Мифы и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и анализ мифа и религии как неких форм культуры, их толкования и содержания.
С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека.

Оглавление

Введение.
1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека.
2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.
3. Понятие религии.
4. Религия и ее отношение к знанию.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

мифы и религия.docx

— 35.73 Кб (Скачать)

                                                 

 

План:

 

 

 

 

Введение.                                                                                                                            

 

         1.    Понятие мифа и мифологии и  их значение в жизни человека.

2.    Основные тематические  циклы мифов и их содержание.

3.    Понятие  религии.

4.    Религия и ее отношение  к знанию.

 

Заключение.

 

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение.

 

              Целью данной работы является  изучение и анализ мифа и  религии как неких форм культуры, их толкования и содержания.

 

С мифами и легендами древних  народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием  перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении  неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека. Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, и мы даже не задумываемся над тем, что много тысячелетий назад их создатели верили в абсо-лютную истинность и реальность этих событий.

 

Миф и религия - формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную  взаимосвязь. Стремление людей обрести  финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству  в культуре мифа и религии. Религия как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозные взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой са-моразвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность - непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социо-культурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии.

 

1.Понятие  мифа и мифологии и их значение  в жизни человека

 

         Миф - наиболее  древняя система ценностей. Считается,  что в целом культура движется  от мифа к логосу, то есть  от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

 

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может  достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве2. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.

 

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

 

Мифологическое мировоззрение - начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную часть мифологии составляют космологические мифы.

 

Большое внимание в мифах уделяется  рождению, смерти, испытаниям. Особое место  занимает добыча огня, изобретение  ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

 

Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.

 

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные  в мифах представления тесно  переплетаются с обрядами.

 

Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и  поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских  сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов3.

 

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека4. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

 

    1. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

 

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято  выделять несколько важнейших циклов. Назовем их5:

 

  • космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

 

  • антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

 

  • мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

 

  • эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

 

Космогонические мифы, как правило  делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

 

Антропогонические мифы являются составной  частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется  и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

 

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде", "предвидящий") наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

 

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен". Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе": грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит "конец времен", и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

 

Сказанного достаточно, чтобы подтвердить  сформулированную выше мысль: мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности отличают мифологическое сознание?

 

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты  в единое целое, неразрывное, единое.

 

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

 

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление  или понятие.

 

Миф живет в своем, особенном  времени - времени "первоначало", "первотворения", к которому неприложимы  человеческие представления о течении времени.

 

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет  мир, исходя не из знания, а из веры6.

 

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

 

Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,

 

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между  прошлым, настоящим и будущем  человечества,

 

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

 

3. Понятие  религии.

 

Религия (от пат. religio-совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; Religare - связывать, привязывать; relegere - возвращаться, обдумывать, бояться) - мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, тип мировоззрения, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.

Касаясь происхождения слова, назовем  два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э). В трактате "О природе богов" он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом. Существует и другая версия, которую выдвинул христианский писатель IV в. до н.э. Лактанций. Он полагал, что "религия" происходит от слова religare - "связывать".

Религия - это и определенная связь  между человеком (как конечным существом) и Богом (как и абсолютным началом  мира) и вытекающие из нее (связи), благоговение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Религия - это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-цзи, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммад. Не расходятся с этим осмыслением религии и то, что современные мыслители.

4. Религия и ее отношение к  знанию

 

Мифологическое сознание со всеми данными нами характеристиками получило у Гегеля название «непосредственной» или «естественной» религии. И, действительно, границу между религией и мифологией трудно определить. Культ, который составляет ядро каждой религии, так же, как и мифология, авторитарен, абсолютен, замыкается на социоантропоморфном существе (боге). Миф, обслуживающий культовые действия, несет на себе все характеристики архаического мифа. Культовая сторона религии, этот набор социально значимых коллективных действий, также связана с общением, является одной из форм общения и отражает его, как и мифология, в образной форме.

 

Однако у мифологии и религии  имеются и существенные отличия. Миф представляет собой универсальную единственную на определенном этапе форму общественного сознания. «Мифическое мышление, - пишет А.А. Потебня, - на известной ступени развития - единственно возможное, необ-ходимое, разумное; оно свойственно не одному какому-либо времени, а людям всех времен, стоящим на известной ступени развития мысли» Потебня А.А. Указ. соч. - С. 433.

 

Религия появляется вместе с искусством, политическим сознанием, с выделе-нием умственного труда в специализированную деятельность, с образованием института, выполняющего определенную функцию.

 

Носителем мифологического сознания является общество в целом, религия возникает на основе образования специализированных групп свя-щеннослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологии профессионально.

 

Если миф возникает в период формирования общества и общения не отделяющих себя друг от друга индивидов, то религия - в период, связанный с необходимостью регулировать общение людей, контролируя их поведение не прямо посредством запретов и регламентации, как в родовую эпоху, а опосредованно, воздействуя на их духовный мир. Это особый тип регуляции, действующий наряду с политикоправовыми регуляторами. Потребность в нем объяснялась началом дифференциации внутри общины, а, следовательно, появлением частных интересов; отношения внутри родового общества, которые следует понимать как возможность сравнения разных членов общины только по ограниченному набору признаков, заданных самой общиной, сменяются отношениями личной зависимости индивида перед полисом, общиной азиатского типа, военной демократией. Так, появление личности со своими интересами, своим духовным миром требует над ней особого контроля со стороны общества, осуществляющегося специальным институтом.

 

Процесс вычленения религии из мифологии  в институциональную фор-му со специализированной функцией описан в Библии. Моисей как вождь, наделенный военными и гражданскими полномочиями, не надеясь на собствен-ную силу и авторитет в деле управления народом, обратился к Яхве: «И сказал Моисей Господу: о Господи, человек я неречистый... и тяжело говорю и косноязычен» (Исход. 4, 10). Просьба Моисея заключалась в том, чтобы Яхве послал народу говорить от его имени кого-нибудь другого. Разгневанный за это на Моисея Яхве в конце концов согласился послать в качестве посредника между Моисеем и народом Аарона Левитянина (т.е. жреца): «И будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Там же).

Информация о работе Мифы и религия