Проблема религиозной идентичности в современной Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблемы религиозной идентичности в современной Испании. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть понятие религиозной идентичности в контексте современного религиоведения;
Рассмотреть исторические предпосылки проблемы;
Описать культурно-религиозную ситуацию;
Рассмотреть основные тенденции миграционного законодательства Испании в начале XXI века.

Файлы: 1 файл

Санкт (Автосохраненный).docx

— 49.43 Кб (Скачать)

Новый этап реконкисты начался в XII в. в период борьбы с Альморавидами. Победы Альфонса VI вынудили враждовавших друг с другом мусульманских эмиров на Пиренейском полуострове вступить в союз с Альморавидами, вторгшимися в Испанию, после того как в конце XI в. они объединили под своей властью значительную часть Северной Африки.  Этот этап характеризуется борьбой кастильского идальго Родриго Диаса де Вивара, который жил примерно в 1043-1099 гг. Его поддерживали крестьяне, мелкие рыцари, под его руководством кастильцы нанесли поражение Альморавидам, его войска взяли Валенсию и области вокруг нее в 1094 г. Однако Альморавиды захватили вновь Валенсию, тем не менее в период с 1110 по 1117 гг. вспыхнули крестьянские восстания, которые слились с борьбой кастильских и арагонских войск против мавров.  В результате этих походов кастильцы отбили набеги Альморавидов, а арагонцы взяли Сарагосу  в 1118 г. В начале XII в. Альмохады напали на Альморавидов в Африке, а в середине и во второй половине XII в. захватили все мусульманские территории Пиренейского полуострова. Таким образом объединенные военные силы четырех королевств (Кастилии, Леона, Наварры и Арагона), а также и крестоносцев из других стран Европы, особенно из Франции, вынуждены были воевать уже с Альмохадами. Им было нанесено решительное поражение в битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. После этой победы успех реконкисты был обеспечен.

     Многовековая борьба вступила в XIII в. в свой последний период.  Его можно охарактеризовать ускорением процесса завоевания мусульманских владений. В течение первой половины XIII в. кастильцы взяли столицу Кордовского халифата Кордову в 1236 г., а также Севилью в 1248 г. Продвижению кастильцев на юг способствовало окончательное объединение Леона и Кастилии, которое произошло в 1230г., спустя 18 лет после битвы при Лас-Навас-де-Толоса.

Таким образом, во второй половине XIII в. большую часть Пиренейского полуострова  занимали два государства. Одним  из них было королевство Арагонское, которому принадлежали восточные области  полуострова и побережье Средиземного моря, а другим — Кастильское  королевство, простиравшееся с севера на юг от берегов Бискайского залива до Атлантического океана и Гибралтарского пролива и занимавшее всю центральную  часть полуострова. В западной части  Пиренейского полуострова сложилось  самостоятельное королевство Португалия 1143 г. Два государства, из соединения которых составилась впоследствии Испания, т. е. Кастилия и Арагон, оттеснили мавров так далеко к югу, что за ними осталась лишь небольшая область вокруг Гранады.

В качестве вывода, хотелось бы отметить важную географическую особенность  функционирования халифата. Горная северная часть Пиренейского полуострова была непривлекательна для арабских властей, так как эти районы не подходят для развития сельского хозяйства, эта территория считалась «бедной», а так же арабами учитывалось традиционное  стремление астурийцев, басков и кантабров к независимости, как известно, эти северные народности так и не были завоеваны во времена готского господства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблема религиозно-культурного  плана.

 

3.1 Отношение испанского общества к иммигрантам.

 

Испания - это многонациональное  государство, которому в целом характерны идеи мирного сосуществования различных  национальностей, идеи толерантности. Исторически Испания взаимодействовала  с различными культурами и это  в целом, сделало испанское общество достаточно терпимым. Такие тенденции  в испанском обществе, в целом  сохранялись до конца XX века. Изменения  в терпимости испанцев связаны как  с постоянными террористическими  атаками боевиков ЭТА (добивающихся независимости страны басков), так  и с резким ростом числа легальных  и нелегальных иммигрантов.  На минимальном уровне, так называемом, уровне микро-идентичности можно наблюдать смешение идентичностей. Эклектика стилей, норм, символов, привнесенных из разных культур. Так стиль одежды диктует мода и в современном европейском платье присутствует достаточно национальных тем Востока, Азии, Африки. Тоже касается, к примеру, питания – в европейских городах пользуются популярностью и китайская, и японская, и латиноамериканская кухни. Не говоря уже об увлечениях восточными единоборствами или астрологическими прогнозами. Но все это остается на поверхности, не проникая вглубь личности. Интерес к «другому», к другой культуре, религии, к чужим нравам и обычаям, диктуется врожденным любопытством homo sapiens (лежащим в основе туристической индустрии и научной деятельности). Но попытка этого «чужого» проникнуть внутрь уже выстроенной системы идентичностей, т.е. изменить, разрушить ее, заменить тип или характеристику в рамках одного типа, приводит к тому, что любопытство сменяется страхом, филия переходит в фобию и, неизбежно, — в агрессию. Которая, транслируясь с микро- на мини- и макро- уровни, воплощается в ужесточении миграционного законодательства, в лозунгах, подобных «Франция для французов», в усилении ксенофобии и национализма, в превращении мультикультурализма в этноцентризм9.

