Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:15, доклад
Принято считать, что история индейцев Месоамерики развивалась в почти полном отрыве от цивилизаций Старого Света. Но иногда утверждается обратное. Так, например, Лев Гумилев говорит о продолжавшихся до начала нашей эры через Берингов пролив контактах и о том, что тюрко-монгольский верховный титул «каган» происходит от дакотского «wakan».Некоторые исследователи полагают, что существовала некая «циркумполярная цивилизация» (по аналогии с «циркумпонтийской» и, более актуальной для нас «циркумбалтийской») вокруг Северного Ледовитого океана, объединявшая эскимосов, тлинкитов (индейцев Аляски), народы Северной Евразии.Иногда идут еще дальше, утверждая, что контакты, причем регулярные, происходили и на Западе, через Исландию и Гренландию (путь, открытый викингами, а может быть, даже древними кельтами) и римским папам понадобилось сперва «закрыть Америку», чтобы потом ее «открыть» вновь, с такой жестокостью.Здесь, правда, надо сказать, что как раз Ватикан немало сделал ради защиты порабощенных индейцев от алчности конкистадоров.
Доклад на тему:
Мифология
Центральной Америки
Индейцы Центральной Америки
Принято считать, что история индейцев Месоамерики развивалась в почти полном отрыве от цивилизаций Старого Света. Но иногда утверждается обратное. Так, например, Лев Гумилев говорит о продолжавшихся до начала нашей эры через Берингов пролив контактах и о том, что тюрко-монгольский верховный титул «каган» происходит от дакотского «wakan».Некоторые исследователи полагают, что существовала некая «циркумполярная цивилизация» (по аналогии с «циркумпонтийской» и, более актуальной для нас «циркумбалтийской») вокруг Северного Ледовитого океана, объединявшая эскимосов, тлинкитов (индейцев Аляски), народы Северной Евразии.Иногда идут еще дальше, утверждая, что контакты, причем регулярные, происходили и на Западе, через Исландию и Гренландию (путь, открытый викингами, а может быть, даже древними кельтами) и римским папам понадобилось сперва «закрыть Америку», чтобы потом ее «открыть» вновь, с такой жестокостью.Здесь, правда, надо сказать, что как раз Ватикан немало сделал ради защиты порабощенных индейцев от алчности конкистадоров. Папская булла (выпущенная весьма оперативно), признавала за индейцами право считаться людьми (причина сомнения коренилась в том, что в Библии ничего не было сказано о жителях Америки, и не ясно, к кому возводить их генеалогию – к Хаму, Симу или Иафету). С другой стороны, повышенная беззащитность индейцев перед конкистадорами, отчасти заключалась в разрушении их собственной культуры как целостной системы в результате идеологического проникновения католической доктрины.Следует отметить некоторые базовые культурологические особенности американских цивилизаций, роднящих их с восточноазиатскими: поклонение солнцу, культ Змея и скругленный угол, лежащий в основе многих изображений (скругленный угол? присутствует в культурах Шан Инь и Чжоу – знаменитые ритуальные бронзовые треножники, но вытесняется в более позднем китайском искусстве).Лингвистическая классификация коренных народов Америки крайне запутана. Особняком стоят эскимосы, относимые к эскимосско-алеутской языковой семье и являющимися поздними пришельцами с юго-востока (в Гренландии, например, они появились позже викингов, сокрушив последних).Аборигенами Америки являются индейцы, есть версии, что последние также пришли из Азии. Причем было несколько волн переселений (наиболее ранняя – около 30 тыс. лет до н.э.), которые накладывались друг на друга, создавая крайне пеструю картину. Поэтому языковое разнообразие в Америке велико, как нигде в мире.С точки зрения развитой мифологии, интерес представляет прежде всего, Центральная Америка (Месоамерика), где сложился один из двух очагов цивилизации. Второй был в Южной Америке (область Анд и прилегающие территории). Однако там индейцы то ли не имели письменности, то ли она была уничтожена создателем инкской империи Пачакути, дабы лишить завоеванные народы культурной памяти и обеспечить унификацию отдельных частей державы.На прочих территориях (леса и прерии Северной Америки, джунгли Амазонии и пампы южной Америки) существовало множество племен, оставивших мифологическое наследие.
