В христианстве союз 
церкви и государства с VIII в. 
Находил свое символическое воплощение 
в институте церковного помазания 
монарха на власть. Благодаря 
этому в условиях противоборства 
феодальных правителей католическая 
церковь смогла утвердить свое 
влияние на монархии средневековой 
Европы и даже принудить некоторые 
из них к участию в Крестовых походах. 
 Важную роль в осуществлении 
самостоятельных политических акций 
папского престола сыграли возникавшие 
с VI в. ордена монашеские. И 
в более поздние времена папство 
часто использовало ордена (особенно 
организованный в XVI в. орден 
иезуитов) для проведения своих 
политических акций в разных странах мира. 
 И в Новое время 
политические амбиции католицизма 
стимулировали проявления клерикализма 
— тяготения к доминированию 
церкви в политических и культурных 
сферах. Однако большей частью 
католический епископат в разных 
странах мира вынужден подчиняться 
политическому режиму светских 
властей, тем самым мало чем 
отличаясь от позиции православия, 
искони придерживавшегося традиций 
«цезарепапизма», т.е. подчинения господствующему 
православному правителю, «помазаннику 
Божьему, являвшемуся одновременно и главой 
церкви. 
 Именно в Византии 
император Константин провозгласил 
христианство государственной религией 
и сам, не принадлежа к церкви, 
руководил I Вселенским собором, 
участвовал в обсуждении вопросов 
вероучения. В Византии сложилась 
характерная для восточного христианства 
традиция покорного подчинения церкви 
государству.
 Русское православие 
восприняло и по-своему переосмыслило 
теократическую традицию. С падением 
Византии (XV в.) формулируется теория 
«Москва — Третий Рим». Влиятельный 
церковный деятель Иосиф Волоцкий 
утверждал, что царь «естеством 
подобен всем человекам, властью 
же — Богу», поэтому «от 
царя и московского великого 
князя истекает все: жизнь и 
благодать». Царь — наместник 
Бога на Земле, глава не только 
государства, но и церкви. С 
тех пор безусловный приоритет 
светской власти над властью 
церковной осознавался в политической 
жизни страны как исходный 
принцип взаимоотношений иерархов 
православия с государством. На 
этой основе на века определилось 
согласие церкви с властью, 
которое церковные историки часто 
называют «симфонией». Лишь очень 
редко отдельные иерархи (например, 
патриарх Никон) пытались добиться 
определенной автономии от власти. 
Петр I отменил патриаршество и 
поставил во главе церкви особое 
министерство — Синод. 
 Подчинение светским 
властям присуще и многим течениям 
протестантизма (исключая нонконформистов). 
С самого начала своей реформаторской 
деятельности Лютер следовал 
в кильватере политики немецких 
князей; такая позиция типична 
для лютеранских церквей и в других 
странах. 
 Непродолжительное правление 
«женевского папы» Кальвина, сосредоточившего 
в своих руках духовную и 
светскую власть, или политическое 
влияние шотландского реформатора 
Джона Нокса были исключением; как правило, 
протестантские церкви являются законопослушными 
институтами политической жизни во всех 
государствах. 
Буддизму в меньшей 
степени присуще обожествление 
власти и ее носителей, однако при 
царе Ашоке (III в. до н. э.) буддизм стал государственной 
религией Индии, а своего высшего расцвета 
достиг в Кушанском царстве (I—III вв. н. 
э.) благодаря политической поддержке 
властей. Союз политики и религии на протяжении 
последних веков выразительно демонстрировала 
власть далай-ламы в буддийском Тибете. 
Ислам также исходит 
из понимания власти как божественного 
установления. Мухаммад сочетал в 
себе качества посланника Аллаха, пророка 
и властителя мусульманской общины 
(«уммы»). Халифат сформировался и функционировал 
как теократическое государство. Первые 
халифы считались преемниками Мухаммеда 
и наместниками Аллаха на Земле, соединяя 
функции первосвященника и военного предводителя, 
контролируя религиозную и административную 
жизнь «уммы». 
 Современное государство 
особо не нуждается в религиозной 
легитимации. Отношения государства 
и церкви стали менее политизированными, 
более соответствующими принципам 
демократии и нормам морали. 
 
 Отделение церкви 
от государства, невмешательство 
светских властей в ее деятельность 
— необходимая гарантия защиты 
религии от политизации. 
 Участие конфессий 
в миротворческой деятельности, 
экологических движениях, в благотворительности, 
их содействие гражданской консолидации 
общества органически согласуются 
с духовно-нравственным предназначением 
религии