В целом отношение испанского общества к иммигрантам, можно разделить  на несколько составляющих:

  • отношение к выходцам из мусульманских стран;
  • отношение к нелегальным мигрантам;
  • отношение к выходцам из Латинской Америки;
  • отношение к трудовым мигрантам;
  • отношение к беженцам.

К первой составляющей относится отношение  к приезжим из Африки и из ряда мусульманских  стран. Отношение это очень непростое. Связано оно, во-первых, с разницей между культур испанцев и приезжающих  мусульман, во-вторых, с тем фактом, что именно выходцами из Африки совершается  значительное количество преступлений. Всплеску негативного отношения  к мусульманам способствовал, в  частности "след" мавританских террористов  во взрывах в испанском метро  в 2004 году.

Следствием этого, стал тот факт, что в испанском обществе стали  широко распространяться антимусульманские настроения. Одним из представителей антимусльманского течения является политолог Дж. Сартори, взгляды которого получили широкую огласку в Испании. Одно из основных положений его работ - это теория о том, что "ислам - это крайность, наиболее далекая от европейского мышления из-за своего теократического видения мира". По Дж. Сартори - заповеди ислама противоречат принципам европейской плюралистической системы. Интеграция приверженцев ислама в европейское общество, исходя из этих положений, очень сложна. Одним из поводов для такого распространения идей политолога, послужил тот, факт, что мусульмане, как правило, не принимают характерные для традиционного испанскому обществу ценности и идеалы. Мусульмане высоко ценят свою культурную и национальную идентичность и, как правило живут обособленными кланами10.

В испанском обществе, также широко распространены идеи другого исследователя - Ф. Хименс Лосантоса, который утверждает, что "сотни тысяч трудящихся из Северной Америки должны ежегодно приезжать только на сезонные работы, имея билет туда и обратно. Массовый въезд их на постоянное место жительства вызовет расовые и культурные конфликты. Пока мы еще можем производить отбор среди иммигрантов. Если же мы этого не сделаем, они будут производить отбор среди нас"11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Испанское миграционное  законодательство.

  С 1 февраля 2000 года и Испании вступил в силу "Закон об иностранцах"12. Предыдущий законодательный акт был принят в 1985 году. Усовершенствованный закон 2000 года регулировал предоставление вида на жительство в Испании, а также устройства иммигрантов, их интеграции в политическую и социально-экономическую жизнь страны.

Этот закон делит иностранцев, прибывающих в Испанию, на три  категории:

  1. к первой относятся лица, намеревающиеся пробыть в стране менее 90 дней;
  2. ко второй - те, кто собирается жить в Испании временно - от 90 дней до пяти лет. Такая возможность может быть предоставлена тем, кто докажет наличие средств для содержания себя и своей семьи, кто намерен заниматься предпринимательской деятельностью или имеет предложение о работе от какого-либо испанского работодателя. В эту же категорию попадают и так называемые недокументированные (то есть не легализованные) иммигранты, если они проживают в Испании безвыездно не менее двух лет и докажут, что обеспечены материально;
  3. третью категорию составляют иностранцы, которые живут в стране постоянно. Для получения постоянного вида на жительство им необходимо прожить в Испании не менее пяти лет.

Указанным законом, в Испании установлен разрешительный порядок занятости  иностранных граждан. В соответствии со ст.33. "Закона об иностранцах" иностранцы старше шестнадцати лет, намеревающиеся заняться трудовой деятельностью, должны получить разрешение административных органов на работу. В случае, если иностранец намерен заниматься трудовой деятельностью самостоятельно или по найму, для выполнения которой требуется специальная квалификация, предоставление разрешения на работу выдается при наличии соответствующего диплома, признаваемого испанской стороной.

Работодатели, которые принимают  на работу иностранного работника, обязаны  предварительно обратиться за разрешением  на использование иностранного работника  и получить соответствующее согласие в Министерстве труда и социальных вопросов.

