Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:18, курсовая работа
Целью работы является исследование проблемы религиозной идентичности в современной Испании. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть понятие религиозной идентичности в контексте современного религиоведения;
Рассмотреть исторические предпосылки проблемы;
Описать культурно-религиозную ситуацию;
Рассмотреть основные тенденции миграционного законодательства Испании в начале XXI века.
Введение.
В начале XXI в. население стран Западной Европы заметно усложняется в этническом, расовом и религиозном отношениях. Во многом это связано с массовым притоком иммигрантов из мусульманских стран. Проблема религиозной идентичности тесно связанна с проблемой сосуществования коренного населения с переселенцами, так называемой проблемой иммиграции, которая в определенной степени имеет каждая страна объединенной Европы. В последние два десятилетия эти проблемы становятся первостепенными для жизнедеятельности, прочности и устойчивости западных социумов. Она вызывает острые дискуссии, в ходе которых высказываются диаметрально противоположные точки зрения - от пропаганды мультикультурализма и формирования новой идентичности до призывов к изгнанию чужестранцев и утверждений о неизбежном конфликте цивилизаций, западной и восточной, христианской и мусульманской.
В
этом свете несомненный интерес
представляет опыт Испании, сменившей
в последние десятилетия
В данной работе религиозная идентичность рассматривается в тесной связи с иммиграционной проблемой в испанском обществе. В подтверждение наличия таковой связи были рассмотрены некоторые доводы американских исследователей, С.Хантингтона, который в своей работе «Вызовы американской национальной идентичности» допускает возможность распада соединенных штатов, в следствии утверждении и процветания «чужеродной» этноконфессиональной общности, а именно мексиканцев, которые иммигрировали в США, и которые являются католиками.
Аналогичные тревожные прогнозы, уже глобального характера, делает американский политик и политолог Патрик Бьюкенен, по мнению которого к 2050 г. в Европе и США будет абсолютно доминировать исламо-арабо-африканская культура. Людей европейского происхождения, отринувших свою традиционную иудео-христианскую мораль, останется во всем мире не более 10%. В результате Европу и США в наступившем столетии ждет постепенное вымирание и этнический крах1. К примеру, прогноз депопуляции Испании выглядит так: если в 1950 г. в ней было втрое больше населения, чем в Марокко, отделенном от Испании Гибралтарским проливом, то к 2050 г. население Марокко будет вдвое превышать население Испании. У ста заключающих браки в наши дни испанцев будет пятьдесят восемь детей, тридцать три внука и лишь девятнадцать правнуков.
Целью работы является исследование проблемы религиозной идентичности в современной Испании. Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Достаточно большое внимание уделяется данной проблематике известными журналами политической аналитики, такие как Философия, Социология, Политология, Уральский вестник международных отношений, Мировая экономика и международные отношения. Отечественные испанисты, а также зарубежные исследователи и политологи посвящают этой теме свои работы. Например, Патрик Бьюкенен, Самуэль Хантингтон, Аникеева, Минченко, Корсунский уделил внимание, так называемому, «арабскому периоду» Испании, также использовалась работа Биггса по истории Испании, только уже рассматривался период с 1789 года по наши дни.
Глава 1. Понятие религиозной идентичности в современном религиоведении.
Постоянный исторический процесс взаимодействия религий, часто связанный с трансформацией религиозной и этнокультурной идентичности, в современных условиях глобализации приобретает особую актуальность2.
В современном российском религиоведении выработано следующее определение: «Религиозная идентичность – категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе3».
Таким образом, понятие религиозной идентичности включает как общее религиозное самоопределение человека, так и конкретную форму конфессиональной идентичности. Религиозная идентичность является
способом осознания своей духовной ориентации в ее соотнесенности с иной формой духовности. Типы религиозной идентичности могут быть выделены по различным основаниям. Например, по субъекту выделяются типы индивидуальной и групповой идентичности.