Сипактли – в мифах индейцев Центральной Америки чудовищное женское существо с жабьей головой, имеющее на каждом суставе морду ящерицы или лягушки. Кецалькоатль (у ацтеков, тольтеков и майя бог-создатель людей и носитель культуры) и его брат и соперник ягуароликий Тескатлипока (бог звездного неба, севера и холода, бог-разрушитель) спустили ее с небес и создали землю (миф о первосуществе).
Согласно ацтекской мифологии, после сотворения мира боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер. Куда должен был броситься избранник, но все боялись сильного жара. Тогда «усыпанный бубонами» Нанауатль, страдая от страшной болезни, кинулся в огонь. Он стал солнцем под именем Тонатиу (символ – орел).Картина показывает различные божества майя и ацтеков. Вверху слева – Ицпапалотль, бабочка с когтями ягуара (божество судьбы). Ниже – Тлалок, бог весеннего грома и дождя, в зубчатой короне. На переднем плане Кецалькоатль в своей змеиной ипостаси и Шочикецаль – богиня любви. Плодородия, домашних дел. В центре – Нанауатль, справа – Уицилопочтли, бог света, хранитель мира, в шлеме в форме колибри.
Коатликуэ – «Наша змеиная
мать», в мифах ацтеков богиня земли и
смерти. Однажды, когда она поднялась на
вершину горы, чтобы принести жертву, с
неба упал шар из перьев. Коатликуэ спрятала
его за пояс и вскоре родила Уицилопочтли
– бога голубого ясного неба, молодого
солнца, войны и охоты, одного из триады
великих богов индейцев Центральной Америки,
национального бога ацтеков.
Вверху показан Мишкоатль – «Облачный
змей», посылающий шар.
Мифология индейцев Центральной Америки.
До испанского завоевания (16в.) территория Центральной Америки была заселена индейцами различных языковых групп. У индейцев Мезоамерики (ацтеков, тольтеков, сапотеков, миштеков, тарасков, майя и др.) с первых веков до н.э. существовали раннеклассовые государственные образования. Племена, обитавшие севернее и южнее Мезоамерики, стояли на более низком уровне социально-экономического развития. Несмотря на различие языков и исторических судеб отдельных лингвистических групп, мифология индейцев Мезоамерики была единой, но претерпевала стадиальные изменения.Вероятно уже у первых насельников Центральной Америки в период позднего палеолита существовали мифы о возникновении огня, происхождении людей и животных и др. В дальнейшем, при развитии собирательства были созданы мифы о каймане – покровителе пищи и влаги, о добрых духах растительности, о сотворении и строении вселенной. Ко времени доместикации и распространения маиса как культурного растения (5 тыс. лет до н.э.) относятся и восстановленные по петроглифам, многочисленным обломкам глиняных статуэток и каменным печатям-штампам мифы о верховном многофункциональном божестве – «богине с косами» (название условно), в образе которой сливаются более ранние представления о духах растительности и животного мира. «богиня с косами» олицетворяет собой одновременно небо и землю, жизнь и смерть (некоторые её изображения имеют по две головы); из её груди струится «небесное молоко» – дождь, она владычица всякой влаги, от неё зависит процветание всего растительного и животного мира.В более поздних мифологических системах это божество распадается на ряд богинь, связанных с влагой, луной, деторождением, смертью, кукурузой, какао, агавой и др. Богиня изображалась в виде девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, женщины с подчёркнутыми чертами пола или старухи с отвисшей грудью. Эти три этапа возрастного развития женщины (юность, зрелость, старость) являются олицетворением времени весеннего цветения, плодоношения и осенне-зимнего периода; сохранилась статуэтка богини с триединым торсом. Известны и зооморфные изображения этой богини: в виде утки (владычица воды), жабы (владычица земли), паука и др. Её ребёнок, упитанный младенец без явных признаков пола (»толстый бог» – название условно), выступает посредником между матерью и людьми, чьё благополучие он обеспечивает. Вероятно он олицетворяет маис и солнце, позднее в его функциях выступают три различных божества – кукурузы, солнце и весеннего цветения природы (сравни ацтекского Шипе-Тотека). К пантеону этого времени относится и бог в образе пожилого бородатого мужчины, который, возможно, почитался как «старый бог» (сравни ацтекского Шиутекутли) – отец «толстого бога», хотя и не ясна его связь с «богиней с косами» в этой мифологической системе, засвидетельствованной почти на всей территории Мезоамерики.
