Моя родословная. История имен и фамилий

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:23, доклад

Краткое описание

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Файлы: 1 файл

Гордиться славою своих предков не только (Автосохраненный).docx

— 6.62 Мб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

 

 

 

Практико-ориентированная  работа

на тему: «Моя родословная. История имен и фамилий»

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила: учитель начальных классов

МОУ СОШ №8 г. Ступино 

Грошева Надежда Владимировна

 

 

 

 

 

                                                                                           Научный руководитель:

                                                                        Кутикова Наталья Анатольевна

 

 

 

 

Москва 2012

                                  

 

                                                                        Гордиться славою своих предков не только                  

                                                                                           можно, но и должно; не уважать оной

                                                                                           есть постыдное малодушие.

                                                                                                                                А. С. Пушкин 

 

   На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до  40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

    До  недавнего времени приходилось  видеть и констатировать катастрофический  упадок знаний по этому вопросу.  Желание знать свою родословную  имели всего лишь  2- 3 % людей.  Однако в настоящее время общественный  интерес растет и набирает  силу. В основном энтузиастами  в этом деле являются школьники,  учителя и родители, для которых  история, культура, обычаи не пустой  звук, а истинная ценность. Дети должны знать ответы на вопросы: « Кто я? Кто мои предки? Кто мои дед и прадед?» и   другие.    

   Изучая на уроках окружающего мира тему «Происхождение древнего человека», я столкнулась с проблемой: дети не  знают своего генеалогического дерева. Актуальность данной темы не вызывает сомнения.                                                                                                                                                                    Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из  наиболее значимых.  Поэтому возникла проблема в изучении данной темы. В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок»….. С учетом этого и была выбрана тема исследования « Моя родословная»

                                                                                                                                                             Объект исследования- учащиеся третьего класса и их семьи.

  Предметом  исследования является родословная каждого ученика в отдельности.

 

 

 

 Целью исследования - создание генеалогического дерева каждого ученика, в форме семейной книги.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Задачи - определить понятийный аппарат используемых терминов,

                 - познакомиться с историей создания  и развития каждой семьи,

                 -изучить, какое влияние оказало  создание родословной на развитие                                                  

                       учащихся.

Основу  гипотезы исследования составило предположение о том, что в результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

  В   ходе исследования используются  следующие группы методов:

        - теоретические (анализ литературы, моделирование общей гипотезы  исследования и проектирование  результатов и процессов их  достижения на различных этапах  поисковой работы),

      -эмпирические (опорно-диагностические методы - анкетирование, беседы, анализ творческих работ, наблюдения, и другие),

      -статистические (оценка статистической  значимости гипотезы).                                      

               Исследование включает в себя три этапа:

  1. Родительское собрание на тему « Уроки семейной любви». На собрание предлагается разыграть несколько семейных сцен. Часть родителей выступают в роли детей, а другая- в роли родителей, и наоборот. В результате этой игры выявляются понятия «семья» и «традиции семьи». Одновременно дети пишут сочинения на темы: «Моя семья», « Традиции моей семьи»,  «Имена, которыми я горжусь».
  2. Учащиеся вместе с родителями составляют генеалогическое дерево своей семьи и организуется выставка работ на тему: «Кто я? Откуда я?»

Дети  собирают информацию о своих предках  и с помощью родителей  оформляют  творчески свое генеалогическое  дерево.

  1. Проводится праздник «Моя родословная».

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе впервые представляется опыт изучения генеалогического дерева с учащимися младших классов.

  Практическая значимость результатов исследования определяется                  тем, что его результаты помогают решать такие важные задачи, как повышение самооценки ребенка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков, разрешение различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно- нравственной личности.

 

 

 

 

                    Внеклассное мероприятие «Моя родословная»                                       

Цели: развитие интереса к истории своей семьи, родословной;

            воспитание чувства любви к  своей семье и гордости за  нее,

           чувства уважения к родителям.

Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом»;

                              карточки  с заданиями, пословицы, генеалогическое дерево,

                              рисунки, поделки, фотографии, книга   «Семь страниц»,                        

                              подарочные семейные альбомы,  сок «Моя семья».

Ход праздника:  1. Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

       Учитель: Никто из нас не свалился с Луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева.

      Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, тети и дяди, мамы и папы! Сегодня наш вечер посвящен теме «Моя родословная». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать сегодня, «семья».

