Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:15, доклад
Принято считать, что история индейцев Месоамерики развивалась в почти полном отрыве от цивилизаций Старого Света. Но иногда утверждается обратное. Так, например, Лев Гумилев говорит о продолжавшихся до начала нашей эры через Берингов пролив контактах и о том, что тюрко-монгольский верховный титул «каган» происходит от дакотского «wakan».Некоторые исследователи полагают, что существовала некая «циркумполярная цивилизация» (по аналогии с «циркумпонтийской» и, более актуальной для нас «циркумбалтийской») вокруг Северного Ледовитого океана, объединявшая эскимосов, тлинкитов (индейцев Аляски), народы Северной Евразии.Иногда идут еще дальше, утверждая, что контакты, причем регулярные, происходили и на Западе, через Исландию и Гренландию (путь, открытый викингами, а может быть, даже древними кельтами) и римским папам понадобилось сперва «закрыть Америку», чтобы потом ее «открыть» вновь, с такой жестокостью.Здесь, правда, надо сказать, что как раз Ватикан немало сделал ради защиты порабощенных индейцев от алчности конкистадоров.
Мифология Тольтеков.
В 7 в. в Мезоамерике появляются тольтеки. Согласно «Истории мексиканцев по их рисункам» (историческая хроника 16 в. на испанском языке неизвестного автора), верховный бог тольтеков Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль создали четырёх сыновей: красного Тецкатлипоку (Тескатлипоку), чёрного Тецкатлипоку, Кетцалькоатля и Уитцилопочтли (Уицилопочтли), они ассоциировались с четырьмя сторонами света: востоком, севером, западом и югом соответственно. Согласно мифам Кетцалькоатль и Тецкатлипока принесли с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась, как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была вода, которую неизвестно кто создал» (история Мексики А. Теве). Из богини сделали землю, из её волос – деревья, цветы и траву, из её глаз – колодцы, источники, пещеры, из рта – реки и большие пещеры, из носа долины гор, из плеч – горы. Через 600 лет после сотворения земли были созданы огонь и половина солнца, а затем по поручению богов Кетцалькоатль и Уитцилопочтли создали человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать. Затем они сотворили дни и разделили их по месяцам. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тецкатлипока сам стал солнцем, которое и являлось солнцем первого мирового периода. Затем боги сделали гигантов, которые были очень высокими и сильными людьми.Толлан («место тростников») – главный город тольтеков – столица, которой правил добрый бог Кетцалькоатль. Толлан представляли местом изобилия и красоты, где растут самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, стоят дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Согласно мифу, однажды в Толлан явился соперник Кетцалькоатля – Тецкатлипока. Он убедил Кетцалькоатля отведать октли (опьяняющий напиток из сока агавы). Пьяный Кетцалькоатль совершил грех со своей сестрой. Протрезвившись, он понял, что потерял свою чистоту, и удалился в добровольное изгнание. Тецкатлипока же наслал на город многочисленные бедствия. По другому варианту мифа, последний правитель Толлана Уэмак играл как-то в мяч с богом Тлалоком. После проигрыша Тлалок предложил Уэмаку зёрна маиса, но тот потребовал драгоценностей: нефрита и перьев птицы кецаль. Тлалок дал их, но предупредил Уэмака, что листья маиса – самые драгоценные перья, а початки ценнее нефрита. В результате кладовые Толлана были наполнены драгоценностями, но маис перестал расти и Толлан охватил страшный голод. Миф о Толлане как о своеобразном рае сложился очень давно, очевидно, ещё во времена ольмеков. Впоследствии это название переносилось многими народами на свои столицы или древние, или уже прекратившие своё существования города. Можно предполагать, что в разное время Толланом называли Теотиуакан, Шочикалько, Тулу, Чолулу, Чичен-Ицу и другие города-государства. «Летопись какчикелей» (майяский источник 16 в.) говорит, что было несколько Толланов.