Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:17, реферат
Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммеда. Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя ХVI-ХVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджре произошло следующее. Правитель болгар Фарух ибн ГамруХизами принял ислам. Чтобы узаконить это, в 629 году он посылает к пророку Мухаммеду своего подданного Масгуда ибн Сагыда в качестве посла с письмом и подарками. Пророк благословил принятие болгарами ислама. Услышав об этом, император Византии призывает правителя болгар отказаться от ислама, обещая ему взамен многие государства. Фарух, отказавший императору, был казнен.
Волжской Болгарии. Из боязни быть насильственно обращенным в иудаизм и из желания освободиться от позорного подчинения болгарский правитель обратился к одному из самых влиятельных в мире людей — к главе Арабского халифата Муктадиру. Алмыш отправил в Багдад послов с дорогими подарками. В своем послании он просил денег и мастеров для строительства крепости, а также наставников мусульманской религии. В Багдаде с радостью приняли весть о распространении ислама так далеко к северу от мусульманского центра. В июне 21 числа 921 года в Болгарию направляется большое посольство, состоящее из ученых, учителей по исламу, строителей и ремесленников. Главой наставников ислама был назначен Ахмед ибн Фадлан, в обязанность которого еще входило также вести дневник, записывать все увиденное и услышанное.
Двадцать второго мая 922 года багдадское посольство прибыло в Болгарию. В центре страны собрался большой меджлис. Все стоя слушали письмо багдадского халифа болгарскому правителю. В центральной мечети был прочитан намаз, посвященный халифу и правителю Болгара. И в дальнейшем халифа не забывают, упоминают его имя в хутбах наряду с именем своего правителя, чеканят его имя на своих монетах, время от времени посылают ему подарки. Таким образом, власть багдадского халифа была признана. 922 год вошел в историю как год официального признания Волжской Болгарии со стороны халифата в качестве одного из государств цивилизованного мусульманского мира.
Не стоит забывать, что ислам, распространенный в Болгарии, отличался от того, который исповедовал Багдад. Он соответствовал ханафитскому толку, распространенному в Средней Азии. Поэтому возникает вопрос, откуда, из какой страны пришел к болгарам ислам?
В 20-е годы
IX в. во время правления династии
тахири-дов и затем саманидов
ислам распространяется в среднеазиатских
землях с центром в Бухаре. В X
в. у халифата уже нет прежней
мощи. Он постепенно начинает распадаться.
На его обломках в первой четверти
X в. возникает государство
населения.
В государстве саманидов
Стоит задаться таким вопросом, когда и от кого болгары приняли ислам, ислам первоначально, задолго до прихода багдадского посольства, проник из Средней Азии, и, как видно из фактов, он был среднеазиатского, ханафитского толка.
В IХ-Х веках весь Северный Каспий, Кавказ и Нижнее Поволжье находились в руках Хазарского каганата. Известно, что самый близкий путь в Багдад лежал через эти территории и только с разрешения Хазарского каганата. А поскольку Хазарский каганат давно находился во враждебных отношениях с халифатом и исповедовал в качестве официальной религии иудаизм, то связи с Багдадом, разумеется, не поощрял. Поэтому Болгария была вынуждена обратиться лицом к Средней Азии, с государствами которой давно имела тесные связи. Через эти государства Болгария строит взаимоотношения и с другими мусульманскими странами.
Накануне распространения ислама среди болгарских племен они были язычниками. Особенности социально-экономического и этнокультурного развития раннеболгарского общества VIII-IХ вв. обусловили множественность форм и проявлений духовной культуры населения. Болгары считали, что за каждое явление природы отвечают разные боги. Но язычество у древиетюркских народов, в том числе и у болгар, имело свои особенности. Еще до прихода на Волгу болгары унаследовали от своих древнетюркских предков языческий монотеизм. Главным божеством, венчавшим языческий
пантеон богов,
был Тенгри — бог неба, солнца,
возникший еще в эпоху
Борьба тенгрианства и ислама была достаточно упорной. Ислам с первых же дней проникновения начал активную борьбу против языческих культов, обращая их в объект проклятия и гнева. В результате самые почитаемые языческиекульты постепенно превращались в сознании народа в злые силы.
