ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РЕФЕРАТ
«Нравственная
доктрина буддизма»
Оренбург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
- Моральные
ценности в буддизме.
- Этап мудрости.
- Этап нравственности.
- Этап сосредоточения.
- Доктринальные
тексты Махаяны (литература сутр).
- Учение о
«Я» и личности в классическом индийском
буддизме (доктрина личности).
Заключение.
Список
литературы.
Буддизм
— религиозно-философское учение,
первая по времени возникновения
мировая религия (наряду с христианством
и исламом). В современном мире
буддизм представлен множеством
разновидностей. Благодаря многообразию
направлений это учение постоянно
обогащается, что в первую очередь
характерно для стран Запада. Теория
и практика буддизма доступны любому
мало-мальски любознательному и
непредвзятому человеку, готовому признать,
что современный мир может
почерпнуть для себя очень и очень
многое из сокровищницы древней мудрости.
Буддизм
учит отказу от собственности, равенству
всех людей, жизни в общине (сангхе).
Он выступил против ритуальных форм религиозной
жизни, против абстрактно-догматических
исканий. Начав с отрицания внешней
религиозности, буддизм в ходе исторического
развития пришел к ее признанию. Будда
стал олицетворяться с Универсумом,
возникла теория Космического тела Будды.
Культ
буддизма стал охватывать семейно-бытовую
жизнь, праздники, создал систему социальных
институтов, позволяющих рассматривать
буддизм как единое религиозное
государство со своими регионами
— школами и традициями.
- Моральные
ценности в буддизме
Буддисты
подходят ко всем моральным ценностям,
учитывая следующие принципы:
- очищение
разума и развитие мудрости;
- следование
наставления;
- непреложность
закона Кармы и перерождения;
- направленность
на искусные методы;
- развитие
участливой доброты, а также сострадания.
Если
человек ориентируется в жизни
на эти принципы, то все его дела
будут благословением миру. Для буддистов
нет высшего авторитета, разбирающего,
что правильно и что неправильно
в каждом конкретном случае. Вы можете
пользоваться руководством и прибегать
к определенным ограничениям, однако
ответственность за принятие решений,
пусть даже они опираются на наставления,
лежит только на вас.
Экология
Особенно
буддисты подчеркивают важность гармонии
и указывают, что экологическое
равновесие должно распространяться на
весь природный мир. Буддисты рассматривают
необходимость обеспечения равновесия
в природе как этический приоритет.
Буддизм есть религия любви, понимания
и сострадания, и в качестве таковой
она стремится к идеалу ненасилия.
Буддизм придает огромную важность
делу охраны диких животных и защиты
окружающей среды, от которой зависит
выживание всех видов живых существ.
Согласно
первому наставлению, все буддисты
– вегетарианцы. Они считают, что
убийство животных умножает боль и
страдание, а тот способ, которым
животных содержат и транспортируют
из одного места в другое, можно
объяснить только стремлением людей
к наживе. Вегетарианцы считают, что
мясоедение представляет собой молчаливое
одобрение свойственной людям жадности
и что мясоеды, соучастники преступления
против живой природы.
Однако,
из каждого правила бывают и исключения.
Но буддисты на Западе считают, если человек
хочет стать буддистом, то он должен
перейти на вегетарианство.
Уголовное
наказание и тюремное
заключение
Буддисты
считают предосудительным отнимать
у живого существа жизнь при любых
обстоятельствах. Но в некоторых
буддийских странах, особенно в Таиланде
и Бирме, смертная казнь как наказание
иногда практикуется. Притом, что на
акт убийства в принципе наложен
запрет, поскольку убийство является
уголовно наказуемым, важно проявлять
сострадание в любых случаях.
Следует с состраданием относиться
к любому человеку в любых обстоятельствах
– независимо от действий, им совершенных.
Аборт
и суицид
В
этой области буддисты также руководствуются
пятью наставлениями, особенно первым
из них, которое подразумевает такое
качество, как сострадание. Поскольку
для буддистов нет высшего
авторитета, когда речь идет о морали,
то каждый сам принимает окончательное
решение по поводу ситуации, в которой
он оказался. Аборта нужно избегать,
хотя, как показывает следующий комментарий,
эта рекомендация не носит характера
абсолютного запрета:
«Аборт,
казалось бы, действительно противоречит
первому наставлению, и, тем не менее,
иногда должны быть приняты во внимание
и обстоятельства, смягчающие вину
женщины».