Важно отметить, что разрешение на работу ограничивается сроком до 5 лет, конкретным регионом страны, отраслью экономики или видом трудовой деятельности. При получении разрешения на работу по найму принимается во внимание положение на рынке труда  среди местного населения (ст.35 Закона об иностранцах).

Разрешение на работу может возобновляться по истечении срока его действия, если сохраняется или возобновляется трудовое соглашение или предложения  на работу, которые являлись основанием для предоставления первичного разрешения, или в случае появления нового предложения на работу в установленных  законом рамках. После первого  предоставления разрешения на работу оно выдается без каких-либо ограничений  по регионам страны, отраслям экономики  или видам трудовой деятельности. По истечению пяти лет с момента  получения первого разрешения на работу и последующих продлений  оно приобретает статус постоянного.

Кроме общих разрешений на работу, в Испанском законодательстве предусмотрены  и специальные разрешения. Правом на получение такого разрешения пользуются иностранцы, которые имеют вид  на жительство. Срок действия данного разрешения составляет один год, и он может продлеваться при сохранении у иностранца вышеуказанного статуса. (ст.36 Закона об иностранцах).

Для защиты национального рынка  труда предусмотрено установление квот на занятость иностранных рабочих. Квоты для иностранных рабочих, не имеющих постоянного вида на жительство в Испании, ежегодно устанавливаются  Правительством на основании консультаций с Высшим советом по вопросам иммиграционной политики и с наиболее представительными  профсоюзными предпринимательскими организациями  с указанием отраслей экономики  и видов профессиональной деятельности (ст.37 Закона об иностранцах).

Были расширены полномочия центральных  и местных исполнительных органов  власти по задержанию и выдворению нелегалов. Испания также изменила законодательство в отношении выдворения из страны. Ранее иностранец, в отношении которого было вынесено постановление об изгнании, имел право подать апелляцию о пересмотре вышеупомянутого решения. Испанское законодательство теперь решает этот вопрос по-иному: если иностранец, в отношении которого вынесено постановление об изгнании, подает протест, то орган, принявший решение, может выдворить лицо из страны без рассмотрения апелляции (при этом отказ должен быть мотивирован). Было также предоставлено право полиции использовать для выявления нелегалов списки лиц, зарегистрированных в муниципалитетах (ранее эти списки являлись конфиденциальной информацией)13.

В результате испанские власти в 2008 г. депортировали из страны 92 700 нелегальных  иммигрантов, что на 25% больше, чем  в 2007 г14.

Однако, с другой стороны, в некотором  смысле наблюдается одновременно и  смягчение иммиграционной политики. Так, иностранец, в случае нарушения  правил въезда, выезда или пребывания в Испании, может избежать высылки, если заявит в компетентные органы об организаторах и соучастниках нелегальных организованных групп, способствующих росту незаконной иммиграции, или будет сотрудничать с полицией, поставляя соответствующую информацию или выступая в качестве свидетеля  на процессе против упомянутых органов. Высылка также может быть не применена, если иностранец является жертвой, потерпевшим  или свидетелем в каком-либо деле, находящемся в ведении прокуратуры  Испании, и его присутствие в  стране в интересах следствия  обязательно15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

1 Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003.

2 Минченко Т.П. К вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире. Философия, социология, политология, 2008.

3 Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006.

4 Минченко Т.П. К вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире. Философия, социология, политология, 2008.

5 Корсунский А.Р. История Испании IX-XIII веков. - М., 1976

6 Simonet F. Historia de los Mozarabes de Espana, t. I. Madrid, 1897, p. 62, 90

7 Корсунский А.Р. История Испании IX-XIII веков. - М., 1976

8 http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st027.shtml

9 Биггс Э. Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней. - М.: Эсна, 2006. С.122

10 Биггс Э. Европа нового и новейшего времени с 1789 года и до наших дней. - М.: Эсна, 2006. С.122

11 Аникеева Н.Е. Испания в конце XX – начале XXI века. - М.: АСТ, 2006. С. 340

12 Конституция Испании. Конституции стран Европейского Союза. М.: МГИМО(У), 2008 – С.372 – 383

13 Аникеева Н.Е. Испания в конце XX – начале XXI века. - М.: АСТ, 2006. С. 340

14 Чемакина О.Ю. Латиноамериканская политика Испании в начале XXI века. Уральский вестник международных исследований. – 2006. – В. 4. - С.81 -84

15 Варфоломеев Н.А. Основные тенденции испанского законодательства в конце XX начале XXI веко. Актуальные вопросы европейского права. Сборник научных трудов. СПб: Питер, 2009. С. 47.

 


Информация о работе Проблема религиозной идентичности в современной Испании