Предпосылки распространения ислама в Волжской Болгарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:17, реферат

Краткое описание

Существуют свидетельства о том, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммеда. Одним из таких свидетельств является сочинение османского писателя ХVI-ХVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджре произошло следующее. Правитель болгар Фарух ибн ГамруХизами принял ислам. Чтобы узаконить это, в 629 году он посылает к пророку Мухаммеду своего подданного Масгуда ибн Сагыда в качестве посла с письмом и подарками. Пророк благословил принятие болгарами ислама. Услышав об этом, император Византии призывает правителя болгар отказаться от ислама, обещая ему взамен многие государства. Фарух, отказавший императору, был казнен.

Файлы: 1 файл

Ислам.docx

— 36.19 Кб (Скачать)


 

Предпосылки распространения ислама в Волжской Болгарии.

Существуют  свидетельства о том, что болгары  Приазовья приняли ислам еще  во времена пророка Мухаммеда. Одним  из таких свидетельств является сочинение османского писателя ХVI-ХVII вв. Мухаммада ибн Мухаммада. Наряду с другими событиями в 7 году по хиджре произошло следующее. Правитель болгар Фарух ибн ГамруХизами принял ислам. Чтобы узаконить это, в 629 году он посылает к пророку Мухаммеду своего подданного Масгуда ибн Сагыда в качестве посла с письмом и подарками. Пророк благословил принятие болгарами ислама. Услышав об этом, император Византии призывает правителя болгар отказаться от ислама, обещая ему взамен многие государства. Фарух, отказавший императору, был казнен.

 Данная  своего рода  легенда, имела целью убедить, что когда-то принявший ислам народ получил его из рук самого пророка Мухаммеда. И все же повествование османского писателя, связанное с болгарами, привлекает особое внимание своей близостью к реальным историческим фактам.

Не вызывает сомнения, что в VII в. территория, названная  в повествовании «Болгарские  земли в стороне Рума», это  действительно районы Приазовской  Великой Болгарии или места обитания приазовских болгар. В этот период Рум, т.е. Византия, был огромным и  мощным государством. Судя по источникам, болгаро-греческие связи были особенно развиты в период правления Ираклия. Упоминаемый в повествовании 629-й год приходится на период правления Ираклия, из чего следует, что именно он и был тем самым «правителем Рума». Влияние греко-византийской культуры заметно и в археологических материалах, называемых «Сокровища хана Кубрата».|Именно в этот период на берегах Азовского и Черного морей, на территории Кубани происходит образование Великой Болгарии. Самые известные ханы этого государственного образования — Органа и Кубрат. Все свое внимание вновь образованное государство направляет на монотеистическую веру — единобожие. Происходит столкновение интересов христианской и исламской религий. Византия всеми силами стремится привить населению Болгарии христианство. Иногда ей это удается. Даже свидетельства о том, что Органа и Кубрат приняли христианство. Императора Византии охватывала ярость, когда он узнавал, что кто-то из его вассалов принял ислам. Болгарский правитель, принявший ислам, был казнен. Вряд ли тот период ислам занимал столь прочные позиции. Он укрепился во времена арабо-хазарских войн, но Великая Болгария к тому времени уже перестала существовать.

Официально  ислам в Хазарском каганате был  принят в 737 году в результате походов  арабского полководца Мерва-на ибн  Мухаммада на. Именно тогда значительная часть тюркского населения Хазарского каганата и приняла ислам. Однако его официальный статус был еще  не прочен. Ислам не имел особого  успеха также в Средней Азии и  Закавказье, однако вскоре в этих регионах он закрепился. В Хазарском каганате было немало мусульман, пришедших из Хорезма. Они составляли основную часть  каганской гвардии. Их многочисленность явилась причиной того, что в дальнейшем в Среднем Поволжье и Прикамье распространилась исламская религия, характерная для Средней Азии. Таким образом, в начале X века довольно большую часть населения города Итиля составляют мусульмане. Даже становится обязательным условие, чтобы визирь, т.е. первый человек после каганбека, был мусульманином. В середине X века Итиль становится центром торговли, местом пересечения нескольких караванных путей. В торговых делах большую роль играют мусульманские купцы, которые поддерживают тесную связь с Хорезмом, Дербентом, Хорасаном и дальними странами — Индией, Китаем, Йеменом. Широкое распространение исламской религии среди хазаро-болгар подтверждается не только арабскими письменными источниками, но и результатами археологических раскопок. Проведенные археологические исследования многих захоронений болгаро-хазарского происхождения обнаружили в них следы мусульманского погребального об-ряда. Погребения, исследованные в последние годы в Придонье, также говорят о том, что значительная часть болгар исповедовала ислам еще до прибытия в Среднее Поволжье. Это — захоронения болгар-мусульман. То, что в Хазарском каганате в большом количестве чеканили куфические мусульманские монеты, также свидетельствует ораспространении исламской религии. В конце X в. хазары вновь официально принимают исламскую религию от Хорезма.

