Религия может влиять на 
политику и в направлении политической 
интеграции. Это интеграция немного 
другого рода, представляющая собой 
объединение различных политических 
образований и государств с учетом 
религиозного признака. Известна деятельность 
Всемирного совета церквей, в состав 
которого входит более трехсот протестантских 
и православных церквей. Буддизм 
представлен в международном 
сообществе Всемирным буддистским 
альянсом, а в ряды Организации 
исламской конфедерации входит около 
пятидесяти мусульманских государств, 
хотя они находятся на разных ступенях 
экономического развития и даже нередко 
прибегают к политическому противоборству 
между собой. Религиозный фактор 
учитывается и во внешней политике 
всех крупных держав при разработке 
соответствующих доктрин и осуществлении 
конкретных акций на мировой арене.
Часто религиозные мотивы 
лежат в основе радикальных политических 
действий, осуществляемых различными 
религиозно-политическими образованиями. 
Так, например, из-за арабо-израильских 
конфликтов произошла сильная исламизация 
внешней политики в ряде исламских государств, 
что обусловило распространение идеологии 
“исламского порядка". Другим примером 
может послужить раскрытый в Тунисе в 
октябре 1991 года заговор исламского террористического 
движения “Ан-Нахда" с целью свержения 
тунисского правительства и установления 
теократического государства.
Религия, кроме непосредственного 
влияния на политику, оказывает на 
нее косвенное влияние через 
мировоззренческие, моральные и 
правовые общественные устои, под воздействием 
которых формируется и внешняя 
и внутренняя политика государства, 
определяются ее характер с учетом 
политических и экономических интересов. 
Так, например, христианские ценности 
лежат в основе ряда политических 
концепций стран Запада, исламские 
стереотипы сказываются на деятельности 
мусульманских государств, а буддизм 
нашел выражение в политической 
жизни народов азиатского континента. 
Такие черты, как самосознание, патриотизм 
так же формируются под влиянием 
религиозных концепций посредством 
воспитательной системы и культуры.
Это были основные направления 
влияния религии на политику и 
наоборот. Любопытно, что на основе 
многовекового исторического опыта 
взаимодействия и в политике, и 
в религии сложились соответствующие 
нормы и законы, регулирующие и 
описывающее их взаимное существование. 
Более того, получилось так, что религия 
позаимствовала из общественно-политической 
системы концепцию многоуровневой 
иерархии, а политика, в свою очередь, 
может почерпнуть принципы государственного 
отношения к поликонфессиональной 
нации. К таким принципам можно отнести 
религиозную свободу, веротерпимость, 
справедливость и равенство возможностей. 
Именно на таких основах может быть построена 
разумная политика.
3. Государство и церковь: 
основные модели взаимодействия
На современном этапе 
характер государственно-церковных 
отношений - один из главных показателей 
уровня развития и государства, и 
религиозного направления, поскольку 
он характеризует уровень реализации 
принципа свободы совести как 
одной из главных составляющих фундаментальных 
прав и свобод человека. На протяжении 
веков сложилось несколько моделей 
государственно-церковных отношений, 
которые часто взаимно переплетаются:
1. Теократия. Проявляется 
как форма правления, при которой 
вся полнота власти в государстве 
принадлежит главе церкви и 
духовенству. Предусматривает отождествление 
светской и духовной властей, 
регламентацию функционирования 
государства и ее институций, 
всей общественной жизни господствующей 
церковью и ее органами. Классическое 
теократическое правление существовало 
в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть 
была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х 
годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, 
где Папа римский является абсолютным 
монархом.
2. Цезаропапизм. Показывает 
себя как политика светской власти, направленная 
на подчинение себе всей церковной жизни; 
сочетание в лице государственного правителя 
высшей светской духовной власти. Предусматривает 
полную зависимость церкви от государства, 
огосударствления и подчинения светской 
власти церковных структур. Классическими 
примерами такого правления является 
Византия, где императоры собирали церковные 
соборы, назначали и снимали митрополитов 
и тому подобное.
