Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:42, контрольная работа
Что такое суеверие. Можно сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас много такого, во что люди верят и что нельзя подтвердить. Более того, в наше время люди верят в реальные факты, которые мы рассматриваем как суеверие. И люди, верящие в это, совсем не суеверны! Например, кто-то верит, что тень или отражение человека есть часть его души. Они полагают, что можно причинить зло душе, разбив предмет, на котором появляется тень или отражение. Таким образом, считается, что разбить зеркало - к несчастью. И заметьте, что такая вера существует у многих людей.
Приметы жизни
Что такое суеверие. Можно сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас много такого, во что люди верят и что нельзя подтвердить. Более того, в наше время люди верят в реальные факты, которые мы рассматриваем как суеверие. И люди, верящие в это, совсем не суеверны! Например, кто-то верит, что тень или отражение человека есть часть его души. Они полагают, что можно причинить зло душе, разбив предмет, на котором появляется тень или отражение. Таким образом, считается, что разбить зеркало - к несчастью. И заметьте, что такая вера существует у многих людей.
Если сегодня для кого-то разбитое зеркало – предвестник несчастья, то это просто суеверие, так как сейчас люди не верят, что тень и зеркальное отражение – это часть нашей души. Следовательно, суеверие в действительности есть вера, или обычай, сохраняющий у людей по отношению к чему – то даже после того, как новые знания и факты подрывают веру в предрассудки. Вот почему невозможно ответить, когда появились суеверия.
В древние времена человек пытался объяснить событие, происходящие вокруг него, с учётом уровня своих знаний. Он многого не знал о Солнце, луне, звёздах, кометах… Поэтому он судил о них на основе имеющегося у него опыта и старался оградить себя от их влияния. Именно в результате этого астрология долгое время считалась религией. Но с развитием науки небесные тела стали более понятными и изученными. Старые верования должны были умереть. Но этого не случилось. Люди не перестали верить, что например, увиденный метеорит приносит удачу, и, таким образом, эти верования стали суевериями.
НАРОДНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Суеверия и ложные убеждения
К чему бы отнести, что не только у нас на Руси, но и во всей Европе существует так много суеверий искаженных понятий и убеждений? Кажется, их можно бы уничтожить, но, к несчастью, их одно поколение передает другому из века в век, со всеми их мелочами, обрядностями, приписывая часто совершенно ничтожным вещам, непотные чудеса. Как судить о тех людях, которые убеждены, что если попадается поп на встречу – жди неудачи, или о тех, кто распространяет такое глупое убеждение? А между тем есть люди, которые принадлежат к лицам развитым, даже к кругу образованных?
Понятно, что простолюдины, или люди не получившие никакого образования наследовали такие понятия от отцов и дедов, их единственных наставников и учителей, а также может быть эти внушения укрепились общими убеждениями той среды, в которой они постоянно вращались и вращаются; так как эта среда, тоже со своей стороны, развивалась, училась и зрела, под кровом суеверных и неразвитых родителей, детей, природы. Конечно, никто и не думал из числа их, чтобы осудить, усомниться, а тем более проверить, справедлив ли тот или другой пример из числа суеверных сведений и предрассудков? Слепо верить тому, что говорил ему отец или дед, тоже убежденный в своих верованиях своим отцом и дедом, нельзя. Тут без сомнения нельзя было ожидать проверки. Простолюдин боится, сомневается в том, в чем убеждена, чему верит его семья, его среда; если он верит, что черт всегда бывает с рогами, с копытами, с крыльями, то они даже во время болезни ему кажутся не иначе как в этом костюме, хотя как не убеждай, что черт или дьявол, есть изображение зла.
Почему пятница и число 13 считаются несчастливыми?
В отношении чисел и дней недели человек всегда был суеверен. Одни считаются счастливыми, другие – нет. Почему число 13 стало несчастливым, сейчас никто достоверно сказать не может, хотя на этот счёт существует много теорий. Одна из них объясняется скандинавской мифологией. Согласно одной легенде, было 12 полубогов, а потом появился ещё один, тринадцатый – Локи. С тех пор Локи стал дьяволом, ужасным и приносящим беду. Именно с тех пор, как Локи стал тринадцатым полубогом, число 13 стало символом несчастья. Некоторые объясняют происхождение этого суеверия тем, что на тайной вечере было 13 приглашённых, и именно тринадцатым был Иуда! Суеверия с числом 13 можно найти практически в каждой стране Европы и Америки.
Суеверия по поводу счастливых и несчастливых дней недели распространены так же широко, как и суеверия по поводу чисел, и большая их часть связана с пятницей.