Индивидуальная религиозная идентичность обретается в процессе социализации личности, включения человека в систему определенных конфессиональных отношений, с одной стороны, восприятия и внутреннего усвоения человеком религиозных идей, ценностей и норм с учетом индивидуальных личностных особенностей – с другой.
Результатом этого процесса является религиозный опыт личности, конкретизирующийся в религиозной идентичности, которая может переживать и радикальное преобразование под влиянием нового опыта.
В коллективном типе идентичности субъектом осознания является группа. Данный тип идентичности формируется, в первую очередь, в процессе сопоставления с иными конфессиональными группами, что создает определенную, характерную для этого сообщества, религиозную картину мира4.
Таким образом, в современном мире, в силу интенсификации новых явлений, таких как глобализация, изменения связанные с экономическими, социальными, политическими, правовыми отношениями, а главным, по-моему, мнению образом, с миграционной ситуацией значительно изменило ситуацию с определением религиозной идентичности.
Религиозная идентичность является концентрированным выражением мировоззрения. Поэтому в конкретно-исторических условиях определенного общества, с учетом его фундаментальных историко-культурных корней, представляется очень важным, разработать четкую законодательную базу, что в свою очередь поможет найти эффективный метод урегулирования религиозного неравенства и вытекающего из него конфликта не только в Испании, но и во всей Европе.
Глава 2. История арабского господства в Испании
1.1 Социально-экономическая характеристика «мусульманской Испании».
Для того, чтобы понять, каковы причины обозначенных проблем необходимо рассмотреть историю Испании в период господства мавров на Пиренейском полуострове. Этот период имеет условные рамки с XVIII по X века.
Поселение арабов, сирийцев и берберов существенно не изменило этническую структуру Испании. Но крушение вестготской монархии и установление арабского господства оказали свое воздействие на социальные отношения. Готская светская знать и католическое духовенство утратили прежние политические и юридические привилегии. Прекратили существование те ограничения в праве распоряжаться землей, которыми прежде были связаны куриалы и колоны городской округи.
Что касается общественного положения, то оно стало в значительной мере определяться профессиональными и этническими признаками. Многие испано-римляне и готы в Аль-Андалузе приняли ислам. Такие люди именовались musalima (новые мусульмане) или muwalad - мулади. К мулади относились как лица, перешедшие из христианства в мусульманство, так и дети от смешанных браков христиан и мусульман. Многие мулади были потомками сервов, получивших свободу благодаря принятию новой религии. Формально мулади пользовались теми же правами, что и мусульмане-арабы и берберы. Они не должны были платить подушную подать - джизью. Но фактически мулади на лестнице социальной иерархии стояли ниже арабов. В первый период после завоевания у арабов еще сохранялись остатки племенной организации; мулади, не входившие в эту организацию, не могли стать полноправными членами нового общества. Им приходилось избирать себе патронов из числа арабов. Известно, что с конца VII в. переход в ислам не означал существенного облегчения налогового бремени для испанцев. В войске они служили отдельно от арабов, в особых отрядах. Сегрегация осуществлялась и в богослужении: мулади должны были строить себе отдельные мечети, а в общих мечетях стояли в последних рядах. По уверению арабского андалусского поэта три вещи могли свести на нет молитву: прикосновение к собаке, к ослу и контакт с мулади5.
Многие испанцы сохранили христианскую веру, хотя в результате тесного общения с мусульманами усвоили арабский язык и арабские обычаи, заключали смешанные браки с мусульманами, носили арабские имена. Их называли мосарабами (от арабского mustabrib, т. е. «тот, кто желает стать арабом»). Арабские правители проявляли по отношению к ним терпимость, особенно в первый период существования эмирата. Немусульманское население в Аль-Андалузе было более значительным по удельному весу среди остального населения и более организованным, чем в других странах халифата Омейядов. Мосарабы жили в городах и деревнях, платили поземельный налог (харадж) и подушную подать (джизья). Размеры хараджа варьировались в различных районах от 5 до 20% доходов. Джизья дифференцировалась в соответствии с имущественным цензом. В ряде городов мосарабы имели свои общины (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде) и пользовались самоуправлением6. Они избирали своих должностных лиц, утверждаемых затем мусульманскими властями. Дела между мусульманами и христианами решались в арабских судах.