 

 

Таким образом, значительная часть пришедших в  наши края болгар, вернее племен, относящихся  к салтово-маяцкой культуре, исповедовала ислам ханафитского толка.

Важным вопросом в изучении болгарской культуры в  ее динамике является определение соотношения  болгарского язычества и ислама. Эта проблема

 

волнует исследователей давно. Большинство ученых придерживается того мнения, что ислам был широко распространен среди всех слоев  болгарского населения еще в Х-ХI вв. Согласно другой точке зрения, исламизация, носившая на первых этапах поверхностный характер, затронула прежде всего феодальную верхушку общества и частично городское население, в то время как основная масса болгар продолжала исповедовать язычество. При этом подчеркивается, что татары от своих болгарских предков унаследовали только ислам и привнесенную извне и поэтому чуждую им мусульманскую (неболгарскую) культуру, а чуваши, наоборот, унаследовали исконно народную болгарскую языческую культуру. Однако тезис о преимущественно языческом характере домонгольской культуры болгар вынуждает этих авторов отрицать их высокую профессиональную письменную культуру и наличие развитой социально-экономической структуры общества.

Распространение ислама в нашем регионе, среди  предков татарского народа тесно  связано с историей Болгарского  государства. Существующие до сих пор  в литературе диаметрально противоположные  точки зрения, признающие идеологию  основного населения Болгарии чисто  мусульманской или же преимущественно  языческой, являются, по сути, слишком  упрощенными, ибо исходят из неверных методологических предпосылок. В первом случае недооценивается известный консерватизм средневекового мышления, традиций, во втором — игнорируется основополагающий закон соответствия базиса и надстройки в развитии общества.

В оценке религиозных  языческих воззрений волжских болгар и их роли в идеологической системе  средневекового (раннефеодального) общества мы исходим из достаточно твердо установленного факта более раннего, чем это 

 

 

было принято  считать, внедрения и укрепления исламской религии среди болгар.

Прежде всего, надо сказать, что утверждение об официальном принятии ислама в Волжской Болгарии в 922 году, т.е после приезда багдадского посольства, ничем не обосновано. В действительности ни в записках Ибн Фадлана, ни в других источниках об этом ничего не говорится. Уже тогда царь болгар, его приближенные и значительная часть населения были мусульманами, и царь свои действия обосновывает канонами ислама, поэтому об акте официального принятия ислама говорить не приходится. Как государственная, официальная религия он был принят еще до прихода багдадского посольства. Об этом прямо пишут и некоторые письменные источники. Например, в сочинении боснийского по-лигистора XVI в. Али Деде «Рисалат ал-интисаб» говорится о принятии болгарами ислама при аббасидских халифах ал-Мамуне и при ал-Васике-биллахи. Этот исторический факт подтверждается и нумизматическими данными. В этом отношении важна болгарская монета, датируемая 903-909 годами, с отчеканенными на ней именами халифа ал-Муктафи (902-908.гг.), эмира саманидов Исмаила йбн Ахмеда (892-907 гг.) и местного правителя Джафара ибн-Абдаллаха, т. е. царя болгар Алмыша. Денежный знак и в ту-пору был предметом достаточно официальным. Думается, что чеканить монеты с именем халифа и мусульманского-правителя государства саманидов было возможно лишь при официальном принятии ислама как государственной религии Ибн Фадлан, как правильно подчёркивают многие исследователи, просто старается преувеличить свою роль в исламизации булгарcкого государства. Упомянутая выше монета говорит о том же, что Ибн Фадлан, как он сам пишет, нарек мусульманским именем царя болгар, царь носил имя Джафар ибнАбдаллахуже.