У майя знание и религия
были неотделимы одно от другого и составляли
единое мировоззрение, которое находило
отражение в их искусстве. Представления
о разнообразии окружающего мира персонифицировались
в образах многочисленных божеств, которых
можно объединить в несколько основных
групп, соответствующих разным сферам
опыта людей: боги охоты, боги плодородия,
боги разных стихий, боги небесных светил,
боги войны, боги смерти и так далее. В
разные периоды истории майя те или другие
боги могли иметь разную значимость для
их почитателей.Майя полагали, что вселенная
состоит из 13 небес и 9 подземных миров.
В центре земли находилось дерево, которое
проходило сквозь все небесные сферы.
На каждой из четырех сторон земли стояли
еще по одному дереву, символизируя страны
света — востоку соответствовало красное
дерево, югу — желтое, западу — черное
и северу — белое. Каждая сторона света
имела несколько богов (ветра, дождей и
держателей небес), имевших соответствующий
цвет. Одним из важных богов у майя классического
периода был бог кукурузы, представляемый
в облике молодого человека с высоким
головным убором.Ко времени появления
испанцев другим важным божеством считался
Ицамна, представляемый в виде старика
с горбатым носом и бородкой. Как правило,
изображения божеств майя включали в себя
многообразную символику, говорящую о
сложности мышления заказчиков и исполнителей
скульптур, рельефов или рисунков. Так,
у бога солнца были большие кривые клыки,
его рот был оконтурен полосой из кружков.
Глаза и рот другого божества изображены
в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств
женского пола особенно значимой была,
если судить по кодексам, «красная богиня»,
супруга бога дождя; ее рисовали со змеей
на голове и с лапами какого-то хищника
вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны
Иш-Чель; считалось, что она помогает при
родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых
богов майя представляли в образе животных
или птиц: ягуара, орла. В тольтекский период
истории майя среди них распространилось
почитание центральномексиканских по
происхождению божеств. Одним из наиболее
уважаемых богов подобного рода был Кукулькан,
в образе которого явны элементы бога
Кецалькоатля народов науа.В настоящее
время большинством ученых приняты и признаны
следующие мифологические божества майя:
бог дождя и молний – Чак (Chaak или Chac); бог
смерти и владыка мира мертвых – Ах Пуч
(Ah Puch); бог смерти – Кими (Cimi); владыка неба
– Ицамна(Itzamna); бог торговли – Эк Чуах
(Ek Chuah); богиня жертвоприношений и ритуальных
самоубийств – Иш-Таб (IxTab); богиня радуги
и лунного света – Иш-Чель (IxChel); верховый
бог, пернатый змей Кецаля – Кукулькан
(Gukumatz); бог кукурузы и лесов – Юм Кааш
(Jum Kaash); бог огня и грозы – Уракан (Huracan);
демон подземного мира – Зипакна (Zipacna)
и другие.Образец мифологии майя доиспанского
периода дает сохранившийся с колониального
времени эпос одного из народов Гватемалы,
киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе
сюжеты сотворения мира и людей, происхождения
героев-близнецов, их борьбы с подземными
владыками и др. Почитание божеств у майя
выражалось в сложных ритуалах, частью
которых были жертвоприношения (в том
числе и человеческие) и игра в мяч. В Чичен-Ице
была площадка для игры в мяч, самая большая
во всей Мексике. С двух сторон она замыкалась
стенами, а еще с двух – храмами. Игра в
мяч была не просто спортивным состязанием.