Уже при аль-Хакеме II (961-976) мусульманское государство перестало проявлять прежнюю религиозную терпимость по отношению к мосарабам. В начале IX в. в связи с налоговым гнетом произошли волнения в мосарабских общинах Толедо и Кордовы. В 829 г. мулади и мосарабы Толедо провозгласили свою независимость. Ведущую роль в восстании в Толедо играли городские ремесленники и наемные работники, возглавленные кузнецом Хашимом. К ним примкнули крестьяне и рабы. Не смотря на то, что в 837 г. Абдаррахману II удалось захватить город, в 873 г. Заручившись поддержкой Людовика Благочестивого, толедцам удалось добиться от арабских властей признания за ними права на самоуправление. В конце XI - первой половине XII в. положение мосарабов ухудшилось как в результате непрерывных войн, так и в связи с проявлением религиозной нетерпимости альморавидов и альмохадов. Христиане Гранады обратились к королю Арагона Альфонсу I с призывом о помощи. После того как Он предпринял военную экспедицию на юг полуострова, арагонское войско пополнилось массами мосарабов7.
Взаимодействие христианского и мусульманского населения происходило и на территории, отвоеванной христианскими королевствами у арабов. Здесь первоначально оставались довольно значительные массы мусульман, именовавшиеся мудехарами (от арабского mudachhan - «мусульманин, который живет среди христиан»). Мудехары в большинстве своем занимались производительным трудом, ремеслами. Памятниками их строительной деятельности служат, в частности, аль-казар в Севилье и Пуэрта дель соль в Толедо («мудехарский стиль»). Мудехары сохраняли свою религию и обычаи, жили, как правило, в особых кварталах. Их права были обеспечены пактами, которые заключались при завоевании соответствующих территорий или фиксировались в фуэрос.
В ходе реконкисты на территории Испании постепенно сложились Кастильское и Арагонское королевства, являвшиеся феодальными монархиями с сословным представительством. За два столетия — с середины XI до середины XIII в.— государства, находившиеся на севере Пиренейского полуострова, — Кастилия и Арагон — настолько усилились, что оттеснили арабов к югу, несмотря на приток в пределы Халифата новых сил из Африки. Причины успехов реконкисты коренились во внутренней истории как самого Халифата, так и Кастилии и Арагона, а также в характере реконкисты с конца XI по конец XIII в.
К 1031 г. Кордовский халифат распался на ряд мелких арабо-берберских мусульманских эмиратов. Наиболее значительными из них были Кордовский, Севильский, Малагский, Гранадский, Сарагосский и Толедский эмираты. Между эмирами происходили постоянные феодальные усобицы. Распадение Халифата было закономерным результатом его феодализации, которая с конца XI в. ещё более усилилась. Рост крупного феодального землевладения, в частности сосредоточение огромных земельных владений в руках у отдельных мусульманских правителей, усиление эксплуатации крестьянства и лишение городов их привилегий — всё это приводило к внутреннему ослаблению эмиратов.
Наоборот, испано-христианские государства,
возникшие на севере Пиренейского полуострова,
переживали в XI—XIII вв. начало процесса
централизации. Организованную военную
силу реконкисты в этот период составляли
отряды рыцарей, руководимые крупными
феодалами и католической церковью,
но успех реконкисты был обусловлен
участием в ней горожан и широких
крестьянских масс (особенно кастильских).
Рост городов, ремесла и торговли
в Кастилии и Арагоне, а также
освоение и заселение кастильским
крестьянством отвоёванных
Таков был первый этап реконкисты,
который был ознаменован
Информация о работе Проблема религиозной идентичности в современной Испании