- Что такое  родословная? (перечень поколений  одного рода)

-Что такое  род? (ряд поколений, происходящих  от одного предка)

- Кто такой  предок? (древний родственник по  роду)

     Учитель: В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен быть доказать свое родословное происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. Для того чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не представляли герб своего рода.

-А может, кто из вас назвать имя своей прабабушки?

- Знаете  ли вы, откуда она родом?

 Я предлагаю всем желающим поделиться самыми интересными сведениями из своей родословной.

   Выступающий (это и дети и родители) садиться в старинное кресло, делиться впечатлениями. Остальные сидят вокруг выступающего.

               Выступает семья Деминых:

 Многие  люди выбирают будущую профессию  с детства, а у нас профессия  выбирает людей. В нашем роду  – потомственные воспитатели.  Прапрабабушка Шлыкова  Елена Ивановна работала воспитателем, а затем и заведующей в первом детском саду деревни Новоселово на Урале. Это было в первые годы после революции (1918-1920г.) В те времена мало кто знал об этой профессии. Но большая любовь к детям и прекрасные организаторские способности помогли  Елене Ивановне внести большой вклад в развитие этой благородной профессии. У прапрабабушки была дочка Лидочка, и когда ей исполнилось шестнадцать лет, она не задумываясь ни на минуту, пошла по стопам матери. Окончив педагогическое училище, она по распоряжению поехала работать в Саратов, где была сначала воспитателем в детском доме. Затем стала методистом и затем заведующей в новом детском саду.  Здесь моя прабабушка Лида встретила своего мужа и они переехали после войны в Тульскую область. У нее было три дочери и все посвятили свою жизнь педагогической деятельности. А вот моя мама стала учителем музыки и мне  прививает тоже любовь к прекрасному. Я учусь в музыкальной школе.  

 

 

 

 

 - Много интересного узнали мы о ваших родственниках. А кто же такие родственники, которые живут вместе с вами? Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приголубит, приласкает, поймет и утешит? Конечно, мамы, бабушки, папы,  родные и близкие вам люди-  то есть ваша семья. О каждой семье можно написать интересную книгу. Давайте и мы сделаем такую книгу, в которой будет семь страниц. Ведь семья- это семь «я». 

                

                    Первая страница- « Седьмое колено».

  Человек рождается на свет, растет и задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине».  Поэтому одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную.

 Мой совет:  храните память о своей семье,  пополняйте свое дерево, передавайте это из поколения в поколение.

                      

 

 

 

                Вторая страница - «Семь цветов радуги»

    Дети- цветы жизни. Рождается человек, получает имя. Оно дается или по церковным книгам, или просто модное  в данный период, а в некоторых

семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи. - Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

             

 

 

     Ч Т Е Ц:       НАШИ ИМЕНА

 Еще с  незапамятных давних времен

Мы носим  немало прекрасных имен.

Все самое  светлое, доброе в них

Вложил человек, словно в песню и в стих.

В них - вера, надежда, святая любовь

Стучит в  них живая истории кровь.

И нам не дает она право забыть

Того кто  мы есть, и того как нам жить.

У имени есть и значенье и цвет

Оно и с  природою держит совет,

Симфонией дивных созвучий своих

Нам имя пленяет  как песня  и стих.

Но в нем  есть и тайная сила своя,

Не помнить  об этом нам тоже нельзя.

А тот  кто сумеет ее разгадать,

Тот сможет и счастье свое отыскать.

От разных народов из разных времен

Пришло к  нам немало любимых имен.

И долг наш  в согласии с именем жить

Как честь, его  свято беречь и любить.

 

 

 

 

 

                       

 

 

Дети рассказывают о своих именах:

 

      

             

 

                  В Е Р А

Тот, кто любит, знает точно:                    

Вера- это  значит «прочно»!                     

В ней терпение и труд                             

С милой скромностью  живут.                  

Не предаст нас не обманет         

И кривить  душой не станет.                  

Вера с  искренней любовью      

Всю исполнит волю Божью   

И сама счастливой будет 

 И о  нас не позабудет. 

 

     

  

              Г Л Е Б 

   Какие прекрасные у вас имена! Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам - своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить ее.

 

                              

 

                                Третья страница - «Семь нот».

   Имена люди имели в течение многих тысяч лет, а примерно в 1066 году стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей. Человек, живший или работающий на мельнице, стал называться Мельников, проживавший в лесу - Лесников.

      

Сочинение Петрова Ивана  «Что я узнал о моей фамилии»

Фамилия Петров - одна из десяти самых частых в России.

Информация о работе Моя родословная. История имен и фамилий