Структура католичества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Римская Католическая церковь - единственное из религиозных сообществ мира, которое является международным юридическим лицом, признанным государствами и международными организациями. «Только Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане. И православие, и монофизитство делятся на значительное число самостоятельных поместных церквей».Актуальность работы в том, что религии отводится в жизни, в душе каждого человека важное место и как следствие этого он должен знать те процессы, которые происходили в ней на протяжении истории.

Файлы: 1 файл

католичество.docx

— 72.15 Кб (Скачать)

                                                  Введение

Исторический  опыт свидетельствует о том, что  религия играет важнейшую роль в  жизни как отдельного человека, так и целого народа, гражданского общества и государства. Христианство существует в мире уже два тысячелетия. За последние годы в некоторых странах бывшего СССР, Восточной и Центральной Европы его значение явно возросло по сравнению с предшествующим периодом. Религиозное сознание играет определенную роль при выборе вариантов общественно значимого поведения и развития, как отдельными лицами, так и различными группами людей.

Римская Католическая церковь - единственное из религиозных сообществ мира, которое является международным юридическим лицом, признанным государствами и международными организациями. «Только Римско-католическая церковь и несторианская Церковь Востока едины (каждая в отдельности) в организационном плане. И православие, и монофизитство делятся на значительное число самостоятельных поместных церквей».1

Актуальность  работы в том, что религии отводится в жизни, в душе каждого человека важное место и как следствие этого он должен знать те процессы, которые происходили в ней на протяжении истории. «Степень развития науки, психологический уклад эпохи и народа, так или иначе, но отразятся в выражении вновь обретаемых в сокровищнице христианства догм и в понимании старых учений».2 В каждой стране есть представители различных концессий, и религия во многом помогает понять, как думают эти люди и чего от них ожидать. Поэтому изучение основ, истории  любой религии важно и полезно для комфортной жизни в обществе.

«Прилагательное «католическая», или «кафолическая» (от греческого  kath’holou – «относящийся ко всему, к целому»), впервые было применено к церкви в значении «единая» или «вселенская», Игнатием Антиохийским около 115г. I Константинопольский собор (381) добавил его в символ веры, к определению церкви как единой, святой, вселенской (кафолической) и апостольской»3

Данная  проблема освещена многими исследователями, такими как Рашкова Р., которая подробно описывает историю церкви по периодам, начиная с самых основ и до проблемы католичества в России. Ее работа включает в себя также деятельность некоторых орденов и отдельные главы о великих Папах. О структуре церкви, а также об основных событиях пишет Томас Рауш в своем труде: «Католичество в третьем тысячелетии. В его книге рассматриваются вопросы о грехе, эсхатологии, о заповедях, литургии. Автор представляет католическую традицию в ее развитии, особенно стремительно после II Ватиканского собора. Источникам католического богословия посвящена работа Эйдена Николса. В его труде поднимаются вопросы филосовского принципа порядка в богословии, рассматривается писание и предание как основные источники католичества. Интересна работа Ги Бедуелла, в которой церковь рассматривается в период варварства, феодализма, возрождения и даже революции. Католические ордена имеют у исследователей достаточно противоречивую оценку, особенно иезуиты. Михневич Д. Е. в своей книге «Очерки из истории католической реакции» подходит к ним достаточно с отрицательной стороны. Обличает также пороки папства: «Под тяжестью плотских страстей духовник не краснеет…»4 Объективно, на наш взгляд рассмотрен орден в работе Генриха Бемера «Иезуиты», в которой автор показывает предпосылки возникновения ордена, его деятельность параллельно с инквизицией. По деятельности нищенствующих орденов Важное место занимают работа Котляревского С. А. «Францисканский орден и римская курия». Работа представляет собой подробное изложение истории основания ордена и деятельности Франциска Ассизского. Похожей по структуре является работа французского историка Лакордера «Жизнь святого Доминика» о деятельности ордена доминиканцев.

