Политика и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 05:15, доклад

Краткое описание

Соотношение религии и политики — одна из наиболее актуальных и острых тем религиоведения.
Политика обусловлена прежде всего экономическими интересами людей. Социальные слои и группы, обладающие богатством и властью, используют силу государства в интересах сохранения и упрочения своего положения.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТИКА И РЕЛИГИЯ.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

 

Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного  другого рода, представляющая собой  объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм  представлен в международном  сообществе Всемирным буддистским  альянсом, а в ряды Организации  исламской конфедерации входит около  пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко  прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении  конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских  конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии “исламского порядка". Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламского террористического движения “Ан-Нахда" с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного  влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через  мировоззренческие, моральные и  правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя  и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские  стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм  нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством  воспитательной системы и культуры.

Это были основные направления  влияния религии на политику и  наоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опыта  взаимодействия и в политике, и  в религии сложились соответствующие  нормы и законы, регулирующие и  описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия  позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика.

3. Государство и церковь:  основные модели взаимодействия

На современном этапе  характер государственно-церковных  отношений - один из главных показателей  уровня развития и государства, и  религиозного направления, поскольку  он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как  одной из главных составляющих фундаментальных  прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей  государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются:

1. Теократия. Проявляется  как форма правления, при которой  вся полнота власти в государстве  принадлежит главе церкви и  духовенству. Предусматривает отождествление  светской и духовной властей,  регламентацию функционирования  государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей  церковью и ее органами. Классическое  теократическое правление существовало  в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом.

2. Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное.

3. Законодательная поддержка,  которая обеспечивает привилегированное  состояние определенной церкви  в государстве. Статус государственной  церкви предусматривает государственное  финансирование деятельности церковных  институций, возлагает на них  определенные государственнические  функции. Государственные церкви  в разных формах существуют  в Англии, Швеции, Дании, Иране,  Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде  и других странах.

4. Отделение церкви от  государства. На практике это  означает невозможность вмешательства  церкви в дела государства  при активном вмешательстве государственных  институций в дела церкви. Такая  модель была характерна для  прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию.

5. Невмешательство государства  и церкви в дела друг друга.  Гарантирует максимальное обеспечение  свободы религии и толерантности  в государстве. Законодательно  закрепленную свободу веры и  неверия имеют граждане США,  Франции, Турции, Украины.

В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений  существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных  институций:

1. Прямое финансирование  государством религиозных организаций  и государственный контроль по  использованию средств (Ватикан,  Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия  и др.).

2. Сбор специального "церковного" налога, который тратится согласно  с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.)

3. Использование средств  "церковного" налога религиозными  организациями на собственное  усмотрение с минимальным контролем  государства (ФРГ, Австрия, Швейцария,  Швеция и др.)

4. Отсутствие финансовой  помощи государства конфессиям, которые существуют за счет  добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики  и тому подобное. Это характерно  для стран, где церковь и  государство отделены одна от  другой (США, Франция, Украина,  Нидерланды).

Таковыми являются основные модели взаимодействия церкви и государства.

Заключение

Современная политика представляет собой сложное общественное явление, влияние которого на различные стороны  общественной жизни сложно оценить  однозначно. Тем не менее, это влияние  существует, и представления о  нем являются частичкой знания об обществе. Чем больше человек знает  об обществе, в котором он живет, о взаимодействии его составных  частей и явлений, тем проще ему  в этом обществе жить.

Ранее религия понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осмыслению некоторых  вопросов. Тем не менее, роль религии  в общественной жизни возрастает, и ее нельзя недооценивать. Религия  заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института, и как субъект политики, и как  кладезь национальной культуры и  истории, и как колыбель философско-этического учения, и в своем реальном облике. Межрелигиозные отношения ныне переходят  в разряд стратегических глобальных проблем, решение которых должно стать предметом тщательного  и глубокого изучения и международного урегулирования наравне с проблемами разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов.

Самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам  этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и  равноправного развития различных  конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает  в качестве своеобразного

морально-нравственного  регулятора, гуманистической системы  воспитания, ориентированной на

традиционные ценности. Таким образом, в религии можно  увидеть механизм, позволяющий сохранить  как нравственные ценности, так и  национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и  народами.

