Мусульманское право и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:06, реферат

Краткое описание

Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго- Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер. Это специфическая правовая система, которая существует в рамках исламской религии, имеет государственный характер. Мусульманской право можно рассматривать как часть религии ислама, возникающей вместе с шариатом. Исполнение предписаний мусульманского права выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм

Оглавление

Введение
1.Основные черты мусульманской правовой системы………..…………..4
2.Источники мусульманского права……………………….………………..6
2.1.Коран………………………………………………………….………....6
2.2.Сунна…………………………………………………….……………....7
2.3.Иджма………………………………………………….………………...7
2.4.Кияс…………………………………………………….………………...8
2.5. Фирманы, кануны………………………………………………………9
3. Право мусульманских стран: право арабского Халифата………..........9
3.1.Право личного статуса…………………………………………………9
3.2.Правовое регулирование имущественных отношений…………….10
3.3.Обязательства…………………………………………………..………10
3.4. Семейные отношения………………………………………………….11
3.5. Наследственное право…………………………………………………12
3.6. Преступления и наказания………………………………………….....12
3.7. Судебный процесс…………………………..………………………….13
Заключение……………………………………………………………………15
Терминологический словарь...……………………………………....………………………………………………....………16
Список использованных источников………………………………………..17

Файлы: 1 файл

реферат по религиоведению.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки, молодёжи и  спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Религиоведение»

На тему: «Мусульманское право и его особенности»

 

 

Выполнила:

Ст.гр. Эк-21д

Юсупова Тамила

Проверил:

Проф. ,д.ф.н.

Бабинов Ю.А.

 

Севастополь

2012

Содержание

 

Введение

1.Основные черты мусульманской правовой системы………..…………..4

2.Источники  мусульманского права……………………….………………..6

   2.1.Коран………………………………………………………….………....6 
   2.2.Сунна…………………………………………………….……………....7 
   2.3.Иджма………………………………………………….………………...7 
   2.4.Кияс…………………………………………………….………………...8 
   2.5. Фирманы, кануны………………………………………………………9

3. Право мусульманских стран: право арабского Халифата………..........9 
   3.1.Право личного статуса…………………………………………………9 
   3.2.Правовое регулирование имущественных  отношений…………….10 
   3.3.Обязательства…………………………………………………..………10 
  3.4. Семейные отношения………………………………………………….11 
  3.5. Наследственное право…………………………………………………12 
  3.6. Преступления и наказания………………………………………….....12 
  3.7. Судебный процесс…………………………..………………………….13

Заключение……………………………………………………………………15

Терминологический словарь...……………………………………....……………………………………………....………16

Список  использованных источников………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго- Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер. Это специфическая правовая система, которая существует в рамках исламской религии, имеет государственный характер. Мусульманской право можно рассматривать как часть религии ислама, возникающей вместе с шариатом. Исполнение предписаний мусульманского права выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм.Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. В изучении ислама как религиозной системы знание основ шариата – систематизированного свода мусульманских законов – имеет первостепенное значение.

 

 

 

 

 

 

  1. Основные черты мусульманской правовой системы.

 

     Мусульманское  право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.  Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить. Шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.  Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона. 

Мусульманское право имеет четыре источника:

1.      Священная книга Коран,  состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;    

2.      Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;    

3.      Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;     

4.      Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,  которые  не  охватываются  предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придаётся законный, общественный характер. 

     Основное   содержание  мусульманского  права  - вытекающие из ислама правила поведения верующих  и  наказания  (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.

     Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Тесная связь  права с теологией ислама нашла  свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

  • Обязательные (фарз) - строго обязательные, предписанные деяния;
  • Желательные (мандуб) - одобряемые, но не обязательные деяния;
  • Запрещённые (харам) - категорически запрещенные действия;
  • недостойные  (макрух) - незапрещенные, но неодобряемые действия;
  • дозволенные (мубах) - действия, к которым ислам относится нейтрально.   

Одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата  многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок  разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена  очень жесткая система наказаний

 

  1. Источники мусульманского права.

 

    1. Коран.

     Важнейшим  источником шариата считается  Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение  вслух", "назидание") - священная  книга мусульман, содержащая высказывания  Аллаха последнему из пророков  и посланцев Магомету. Коран содержит нормы о религиозных обрядах, закрепляет моральные предписания, обычаи и традиции, регламентирующие уклад жизни и образ поведения мусульман. Являясь религиозным текстом, Коран в чем-то сходен с Ветхим Заветом и Евангелием. В то же время положения Корана имеют юридическое значение, его положения выступают источником права. Структурно Коран состоит из общих положений — религиозно-нравственных ориентиров, позволяющих распространительно толковать многие его положения, и конкретных правил поведения, своего рода установок о том, как разрешать конкретные споры, конфликты.            

Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть  этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.         

 

 

    1. Сунна.

   Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были

составлены в  сборниках  сунны, наибольшую известность из которых  получил Бухари. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» полностью относился к усмотрению богословов-правоведов и судей.

    Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.

    1. Иджма.

    Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.

     Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

     Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

     2.4.  Кияс.

    Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.

Но в руках мусульманских  судей, кияс часто становился и оружием  откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.

    В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).

 

 

 

 

      2.5. Фирманы, кануны.

     Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

 

 

3.Право мусульманских стран: право арабского Халифата.

 

    3.1. Право личного статуса.

    Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.

Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей.

3.2. Правовое регулирование имущественных  отношений

    Важное место в мусульманской правовой системе занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой системе было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли непригодные для обработки и т.п.

Информация о работе Мусульманское право и его особенности