Многие археологические открытия указывают
на то, что она явно была связана с человеческими
жертвоприношениями. На стенах, огораживающих
площадку, рельефно изображены обезглавленные
люди. Вокруг площадки расположились 3
платформы: платформа «Венеры» (Кецалькоатля)
с гробницей Чак-Мооля, платформа Орла
и Ягуара с храмом Ягуара, а также платформа
Черепов. Огромные статуи Чак – Мооля
изображают его полулежащим, с блюдом
для жертвоприношений на животе. На платформе
Черепов были установлены колья, на которые
нанизывали отрубленные головы жертв.Письменность
майя. Долгое время считалось, что майя
были изобретателями письменности и календарной
системы. Однако после того, как сходные,
но более древние знаки были найдены в
местах, удаленных от региона майя, стало
очевидным, что майя унаследовали некоторые
элементы более ранних культур. Письменность
майя была иероглифического типа. Иероглифы
майя сохранились в 4 рукописях (так называемых
кодексах майя, три – в Дрездене, Мадриде,
Париже, четвертый кодекс сохранился частично);
они дают или изображения фигур, или соединены
в группы 4 или 6 иероглифов над фигурными
изображениями. Календарные знаки и цифры
сопровождают весь текст. Для разбора
иероглифов много сделали Шелльгас (в
«Zeitschrift fuer Ethnologie», 1886) и Зелер (в «Verhandlungen
der Berliner Anthropologischen Gesellschaft» и в «Zeitschrift fur
Ethnologie», 1887).
Календарь майя Для счисления времени
майя пользовались сложной календарной
системой, включавшей в себя несколько
циклов. Один из них представлял сочетание
чисел от 1 до 13 («неделю») и 20 «месяцев»,
имевших собственные названия. Был также
в употреблении солнечный календарь с
годом в 365 дней. Он состоял из 18 месяцев
по 20 дней и пяти «лишних», или «несчастливых»
дней. Кроме того, майя пользовались так
называемым длинным счетом, который, помимо
20-дневного месяца и 18-месячного года,
учитывал 20-летний период (катун); период
в 20 катунов (бактун) и так далее. Имелись
и другие способы датирования. Все эти
способы менялись во времени, что значительно
затрудняет соотнесение дат, записанных
майя, с европейской хронологией.
Мифология ацтеков
У ацтеков, пришедших в долину Мехико с севера страны в XIII в. и усвоивших представления своих предшественников тольтеков, а также сапотеков, майя, миштеков и тарасков, основными мотивами мифологии являются вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти и т.д.), развитие вселенной по определённым этапам или циклам, зависимость человека от воли божеств, олицетворявших силы природы, необходимость постоянно питать богов человеческой кровью, без чего они погибли бы, смерть богов означала бы всемирную катастрофу.Согласно мифам, вселенная была создана Тескатлипокой и Кецалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая эра (»Четыре ягуар»), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре (»Четыре ветер») Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эра (»Четыре дождь») закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эре (»Четыре вода») Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра (»Четыре землетрясение») с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.Собственно ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба – Коатликуэ (мать бога солнца Уитцилопочтли, в ней одновременно заключено начало и конец жизни, её изображали в одежде из змей). Богам ацтеков, по их верованиям, постоянно требовались человеческие жертвоприношения. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне — четверо держали за конечности, один — за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представления ацтеков, бога, приобщало к самому богу. В год число людей, принесенных в жертву, достигало десятков тысяч человек.Письменность ацтеков. Для записи исторических событий, календарных, астрономических явлений и ритуалов, а также для учета земли и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев, это – кодексы Коспи (Cospi), Маглиабечиано (Magliabechiano), Борджиа (Borgia), Бурбонов (Borbonicus), Иштлильшочитли (Ixtlilxochitl). История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым известным был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел 18 двадцатидневных месяцев и 5 несчастливых дней. Названия месяцев в нем соответствовали названиям сельскохозяйственных растений. Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.
Легенды майя.
Пантеон классического
периода у майя был весьма обилен и
сложен. Первоначально это были местные
божества, которые с ростом племенных
и государственных объединений соединились
в одну генеалогическую систему. В пантеоне
выделяются группы богов: плодородия и
воды, охотничьи боги, божества огня, звёзд
и планет, смерти, войны и т.д. согласно
мифам майя, вселенная, также как и у науа,
состояла из 13 небес и 9 подземных миров.