 Соединение религиозных  и политических факторов находило  и находит выражение в таких  феноменах, как религиозные войны  (Крестовые походы, джихад и т.п.), религиозный пацифизм (неприятие  войны по религиозным мотивам), в других явлениях религиозно-политической жизни.

 Политика возникает  значительно позже религии. В  архаическом обществе до появления  политики религия во многом  обеспечивала регуляцию поведения  людей и соблюдение нравственных  принципов на основе складывавшихся  обычаев, норм вероучения и  ритуалов культа. Она сакрализовала авторитет вождя племени (часто он был одновременно и жрецом), придавала ореол святости формирующимся традициям.

Жречество способствовало формированию государственных структур и легитимации формирующейся  публичной власти, оправдывая и освящая  ее обращением к исторической памяти и древнейшим традициям народов.

 Подданные должны  были видеть во власти небесное  установление. Многие государственные  ритуалы (принятие символов власти, официальные церемонии и парады, похороны властителей и т.п.) до  сих пор воспроизводят ритуально-канонические  элементы религиозного культа.

 Религиозные учения  зачастую используют политические  термины и категории («царство»,  «царь», «раб», «господин»), которые  наполняются сакральным содержанием  и служат для освящения либо  дискредитации земной политики, власти и т.п. («Нет власти не  от Бога», «Царь — помазанник  Божий»; «Князь мира сего — Сатана».)

 В некоторых религиозных  системах существуют представления  о сосуществовании двух уровней  политической жизни («двух Градов»)  — небесной и земной (христианство), в других политическая жизнь  не отделяется от религиозной (ислам).

 Ряд церквей и религиозных  деятелей оценивают политику  как небогоугодное, безнравственное дело, другие утверждают, что религия не противостоит политике, а призвана помочь привести праведника к власти, избавить общественную жизнь и властные структуры от правящих грешников и безбожников.

 Политические структуры  втягивают в сферу своей деятельности складывающиеся религиозные институты.

 В Древнем мире  и Средневековье религия становится  составной частью государственного  аппарата. Священнослужители обычно  не противились этому, так как  имели собственные экономические  интересы. Как правило, жрецы и  церковные структуры были крупными  землевладельцами, имели в своем  распоряжении рабов, крепостных  крестьян, различного рода богатства.

 Часто церковь находилась  на содержании у властей, получая  политическую и иную поддержку  государства, в том числе и  в борьбе с оппозицией и ересями в самой церкви.

 Власти втягивают  церковь в политику в первую  очередь потому, что она имеет  огромное духовное влияние на  граждан, располагает информацией  о них и сильными рычагами  психологического воздействия и  может влиять на отношение подданных к власти.

 История свидетельствует,  что во многих странах обращение  за духовной поддержкой к церкви  консолидировало государственную  власть. Но обычно церковь в  государственной жизни послушно  повинуется установленному законодательству  и своей культовой и внекультовой практикой включается в русло государственной политики.

 Политизация деятельности  церкви вынуждает ее подчиняться  правилам и логике политического поведения.

 Нередко правителя  провозглашали потомком богов  или обожествляли. Это закрепляется  в его титуле. Так, в синтоизме  японский император считался  сыном богини Солнца Аматэрасу.

 На этой основе  формируется культ монарха (культ  фараона в Египте, культ императора  в Древнем Риме). Так называемый  «культ личности» (культ Наполеона,  вождей в социалистических государствах  и т.д.) стал своеобразным светским  воспроизведением многовековой  религиозной традиции.

 Церковь вынуждена  участвовать даже в самых неприглядных  акциях светской власти, противоречащих  самой природе религиозной жизни.  Политиканствующие священнослужители  грязнут в интригах, склоняются ко лжи и лицемерию.

 Типичной ситуацией  в истории становится подчинение  церкви господствующему авторитарному режиму.

 Однако история дает  ияркие примеры противостояния подвижников веры политическим акциям, противоречащим религиозным убеждениям. Например, митрополит Филипп мужественно обличал опричнину и другие преступления Ивана Грозного.

Информация о работе Политика и религия