Те,
кто руководствуются буддийским
принципом сострадания, усматривают
определенное значение в таком событии,
как рождение:
«Каждое
рождение – святое. Я думаю, что
акушерка должна быть верующей, потому
что та энергия, с которой она
имеет дело, - святая. Следует знать,
что энергия других людей священна».
Строго
говоря, суицид нельзя отнести к
разряду нравственных проблем, поскольку
речь о морали заходит, когда наши
действия затрагивают других людей.
Если же один человек побуждает другого
к самоубийству, то это меняет дело.
Самоубийство – это глупый поступок,
продиктованный желанием прекратить собственное
существование. Тем не менее, если речь
идет о Благородном существе, как
человек, который уже избавился
от всех желаний, то акт убийства может
быть оправдан. Смерть в этом случае
выступает как способ уничтожения
его истончившейся связи с
миром, за чем следует переход
в нирвану, ведь он уже выполнил то,
что должен был выполнить.
Как
мы уже говорили, в буддизме существует
так называемый восьмеричный путь к
истине, который описывает то, как
люди должны жить. Буддизм отмечает,
что если человек следует восьмеричному
пути во всех его категориях, то он сможет
достичь гармонии и счастья, достичь
состояния нирваны. А в чем
ж смысл этого восьмеричного
пути?
- Праведное
знание. Это начальный этап. Человек
должен понять то положение, в котором
он находится, должен осознать себя, свой
внутренний мир, и тогда это станет отправной
точкой дальнейшего развития.
- Праведная
решимость. После того, как ты понял,
в каком состоянии находишься, понял зло
и добро и их разделение в себе, ты должен
исполниться решимости это преодолеть
и развить в себе только добро.
- Праведные
слова. После того, как ты исполнился
решимостью идти по пути добра, необходимо
следовать по этому пути. Недостаточно
просто мыслить какими-то правильными
категориями, нужно, чтобы твои слова также
были чистыми.
- Праведные
поступки. Если ты понял, что такое правда,
и решился встать на путь истины, твои
поступки должны отражать понимание истины.
Необходимо правильно строить свои отношения
с другими людьми.
- Праведный
образ жизни. Это уже не просто конкретные
поступки, которые ты совершаешь ежедневно.
Это значит, что ты не можешь позволить
себе заниматься той деятельностью, которая
противоречит твоему пониманию истины.
Именно поэтому буддизм говорит как о
чем-то недопустимом о таких явлениях,
как наркомания, проституция, алкоголизм..
- Праведное
усердие. Если ты понял, что такое праведность,
если ты решил воплотить это в жизнь, то
необходимо прикладывать значительные
усилия, чтобы твои благие помыслы перешли
в конкретные поступки. Это тот шаг, который
часто является для нас непреодолимым
барьером.
- Праведные
помыслы. Очень важно не только то, что
мы говорим и что мы делаем, но и чем мы
руководствуемся в поступках, каковы наши
мотивы.
- Праведное
созерцание. В буддизме особое внимание
придается именно этой составляющей восьмеричного
пути, ведущего к совершенству и просветлению.
Именно через созерцание Будды были открыты
великие истины. В нашей повседневности
мы занимаемся какими-то делами не давая
себе труда остановиться и взглянуть внутрь
себя, понять, что это такое, задуматься
над чем-то, выходящем за рамки суеты. Важно
уделять какое-то время в жизни самосозерцанию,
попытке осознать себя и свои взаимоотношения
с окружающим миром, поиску смысла жизни.
I.
Этап мудрости.
- Правильное
воззрение. На этом этапе человек должен
усвоить и освоить Четыре Благородные
Истины и другие базовые положения буддизма,
внутренне пережить их и сделать основой
мотиваций своих поступков и всего своего
поведения.
- Правильная
решимость. Теперь человек должен решиться
раз и навсегда встать на путь, ведущий
к освобождению, руководствуясь принципами
буддийского учения.
II.
Этап нравственности.
