Национальные религии: конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:40, реферат

Краткое описание

Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается “компромиссное” определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения.
Выражение «ранний синтоизм» относится к религиозной жизни, которая процветала в Японии до того, как в VI веке от Рождества Христова в страну пришел буддизм.
Иудаизм - это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля - основа иудаизма.
Индуизм, основная религия Индии и одна из мировых религий.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 50.25 Кб (Скачать)

     Практика  синтоизма

     Реальная  жизнь синтоистов довольно разнообразна, но сосредоточена она главным  образом вокруг святилищ. Священную  землю синтоистского святилища  отмечают тории — большие ворота в форме греческой буквы «пи», но с двумя горизонтальными брусьями. Вдоль дороги от тории к главному зданию непременно есть места для омовений. 
Главное здание святыни обычно разделено на несколько частей. На самом главном месте расположено синтаи (это может быть зеркало, драгоценность или меч — воплощение ками). Синтаи само по себе не является объектом поклонения. Верующие поклоняются божеству, которое обитает в синтаи.

     Женщина, идущая на поклонение, при приближении  к главному зданию должна на пути своего следования остановиться, чтобы совершить  омовение водой. Затем следуют приношения - женщина бросает монеты в ящик для пожертвований или возжигает  благовония. Перед главным зданием святилища она поворачивается лицом к алтарю, склоняет голову, дважды хлопает в ладоши, чтобы призвать ками, и складывает руки ладонями вместе перед лицом. В этой позе она возносит молитвы ками. Более преданные верующие совершают тщательное ритуальное очищение и спокойно ожидают, когда придут ками, чтобы пообщаться с ними. Во многих домах есть небольшие семейные алтари (ками-дана), где совершается ритуал почитания предков.

     Главным общественным праздником синтоизма  является ежегодный мацури. В широком смысле слова мацури означает всю синтоистскую ритуальную систему, включая ритуализацию самой жизни. Однако в более узком понимании мацури — местный праздник синтоистов, посвященный конкретному ками и имеющий целью призвать его. 

     Иудаизм

     Говорят, что чужд вере тот, кто озабочен проблемой  названия и определения религиозной системы. Тот же, для кого религия - часть личности, не интересуется систематизацией и не вводит каких-либо определений. Для иудейской религии такой подход как нельзя более верен. Поразительно, что в иврите - священном языке евреев - понятие "иудаизм" отсутствует. Действительно, в иврите вы не найдёте слова, которое означало бы религию. Поэтому нужно быть очень осторожным, давая определение иудаизму как религии, описывая его именно с этой точки зрения. Наиболее близкими по смыслу являются слова "даат" ("познание", "знание") и "эмуна" ("вера", "доверие").

         Иудаизм - это религия еврейского  народа, для которого вера и  долг обязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля - основа иудаизма. Тот, кто хочет принять иудаизм действительно принимается еврейским народом, однако заявление о приверженности к иудейской вере здесь является самым важным и решающим. Если подтверждения нет, обращение в иудаизм становится недействительным, даже при условии соблюдения всех формальностей.

       Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство  и ислам. Все три религии  имеют много общего, как в отношении  географии происхождения, так  и в отношении теологической  системы. Еврейская Библия стала  самой влиятельной книгой в  истории человечества: иудеи и  христиане причисляют её к  своим важнейшим религиозным  текстам. Имеет много общего  она и с Кораном. Некоторые  ее центральные идеи - о существовании  Единого Бога, единого универсального  морального кодекса о том, что  люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что  евреи - народ, избранный Бога изменили образ жизни человечества и его понимание смысла своего существования. Даже последняя из этих идей (избранность евреев Богом) сильно повлияла и на не евреев. Её позаимствовало христианство, утверждающее, что особый завет между Богом и его народом перешёл от евреев к церкви из-за греха, поклонения золотому тельцу. Ислам так же полагает, что Муххамад и его последователи стали новыми посланцами Бога т.к. христиане пренебрегали исполнением заповедей.

     Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков.

     Наследием Авраама стал монотеизм - вера в то, что для человечества существует единый Бог и, что его главная забота - чтобы люди вели себя нравственно.

     Ицхак - сын Авраама и его жены Сары. Был его приемником и передал веру свою и своего отца последующим поколениям.

     Яаков - сын Ицхака и Ривки. У него было 12 сыновей (от которых происходят все евреи) и одна дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Яакова.

     В глазах евреев патриархи - не отдалённые и смутные исторические фигуры, но часть их повседневной религиозной  жизни.

     Танах - сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Навиим (Пророки) и Ктувим (Писания).

     Первые  пять книг Танаха составляют Тору, центральный документ иудаизма. Наряду с историей праотцов, Моше (Моисей) и исхода из Египта они содержат 613 заповедей. На иврите эти пять книг также называют Хумаш. история гласит, что эти книги были продиктованы Моше Богом на горе Синай примерно в 1220 году до н.э., вскоре после выхода из Египта.

     Вторая  группа книг Танаха - Навиим (Пророки), девять книг, прослеживающих историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше (около 1220года до н.э.) до разрушения вавилонянами первого Храма и изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 год до н.э.).

     Заключительные  книги Танаха именуются Ктувим (Писания). Их можно разделить на две группы. Первая носит исторический характер, вторая включает в себя 150 псалмов (теилим).

     Две основы иудаизма – Танах и Талмуд. Если  Танах стал также основным текстом христианства, Талмуд представляет интерес только для евреев. В средние века некоторые христианские авторитеты сделали из этого вывод, что если уничтожить Талмуд и оставить евреям только Танах, они станут охотнее обращаться в христианство. Пятнадцать раз католические идеологи (иногда сами папы) объявляли Талмуд запрещённой книгой, подлежащей сожжению. Самая знаменитая такая акция состоялась в 1240 году поле суда в Париже, признав Талмуд богохульным. Сам король Людовик 9 приказал доставить книгу на сад. Один из защитников рабы Йехиэль обратился к собравшимся: « Мы готовы умереть за Талмуд.… Наши тела в вашей власти, но не души».  Но дело было предрешено. Книга осуждена. Два года спустя, 17 июня 1242 года, по приказу инквизиции было сожжено 24 телеги с рукописными томами Талмуда.

     Несмотря  на ещё 14 позднейших случаев сожжения Талмуда, заставить евреев забыть книгу не удалось. Талмуд до сих пор остаётся основой традиционного еврейского образования.

     Кабала - термин, применяемый к целому ряду разновидностей еврейского мистицизма. Кабала стремится проникнуть в самые глубины Божественной сущности. В Талмуде есть история, повествующая о четырёх мудрецах  (Бен Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и рабы Акива), которые собрались вместе и занялись мистическими  упражнениями,есть мнение, что им удалось попасть в ган эден (райский сад). Бен Азай, отмечает Талмуд, «посмотрел и сошёл сума, Бен Зома умер. Элиша бен Авуя стал еретиком и изменил иудаизму. Один рабы Акива зашел с миром и вышел с миром. Именно этот случай наряду с более поздними фактами утраты рассудка вынудили мудрецов вынести в 17 веке решение, по которому Кабалу разрешалось изучать только женатым мужчинам старше 40 лет, хорошо знакомым с Торой и Талмудом и, у которых есть два ребёнка разных полов старше 13 лет.

     Самая известная кабалистическая книга  – «Зогар», обнародованная в 13 веке Моше де Леоном, который утверждал, что её авторство принадлежит мудрецу 2 века Шимону бар Йохаю. Некоторые современные ученые считают, что Де Леон сам был автором «Зогара», ортодоксальные кабалисты по-прежнему уверены в авторстве Шимона бар Йохая – для них он не только автор книги, но и человек, зафиксировавший мистическую традицию, уходящую к временам Моше.