3. Законодательная поддержка, 
которая обеспечивает привилегированное 
состояние определенной церкви 
в государстве. Статус государственной 
церкви предусматривает государственное 
финансирование деятельности церковных 
институций, возлагает на них 
определенные государственнические 
функции. Государственные церкви 
в разных формах существуют 
в Англии, Швеции, Дании, Иране, 
Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде 
и других странах.
4. Отделение церкви от 
государства. На практике это 
означает невозможность вмешательства 
церкви в дела государства 
при активном вмешательстве государственных 
институций в дела церкви. Такая 
модель была характерна для 
прежних стран социалистичного лагеря, 
где законодательство теоретически гарантировало 
свободу совести, а реально верующие испытывали 
дискриминацию.
5. Невмешательство государства 
и церкви в дела друг друга. 
Гарантирует максимальное обеспечение 
свободы религии и толерантности 
в государстве. Законодательно 
закрепленную свободу веры и 
неверия имеют граждане США, 
Франции, Турции, Украины.
В зависимости от традиций, 
модели государственно-церковных отношений 
существует несколько схем финансовой 
поддержки государством церковных 
институций:
1. Прямое финансирование 
государством религиозных организаций 
и государственный контроль по 
использованию средств (Ватикан, 
Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия 
и др.).
2. Сбор специального "церковного" 
налога, который тратится согласно 
с пожеланиями плательщиков налога 
(Италия, Испания и др.)
3. Использование средств 
"церковного" налога религиозными 
организациями на собственное 
усмотрение с минимальным контролем 
государства (ФРГ, Австрия, Швейцария, 
Швеция и др.)
4. Отсутствие финансовой 
помощи государства конфессиям, 
которые существуют за счет 
добровольных пожертвований верующих, 
выручки от церковной атрибутики 
и тому подобное. Это характерно 
для стран, где церковь и 
государство отделены одна от 
другой (США, Франция, Украина, 
Нидерланды).
Таковыми являются основные 
модели взаимодействия церкви и государства.
Заключение
Современная политика представляет 
собой сложное общественное явление, 
влияние которого на различные стороны 
общественной жизни сложно оценить 
однозначно. Тем не менее, это влияние 
существует, и представления о 
нем являются частичкой знания об 
обществе. Чем больше человек знает 
об обществе, в котором он живет, 
о взаимодействии его составных 
частей и явлений, тем проще ему 
в этом обществе жить.
Ранее религия понималась 
слишком примитивно, и это мешало 
правильному осмыслению некоторых 
вопросов. Тем не менее, роль религии 
в общественной жизни возрастает, 
и ее нельзя недооценивать. Религия 
заметно активизировалась, и начинает 
играть все более значительную роль 
и в форме социального института, 
и как субъект политики, и как 
кладезь национальной культуры и 
истории, и как колыбель философско-этического 
учения, и в своем реальном облике. 
Межрелигиозные отношения ныне переходят 
в разряд стратегических глобальных 
проблем, решение которых должно 
стать предметом тщательного 
и глубокого изучения и международного 
урегулирования наравне с проблемами 
разоружения, безопасности, прав человека, 
экологии и других вопросов.
Самым существенным моментом 
в отношениях религии и политики 
должен стать вопрос о наиболее эффективном, 
с точки зрения общества, их сосуществовании, 
о наиболее разумных методах государственного 
управления населением, исповедующем 
различные религии. По результатам 
этой работы, самой разумной является 
политика доброго сожительства и 
равноправного развития различных 
конфессий и государства.
Религия в наши дни выступает 
в качестве своеобразного
морально-нравственного 
регулятора, гуманистической системы 
воспитания, ориентированной на
традиционные ценности. 
Таким образом, в религии можно 
увидеть механизм, позволяющий сохранить 
как нравственные ценности, так и 
национальное самосознание и укрепить 
солидарность между нациями и 
народами.
 Соединение религиозных 
и политических факторов находило 
и находит выражение в таких 
феноменах, как религиозные войны 
(Крестовые походы, джихад и т.п.), 
религиозный пацифизм (неприятие 
войны по религиозным мотивам), 
в других явлениях религиозно-политической 
жизни. 