В индейских источниках часто упоминается
группа богов Ошлахун-Ти-Ку, повелителей
небес. Эти божества, покровители 13-дневной
недели (точные имена которых неизвестны),
враждовали с другой группой богов – владык
подземного мира, Болон-Ти-Ку. Часто эти
группы воспринимались как единое целое.
В центре вселенной, по майя, стоит древо
мировое Сейба (корни дерева Сейба находились
в подземном мире, ствол – в среднем мире,
а верхушка – в небесном или верхнем мире.
По поверьям Майя все души умерших людей
поднимались или спускались по мировой
оси – стволу дерева. На вершине Сейбы
сидела божественная птица, символизировавшая
небесное царство. По поверьям одного
из племен майя считалось, что до начала
существования всего живого на земле жил
бог в форме дерева, который однажды забеременел
потенциальной жизнью. Потом этот бог
стал цвести и созревший на нём плод сорвался
с него, раскололся на множество мелких
кусочков, раскидав по земле всё, что нынче
существует. Считалось, что на Сейбе 400
000 сосков, которые питают всё сущее). Дерево
пронизывало все слои небес, а по его углам,
т.е. сторонам света – было четыре других
дерева: красное (восток), белое (север),
чёрное (запад) и жёлтое (юг). С четырьмя
сторонами света ассоциировались чаки
(боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы
(носители или держатели неба), они располагались
на мировых деревьях и различались по
цвету, связанному с той или иной стороной
света. Красные чак, павахтун и бакаб находились
на востоке, белые на севере и т.д. Каждая
цветная троица правила годом. Важное
значение в пантеоне майя занимал молодой
бог кукурузы, изображавшийся в виде юноши
в головном уборе, напоминающем початок
кукурузы. Среди небесных божеств главным
был владыка мира Ицамна, старик с беззубым
ртом и морщинистым лицом. Он творец мира,
основатель жречества, изобретатель письменности.
Большую роль в майяском пантеоне играл
бог огня, имевший облик старика с огромным
разветвленным носом в виде стилизованного
знака огня. В классический период встречаются
и антропоморфные его изображения. Из
других божеств – бог долин, бог-охотник,
бог оленей, боги смерти, боги ягуары и
др. Очень чёткий иконографический образ
имел бог-носильщик: чёрные лицо и тело,
особый глаз, торчащий нос и отвисшая нижняя
губа, на лбу у него повязка для ношения
грузов и тюков. Из многочисленных женских
богинь главную роль играла «красная богиня»,
изображавшаяся с лапами хищного зверя
и змеёй вместо головного убора. Следует
назвать также богиню луны, покровительницу
ткачества, медицинских знаний и деторождения
Иш-Чель. Некоторые божества имели вид
животных или птиц. Особой сложностью
отличались боги-ягуары, тесно связанные
с ольмекской традицией, они имели отношения
к охоте, подземному миру, смерти, воинским
культам. Чёрный и красный ягуары были
связаны с богами дождя и сторонами света.
В классический период ягуар, кроме того
был, вероятно, родовым богом династий
нескольких городов-государств. Одним
из самых сложных мифологических образов
в пантеоне майя был, несомненно, Кукулькан
(Кукулкан). У поздних майя Кукулькан (как
и Кетцалькоатль) почитался в качестве
бога ветра, бога планеты Венеры и др. Помимо
главных божеств, имелось ещё множество
местных, а также родовых богов, в число
которых включались и обожествлённые
предки и герои.Отдельно надо сказать
о представлениях майя о времени. Оно было
как бы материальным и существовало в
трех различных измерениях. Для человека
боги создали время на поверхности земли.
Это был обычный годичный календарь с
365 днями. Причём год делился на 18 месяцев,
в которых было по 20 дней, а «лишние» 5 дней
считались майя «несчастливыми». Данный
календарь назывался солнечным или земледельческим.
