Нравственная доктрина Буддизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:07, реферат

Краткое описание

Буддизм — религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). В современном мире буддизм представлен множеством разновидностей. Благодаря многообразию направлений это учение постоянно обогащается, что в первую очередь характерно для стран Запада. Теория и практика буддизма доступны любому мало-мальски любознательному и непредвзятому человеку, готовому признать, что современный мир может почерпнуть для себя очень и очень многое из сокровищницы древней мудрости.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Моральные ценности в буддизме.
I. Этап мудрости.
II. Этап нравственности.
III. Этап сосредоточения.
2. Доктринальные тексты Махаяны (литература сутр).
3. Учение о «Я» и личности в классическом индийском буддизме (доктрина личности).
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат, курсовая. Нравственная доктрина буддизма.docx

— 35.51 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
  1. Доктринальные тексты Махаяны (литература сутр)

        Появление махаянских сутр является одним из самых загадочных моментов в истории буддизма. Мы не имеем ни малейшего представления ни об их авторах, ни о точном времени их появления. По существу, датировка махаянских сутр ограничена некоторыми знаниями относительно возможного верхнего предела их появления. Он определяется по точно известным нам датам перевода того или иного текста на китайский язык. Исходя прежде всего из этих дат, мы можем предположить, что сутры Махаяны в основном создавались между I в. до н. э. и VI в. н. э., причем наиболее интенсивным периодом их появления были II — IV вв. Интересно, что в самих текстах иногда содержится указание на возможное время появления первых махаянских канонических сочинений. Так, «Алмазная сутра» (Ваджраччхедика праджня-парамита сутра) гласит: «Будда сказал Субхути: “Не говори так. Через пять сотен лет после кончины Так Приходящего появятся люди, придерживающиеся благих обетов, в которых тщательное изучение таких речей сможет породить разум, исполненный веры, если к смыслу этих речей они будут относиться как к истине. Знай, что благие корни этих людей взрастили не один Будда, не два Будды, не три, или четыре, или пять Будд, но бесчисленное количество тысяч и мириад тысяч Будд взрастили их благие корни. И это будут люди, которые, услышав и тщательно изучив эти речи, достигнут единого устремления, которое породит в них чистую веру. Так Приходящий точно знает, точно видит, что существа таким образом обретут неизмеримое количество благости счастья”». Таким образом, сутра прямо говорит о том, что праджня-парамитские тексты появятся через пятьсот лет после нирваны Будды, то есть около I в. н. э.

    Буддийская  традиция утверждает, что все махаянские сутры являются записью подлинных  слов Будды, произнесенных им для  своих наиболее совершенных учеников. Позднее эти тексты были сокрыты  Буддой и пребывали в сокрытии до тех пор, пока не появились люди, способные понять их. Так, одно из преданий повествует, что великий махаянский философ Нагарджуна (ок. II в. н. э.) спустился  в подводный дворец царя нагов  — чудесных змеев, или драконов, где и обрел спрятанные там  Буддой тексты праджня-парамиты.

    Само  слово сутра означает нить, на которую  нечто нанизывают (например, бусы или  четки). Так в Индии назывались базовые тексты религиозно-философских  школ, фиксировавшие учение основателя данной традиции. Однако если брахманистские сутры представляют собой чрезвычайно  лаконичные афоризмы, фиксирующие в  виде кратких и требующих непременного комментария формул суть того или иного учения, то буддийские сутры подчас представляют собой огромные сочинения наративного (повествовательного) характера с многочисленными описаниями, перечислениями и повторами (в качестве примера можно привести «Праджня-парамита сутру в пятьсот тысяч шлок» — самое объемистое из буддийских канонических сочинений, полный перевод которого на любой из европейских языков займет несколько солидных томов).

    Рассмотрим  теперь основные типы махаянских сутр.

  1. Сутры теоретического характера. К этому типу можно отнести все: а) праджня-парамитские сутры, легшие в основу философии школы мадхьямака, б) такие тексты, как Ланкаватара сутра («Сутра о сошествии на Ланку») и Сандхинирмочана сутра («Сутра развязывания узла глубочайшей тайны»), легшие в основу учения школы йогачара. Иногда первая группа (связанная с мадхьямакой) называлась группой сутр «Второго Поворота Колеса Учения», а вторая группа (связанная с йогачарой) — группой сутр «Третьего Поворота». Эти названия связаны с доктриной, возникшей в рамках самих сутр «Третьего Поворота», о том, что Будда трижды провозгласил Дхарму, три раза «повернув» Колесо Учения: в первый раз, провозгласив учение о Четырех Благородных Истинах и причинно-зависимом происхождении (Хинаяна); во второй раз, открыв учение о пустоте и бессущностности всех дхарм (Махаяна); и в третий раз, объяснив доктрину «только лишь сознания».
  2. Сутры доктринального (религиозного) характера. К сутрам доктринального характера можно отнести тексты, посвященные изложению религиозной доктрины Махаяны (путь бодхисаттвы, учение о природе Будды и т. п.). Наиболее ярким представителем этого типа сутр является Саддхарма пундарика сутра («Сутра лотоса благой Дхармы», или «Лотосовая сутра»). Это достаточно ранний (около II в. н. э.) текст, представляющий собой компендиум махаянского учения. Его основные темы: учение об искусных методах бодхисаттвы (иллюстрирующееся уже приводившейся ранее притчей о горящем доме), доктрина всеобщего освобождения и понимание Будды как вечного надмирного начала.
  3. Сутры девоционального (культового) характера. К девоциональным (от латинского devotio — почитание, поклонение, преклонение, преданность) можно отнести сутры, посвященные описанию миров, сил, благих способностей и качеств почитаемых Махаяной многочисленных Будд и бодхисаттв. Именно содержание девоциональных сутр и сейчас определяет характер массовой религиозности и религиозного культа в странах распространения махаянского буддизма. Именно эти тексты дают нам представление о том, во что верят и чего чают простые верующие — буддисты, не искушенные в тонкостях философии и доктрины.
 