Цель  моей работы изучить структуру и основные положения католической церкви. Наши задачи сводятся к следующим: обозначить иерархию католического духовенства, ознакомиться с таинствами католической церкви, проанализировать деятельность первых двух ватиканских соборов, а также рассмотреть влияние на церковь отдельных монашеских орденов.

Объектом  моей работы является устройство католической концессии.

Источниками к моей работе являются «Послание Павла к коринфянам», как часть Нового Завета, в которой говорится о функциях духовников. Глава из евангелия от Матфея, которой руководствовались нищенствующие ордена в своем общежитии. О распространении ордена иезуитов свидетельствует документ  «Брево об утверждении Общества Иисуса в России Папы Пия VII Императору Павлу I». И наконец, самое широкое представление о работе II Ватиканского собора могут дать документы и постановления собора, которые используются в работе как источник.

   Объективной реконструкции поспособствуют такие  методы как:     сравнительный, описательный и структурный методы, метод синтеза и анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             «Государство в государстве»

                              1.3.   Институт духовенства

Католическая  церковь представляет собой строгий  институт подчинения одних другим, утвердилась иерархия с самого начала появления церкви, благодаря авторитету апостолов. Новый завет повествует, что возле Иисуса сложился кружок в лице Двенадцати, которых Иисус выбрал для служения обществу. Однако апостолы не были единственными служителями ранней церкви, они разделили свое бремя с другими. Об этом свидетельствует речь Павла: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки».5 Распространено слово «пастырь», берущее свое начало от слова «пасти», но функции пастыря сводится не к власти, а к защите и указанию верного пути. «Главы поместных церквей назывались различными терминами, как- то: «начальники» или «предстоятели», «пророки» и «учителя», «пастыри» и «учителя», «наставники», «пресвитеры» или «пресвитеры-епископы»…».6 Посвящались пресвитеры в духовный сан так называемым рукоположением. Позже ритуал возведение в пастырский чин молитвой и традиционным рукоположение стал таинством священства. Духовенство должно было выбривать волосы на макушке, как особый знак принадлежности к клирикам, так появился обряд пострижения.

Самой высшей ступенью священства является епископат. «Слово «епископ», от греч. episkopos, означает «надзиратель, блюститель». Роль episkopos состояла в надзоре за общиной, в проявлении пастырской заботы о ее благополучии. В Первом послании Климента, письме к Римской церкви, датируемом примерно 96г., термины «пресвитер» и «епископ» все еще взаимозаменяемы в употреблении. Но в первом послании к Тимофею двойная должность епископа-пресвитера и диакона, похоже, уже подвергается традиционному тройному делению- образованию сана епископа и помогающих ему пресвиторов и диаконов. Это говорит о возложении на некоторых пресвитеров добавочных обязанностей по надзору за проповедью и учительством в общине».7 К 150 году деление духовенства на три степени становится универсальным. Епископы, как преемники апостолов должны осуществлять связь между поместными церквами и апостольской. В иерархии епископов верхняя позиция принадлежит, конечно, папе. Он считается преемником апостола Петра.

«Древняя  традиция считает первым Папой римским  апостола Петра. Его преемники, римские  епископы, уже на заре христианства претендовали на папский примат –  высшее иерархическое и учительское  положение в Церкви. Действительно  любимый ученик Христа, Петр, вероятно, основал римскую общину вместе с  апостолом Павлом. Сведения о последнем  более достоверны. Известно, что  апостол Павел был римским  гражданином и находился в  Риме в 61 г. Петр и Павел здесь  вместе проповедовали и приняли  мученическую смерть во время гонений  Нерона в 64 (или 67г.)».8

Вторую  позицию в иерархии занимают пресвитеры. Наиболее полно его функции отражает цитата священномученика Дионисия: «Пресвитер есть совершитель, потому что он совершает священнодействия: причащение, крещение и молитвословия, хотя и не имеет дара сообщать благодать священства и не может поставить другого священника».