Однако, несмотря на последовательную борьбу против языческих культов, ислам не мог искоренить их полностью. Он не мог уничтожить их даже после более чем тысячелетней борьбы, и его пережитки бытовали до недалекого прошлого. Подобные явления можно наблюдать практически у всех народов, принявших монотеизм.
Язычество
с его многовековыми
Естественно, древнетюркский Тенгри и привнесенный извне Аллах вошли в определенный конфликт в сознании населения, который в конечном итоге
разрешился
своеобразным компромиссом. Защищаясь
от преследований, многие культы старой
религии маскировались под
Синкретизм мусульманской и традиционной народной культур, имевший место в Волжской Болгарии, проявлялся во многом. Вспомним, что царь Алмыш происходящие на небе явления объясняет исходя на языческих представлений, но персонажи — верные и неверные джины — оказываются мусульманскими. Даже социальное положение Алмыша освящено мусульманско-языческим синкретизмом: он объявляет себя наместником бога на земле.
В этом, кстати, проявилась одна из важнейших черт ислама, а именно его чрезвычайная гибкость, динамизм. Он вобрал в себя и удачно приспособил под свои каноны многие болгарские языческие элементы. Ислам всегда отличался синкретичностью. Он не только подавлял, но и усваивал многие идеи подавляемых религий. Его часто уподобляют воде, принимающей форму берегов и дна, по которому она течет. В обыденном исламе вычленение влившихся в него языческих верований дело совсем не простое. Проблема ислама и язычества в истории и культуре предков татарского народа это большая, совершенно неизученная тема. А в болгарский период взаимопроникновение ислама и язычества было особенно сильным, так как ислам — в то время относительно молодая религия - был восприимчив ко всему новому и подвержен влиянию извне. Ясно одно: все это и явилось одной из причин успешного распространения ислама. Потому-то в Поволжье он не стал среднеазиатским или тем более багдадским, а сформировался как болгаро-татарский ислам.
Болгарин, принявший новую религию, одновременно мог исповедовать ислам и продолжать верить в языческие культы своих предков, хотя уже далеко не в такой форме, как в прежние времена. Таким образом, ислам, бытующий в народной среде, т.е. обыденный ислам, значительно отличался от ортодоксального, канонического ислама, скрещивался со многими языческими пережитками и был как бы в оппозиции к официальному исламу. Религиозный синкретизм, в той или иной степени характерный практически для всех религий, был результатом упорной борьбы, вынужденных компромиссов между язычеством и монотеизмом.
Определенным
мусульманско-языческим
Вывод
Принятие ислама в Волжской Болгарии, как и во всех других странах перешедших от многобожия к единоверию, привело не просто к сложившимся религиозным устоям и традициям болгарского народа, но и к совершенствованию самого Булгарского государства, объединение болгарских племен в одну народность, в превращении Булгарии в государство городов, в сохранении своеобразия булгарского народа и их потомков. Этот список можно продолжать бесконечно. Можно сказать, что ислам оказал огромное влияние для всех сфер общества. Это особенно заметно в вопросах культуры и нравственности. Принятие ислама, т. е. идеологии, соответствующей уже новой, феодальной общественно-экономической формации, имело далеко идущие последствия для дальнейших судеб страны. Ислам способствовал укреплению международного авторитета Болгарского государства, оживлению торгово-экономических и культурных контактов со странами Востока, консолидации общеболгарской народности, формированию яркой и самобытной духовной и материальной культуры предков татарского народа.
, привело
к укреплению вертикали власти,
укреплению государственности,
Информация о работе Предпосылки распространения ислама в Волжской Болгарии