Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:08, реферат
Несколько слов о выборе темы. Я лично выбрала ее по весьма проверенному способу: «пой о том, что хотя бы слышал», некоторое время эта тема привлекала мое внимание. С исторической же точки зрения, - во-первых она затрагивает вопросы религии, волнующие во все времена умы людей, во-вторых знание сего предмета поможет объяснить и возникновение былин, легенд, традиций сохранившихся и по сей день, в – третьих «она весьма интересна».
Цель исследования состоит в том, чтобы показать особенности религии восточных славян и как она отразилась на их культуру.
Вступление:
В Эволюции культуры Древней Руси исторически первым был языческий, или дохристианский, этап, который берёт своё начало в период образования русского этноса и заканчивается в 10веке крещением Киевской Руси. Однако ещё до образования Киевского государства славяне имели значительную историю и заметные достижения как в материальной, так и в духовной культуре. Свои суждения о древнем культе мы можем основывать главным образом на археологических находках таких территорий, относительно которых не существует сомнений, что они в период между VI–XI веками были обитаемы преимущественно славянами.
Язычество - это общее название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты. Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу - Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести. На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник. В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки. Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей - вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тесками и плюем через левое плечо, встретив черную кошку. Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Мы заговариваем, рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии.
Несколько слов о выборе темы. Я лично выбрала ее по весьма проверенному способу: «пой о том, что хотя бы слышал», некоторое время эта тема привлекала мое внимание. С исторической же точки зрения, - во-первых она затрагивает вопросы религии, волнующие во все времена умы людей, во-вторых знание сего предмета поможет объяснить и возникновение былин, легенд, традиций сохранившихся и по сей день, в – третьих «она весьма интересна».
Цель исследования состоит в том, чтобы показать особенности религии восточных славян и как она отразилась на их культуру.
Структура реферата состоит из введения, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Тотемизм и древнеславянские божества
Как и в других
древних культурах, в славяно-
Первоначальные религиозные представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись Матери-Земле, символом которой были узоры, изображающие большой квадрат, поделённый на четыре малых квадрата с точками в центре – знак вспаханного поля. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами – русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники – русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утка и гуси. Почитались леса и рощи, которые были жилищами богов.
В начале 1-го тыс.
н. э. древнеславянские
В это же время складывается и трёхуровневое представление о мире: нижнем, подземном (символ – ящер), среднем – земном (его символом были люди и звери) и верхнем – небесном, звёздном. Изображение такой структуры мира можно было увидеть на идолах, сохранившихся лишь единично, а также на русских прялках, изготовлявшихся ещё сто лет назад.
Основные сведения о некоторых богах.
Перун – Военный бог, повелитель грома и молний, ему подвластны грозы и дожди, град и снег. Перун почитался по всем славянским и балтским племенам. У киевского Перуна ноги были сделаны из железа, сам из дерева, голова серебряная, а усы золотые. В руке держал символ молнии – так называемый «чертов палец» - белемнит. Перед истуканом горел неугасимый огонь дубовых брёвен. В Киеве и в Новгороде ему строились святилища. Среди других божеств языческого пантеона Киевской Руси почитался верховным богом. Если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы богу, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды. Перуну посвящали дубовые рощи, где под страхом смерти запрещено было рубить деревья. Рассказывают, что когда в Новгороде низвергли Перуна, волоча его по городу, истукан его издал вопль: «О горе мне! Вчера ещё меня почитали, а ныне посрамляют!» Когда же низвергли его в реку, то поплыл он против течения и, бросив от себя палку, воскликнул: «Граждане новгородские! Это оставляю вам в память мою!»
Даждьбог – божество солнца. Имя его балтского происхождения, от дагс – «жечь» Изображался он как всадник с большой головой-солнцем. С. Ушаков сообщал: «Истукан его был боготворим в Киеве. …Он считался подателем всех благ земных, а потому можно полагать, что те боги, кои покровительствовали скотоводству, звероловству, растению лесов и плодов, состояли под главным управлением сего бога!»
Хорс – бог солнца. Изображался козлоногим и козлоголовым четырёхногим человеком. Идол Хорса, установленный Владимиром I в Киеве, был деревянный. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Даждьбогом.