     Книга «Зогар написана на арамейском языке (как и Талмуд) в виде комментариев  к пяти книгам Торы. Если большинство комментариев интерпретируют Тору как повествовательный и правовой текст, то мистики склонны рассматривать её «как систему символов», которые открывают тайны установления космоса и даже секреты Б-га.

     Кабала  издавна была одной из ведущих  сфер еврейской мысли. В Кабале встречаются идеи, которые многим кажутся нееврейскими, например, вера в переселение душ. Между 1500 и 1800 гг., отмечает Шолем, «Кабала широко считалась подлинной европейской теологией», и почт никто не воспринимал её критически. Однако с вхождением евреев в современный мир, в котором рациональное значение ценится выше, чем мистическое, о Кабале стали забывать. В последние годы заметен рост интереса к Кабале, сегодня она изучается евреями-хасидами и многими не верующими евреями, воспринимающими её как часть альтернативной контр культуры.

     Правовой  кодекс, известный как «Шульхан арух» («Накрытый стол»), составлен известным сефардским раввином Йосефом Каро в середине 16 в. и до сих пор считается эталонным кодексом норм иудаизма. Когда раввины должны принять решение по проблеме еврейского права, первой книгой, которую они возьмут, будет «Шульхан арух». Причина такого всеобщего признания в том, что здесь содержаться обычаи и установления как сефардов, так и ашкеназов (тогда как боле ранняя книга Рамбама «Мишне Тора» содержит правовые нормы только сефардов, во многом отличные от практики  европейских евреев). Это следствие счастливой случайности: когда р. Й. Каро составлял свой кодекс, такой же труд планировал польский раввин рабы Моше Исерлес. Р. М. Исерлес (известный как Рама) поначалогорчился, узнав о работе р. Й. Каро, т.к. знал, что р. Й. Каро более крупный знаток право, но скоро понял, что по отдельности они не сумеют удовлетворить потребности всей еврейской общины. И «Шульхан арух» был выпущен как сборник, где сначала идут установления р. Й. Каро, а затем, курсивом, - дополнения и разъяснения р. М. Исерлиса.

     «Шульхан арух» состоит из четырёх томов:

  1. «Орах хаим»- законы молитвы и праздников.
  2. «Йоре деа» - различные нормы, включая касающиеся благотворительности, изучения Торы и кулинарии (кашрут).
  3. «Эвен гаэзер» - законы брака и развода.
  4. «Хошен мишпат» - еврейское гражданское право.

     По  сей день достойными звания раввина  считаются лишь те, кто сдал экзамены по «Шульхан аруху».   

     Индуизм

     Индуизм, основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает большую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.

     Индуизм охватывает широкое многообразие верований  и обрядов. Терпимость, с которой  в рамках индуизма относятся к  разнообразию религиозных форм, пожалуй, уникальна среди мировых религий. В индуизме нет ни церковной иерархии, ни верховного авторитета, это всецело децентрализованная религия. В отличие от христианства или ислама, у индуизма не было своего основателя, чье учение распространялось бы последователями. Большая часть фундаментальных положений индуизма была сформулирована во времена Христа, однако корни этой религии еще древнее; иные из богов, которым поклоняются индуисты сегодня, были предметом поклонения их предков почти 4000 лет назад. Индуизм развивался постоянно, вбирая в себя и истолковывая на свой лад верования и обряды разных народов, с которыми входил в соприкосновение.

     Несмотря  на противоречия между различными вариантами индуизма, в основе всех их лежат  несколько определенных фундаментальных  положений.

     За  пределами вечно изменчивого  физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, в где продолжает новую жизнь.

     Судьба  души в каждой новой жизни зависит  от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем человеком, богом или, допустим, ничтожным насекомым.

     Для большинства индуистов важным элементом  религиозных верований является сонм богов. В индуизме насчитываются  сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы или инкарнации Вишну; Сива (Шива); и бог-творец Брахма.

Информация о работе Национальные религии: конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм