Предпосылки распространения ислама в Волжской Болгарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммеда. Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя ХVI-ХVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджре произошло следующее. Правитель болгар Фарух ибн ГамруХизами принял ислам. Чтобы узаконить это, в 629 году он посылает к пророку Мухаммеду своего подданного Масгуда ибн Сагыда в качестве посла с письмом и подарками. Пророк благословил принятие болгарами ислама. Услышав об этом, император Византии призывает правителя болгар отказаться от ислама, обещая ему взамен многие государства. Фарух, отказавший императору, был казнен.

Файлы: 1 файл

Ислам.docx

— 36.19 Кб (Скачать)

 

 

Волжской  Болгарии. Из боязни быть насильственно обращенным в иудаизм и из желания освободиться от позорного подчинения болгарский правитель обратился к одному из самых влиятельных в мире людей — к главе Арабского халифата Муктадиру. Алмыш отправил в Багдад послов с дорогими подарками. В своем послании он просил денег и мастеров для строительства крепости, а также наставников мусульманской религии. В Багдаде с радостью приняли весть о распространении ислама так далеко к северу от мусульманского центра. В июне 21 числа 921 года в Болгарию направляется большое посольство, состоящее из ученых, учителей по исламу, строителей и ремесленников. Главой наставников ислама был назначен Ахмед ибн Фадлан, в обязанность которого еще входило также вести дневник, записывать все увиденное и услышанное.

Двадцать  второго мая 922 года багдадское посольство прибыло в Болгарию. В центре страны собрался большой меджлис. Все стоя слушали письмо багдадского халифа болгарскому правителю. В центральной мечети был прочитан намаз, посвященный халифу и правителю Болгара. И в дальнейшем халифа не забывают, упоминают его имя в хутбах наряду с именем своего правителя, чеканят его имя на своих монетах, время от времени посылают ему подарки. Таким образом, власть багдадского халифа была признана. 922 год вошел в историю как год официального признания Волжской Болгарии со стороны халифата в качестве одного из государств цивилизованного мусульманского мира.

Не стоит  забывать, что ислам, распространенный в Болгарии, отличался от того, который исповедовал Багдад. Он соответствовал ханафитскому толку, распространенному в Средней Азии. Поэтому возникает вопрос, откуда, из какой страны пришел к болгарам ислам?

В 20-е годы IX в. во время правления династии тахири-дов и затем саманидов  ислам распространяется в среднеазиатских  землях с центром в Бухаре. В X в. у халифата уже нет прежней  мощи. Он постепенно начинает распадаться. На его обломках в первой четверти X в. возникает государство саманидов. Оно объединяет в своих границах Маве-раннахр и Хорасан и простирается от Рея до Казвина. Самым видным представителем династии саманидов был эмир Исмаил ибн Ахмед. В этот период начинается тюркизация местного

 

населения. В государстве саманидов существует тюркская гвардия, богатые купцы. Болгария, хотя и подчиненная чисто номинально, налаживает связи с саманидским государством, заимствуя у него не только ислам, но и государственный строй, денежно-весовую систему, систему налогообложения, перенимает многое и из области культуры. Таким образом, ислам становится религией не только среднеазиатских стран, но и государств, которые с ней связаны. В этот период Болгария уже установила тесные связи с этими странами. Даже после многих лет болгары не забыли своих духовных наставников из Средней Азии. Царь болгар в 1024-1025 гг. посылает Хо-расанскому правителю «удивительные подарки» и деньги для строительства двух соборных мечетей в городах Себзеваре и Хосровджерде .

Стоит задаться таким вопросом, когда и от кого болгары приняли ислам, ислам первоначально, задолго до прихода багдадского посольства, проник из Средней Азии, и, как видно из фактов, он был среднеазиатского, ханафитского толка.

В IХ-Х веках весь Северный Каспий, Кавказ и Нижнее Поволжье находились в руках Хазарского каганата. Известно, что самый близкий путь в Багдад лежал через эти территории и только с разрешения Хазарского каганата. А поскольку Хазарский каганат давно находился во враждебных отношениях с халифатом и исповедовал в качестве официальной религии иудаизм, то связи с Багдадом, разумеется, не поощрял. Поэтому Болгария была вынуждена обратиться лицом к Средней Азии, с государствами которой давно имела тесные связи. Через эти государства Болгария строит взаимоотношения и с другими мусульманскими странами.

Накануне  распространения ислама среди болгарских племен они были язычниками. Особенности  социально-экономического и этнокультурного  развития раннеболгарского общества VIII-IХ вв. обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры населения. Болгары считали, что за каждое явление природы отвечают разные боги. Но язычество у древиетюркских народов, в том числе и у болгар, имело свои особенности. Еще до прихода на Волгу болгары унаследовали от своих древнетюркских предков языческий монотеизм. Главным божеством, венчавшим языческий

 

 

 

пантеон богов, был Тенгри — бог неба, солнца, возникший еще в эпоху Тюркского  каганата или в более древние времена.Единственность Тенгри, практически исключающая другое верховное божество, подчеркивается почти во всех древнетюркских источниках. Эпитет «Бер» (единственный) всегда неразрывно сопутствует ему. Исключение составляет, пожалуй, только словосочетание Кук Тэцре — Небесный Тенгри. Поскольку в данном случае «Кук» означает «единственный». По словам Ибн Фадлана, болгары, как и огузы , поклонялись Бер Тенгри — единственному богу Тенгри. Как мы знаем, принцип единобожия достиг своего классического воплощения именно в исламе. «Ля иляхаиллял-лаху...» («Нет никакого божества, кроме Аллаха...») — главнейшая заповедь ислама. В религиозно-идеологическом плане языческий монотеизм был одной из предпосылок успеха ислама в Волжской Болгарии. Смена одного языческого бога Тенгри другим — мусульманским Аллахом — была поэтому не слишком болезненным процессом. Следовательно, Болгария и с религиозно-идеологической точки зрения была готова к принятию ислама.