Ход человеческого времени по этому календарю
осуществлялся сверхъестественными силами
небесного и подземного происхождения,
которые сходились на земном уровне. Существовал
и другой временной цикл – религиозный
(астрологический). Он был связан с жизнью
и деятельностью богов. Год такого цикла
длился 260 дней и был поделён на 20 недель
по 13 дней в каждой. Третьим временным
циклом было время Верховного бога, бога
Творца. Все вышеперечисленные времена
соприкасались друг с другом одновременно
раз в 52 года. Считалось, что во время их
пересечения наступают катаклизмы и катастрофы
для всего человечества, поэтому жертвоприношения
были в эти периоды особенно часты и обильны,
чтобы только умиротворить богов и дать
им новых и свежих сил для продолжения
их жизнедеятельности. По представлениям
майя, вселенная уже просуществовала 4
эпохи. Нынешняя 5-ая эпоха началась 11 августа
3114 года до н.э. и должна закончится 23 декабря
2012 года сильнейшим землетрясением. Вся
календарная система у майя была настолько
сложной насколько и стабильной. В данной
системе есть слово, обозначающее 400 летний
временной период, и даже можно было определить
день на временном участке в 9 млн. лет.Ах-Пуч
– в мифологии майя один из богов смерти.
Обычно изображается в антропоморфном
облике с черепом вместо головы, чёрными
трупными пятнами на теле; головной убор
его имеет форму головы каймана. У майя
имелось большое количество богов смерти,
имена их варьируются в зависимости от
племени, у которого они засвидетельствованы.
Наиболее часто упоминаются: Кумхав и
Вак-Митун-Ахав (у юкатанских майя), Кисин
(у лакандонов), Пукух (у цельтали, цоцили,
тохолабали), Ма-Ас-Амкуинк (у кекчи), Вукуб-Каме,
Шикирипат, Ах-Альпух, Кучумакик, Чамиабак,
Кикшик, Кикришкак (у киче) и др. Все они
обитали в подземных мирах (обычно число
этих миров равно девяти). Иконографические
облики их различны.Бакабы – в мифологии
майя боги – братья Хобниль, Кан-Цик-Наль,
Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх
углах вселенной и поддерживают небо,
чтобы оно не упало на землю. Бакабы были
связаны с цветовой и календарной символикой
стран света. Так, Хобниль ассоциировался
с востоком и красным цветом и был покровителем
годов, начинавшихся с дня Кан; Кан-Цик-Наль
– с севером, белым цветом и годами Мулук;
Сак-Кими – с западом, чёрным цветом и
годами Хищ; Хосан-Эк – с югом, жёлтым цветом
и годами Кавак. Бакабы имели антропоморфный
облик, но ряд изображений и письменных
источников даёт возможность предполагать,
что в древности они мыслились в виде животных
(игуаны, опоссума, черепахи, улитки) или
насекомых (паука, пчёл). Хобниль был покровителем
пчеловодства. В 10 – 16 вв. Бакабы в значительной
степени слились с богами ветра – павахтунами
и богами дождя – чаками. В этот период
существовали представления и о подземных
Бакабах, поддерживавших своды преисподней.Ицамна,
Ицамнга («дом игуаны») – в мифологии майя
одно из главных божеств. Первоначально,
в доольмекскуюэпоху это божество представлялось
в виде каймана или кайманихи, спутника
и ипостаси «богини с косами», владыки
съедобных улиток и водных растений. Впоследствии
Ицамна становится небесным божеством,
голова которого образует землю, а туловище
небесный свод. Появляются представления
о вселенной как о гигантском доме, стены
которого образованы четырьмя рептилиями
(кайманами или игуанами), смыкающимися
внизу головами, а вверху – хвостами; отсюда
и собственное имя Ицамна, и ассоциациями
со странами света и цветовой символикой.
В ольмекское время Ицамна становится
одним из главных божеств; иконографический
облик его разнообразен: небесный дракон
(рептилия+птица+ягуар) или антропоморфный
– старик. В дальнейшем культ этого божества
увязывается с хтоническими аспектами
(подземный огонь, вулканы, растительность),
а также с водными божествами дождя, росы.
Появляется множество ипостасей Ицамны,
отражающих эти связи (И.-Кавиль – олицетворение
урожая, И.-Туль – плохих дождей, портящих
посевы, И.-Кинич-Ахав – солнца, И.-Каб –
земли, И.-Кабуль – творец, создатель мира),
жрецы разрабатывают сложные мифологемы,
чтобы увязать все эти аспекты одного
божества в единое целое. Ицамна становится
творцом мира, изобретателем письменности,
основателем жречества. Источники 16 в.
называют его супругой то богиню Иш-Чель,
то Иш-Чебель-Йаш, то Иш-Асаль-Вох. Изображения
Ицамна то в виде старика, то в зооморфном
облике пронизано всё искусство майя 1-13
вв. На Юкатане фасад многих зданий представляет
одну гигантскую маску Ицамны. Он становится
богом – покровителем правителей майяских
городов-государств; атрибуты их власти
являются символом Ицамны.Иш-Чель («радуга»)
– в мифологии майя богиня луны, покровительница
ткачества, медицинских знаний и деторождения;
считалась супругой Ицамны. К святилищам
Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель
совершались многочисленные паломничества
ради исцеления от болезней. В жертву ей
приносили красивых девушек.Кукулькан
(«змей, покрытый перьями кецаля») – в
мифологии майя одно из главных божеств.
Ко времени испанского завоевания в нём
слились легенды об историческом лице
– предводителе тольтеков (вторгшихся
в 10в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором
Кетцалькоатля, и тольтекские представления
об этом божестве, а также более древние
верования майя в связанных с культом
дождя облачных змеев. В результате синкретических
процессов Кукулькан у поздних майя почитался
в качестве бога ветра, подателя дождей,
бога планеты Венеры, основателя нескольких
царских династий и крупных городов; в
частности считался патроном династии
Кокомов в городе Майяпан. Кукулькан изображался
в виде змея с человеческой головой.Теель-Кусам
(«с ногами ласточки») – в мифологии майя
оракул. По сведениям испанского хрониста
Гомары (16в.), на острове Косумель находилось
святилище, где стояла полая глиняная
статую Теель-Кусам с ногами в виде лап
ласточки. Внутри её скрывался жрец, изрекавший
предсказания.Чак («топор»), Чаки – бог
дождя и молнии. Первоначально Чак, очевидно,
был богом рубки деревьев, очищения участка
леса для поля (отсюда его имя), но позднее
стал божеством дождя, полей и растущей
кукурузы. Обычные атрибуты Чака – топор
или пылающий факел (символ сжигания срубленных
деревьев). Чак мыслился как в единственном
числе так и во множественном (четыре Чаки,
связанные со сторонами света и цветовой
символикой: восток – красный, север –
белый, запад – чёрный, юг – жёлтый). В
народных представлениях упоминается
множество Чаков. Аналогично Тлалокам
Чак держит воду в тыквенном сосуде или
четырёх сосудах, расставленных по углам
своего дома. Многочисленные Чаки живут
в лесах, пещерах, естественных колодцах
(сенотах). Почитание Чака до сих пор сохранилось
у юкатанских майя.Шибальба («исчезающее»)
– в мифологии майя подземный мир, а также
обозначение богов преисподней. Шибальба
представлялась многослойной, вероятнее
всего, она насчитывала девять слоёв или
этажей; вход находился на земной поверхности.
В эпосе киче «Пополь-Вух» сохранился
миф о путешествии божественных близнецов
Хун-Ахпу и Шбаланке в Шибальбу, где они
победили её владык и освободили своего
отца и дядю.Эк-Чуах («чёрная звезда») –
был богом купечества, покровителем торговцев.
Как и всякий торговец, у него за спиной
был рюкзак с товарами. Изображался он
с толстыми губами, очерченными вокруг
неяркой красной краской. Потом он стал
покровителем какао и владельцев плантаций
какао. В его честь устраивали церемонии
в месяце Муан. Связь между купечеством
и какао прямая – в то время зёрна какао
являлись универсальной валютой (платёжным
средством).
Юм-Кааш («владыка лесов») – молодой бог
кукурузы, известен также под именем Йум-Виила.
Генетически восходит к «толстому богу».
Изображался в виде юноши или подростка
с головой, переходящей в початок, или
с волнистыми, зачёсанными наверх волосами,
подобными листьям маиса. Культ его был
необычайно популярен.