Политика и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:15, доклад

Краткое описание

Соотношение религии и политики — одна из наиболее актуальных и острых тем религиоведения.
Политика обусловлена прежде всего экономическими интересами людей. Социальные слои и группы, обладающие богатством и властью, используют силу государства в интересах сохранения и упрочения своего положения.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

 В христианстве союз  церкви и государства с VIII в.  Находил свое символическое воплощение  в институте церковного помазания  монарха на власть. Благодаря  этому в условиях противоборства  феодальных правителей католическая  церковь смогла утвердить свое  влияние на монархии средневековой  Европы и даже принудить некоторые  из них к участию в Крестовых походах.

 Важную роль в осуществлении  самостоятельных политических акций  папского престола сыграли возникавшие  с VI в. ордена монашеские. И  в более поздние времена папство  часто использовало ордена (особенно  организованный в XVI в. орден  иезуитов) для проведения своих  политических акций в разных странах мира.

 И в Новое время  политические амбиции католицизма  стимулировали проявления клерикализма  — тяготения к доминированию  церкви в политических и культурных  сферах. Однако большей частью  католический епископат в разных  странах мира вынужден подчиняться  политическому режиму светских  властей, тем самым мало чем  отличаясь от позиции православия,  искони придерживавшегося традиций  «цезарепапизма», т.е. подчинения господствующему православному правителю, «помазаннику Божьему, являвшемуся одновременно и главой церкви.

 Именно в Византии  император Константин провозгласил  христианство государственной религией  и сам, не принадлежа к церкви, руководил I Вселенским собором,  участвовал в обсуждении вопросов  вероучения. В Византии сложилась  характерная для восточного христианства  традиция покорного подчинения церкви государству.

 Русское православие  восприняло и по-своему переосмыслило  теократическую традицию. С падением  Византии (XV в.) формулируется теория  «Москва — Третий Рим». Влиятельный  церковный деятель Иосиф Волоцкий  утверждал, что царь «естеством  подобен всем человекам, властью  же — Богу», поэтому «от  царя и московского великого  князя истекает все: жизнь и  благодать». Царь — наместник  Бога на Земле, глава не только  государства, но и церкви. С  тех пор безусловный приоритет  светской власти над властью  церковной осознавался в политической  жизни страны как исходный  принцип взаимоотношений иерархов  православия с государством. На  этой основе на века определилось  согласие церкви с властью,  которое церковные историки часто  называют «симфонией». Лишь очень  редко отдельные иерархи (например, патриарх Никон) пытались добиться  определенной автономии от власти. Петр I отменил патриаршество и  поставил во главе церкви особое министерство — Синод.

 Подчинение светским  властям присуще и многим течениям  протестантизма (исключая нонконформистов). С самого начала своей реформаторской  деятельности Лютер следовал  в кильватере политики немецких  князей; такая позиция типична  для лютеранских церквей и в других странах.

 Непродолжительное правление  «женевского папы» Кальвина, сосредоточившего  в своих руках духовную и  светскую власть, или политическое  влияние шотландского реформатора  Джона Нокса были исключением; как правило, протестантские церкви являются законопослушными институтами политической жизни во всех государствах.

Буддизму в меньшей  степени присуще обожествление  власти и ее носителей, однако при  царе Ашоке (III в. до н. э.) буддизм стал государственной религией Индии, а своего высшего расцвета достиг в Кушанском царстве (I—III вв. н. э.) благодаря политической поддержке властей. Союз политики и религии на протяжении последних веков выразительно демонстрировала власть далай-ламы в буддийском Тибете.

Ислам также исходит  из понимания власти как божественного  установления. Мухаммад сочетал в  себе качества посланника Аллаха, пророка  и властителя мусульманской общины («уммы»). Халифат сформировался и функционировал как теократическое государство. Первые халифы считались преемниками Мухаммеда и наместниками Аллаха на Земле, соединяя функции первосвященника и военного предводителя, контролируя религиозную и административную жизнь «уммы».

 Современное государство  особо не нуждается в религиозной  легитимации. Отношения государства  и церкви стали менее политизированными,  более соответствующими принципам  демократии и нормам морали.

 

 Отделение церкви  от государства, невмешательство  светских властей в ее деятельность  — необходимая гарантия защиты религии от политизации.

 Участие конфессий  в миротворческой деятельности, экологических движениях, в благотворительности,  их содействие гражданской консолидации  общества органически согласуются  с духовно-нравственным предназначением  религии


Информация о работе Политика и религия