  1. УЧЕНИЕ  О "Я" И ЛИЧНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОМ ИНДИЙСКОМ  БУДДИЗМЕ

Доктрина  личности является важнейшей буддийской доктриной, известной обычно как  учение о несуществовании индивидуального  субстанциального простого и вечного  “я”, или души (атмана). Эта доктрина называется обычно на санскрите анатмавада. Это учение отличает буддизм как  от большинства неиндийских религий, так и от других религий Индии (индуизм, джайнизм), признающих существование  “я” (атман) и души (джива).  

Почему  буддизм отрицает существование  вечного “я”? Отвечая на этот вопрос, мы сразу же сталкиваемся с отличием индийского мышления от европейского. Как хорошо известно, Кант считал веру в бессмертие души одним из постулатов нравственности. Буддизм, напротив, утверждает, что именно чувство “я” и возникающая  из него привязанность к “я”  есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши – омраченную аффективность, затягивающую живое  существо в трясину сансарического существования. Какое же именно “я”  отрицается буддизмом? Сразу отметим (это важно для рассмотрения некоторых  дальнейших тем), что буддизм ничего не говорит об Атмане, описанном  в Упанишадах, то есть об абсолютном субъекте, некоем высшем надличностном  Я, едином для всех существ и в  конечном итоге тождественном Абсолюту (Брахману). Этот Атман не признается и не отрицается буддизмом. О нем (по крайней мере, в ранних текстах) вообще ничего не говорится. Отрицается именно индивидуальное “я”, личность как сущность, простая и вечная тождественная самой себе субстанция. Таковой буддизм не находит в  нашем опыте и рассматривает  ее как иллюзорный продукт ментального  конструирования. Таким образом, фактически буддизмом отрицается то, что в  брахманской и джайнской традициях  получило название джива (душа) или  пудгала (личность). Некоторые пассажи  из ранних буддийских текстов об отсутствии души настолько напоминают соответствующие  рассуждения Д. Юма из “Трактата  о человеческой природе”, что буддологи XIX века были потрясены тем обстоятельством, что подобного рода теории, бывшие на Западе частью скептической и, в конечном итоге, вольнодумной и даже антирелигиозной мысли в буддизме помещены в сугубо религиозный контекст.  

Но если такой сущности, как душа нет, то что же такое личность? буддисты отвечают, что личность есть только имя для обозначения соединенных  в определенном порядке групп  психофизических элементов. В знаменитом буддийском философском памятнике  “Вопросы Милинды” (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем  Милиндой (Менандром – первая половина II в. до н. э.) – после завоевания части  Индии Александром Македонским  в IV в. до н. э. там были созданы индо-эллинистические  государства. Царь утверждает, что если буддисты считают, что души нет и  что ни один из элементов психофизического состава человека, равно, как и  совокупность всех этих элементов, не являются личностью, то у буддистов  получается, что никакой личности вовсе нет. Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу и  начинает спрашивать царя, что она  такое – есть ли колеса колесница? Или может быть, кузов – колесница? Или не являются ли колесницей оглобли  или какие-либо еще детали? На все  эти вопросы царь дает отрицательный  ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный  ответ, а это дает Нагасене возможность  сказать, что в таком случае получается – никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает, и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных  частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что  точно также и личность суть только имя, обозначающее определенным образом  упорядоченное единство пяти групп  элементов опыта. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Кто такие буддисты? Каковы же моральные  ценности, этика, особенности семейного  уклада исповедуются в этой религии. Частично мне удалось ответить на поставленный передо мной вопрос, но изучить религию за несколько дней невозможно. Буддизм – религия, которая возникла не за одно тысячелетие и хранит не один десяток тайн.

     Сегодня буддизм распространился по всему  миру, и буддистов можно встретить  в разных странах, впрочем, так же, как представителей других вероисповеданий, например, христиан.

     Буддизм оказал сильное влияние на образ  жизни в Индии, при своем зарождении и развитии выступив в оппозиции  брахманизму. Влияние буддизма на мировую  религиозно-философскую мысль огромно. Буддийская культура образовала целый  ментально-духовный мир со своими философией, архитектурой, живописью, литературой  и формой мышления. В 1950 создано Всемирное  братство буддистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы. 

1) Клайв Эррикер . Буддизм- Пер. с англ. Л. Бесковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.- 304 с.: ил.-(Грандиозный мир)

2) Кукушин  В.С. Этнопедагогика. Учебное пособие.  – М.: Издательство Московского  психолого-социального института;  Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.-304.

3) Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994

4) Основы буддийского мировоззрения (Б.И. Рудой и др.) М., 1994

5) Энциклопедия. Религии мира. Том 6. Часть первая. М: «Аванта+», 1996г.

6) Основы этических знаний. Уч-к для ВУЗОВ.

7) А.А. Гусейнов. Этика.// Вопросы философии.1999г. №8. 
 

Информация о работе Нравственная доктрина Буддизма