Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:07, реферат
Буддизм — религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). В современном мире буддизм представлен множеством разновидностей. Благодаря многообразию направлений это учение постоянно обогащается, что в первую очередь характерно для стран Запада. Теория и практика буддизма доступны любому мало-мальски любознательному и непредвзятому человеку, готовому признать, что современный мир может почерпнуть для себя очень и очень многое из сокровищницы древней мудрости.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Моральные ценности в буддизме.
I. Этап мудрости.
II. Этап нравственности.
III. Этап сосредоточения.
2. Доктринальные тексты Махаяны (литература сутр).
3. Учение о «Я» и личности в классическом индийском буддизме (доктрина личности).
Заключение.
Список литературы.
Появление махаянских сутр является одним из самых загадочных моментов в истории буддизма. Мы не имеем ни малейшего представления ни об их авторах, ни о точном времени их появления. По существу, датировка махаянских сутр ограничена некоторыми знаниями относительно возможного верхнего предела их появления. Он определяется по точно известным нам датам перевода того или иного текста на китайский язык. Исходя прежде всего из этих дат, мы можем предположить, что сутры Махаяны в основном создавались между I в. до н. э. и VI в. н. э., причем наиболее интенсивным периодом их появления были II — IV вв. Интересно, что в самих текстах иногда содержится указание на возможное время появления первых махаянских канонических сочинений. Так, «Алмазная сутра» (Ваджраччхедика праджня-парамита сутра) гласит: «Будда сказал Субхути: “Не говори так. Через пять сотен лет после кончины Так Приходящего появятся люди, придерживающиеся благих обетов, в которых тщательное изучение таких речей сможет породить разум, исполненный веры, если к смыслу этих речей они будут относиться как к истине. Знай, что благие корни этих людей взрастили не один Будда, не два Будды, не три, или четыре, или пять Будд, но бесчисленное количество тысяч и мириад тысяч Будд взрастили их благие корни. И это будут люди, которые, услышав и тщательно изучив эти речи, достигнут единого устремления, которое породит в них чистую веру. Так Приходящий точно знает, точно видит, что существа таким образом обретут неизмеримое количество благости счастья”». Таким образом, сутра прямо говорит о том, что праджня-парамитские тексты появятся через пятьсот лет после нирваны Будды, то есть около I в. н. э.
Буддийская традиция утверждает, что все махаянские сутры являются записью подлинных слов Будды, произнесенных им для своих наиболее совершенных учеников. Позднее эти тексты были сокрыты Буддой и пребывали в сокрытии до тех пор, пока не появились люди, способные понять их. Так, одно из преданий повествует, что великий махаянский философ Нагарджуна (ок. II в. н. э.) спустился в подводный дворец царя нагов — чудесных змеев, или драконов, где и обрел спрятанные там Буддой тексты праджня-парамиты.
Само
слово сутра означает нить, на которую
нечто нанизывают (например, бусы или
четки). Так в Индии назывались
базовые тексты религиозно-философских
школ, фиксировавшие учение основателя
данной традиции. Однако если брахманистские
сутры представляют собой чрезвычайно
лаконичные афоризмы, фиксирующие в
виде кратких и требующих
Рассмотрим теперь основные типы махаянских сутр.
Доктрина
личности является важнейшей буддийской
доктриной, известной обычно как
учение о несуществовании
Почему
буддизм отрицает существование
вечного “я”? Отвечая на этот вопрос,
мы сразу же сталкиваемся с отличием
индийского мышления от европейского.
Как хорошо известно, Кант считал веру
в бессмертие души одним из постулатов
нравственности. Буддизм, напротив, утверждает,
что именно чувство “я” и возникающая
из него привязанность к “я”
есть источник всех прочих привязанностей,
страстей и влечений, всего того,
что образует клеши – омраченную
аффективность, затягивающую живое
существо в трясину сансарического
существования. Какое же именно “я”
отрицается буддизмом? Сразу отметим
(это важно для рассмотрения некоторых
дальнейших тем), что буддизм ничего
не говорит об Атмане, описанном
в Упанишадах, то есть об абсолютном
субъекте, некоем высшем надличностном
Я, едином для всех существ и в
конечном итоге тождественном Абсолюту
(Брахману). Этот Атман не признается
и не отрицается буддизмом. О нем
(по крайней мере, в ранних текстах)
вообще ничего не говорится. Отрицается
именно индивидуальное “я”, личность
как сущность, простая и вечная
тождественная самой себе субстанция.
Таковой буддизм не находит в
нашем опыте и рассматривает
ее как иллюзорный продукт ментального
конструирования. Таким образом, фактически
буддизмом отрицается то, что в
брахманской и джайнской
Но если
такой сущности, как душа нет, то
что же такое личность? буддисты
отвечают, что личность есть только
имя для обозначения
Заключение
Кто такие буддисты? Каковы же моральные ценности, этика, особенности семейного уклада исповедуются в этой религии. Частично мне удалось ответить на поставленный передо мной вопрос, но изучить религию за несколько дней невозможно. Буддизм – религия, которая возникла не за одно тысячелетие и хранит не один десяток тайн.
Сегодня буддизм распространился по всему миру, и буддистов можно встретить в разных странах, впрочем, так же, как представителей других вероисповеданий, например, христиан.
Буддизм
оказал сильное влияние на образ
жизни в Индии, при своем зарождении
и развитии выступив в оппозиции
брахманизму. Влияние буддизма на мировую
религиозно-философскую мысль
Список
литературы.
1) Клайв Эррикер . Буддизм- Пер. с англ. Л. Бесковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.- 304 с.: ил.-(Грандиозный мир)
2) Кукушин
В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие.
– М.: Издательство Московского
психолого-социального
3) Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994
4) Основы буддийского мировоззрения (Б.И. Рудой и др.) М., 1994
5) Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+», 1996г.
6) Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ.
7) А.А.
Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г.
№8.