- Правильная
речь. Буддист должен всячески избегать
лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани
и распространения слухов и сплетен, питающих
вражду.
- Правильное
поведение. Миряне-буддисты принимают
минимальное количество обетов, способствующих
накоплению благой кармы. Они таковы:
- Ненасилие,
непричинение вреда живым существам: «без
палки и меча идет он по жизни, исполненный
любви и сострадания ко всем живым существам»;
- Отказ от
дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше);
- Неприсвоение
того, что принадлежит другому; отказ от
воровства;
- Правильная
сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле
«не прелюбодействуй»);
- Отказ от
употребления опьяняющих напитков, делающих
сознание мутным, а поведение трудно поддающимся
контролю.
У монахов
и монахинь обетов гораздо больше
(несколько сотен). Они подробно описываются
в разделе «Виная» буддийской
Трипитаки (особенно важен текст
под названием «Пратимокша»/«Патимоккха»).
Обеты монахов ориентируют их
жизнь уже не на улучшение кармы,
а на ее полное исчерпание и достижение
нирваны.
- Правильный
образ жизни. Это то же правильное поведение,
но взятое как бы в социальном измерении.
Буддист (как монах, так и мирянин) должен
воздерживаться от занятий любой формой
деятельности, несовместимой с правильным
поведением. Он должен воздерживаться,
например, от торговли живыми существами,
людьми и животными, от торговли оружием
(вместе с тем буддизм не запрещает мирянам
служить в армии, поскольку армия рассматривается
как средство защиты живых существ в случае
агрессии, тогда как торговля оружием
провоцирует конфликты и создает предпосылки
для них), от распространения алкоголя
и наркотиков, от занятий проституцией
и любыми профессиями, связанными с обманом
(гадания, предсказания судьбы, составление
гороскопов и тому подобное).
III.
Этап сосредоточения.
- Правильное
усердие. Данный этап и все его ступени
предназначены в основном для монахов
и заключаются в постоянных занятиях буддийской
йогой. Санскритское слово «йога» образовано
от корня «йудж» — связывать воедино,
запрягать, сопрягать. Поэтому слово «йога»
родственно русскому слову «иго» и английскому
слову «yoke» — «ярмо», «иго». Слово «йога»,
таким образом, означает концентрацию,
сосредоточение, связывание в один пучок
всех сил для достижения цели. Этим словом
в Индии издревле называли различные весьма
сложные системы психофизического тренинга
(«психопрактика», «психотехника»), направленного
на изменения сознания и перехода из профанного,
мирского, сансарического состояния в
сакральное состояние «бессмертия и свободы».
Йога в узком смысле слова — одна из ортодоксальных
брахманистских религиозно-философских
систем (даршан), созданная риши (мудрецом)
Патанджали в IV — V веках н. э. Йога в широком
смысле — любая форма психопрактики,
направленной на достижение освобождения
от сансары (нирвана, мокша, мукти, кайвалья);
в этом смысле можно говорить о буддийской
йоге, джайнской йоге, индуистской йоге
и т. д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты
и члены различных религиозных монашеских
сообществ. О «правильной решимости» здесь
говорится в смысле развития установки
на углубленное и соответствующее традиции
занятие йогическим созерцанием для перехода
в нирвану.
- Правильное
памятование. Целостный и всеохватный
контроль над всеми психоментальными
и психофизическими процессами при развитии
непрерывной осознанности. Главные методы
здесь — шаматха (успокоение сознания,
прекращение волнения психики, избавление
от аффектов и психоментальной нестабильности)
и випашьяна (аналитическое созерцание,
предполагающее культивирование благих,
с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих
состояний сознания).
- Правильное
сосредоточение, или правильный транс.
Достижение собственно самадхи, предельной
формы созерцания, при которой исчезают
различия между созерцающим субъектом,
созерцаемым объектом и процессом созерцания.
Буддийская традиция описывает многочисленные
виды самадхи, некоторые из которых не
ведут к нирване. Правильная практика
самадхи в конечном итоге приводит монаха
к освобождению, и он становится архатом
(«достойным»; тибетская этимология этого
слова «победитель врагов», то есть аффектов
— клеш, не является филологически корректной).