О болгарах, исповедовавших ислам, сообщают почти  все письменные источники. Это восточные  писатели: Ибн Русте (нач.X в.), ал-Истахри (930 г.), ал-Балхи (X в.), ал-Масуди (кон.X в.), Бейхаки (XII в.), ал-Гарнати (1136-1154 гг.), Казвини, знаменитый Абу-р-Райхан ал-Бируни (1000 г.) и др. Обвинять их в том, что они, как мусульмане хотели видеть Волжскую Болгарию мусульманской и поэтому выдавали желаемое за действительное по

 

крайней мере, несерьезно. К тому же и русские летописи содержат немало информации, говорящей о болгарах как о мусульманах.

О постепенном  и повсеместном распространении  ислама в Болгарии говорят и многочисленные другие источники: сотни мусульманских  погребений, эпитафий, археологические Iматериалы и т. д.

 Ислам  сделал большие и относительно  быстрые успехи в Волжской Болгарии еще в IХ-Хвеках. Ибн Русте в начале X в, сообщал, что большая часть болгар и их царь Алмыш исповедовали ислам, хотя часть народа еще пребывала в язычестве. Ибн Фадлан видел у них «домочадцев в количестве пяти тысяч душ женщин и мужчин, уже: все принявшие ислам. Все они известны (под названием) .Баранджар. Для них построили мечеть из дерева, в которой они молятся. К этому добавим, что в древней столице страны Биляре археологами были вскрыты остатки огромной соборной мечети, состоящей из деревянной и каменной частей и построенной в первой половине X века.

Широкомасштабные  археологические исследования домонгольских болгарских могильников Х-XIII веков показали всю беспочвенность утверждений о преобладания язычества среди населения Болгарии вплоть до XIII в. Сельские и городские некрополи Волжской Болгарии даже первой половины X века, не говоря уже о последующих столетиях, являются преимущественно мусульманскими. Основная масса погребений болгарских могильников, имеет устойчивый и единообразный мусульманский обряд Попытка отдельных ученых рассматривать некоторые вышеуказанные памятники как языческие или содержащие значительные элементы язычества ничем не обоснована.

Только в  могильниках Х-ХI вв. действительно встречаются отступления от ортодоксальных норм захоронения. Но это вполне закономерно, так как мусульманский погребальный обряд устоялся и стандартизировался не сразу, для этого требовалось определенное время. На основании археологических материалов можно говорить о сохранении , некоторые могильники, в которых в течение X в. совершались захоронения по языческому обряду, сменившемуся к XI в. мусульманским. Кроме того на Болгарскую территорию во второй половине Х-ХI вв. проникают язычники с

 

юга — кочевые  и оседлые тюрки, с запада —  финноязычные племена, с востока - некоторые  приуральские племена. Могильников и погребений ХI-XIII вв., совершенных по языческому обряду, на территории Волжской Болгарии не обнаружено. Это со всей очевидностью свидетельствует о том, что в указанное время ислам победил повсеместно на основной территории страны от Самарской Луки на юге до Камы на севере, охватив и правобережные районы Болгарии, где, в частности, было окончательно уничтожено вышеупомянутое языческое святилище в Тигашевском городище.

Трудно представить  средневековое государство без  монотеистической классовой религии. Когда мы говорим о распространении  ислама, то имеем в виду главным  образом степень исламизации  болгарского общества в целом  и явления, сопутствующие этому  процессу. Это — социально-экономический  строй, тесные торгово-экономические, политические, культурные связи с  мусульманскими центрами, архитектура, одежда, нравы, обычаи, система просвещения, наука, художественная литература, метрология и система счета, календарь и т. д, которые, как мы видели выше, пронизаны мусульманскими традициями. Ислам стал идеологической основой сближения культуры болгар с культурой народов Востока. Многие явления, не имеющие никакого отношения к исламу или даже противоречащие ему, проникли в Волжскую Болгарию также на этой идеологической основе. Яркий тому пример проникновение и распространение среди болгар пережитков языческих верований стран мусульманского Востока. Привнесенные из исламских центров обряды или даже предметы были для болгар-мусульман чуть ли не святыми, обладали магическим значением. Например, деньги, присланные из главного мусульманского центра — Багдада, от халифа, имели для царя болгар магическую силу.

