскую словесность на протяжении многих последующих веков.

К концу языческого периода уровень развития древнерусской культуры был настолько высок, что она уже не могла существовать без письменности. До сих пор считалось, что до появления кириллицы славяне не знали письменности. Однако сегодня некоторые историки и лингвисты считают, что помимо греческой славяне имели свою оригинальную систему письма, так называемую узелковую письменность. Знаки её не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память об этом узелковом письме сохранились в нашем языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета».    

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Сегодня языческая мысль России подобна кипящему котлу. Мы видим явление новых волхов и пророков. Видим, как рождаются новые идеи, как отмирают старые. На наших глазах формируется духовная языческая литература. Языческая мысль углубляется, отрабатывается его гибкость и реакция на события жизни. В широких слоях идёт признание её необходимости.

Хотя численно сознательные носители языческой мысли представляют совершенно незначительную часть нашего общества, среди них очень велик процент активно действующих, как правило, молодых людей, и относительно мало ведомых – тех, кто идёт след в след за учителями.

    1. Современная русская народная культура и вера в своей основе определяются дохристианской культурой и верой, которые имеют самобытный источник происхождения и не были заимствованы извне.
    2. Самобытные основы культуры и веры нашего народа могут быть восстановлены и поняты исходя из исторических и этнографических сведений, из живой современной народной культуры, из наследственных особенностей русского самосознания, из общения с родной Природой.
    3. Будущее нашего народа, будущее России, будущее Природы – определяется степенью осознания народом своих культурных и религиозных начал.

Современное постижение Природы, сущности её грозных и таинственных явлений, казалось бы, уже не оставляет поля деятельности древним богам. Ныне  мы знаем, что ветер рождается не богом Похвистом, а перепадом атмосферного давления; оружие Перуна – молния – есть электрический разряд; животворящие свойства воды и земли обуславливаются, как будто, их физико-химическими свойствами, а не духовным началом; тайна рождения оказывается в пределах понимания современной науки. Аналитическое познание, прогрессивно развиваясь, обходит стороной духовное восприятие Природы. Созерцая, например, радугу, восхищаться ею, зная или не зная физическую природу её возникновения. Однако не зависящее напрямую от научного знания восхищение радугой всё-таки зависит от технического прогресса в целом, косвенно. Давно замечено, что по мере роста человеческого внимания к сугубо аналитическому познанию, к задачам и плодам технического прогресса, духовное, эмоциональное восприятие мира человеческого слабеет. При этом, если апологеты «прогресса» с гордостью указывают, что явления Природы, вызывавшие поклонение и страх ранее, уже не вызывают подобных эмоций у современного человека, то представители различных религиозных направлений приравнивают такой «прогресс» к бедствию и ставят, в рамках своей деятельности, задачу нейтрализации его влияния, либо – изоляции себя от «прогрессирующего»мира.

 

 

 

Список литературы.

  • http://family-history.ru/material/history/historyrelig/historyrelig_4.html
  • http://paganism.msk.ru/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/
  • Истоиия мировой Культуры: учебное пособие для студентов ВУЗов. А. Г. Сидохин, Т.Г. Грушевицкая – М: ЮНИТИ-ДАНА
  • Религия Восточных славян М: ИМЛИ им. Горького А.М. РАН – 2005
  • Религия Мира. Новейший словарь А.И. Богомолов (Ростов-на-Дону «феникс» 2005)
  • Эциклопедия языческих богов (Мифы древних славян) А.А. Бычков (ВЕЧЕ Москва 2001)

1 Симаргл – древнерусское языческое божество, входившее в пантеон князя Владимира. По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами. По Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности.

2 Делу поиска и изучения славянских святилищ посвятили свои труды ряд известных ученых. Первое открытие сделал В. В. Хвойко, раскопавший в 1908 г. на Старокиевской горе каменное святилище в форме эллипса с четырьмя выступами по сторонам света. В 20-х гг. XX в. А. Н. Лявданский, среди прочих городищ в верхнем течении Днепра, выделил группу памятников круглой формы и с маленькой внутренней площадью, получившую впоследствии название «болотные городища». В середине XX в. В. В. Седов провел исследования и наметил ряд характерных признаков подобных городищ-святилищ. В 1951-1952 гг. В. В. Седовым был открыт культовый комплекс на урочище Перынь, славянским святилищам. Еще в 1848 г. в реке Збруч был найден каменный кумир, позволивший реконструировать славянскую систему мироздания, — знаменитый Збручский идол. Четырехгранная каменная стела имела изображения четырех богов верхнего яруса, хоровод людей на среднем и некое божество, поддерживающее миры на нижнем. 
В 1984 г. Прикарпатская экспедиция открыла на Збруче один из крупнейших культовых комплексов славян.

 


Информация о работе Тотемизм и древнеславянские божества