Борьба тенгрианства и ислама была достаточно упорной. Ислам  с первых же дней проникновения начал  активную борьбу против языческих культов, обращая их в объект проклятия  и гнева. В результате самые почитаемые языческиекульты постепенно превращались в сознании народа в злые силы.

Однако, несмотря на последовательную борьбу против языческих  культов, ислам не мог искоренить их полностью. Он не мог уничтожить их даже после более чем тысячелетней борьбы, и его пережитки бытовали до недалекого прошлого. Подобные явления  можно наблюдать практически  у всех народов, принявших монотеизм.

 Язычество  с его многовековыми традициями, отражающими расстановку природных  сил, устоявшиеся привычки в  быту, хозяйствовании, древний родовой коллективизм были очень близки болгарам по духу. Болгарская мифология была неотъемлемой частью философского и художественного мышления народа. И это было несравненно ближе и: понятней, чем привнесенный со стороны и чуждый по духу ислам.

Естественно, древнетюркский Тенгри и привнесенный извне Аллах вошли в определенный конфликт в сознании населения, который в конечном итоге

 

 

разрешился  своеобразным компромиссом. Защищаясь  от преследований, многие культы старой религии маскировались под каноны ислама, приспосабливались к нему. А ряд языческих культов и  мифов новая монотеистическая религия  сама была вынуждена взять на вооружение с целью закрепления основных канонов ислама. Это отчетливо видно в слиянии названия главного языческого бога болгар Тенгри с именем мусульманского Аллаха. Тенгри стал синонимом Аллаха. Его имя встречается на болгарских мусульманских надгробных эпитафиях, а его символы в виде схематических изображений солнца украшают эти камни. Многие божества ижульты, подчиненные Тенгри, постепенно стали восприниматься, как весьма примитивные духи дома, воды, леса и т.д., не представляющие никакой угрозы основным канонам ислама.

Синкретизм  мусульманской и традиционной народной культур, имевший место в Волжской Болгарии, проявлялся во многом. Вспомним, что царь Алмыш происходящие на небе явления объясняет исходя на языческих представлений, но персонажи — верные и неверные джины — оказываются мусульманскими. Даже социальное положение Алмыша освящено мусульманско-языческим синкретизмом: он объявляет себя наместником бога на земле.

В этом, кстати, проявилась одна из важнейших черт ислама, а именно его чрезвычайная гибкость, динамизм. Он вобрал в себя и удачно приспособил под свои каноны многие болгарские языческие  элементы. Ислам всегда отличался синкретичностью. Он не только подавлял, но и усваивал многие идеи подавляемых религий. Его часто уподобляют воде, принимающей форму берегов и дна, по которому она течет. В обыденном исламе вычленение влившихся в него языческих верований дело совсем не простое. Проблема ислама и язычества в истории и культуре предков татарского народа это большая, совершенно неизученная тема. А в болгарский период взаимопроникновение ислама и язычества было особенно сильным, так как ислам — в то время относительно молодая религия - был восприимчив ко всему новому и подвержен влиянию извне. Ясно одно: все это и явилось одной из причин успешного распространения ислама. Потому-то в Поволжье он не стал среднеазиатским или тем более багдадским, а сформировался как болгаро-татарский ислам.

Болгарин, принявший  новую религию, одновременно мог  исповедовать ислам и продолжать верить в языческие культы своих предков, хотя уже далеко не в такой форме, как в прежние времена. Таким образом, ислам, бытующий в народной среде, т.е. обыденный ислам, значительно отличался от ортодоксального, канонического ислама, скрещивался со многими языческими пережитками и был как бы в оппозиции к официальному исламу. Религиозный синкретизм, в той или иной степени характерный практически для всех религий, был результатом упорной борьбы, вынужденных компромиссов между язычеством и монотеизмом.

Определенным  мусульманско-языческим синкретизмом овеяны практически все сферы  культуры волжских болгар. Разница лишь в степени его проявления. Как бы то ни было, после принятия ислама коренные перемены в социально-политической структуре привели к кардинальным изменениям в сфере идеологии и культуры. Сложилась качественно новая, мусульманская культура. Архитектура и система просвещения, наука и художественная литература, нравы и обычаи населения объективно свидетельствуют о глубоком проникновении ислама во все сферы жизни народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Принятие  ислама в Волжской Болгарии, как и во всех других странах перешедших от многобожия к единоверию, привело не просто к сложившимся религиозным устоям и традициям болгарского народа, но и к совершенствованию самого Булгарского государства, объединение болгарских племен в одну народность, в превращении Булгарии в государство городов, в сохранении своеобразия булгарского народа и их потомков.  Этот список можно продолжать бесконечно. Можно сказать, что ислам оказал огромное влияние для всех сфер общества. Это особенно заметно в вопросах культуры и нравственности. Принятие ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Болгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации общеболгарской народности, формированию яркой и самобытной духовной и материальной культуры предков татарского народа.

 

, привело  к укреплению вертикали власти, укреплению государственности, что  привело к развитию экономики,  расцвету ремесел и науки, культуры, повышению уровня жизни населения.


Информация о работе Предпосылки распространения ислама в Волжской Болгарии