Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:04, практическая работа
Все могучие основатели религий проникали хотя бы на мгновенья в сияние центральной истины; но свет, который они извлекли из неё, преломлялся и окрашивался сообразно их гению и сообразно временам и странам, в которых осуществлялась их миссия.
Можно ли отрицать, после всего указанного нами, что духовное начало Бога, лежащее в основе монотеизма и единства природы, было известно брахманам и жрецам Амона-Ра? Несомненно, что они не вызывали вселенную к жизни посредством внезапного акта творчества, благодаря произвольной прихоти её Творца, как это делают наши наивные теологи. Нет, они извлекали последовательно и постепенно, основываясь на божественной эманации и на законе эволюции, видимое из невидимого, проявленную вселенную из неизмеримых глубин живого Бога. Двойственность мужского и женского начала исходила из первичного единства, троичность человека и вселенной из творческой тройственности и т.д. Священные числа составляли вечный глагол, ритм и орудие Божественности.
Обладали
ли эти патриархи
глубоким прозрением
в духовность и
божественного Начала
и великой цели
человеческого бытия?
Без всякого сомнения.
Уступая в положительных
знаниях как халдейским
магам, так и египетским
жрецам, они превышали
их – по всей вероятности
– той нравственной
высотой и широтой души,
которые являются обычным
спутником бродячей
и свободной жизни.
Для
них божественный
порядок, посредством
которого Элоим управляет
вселенной, переходит
в патриархальный семейный
строй, в уважение к
своим женщинам, в страстную
любовь к потомству,
в попечение обо всем
племени, в гостепримство
по отношению чужеземцов.
Патриархи были естественными
посредниками между
семьей и племенем; посох
патриарха являлся одновременно
и жезлом правосудия.
Влияние их было цивилизующим
и дышало кротостью
и миром. Но от времени
до времени, сквозь легенду
о патриархах просвечивает
и эзотерическая идея.
Так, когда Иаков видел
в Вифеле видение-лестницу
с Элоимом на вершине,
по которой всходили
и нисходили ангелы,
в этом видении можно
узнать иудейский вариант
видения Гермеса и учения
о восходящей и нисходящей
эволюции душ.
Исторический факт величайшего значения, относящийся до эпохи патриархов, дается нам двумя библейскими стихами. Дело идет о встрече Авраама с собратом по посвящению. После окончания войны с царями Содома и Гоморры, Авраам идет засвидетельствовать свое почтение Мельхиседеку. Этот царь имел свое пребывание в крепости, которая позднее получила название Иерусалима. "Мельхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино – он был священник Бога Всевышнего – и благословил его и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли". (Бытие XIV, 18, 19). Здесь мы имеем царя Салимского, который в то же время и первосвященник того же Бога, которому поклоняется и Авраам. Последний относится к Мельхиседеку как к высшему, как к господину, и сообщается с ним при посредстве хлеба и вина во имя Элоима, что в древнем Египте было знакомь общения между посвященными. Была, следовательно, братская связь и существовали условные знаки и общая цель у всех поклонников Элоима от пределов Халдеи до Палестины, и вплоть до некоторых святилищ Египта.
Эта
невидимая монотеистическая
цепь ожидала только
своего организатора.
Таким
образом, между крылатым
Быком Ассирии
и Сфинксом Египта,
издали охранявшим пустыню,
между давящей
тиранией и непроницаемой
тайной посвящения,
выдвигались избранные
племена Аврамитов,
Иаковитов и Бен-Израилей.
Они спасаются бегством от разнузданных пиршеств Вавилона, они отворачиваются от оргий Моавитов, от ужасов Содома и Гоморры, от чудовищного культа Ваала. Под защитой патриархов, племена эти следуют по дороге, отмеченной оазисами с редкими источниками и стройными пальмами. Под палящим зноем дня, под пурпуром заката и под покровом сумрака, теряются они длинной лентой в необъятности пустыни, над которой властвует Элоим. Женщины и дети не знали цели своего вечного передвижения, но все подвигались вперед, уносимые безропотными, терпеливыми верблюдами. Куда стремились они в своем вечном движении? Про то знали патриархи, о том поведает им Моисей.