 Политика возникает 
значительно позже религии. В 
архаическом обществе до появления 
политики религия во многом 
обеспечивала регуляцию поведения 
людей и соблюдение нравственных 
принципов на основе складывавшихся 
обычаев, норм вероучения и 
ритуалов культа. Она сакрализовала 
авторитет вождя племени (часто он был 
одновременно и жрецом), придавала ореол 
святости формирующимся традициям. 
Жречество способствовало 
формированию государственных структур 
и легитимации формирующейся 
публичной власти, оправдывая и освящая 
ее обращением к исторической памяти 
и древнейшим традициям народов. 
 Подданные должны 
были видеть во власти небесное 
установление. Многие государственные 
ритуалы (принятие символов власти, 
официальные церемонии и парады, 
похороны властителей и т.п.) до 
сих пор воспроизводят ритуально-канонические 
элементы религиозного культа. 
 Религиозные учения 
зачастую используют политические 
термины и категории («царство», 
«царь», «раб», «господин»), которые 
наполняются сакральным содержанием 
и служат для освящения либо 
дискредитации земной политики, 
власти и т.п. («Нет власти не 
от Бога», «Царь — помазанник 
Божий»; «Князь мира сего — Сатана».)
 В некоторых религиозных 
системах существуют представления 
о сосуществовании двух уровней 
политической жизни («двух Градов») 
— небесной и земной (христианство), 
в других политическая жизнь 
не отделяется от религиозной (ислам). 
 Ряд церквей и религиозных 
деятелей оценивают политику 
как небогоугодное, безнравственное 
дело, другие утверждают, что религия не 
противостоит политике, а призвана помочь 
привести праведника к власти, избавить 
общественную жизнь и властные структуры 
от правящих грешников и безбожников. 
 Политические структуры 
втягивают в сферу своей деятельности 
складывающиеся религиозные институты. 
 В Древнем мире 
и Средневековье религия становится 
составной частью государственного 
аппарата. Священнослужители обычно 
не противились этому, так как 
имели собственные экономические 
интересы. Как правило, жрецы и 
церковные структуры были крупными 
землевладельцами, имели в своем 
распоряжении рабов, крепостных 
крестьян, различного рода богатства. 
 Часто церковь находилась 
на содержании у властей, получая 
политическую и иную поддержку 
государства, в том числе и 
в борьбе с оппозицией и ересями 
в самой церкви. 
 Власти втягивают 
церковь в политику в первую 
очередь потому, что она имеет 
огромное духовное влияние на 
граждан, располагает информацией 
о них и сильными рычагами 
психологического воздействия и 
может влиять на отношение подданных 
к власти. 
 История свидетельствует, 
что во многих странах обращение 
за духовной поддержкой к церкви 
консолидировало государственную 
власть. Но обычно церковь в 
государственной жизни послушно 
повинуется установленному законодательству 
и своей культовой и внекультовой 
практикой включается в русло государственной 
политики. 
 Политизация деятельности 
церкви вынуждает ее подчиняться 
правилам и логике политического 
поведения. 
 Нередко правителя 
провозглашали потомком богов 
или обожествляли. Это закрепляется 
в его титуле. Так, в синтоизме 
японский император считался 
сыном богини Солнца Аматэрасу. 
 На этой основе 
формируется культ монарха (культ 
фараона в Египте, культ императора 
в Древнем Риме). Так называемый 
«культ личности» (культ Наполеона, 
вождей в социалистических государствах 
и т.д.) стал своеобразным светским 
воспроизведением многовековой 
религиозной традиции. 
 Церковь вынуждена 
участвовать даже в самых неприглядных 
акциях светской власти, противоречащих 
самой природе религиозной жизни. 
Политиканствующие священнослужители 
грязнут в интригах, склоняются ко 
лжи и лицемерию. 
 Типичной ситуацией 
в истории становится подчинение 
церкви господствующему авторитарному 
режиму. 
 Однако история дает 
ияркие примеры противостояния подвижников 
веры политическим акциям, противоречащим 
религиозным убеждениям. Например, митрополит 
Филипп мужественно обличал опричнину 
и другие преступления Ивана Грозного.