Мусульманское право и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:06, реферат

Краткое описание

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго- Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер. Это специфическая правовая система, которая существует в рамках исламской религии, имеет государственный характер. Мусульманской право можно рассматривать как часть религии ислама, возникающей вместе с шариатом. Исполнение предписаний мусульманского права выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм

Оглавление

Введение
1.Основные черты мусульманской правовой системы………..…………..4
2.Источники мусульманского права……………………….………………..6
2.1.Коран………………………………………………………….………....6
2.2.Сунна…………………………………………………….……………....7
2.3.Иджма………………………………………………….………………...7
2.4.Кияс…………………………………………………….………………...8
2.5. Фирманы, кануны………………………………………………………9
3. Право мусульманских стран: право арабского Халифата………..........9
3.1.Право личного статуса…………………………………………………9
3.2.Правовое регулирование имущественных отношений…………….10
3.3.Обязательства…………………………………………………..………10
3.4. Семейные отношения………………………………………………….11
3.5. Наследственное право…………………………………………………12
3.6. Преступления и наказания………………………………………….....12
3.7. Судебный процесс…………………………..………………………….13
Заключение……………………………………………………………………15
Терминологический словарь...……………………………………....………………………………………………....………16
Список использованных источников………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат по религиоведению.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

   Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата.

3.3.  Обязательства

    В шариате не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов.

    Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей.

В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д.

3.4. Семейные отношения.

    Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп.     Так как согласно преданию, Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

     Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества.

    Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно.

Коран разрешал мужу применять  к женам различные наказания, включая телесные. В мусульманском  праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось.

3.5. Наследственное право

    Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего, прежде всего покрывались расходы связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не могли переходить наследникам.

      Оставшееся имущество переходило к законным наследникам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наследству. Так, в первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.

На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные  супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленными  действиями, вызвали смерть наследодателя.

3.6. Преступления и  наказания.

     Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

     Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. В шариате предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата.

      Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от четырех до двух видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер

3.7. Судебный процесс.

    Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела возбуждались не от имени государственных органов, а заинтересованными лицами (за исключением преступлений, направленных против государственной власти). Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.. При вынесении решения судья, за исключением сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупотреблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или, по крайней мере, смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийстве). Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Под влиянием правовых  систем развитых стран мусульманская  правовая система эволюционирует. Получает развитие законотворческая  деятельность, принимаются кодексы,  совершенствуется деятельность  судов. Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман. Декларация провозглашает и гарантирует права на жизнь, на свободу, на равенство и недопущение никакой дискриминации, на справедливость, на справедливый судебный процесс, на защиту против превышения власти, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, право убежища, защиту права немусульманских меньшинств, на обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, на свободу вероисповедания, собраний, гарантированный экономический порядок, на защиту собственности, статус и звание трудящихся, на социальное обеспечение, на создание семьи. Гарантированы права замужней женщины: право жить в доме, где живет ее муж; получать средства, необходимые для поддержания уровня жизни не ниже ее супруга; право расторжения брака (хулы); право наследования; право на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам и др. Гарантированы право на образование, на личную жизнь, на свободу перемещения и места жительства

 

 

 

.

Терминологический словарь

Джизья - налог, выплачиваемый всеми немусульманами поголовно, не учитывая ни пол, ни возраст, ни финансовое, ни общественное положение человека. 

 Кисас – в мусульманском праве категория преступлений, за которые шариат устанавливает точную санкцию - кисас, означающую, по общепринятому определению, "возмездие", т. е. наказание, "равное" по тяжести совершенному противоправному деянию. Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Коран –(аль-Куран – «чтение», «чтение вслух» от араб. караа «читать») – священная книга мусульман. Состоит из 114 сур, откровений, которые были получены пророком Мухаммадом.По представлениям мусульман, текст Корана, как послание, адресованное арабам, был вложен в уста Мухаммада самим богом. 
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе.

Тазир — в мусульманском праве все преступления, наказания за которые прямо не предусмотрены Кораном, поэтому устанавливаются по усмотрению законодателя.

Хадд - в мусульманском праве категория преступных деяний, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины (права Аллаха) и, во-вторых, влекут наказания, либо однозначно определенные Кораном или сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой праведных халифов. 

Шариат (от арабск. «шари’а» — «прямой, правильный путь») — система мусульманского права — не просто свод юридических норм. Шариат не разделяет сферы морали и права, и потому это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. 

Список  использованных источников

 

  1. Галазны П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.:Курс,1980г.
  2. Васильев Л.С. История религии Востока.-М.: Знание,1983.246с.
  3. Кислюк К.В.,Кучер О.Н. Религиоведение:Учебное пособие для Высших учебных заведений.-Х.:Торсинг,2002.496с.
  4. Радугин А.А. Введение в религиоведение.-М.:Знание,1987.286с.

Информация о работе Мусульманское право и его особенности