В древнем Риме шестой день недели посвящался Венере. Когда северные народы перешли на римский способ исчисления дней недели, то шестой день они назвали в честь богини Фриги, или Фреи, которая для них была то же, что для римлян Венера, и с тех пор появилось слово «пятница», то есть день богини Фриги.
Скандинавы считали пятницу самым удачливым днём недели, а христиане – наоборот – самым несчастливым. Объясняется это тем, что именно в пятницу Христос был распят на кресте.
Мусульмане говорят, что Адам был создан в пятницу, и, согласно сказанию, Адам и Ева вкусили запретный плод в пятницу, и умерли они тоже в пятницу.
Суеверные люди считают, что сочетание несчастливого числа 13 с несчастливым днём пятницей дают совершенно неудачный день!
Почему на невесту и жениха бросают рисовые зёрна?
Хотя этот обычай встречается не так часто, он тоже возник очень давно. Церемония бракосочетания, как и многие другие важные события в жизни, полна символов. Это значит, что мы выполняем определённые обряды в качестве символов того, что хотели бы пожелать, избегая прямых выражений.
Использование риса – один из таких символов, которых уже столетия содержится в брачной церемонии. В древних племенах, например, процесс совместного съедания риса означал, что с этого момента он иона становились мужем и женой, то есть совместная еда символизирует совместную жизнь, а рис указывает на местную пищу.
В некоторых случаях рис на свадьбе использовали не для того, чтобы свести жениха и невесту, а чтобы оградить их от злых духов.
Считалось, что злые духи всегда присутствуют на свадьбах, и, бросая рис во след молодожёнам, люди задабривают духов, а те не делают зла новобрачным.
Но для большинства древних рис был символом, плодородия рода, и обычай бросать рис на молодожёнов напоминает именно об этом. То есть этим мы как бы хотим пожелать: «Пусть будем у вас много детей и изобилия в совместной жизни!»
Когда начали носить обручальные кольца?
Ношение обручальных колец – один из самых древних и, пожалуй, самый распространенный обычай, встречаемый среди людей. И традиция эта такая старая, что сейчас никто не скажет, откуда она пошла. Кольцо означало круг – символом завершённости, полноты, а связь с женитьбой, очевидно, заключалась в цикличности человеческой жизни. Мы нередко видим, как мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются в обществе людьми «неполными». Только поженившись, они становятся единым целым. Возможно, круглое обручальное кольцо символизирует и это.
Некоторые верят, что начало обручальному кольцу положил браслет, имевшийся у первобытной женщины, которую крал жених. А может быть браслет на руке или ноге женщины означал, что она в племени является собственностью мужчины. Постепенно браслет сменило кольцо на пальце.
Мы знаем, что древний человек верил в волшебство. Он брал витой шнурок и повязывал его на талию женщины, которую выбрал своей невестой. Он верил, что при этом её душа входит в его тело, и она навсегда будет принадлежать ему.
Может быть, обручальное кольцо появилось и на основе этого обычая.
КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ
Обряды и праздники, приуроченные к определенным календарным датам, полистадиальны по своему происхождению и составу. В них скрываются напластования разных эпох – от самых архаических до новейшего времени.
На троицын день ходили развивать березки – раскумлялись. девушки надевали венки, гуляли в них, а потом бросали в реку и смотрели, в какую сторону венок поплывет (в ту сторону девушка выйдет замуж), потонет он или нет. На Украине и в Белоруссии девушки бросали венки в воду и гадали по ним на Ивана Купалу.
Гадание о суженом, брачные мотивы Троицких обрядов и песен естественны для весенней обрядности, их назначение было оказывать магическое воздействие на плодородие земли. Важным моментом в Троицких обрядах было заклинание урожая. Эти мотивы звучат и в песнях.
В некоторых местах троицкую березку разламывали и частицы бросали в рожь. Так же поступали на Украине во время празднования Купалы с «Мореной».
Непосредственно аграрно-магический характер имел интересный обряд «колосок», исполнявшийся еще в начале 20 века в некоторых деревнях Владимирской губернии. На Троицу собравшиеся в деревне девушки становились в ряд парами одна против другой, складывали руки, как это делают при переноске раненых: образовался мост, по которому шла наряженная девочка. Когда она проходила, задние пары перебегали и становились спереди. Так «колосок» доходил до ржаного поля.
Когда доходили до ржи, девочка спрыгивала с рук, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село к церкви.
Иванов день
Иванов день (24 июня, у восточных славян – «Иван Купала» или просто «Купала») – праздник летнего солнцеворота и время подготовки к уборке созревающего урожая. Это важный момент отмечался у большинства европейских народов разнообразными обрядами. Много общего с ними, и прежде всего с обрядами соседних народов Прибалтики и финнов, имели купальские обряды украинцев и белорусов. У русских же в 19 веке сохранились лишь отдельные отголоски купальской обрядности, ее основные элементы были перенесены на другие праздники. Бедность купальской обрядности у русских отмечали многие собиратели и исследователи. Так, например, А. И. Соболевский в 1910 году написал, что «Северная Русь уже, можно сказать, утратила Купала». Возможно, что у русских «Купала» и не имел значительного развития.
Купальская обрядность сочетала элементы солярного культа, аграрной магии и очистительные обряды, совершавшиеся перед уборочной «страдой»; были в ней и элементы эротического характера, которым приписывалось аграрно-магическое значение. Основные элементы купальской обрядности: костры, гадания на венках, сбор трав («зелья») и обереги от нечистой силы.
Существовало поверье, что на Купалу, как и на Пасху, солнце играет, и восход его приветствовали песнями.
Зачином, в котором говорилось о солнце, начинались и некоторые белорусские купальские песни. Как говориться в одной из них, солнышко играет «на добрые годы, на цеплыя росы, на хлебы ураджаи». В южных русских губерниях «караулит солнце» - смотреть как оно «играет», - ходили под Петров день.
Наибольшая сохранность календарного мелоса характерна была в позднейшее время для Белоруссии, Украины, западнорусских и среднеповолжских областей России.
Двенадцать месяцев года
Январь
В народе про январь говорят так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей. Году запевка, его начало и зачин, зиме середка, середина и серединка, вершина зимы и её макушка. Это месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов, прибывающего света, темная зорька года, а также месяц ясного неба, лютого мороза, жгучей стужи и снегов – переметов.
День за днем
1 января – Новый год – к весне поворот.
Новый год день прибавляет, растет день – растет и хлеб.
На Новый год тепло и снег – лето теплое и дождливое.
2 января – яблоко нарумянь!
По народному поверью, садовод трясет деревья.
3 января – полукорма, пополам делит корм, половина корня съедена.
Солнце зимой морозит.
6 января – сильные морозы сулят надежный урожай.
Если снег падает хлопьями - к урожаю.
7 января – Рождество, день отяжелевших баб.
Светлая ночь – ноские куры, темная – молочные коровы, метельная – пчелы хорошо роиться будут, небо звездисто – урожай на горох и черевицу.
7-14 января – святки в январе – свадьбы на селе.
12 января – порезуха, резали свиней.
Не проси у зимы теплоты.
13 января – канун Нового года (по старому стилю).
Когда звезд много – к ягодам, как звезд не будет, так и ягод сей год не будет.
14 января – свинятник, перелом зимы.
Если будет туман – к урожаю.
22 января – ясная погода сулит хороший урожай.
23 января – летоуказатель.
Ежели иней на стогах и скирдах – к мокрому и холодному лету.
25 января – Татьянин день.
Проглянет солнышко – к раннему прилету птиц, снег – лето будет дождливое.
28 января – январь день прибавил.
Коли ветер, год будет сырой.
Февраль
В феврале звенит первая робкая капель, вытягивается длинные хрустальные сосульки, появляются воронки – затайки у одиночно стоящих деревьев, стекленеют южные склоны сугробов. В народе про февраль говорят: пора слепящего солнца и весна света, дедушка апреля и предчувствия, прелюдия, предтеча весны, ее запевка, последний месяц зимы и недотрога, переменчивый месяц, широкие и кривые дороги.
День за днем
1 февраля – судили-рядили о весне.
Начало февраля погожее – весну жди раннюю, ясную, пригожую.
2 – в полдень солнце – к ранней весне, а если пасмурно или метель в середине дня разыграется – долго будет погода метельная.
3 – коли погода ясная – к ранней весне.
4 – полузимник, ползимы прошло, начало метелей.
Чем больше выпадает снега, тем выше урожай зерновых.
6 – полузимка, перелом зимы, весноуказатель.
Каков день, такая и весна.
10 – прибаутник, запечник, сверчковый заступник, ветродуй.
Ветер спутает погоду – быть сырому году.
20 – родительская суббота.
Поминовение усопших предков.
21 – серповидцы: достают серпы и осматривают их.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
22 – зима убегает темными ночами.
Старик мороз у ворот тепло уволок.
23 – поворот к теплу.
Сильный мороз бывает чаще всего ночью.
28 – зимобор, овчарницы, зима становиться безрогой.
В этот день с весной начинает борьбу: кому идти вперед, а кому вспять повернуться.
Март
В марте от просыхающей земли парок поднимается, с вешних полей пахучим ветерком тянет – отсюда еще парник. Этот месяц получил прозвище огородник, потому что «на огород позвал», пора замачивать семена и проверять их на всхожесть. Март – весновка и весновей – первенец весны, вестник теплых дней, привечающий теплом: «тепло веет, стариков греет».