«Большинство  пресвитеров или «священников», участвуют в служении епископа, возглавляя местные общины верных, проповедуя слово , совершая таинства и исполняя пастырское служение и попечение  о папстве».9 Некоторые пресвитеры, включенные в монашеские ордена и конгрегации, сочетают литургические функции с проповедью, духовным наставничеством и т. п.

Диаконы являются третьей и низшей ступенью священства. Диаконы выступают в  роли помощников пресвитеров, на них возлагалась ответственность за церковные нужды материального, земного плана. «Им доверялись литургические обязанности и дела милосердия, в первую очередь распределения даров среди нуждающихся членов общины и помощь в обрядах христианской инициализации».10 Диакониссами могли стать и женщины, но занимали они сугубо подчиненное положение по отношению к мужчинам. Но к XI веку диаконисы исчезли из иерархии. Диакон должен был принять обед безбрачия, но имели место случаи возведения в сан уже женатых мужчин. «Католическая иерархия подразделяется на два ранга. К высшему рангу относятся те, кто получает свою власть непосредственно от папы. Это кардиналы, папские легаты, апостолические викарии. Низший ранг состоит из тех, кто получает свою власть от епископа».11

Нужно отметить, что только епископата насчитывается  около 20 ти должностей. Все члены  иерархии составляют клир или другими  словами духовенство. Католическое духовенство имеет ряд привилегий и по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   1.2.   Семь литургических таинств церкви

Таинствами  называют некие ритуальные действия, посредством которых верующим открываются  тайны искупления. Считается, что  таинства установил сам Иисус, но их сила зависит непосредственно  от верующего. «До XII века среди церковных авторитетов не было общего мнения о количестве таинств. Учение о семи таинствах сложилось только в XIIв. и было зафиксировано впервые у Петра Ломбардского и других богословов, вероятно, в полемике с ересью вальденсов. Впервые у Петра Ломбардского представлено систематически учение о семи таинствах и их сущности. Однако окончательно учение о семи таинствах было утверждено только на Флорентийском соборе 1439г. Таинства в католицизме рассматриваются как система включения верующего в жизнь Церкви».12 Но таинства неравнозначны. В центр католическая церковь ставит таинство евхаристии. Вместе с крещением и миропомазанием евхаристия составляет таинства посвящения. Эти таинства символизируют воссоединение человека с Христом.

Первое  из таинств - таинство крещения. Оно совершается для очищения человек от первородного греха. «В таинстве крещения, по учению Церкви, выражается приятие уверовавшим человеком, стремящимся к обращению, воли Бога, пожелавшего спасти людей. Очевидно, что в таком случае принять крещение может только взрослый человек. Первоначально крещение получали сознательно вступившие в христианские общины взрослые люди, и обычай крестить младенцев закрепился в Западной церкви только в VIIIв.».13

Во время  крещения священник трижды окропляет  голову крещаемого, произнося определенную молитву. Вода символизирует для крещаемого новое рождение, на него надевают белую одежду и нательный крест по окончании ритуала. Крещенный держит свечу, тем самым давая понять, что его крещение освещено самим Христом, и сам он несет его свет людям. Если крестят маленького ребенка, то обязательно выбирают крестных родителей, которые должны быть крещены в католической вере, они, в свою очередь, дают обещание воспитывать ребенка в католической вере, учить его заповедям и любви к Богу.

Миропомазание способствует «укреплению» таинства крещения, для того, чтобы верующему легче  было исполнять данные им обеты. «Конфирмация- это возведение на новую ступень  христианского посвящения. Благодаря  конфирмации верующий окончательно включается в жизнь Церкви. Поскольку  в Новом Завете нет упоминания о необходимости отделения таинства конфирмации от крещения, оно обосновывается текстами из «Деяний святых апостолов», в которых рассказывается о том, что все уверовавшие в учение апостолов в день Пятидесятницы  были крещены и обрели дар Святого  Духа. Апостолы, выполняя волю Христа посредством  возложения рук, передавали новым обращенным дар Святого Духа с целью дополнить  и усилить благодатное действие крещения».14 Епископ смазывает лоб, глаза, уши оливковым маслом, которое означает единение с Иисусом. Сам обряд окончательно оформился на Тридентском соборе.