Стрибог – бог ураганного ветра, вырывающего деревья с корнем. Имя его означает»свистящий, воющий» Он вечно воюет с Авсенем и Зарёю-Заряницею, препятствуя выходу на небосвод бога Святовита.
Велес – «скотий бог», покровитель домашних животных, бог богатства. Главное божество русских крестьян. Велесу жертвовали золото. Ему оставляли в дар несколько стеблей злаков, так называемую «велесову бороду» Изображался у восточных славян – медведем.
Мокош – козлоногая четырёхрогая богиня, обильно обросшая шерстью. Богиня дождя, покровительница мелкого домашнего скота овец и коз. Охранительница дома, благополучия покровительница полей и женского ремесла. Русские считали что она любит прясть. Известна была и чехам, и словакам. В позднее время её стали изображать в виде женщины небольшого роста с большой головой.
Ярило – божество солнца, любви и плодородия. Идол его был в Галиче Мерьском – в славянской мифологии божество весеннего плодородия, покровитель всего растительного мира. Весенние гулянья – «ярилики» в честь него сохранились вплоть до 20 веков.
Поклонения и жертвоприношения.
Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах – капищах. По представлениям восточных славян, мир и вселенная представляли собой круг вечного вращения, и поэтому капища имели форму круглой площадки, со всех сторон окружённой жертвенными кострами, в центре которой находилось на постаменте каменное или деревянное скульптурное изображение бога. Над площадкой возводилась крыша в виде шатра. Стены капища ставили из вертикальных брёвен, украшенных резьбой и ярко раскрашенных. Своё название капище получило от слов «капь», которое переводится с древнеславянского языка как скульптура, идол, болван. Древние русичи уважали и боялись богов, поэтому старались добиться от них расположения магическими обрядами и жертвоприношениями, задабривая идолов подарками, а также человеческими жертвами.
Самым известным
памятником язычества стал
Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм, то есть восприятие человеческого, божественного и природного как единого нерасчленённого целого. Непрерывная борьба и поочерёдная победа светлых и тёмных сил природы были закреплены в представлениях славян о круговороте времён года. Их исходной точкой было наступление нового года- рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян греко-римское название – коляда (лат. календас – первый день нового месяца). Был также обычай ходить с маем (символом весны) – маленькой ёлкой, украшенной лентами, бумагой, яйцами. Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника весны соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.
Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели», сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богов об общем благополучии, богатом урожае, избавлении грозы и града. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды – чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составляющих замкнутый круг – символ 12 месяцев.
К моменту принятия
христианства древнеславянская
религия ещё не сумела
На последнем, завершающем
этапе развития язычества
Славянские идолы чаще
всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный
рост (чаще всего 2—2,5 метра), наделенные
определенной атрибутикой, с четкими чертами
лица. Столб мог быть как круглым в своем
основании, так и четырехгранным. Известны
также простые рельефные изображения
голов на длинном и толстом стержне. Помимо
кумиров, выполненных в полный рост, известны
небольшие изображения, возможно, олицетворяющие
духов-покровителей отдельной семьи.
Отличительной чертой славянских идолов
было убранство. Кумир мог иметь в правой
руке определенный предмет: рог, кольцо,
меч, связанный с тем или иным богом. Венчала
изваяние чаще всего шапка (либо шлем),
сходная с поздними княжескими головными
уборами.
Руки идола могли быть сложены на груди, при этом правая рука была выше левой. Источники донесли до нас описание идола бога Святовита, установленного на острове Рюген в городе Аркона. Идол изображал человеческую фигуру с четырьмя лицами. Левая рука была изогнута и упиралась в бок, правая держала рог, который ежегодно наполнялся вином. Иногда боги изображались с поднятой правой рукой.
По-видимому, основным материалом для изготовления идолов служило дерево. Многочисленные упоминания деревянных изваяний известны в летописях. В источниках известны также упоминания кумиров из иных материалов, например «Слово об идолах» (XI век): «Начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзеи мраморяне и золотей и серебряны». Среди археологических источников наиболее многочисленны находки каменных идолов. Среди них выделяют несколько типов: столбы, столбообразные с одним или несколькими лицами, столбообразные с объемной головой, рельефные головы. Отмечены также характерные черты славянских каменных идолов: схематичность изображения, общая прямоугольная (чаще с четырьмя сторонами) форма, фронтальность постановки фигуры.