Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:06, реферат
Самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго- Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что они функционируют на религиозной основе ислама — религии, имеющей государственный характер. Это специфическая правовая система, которая существует в рамках исламской религии, имеет государственный характер. Мусульманской право можно рассматривать как часть религии ислама, возникающей вместе с шариатом. Исполнение предписаний мусульманского права выступает своеобразной формой богослужения, а личное благочестие должно гарантировать соблюдение правовых норм
Введение
1.Основные черты мусульманской правовой системы………..…………..4
2.Источники  мусульманского права……………………….………………..6
   2.1.Коран………………………………………………………….………....6 
   2.2.Сунна…………………………………………………….……………....7 
   2.3.Иджма………………………………………………….………………...7 
   2.4.Кияс…………………………………………………….………………...8 
   2.5. Фирманы, кануны………………………………………………………9
3. Право мусульманских стран: право арабского Халифата………..........9 
   3.1.Право личного статуса…………………………………………………9 
   3.2.Правовое регулирование имущественных  отношений…………….10 
   3.3.Обязательства…………………………………………………..………10 
  3.4. Семейные отношения………………………………………………….11 
  3.5. Наследственное право…………………………………………………12 
  3.6. Преступления и наказания………………………………………….....12 
  3.7. Судебный процесс…………………………..………………………….13
Заключение……………………………………………………………………15
Терминологический словарь...……………………………………....………………………………………………....………16
Список  использованных источников………………………………………..17
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Севастопольский национальный технический университет
Реферат
По дисциплине: «Религиоведение»
На тему: «Мусульманское право и его особенности»
Выполнила:
Ст.гр. Эк-21д
Юсупова Тамила
Проверил:
Проф. ,д.ф.н.
Бабинов Ю.А.
Севастополь
2012
Содержание
Введение
1.Основные черты мусульманской правовой системы………..…………..4
2.Источники 
мусульманского права……………………….
   2.1.Коран………………………………………………………
   2.2.Сунна…………………………………………………….
   2.3.Иджма………………………………………………….…
   2.4.Кияс…………………………………………………….…
   2.5. Фирманы, кануны………………………………………………………9
3. Право мусульманских стран: 
право арабского Халифата………..........9 
   3.1.Право личного статуса…………………………………………………9 
   3.2.Правовое регулирование имущественных  отношений…………….
   3.3.Обязательства…………………………………
  3.4. Семейные отношения………………………………………………….
  3.5. Наследственное право…………………………………………………12 
  3.6. Преступления и наказания………………………………………….....
  3.7. Судебный процесс…………………………..………………………….
Заключение……………………………………………………
Терминологический 
словарь...……………………………………....……………………………………………....………16
Список использованных источников………………………………………..17
Введение
       
Самой поздней по времени возникновения 
мировой религией является ислам, или 
мусульманство. Это одна из самых распространенных 
религий: приверженцев ее насчитывается 
около 900 миллионов, преимущественно в 
Северной Африке, Юго- Западной, Южной 
и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы 
почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные 
и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. 
Много мусульман также среди северо-индийских 
народов. Особенность 
правовых систем мусульманских 
стран в том, что они 
функционируют на религиозной 
основе ислама — религии, 
имеющей государственный 
характер. Это специфическая 
правовая система, которая 
существует в рамках 
исламской религии, 
имеет государственный 
характер. Мусульманской 
право можно рассматривать 
как часть религии ислама, 
возникающей вместе 
с шариатом. Исполнение 
предписаний мусульманского 
права выступает своеобразной 
формой богослужения, 
а личное благочестие 
должно гарантировать 
соблюдение правовых 
норм.Население Индонезии 
почти целиком придерживается ислама. В изучении ислама 
как религиозной системы знание основ 
шариата – систематизированного 
свода мусульманских законов – имеет 
первостепенное значение.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить. Шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.
Мусульманское право имеет четыре источника:
1. Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
3. Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;
4.      Кияс - рассуждение по аналогии о 
тех явлениях жизни мусульман,  которые  не  охват
     Основное   содержание  мусульм
Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
Одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).
Предписания шариата 
многочисленны и строги. Они определяют 
все нормы взаимоотношений 
     Важнейшим 
источником шариата считается 
Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение 
вслух", "назидание") - священная 
книга мусульман, содержащая 
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были
составлены в сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» полностью относился к усмотрению богословов-правоведов и судей.
Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов.
Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
2.4. Кияс.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывающим острые разногласия между разными направлениями, был кияс- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета.
Но в руках мусульманских судей, кияс часто становился и оружием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями- ханифатами.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).
2.5. Фирманы, кануны.
Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов-фирманы. В последующем, в других мусульманских государствах, с развитием законодательной деятельности, в качестве источника права, стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы- кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.
3.Право мусульманских стран: право арабского Халифата.
3.1. Право личного статуса.
Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело.
Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей.
3.2. Правовое регулирование 
Важное место в мусульманской правовой системе занимали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой системе было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые "нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и т.д. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделялось государственное имущество, земли принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли непригодные для обработки и т.п.