Таинство  евхаристии или таинство причащения установил сам Иисус, согласно учению церкви. Заключается оно во вкушении хлеба и вина, олицетворяющие тело и кровь Спасителя. Долгое время простых верущих причащали только хлебом, а протестанты вообще не признавали причащение в качестве таинства. Тридентский собор в итоге принимает специальное положение, которое устанавливало причащение, как одно из таинств. А на II Ватиканском соборе было развито причащение хлебом, а также вином, причащение которым раньше являлось привилегией только духовных лиц.

Избавившись от первородного греха человек - не перестает грешить. От грехов помогает избавить таинство покаяния. Состоит оно из двух частей: исповеди и отпущения грехов. «Те же, кто приступает к таинству покаяния, милосердием Божиим получают отпущение причинённых Ему обид и в то же время примиряются с Церковью, которой они нанесли раны своими грехами и которая содействует их обращению своей любовью, примером и молитвами».15 Таким образом если человек покаялся, то он вновь сближается с церковью. Первоначально покаяние считалось неповторимым таинством. Если грех был тяжкий: убийство, лжесвидетельство, прелюбодеяние, то он требовал публичного покаяния. Но и грехи с меньшей тяжестью карались довольно жестоко, иногда наказание могло быть длинною в жизнь: отказ от супружеских отношений, запрещение участвовать в причащении и т. п. . Но даже раскаявшийся грешник имел множество проблем: он больше не мог отправлять общественную службу, рукополагаться в священнослужители, жениться. Поэтому покаяние было довольно непопулярным явлением. II Ватиканский собор утвердил, что покаяние может происходить как группой, так и индивидуально. Были предусмотрены специальные комнаты, в которых верующие каялись. Священник накладывал наказание- епитимью, это были молитвы или дела милосердия. Исповедь была строго конфиденциальна, но нередко использовалась в политических целях. Болезнь является следствием греха, от грехов такой тяжести может избавить таинство елеопомазания. Священник мажет лоб больного священным миром. Тем самым укрепляя его веру и придавая силы. Священник также может отпустить грехи, если это необходимо. «Через священное Елеопомазание больных и молитвы пресвитеров вся Церковь препоручает недужных Господу, страждущему и прославленному, чтобы Он облегчил их муки и спас их (ср. Иак 5, 14-16)».16

Священник наделяется благодатью в таинстве священства. «Таинство священства считается  установленным самим Христом, завещавшим апостолам: «Как послал Меня Отец, так  Я посылаю вас»,- для созидания  Церкви и жизни братских общин. По суждению Тридентского собора, эта  апостольская миссия должна оставаться непрерывной в церковной истории  вплоть до пришествия Господа. Цель таинства- хранить и возвещать слово Божье, совершать и освящать евхаристию, руководить христианской общиной в любви».17Священство имеет три ступени, рассмотренные в предыдущем параграфе, но будь то епископ, диакон или священник, все они действуют от имени Христа. В духовный сан могут посвящаться только крещенные мужчины. Таинство брака было является самым поздним по времени. Обратимся к источнику: «Христианские супруги в силу таинства Брака, которым они знаменуют тайну единства и плодотворной любви между Христом и Церковью (ср. Еф 5, 32) и участвуют в ней, помогают друг другу достичь святости в супружеской жизни, рождении и воспитании детей, так что в своём жизненном статусе и чине они имеют собственный [74] дар в Народе Божием.7 Из брачного же союза происходит семья, а в ней рождаются новые граждане человеческого общества, которые благодатью Святого Духа в Крещении становятся детьми Божьими, чтобы через века продолжать Народ Божий. В этой своего рода семейной Церкви родители словом и примером должны быть для своих детей первыми глашатаями веры и способствовать призванию каждого из них, особенно священному».18 Брак является нерасторжимым и по сей день, не смотря на протесты многих католиков. Супруги являются представителями Христа, священниками очага, и разлучить их может только смерть.

Информация о работе Структура католичества