 

 

 

 

 

Распространение ислама в Волжской Болгарии.

 В целом  внедрение ислама в Волжской  Болгарии шло мирным путем.  Однако с упрочением государственного  аппарата усиливаются и принудительные  меры. Важную роль в этом процессе  начинает играть верхушка болгарского  общества. Как всякий господствующий  класс, она стремилась дать  своей идеологии, стержнем которой  стал ислам, всеобщий, всенародный  характер. Это явствует из слов  царя Алмыша, который грозит идти  с мечом на непокорных сувар. Иначе говоря, Алмыш однозначно объявляет себя наместником бога на земле.

Сосредоточение  в одном лице политической и духовной власти — явление достаточно характерное  в истории древних тюрок и  хазаро-болгар. По представлению древних  тюрок, власть ханам была дарована самим  верховным божеством — Тенгри, поэтому сопротивление власти —  большой грех, святотатство. Сами правители  также стремились быть похожими на небожителей.

Болгарская  феодальная верхушка была кровно заинтересована в распространении ислама не столько  в своей среде, сколько среди  населения, а также стремилась разными  путями экспортировать ислам и в  соседние народы. Источники сообщают, что еще в начале X в. болгары  ходили так называемыми «священными войнами» на соседние племена. Болгары заставили северные племена платить джи-зью (дань с немусульман), харадж. В 986 г. болгары дипломатическим путем пытались даже князя Владимира и в его лице население всей Руси склонить к исламу. В свою очередь и Владимир, с целью ознакомления с религиозными обрядами болгар, присылал посольство. В древнерусских летописях этому факту — как важному — уделяется довольно много внимания.

Исламизация болгарского общества шла по восходящей линии, относительно быстро и глубоко, поскольку в социально-экономическом, политическом и культурном отношении общество было уже готово к принятию новой монотеистической религии.

В конце IХ-начале X века в процессе оформления раннефеодальной государственности у болгар наблюдается коренной перелом во всех сферах

 

экономической, общественно-политической и культурной жизни. Завершается переход населения  к полной оседлости, основываются новые  города и села, идет интенсивное  развитие пашенного земледелия и  различных ремесел, расширяются  торговые контакты с соседними землями, странами Востока и Запада. Формирующееся  феодальное государство нуждалось  в идеологии, соответствующей новой  общественно-экономической формации, отвечающей интересам поднимающейся  болгарской аристократии во главе с  царем, стремящимся к созданию мощного  государства путем объединения  разрозненных племен и племенных  союзов. Этой цели могла служить  только новая идеология в виде одной из мировых монотеистических религий. Такой идеологией стал ислам, пришедший на смену тенгрианству. Начало второй половины XII в. ознаменовало уже окончательную победу ислама.

Почему же болгары приняли ислам, а не другую монотеистическую мировую религию, к примеру, христианство или иудаизм? Христианство не могло широко распространиться потому, что болгары не имели в то время тесных торгово-экономических связей с народами, исповедовавшими христианство. Когда ислам внедрился в болгарское общество, Русь еще не была крещена. Из истории болгарских племен известно их знакомство с христианством в те времена, когда они обитали в Приазовье и Причерноморье по соседству с христианской Византией. Болгарский царь Кубрат даже был крещеным. Однако в Приазовье болгарские племена в массе остались язычниками. Более вероятным, возможно, было бы принятие болгарами иудейской религии. В Хазарском каганате, где проживало много болгар, в качестве официальной государственной религии во время правления кагана Обадьи (на стыке VIII-IX вв.) был принят иудаизм. Волжская Болгария еще во время прибытия багдадского посольства находилась в подчинении у хазар и платила им дань. Кроме того, правитель Болгарии обязан был отдавать своих детей по достижении ими совершеннолетия еврейскому кагану в заложники. Таким способом каган хотел держать Болгарию в подчинении и навязать ей свою религию. Несмотря на это, все попытки внедрить иудаизм среди болгар не увенчались успехом. Даже в случае официального принятия болгарской верхушкой иудаизма он вряд ли прижился бы в феодализирующейся

Информация о работе Предпосылки распространения ислама в Волжской Болгарии