Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 08:21, контрольная работа
Возникнув на стыке наук (психологии и социологии), социальная психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин включает ее в свой состав. Одна из причин такого положения – история развития социальной психологии, которая складывалась в недрах этих наук. Другой причиной неоднозначности положения научной дисциплины является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Любое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, в которой обнаруживаются психологические феномены. В ситуациях совместной деятельности людей также возникают совершенно особые типы связей общения и взаимодействия между ними, анализ которых невозможен вне системы социологического знания.
Во-вторых,
новая социальная реальность рождает
порой и необходимость новых акцентов
при исследовании традиционных для данного
общества проблем. Так, период радикальных
экономических и политических преобразований,
происходящих сегодня в России, требует
особого внимания, например, к проблемам
этнической психологии (особенно в связи
с обострением межнациональных конфликтов),
психологии предпринимательства (в связи
со становлением новых форм собственности)
и др. Идея о том, что общество диктует
проблемы социальной психологии, должна
быть дополнена идеей о том, что долг социального
психолога – уметь выявить эти проблемы.
Кроме задач
общетеоретического плана общество
ставит перед социальной психологией
и конкретные прикладные задачи. Прикладные
исследования не могут ожидать решения
теоретических вопросов, они выдвигаются
буквально из всех сфер общественной жизни.
Ряд важнейших направлений прикладных
исследований определяется сегодня задачами,
связанными с теми изменениями в массовом
сознании, которые обусловлены именно
радикализмом социальных преобразований.
Здесь же коренятся и новые возможности
для деятельности социального психолога-практика.
ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Каждый индивид выполняет немало различных социальных ролей, т. е. фиксированных позиций в системе общественных отношений, определенного нормативного образца поведения, ожидаемого от каждого, занимающего эту роль. Общественные отношения являются безличностными, когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми социальными ролями, которые они занимают, без учета особенностей их исполнения.
Обнаружение
личностных черт в стиле исполнения
социальной роли вызывает в других
членах группы ответные реакции и
тем самым в группе возникает
система межличностных
Важнейшая черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. Это значит, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть конъюнктивными - сближающими, объединяющими людей и дизъюнктивными-разъединяющими их.
Социальная роль. Социальная роль понимается как безличная норма, не зависящая от личных свойств выполняющих ее индивидов. Хотя требования, предъявляемые к человеку ролью, далеко не всегда формулируются однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее достаточно объективны. При исследовании личности словом «роль» обозначают некоторый аспект, часть, сторону деятельности личности. Роль всегда в той или иной степени интериоризована, т. е. усвоена личностью. Внимание здесь акцентируется первым делом на том, как сам человек воспринимает, сознает и оценивает ту или иную свою роль, какое место занимает она в его «образе Я», какой личностный смысл он в нее вкладывает.
Понятие
«социальная роль» как бы связывает деятельность
личности и ее самосознание с функционированием
социальной системы. Личность не может
определить себя безотносительно к системе
своих «социальных ролей»; она может сливаться,
идентифицироваться с ними или отстраняться,
дистанцироваться от них, даже противопоставлять
себя им, но во всех случаях при определении
своего «Я» они как бы служат для личности
точкой отсчета.
Психологические
механизмы общения
Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Идентификация (от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.
Существует
тесная взаимосвязь между
Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.
Иными словами,
процесс понимания друг друга
осложняется явлением рефлексии
(от лат. reflexio — обращение назад). Это не
просто знание или понимание партнера,
а знание того, как партнер понимает меня,
своеобразный удвоенный процесс зеркальных
отношений друг с другом.
Понятие
общественные и межличностные
отношения
Каждый индивид выполняет немало различных социальных ролей, т. е. фиксированных позиций в системе общественных отношений, определенного нормативного образца поведения, ожидаемого от каждого, занимающего эту роль. Общественные отношения являются безличностными, когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми социальными ролями, которые они занимают, без учета особенностей их исполнения.
Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции и тем самым в группе возникает система межличностных отношений.
Важнейшая черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. Это значит, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть конъюнктивными - сближающими, объединяющими людей и дизъюнктивными-разъединяющими их.
Социальная роль. Социальная роль понимается как безличная норма, не зависящая от личных свойств выполняющих ее индивидов. Хотя требования, предъявляемые к человеку ролью, далеко не всегда формулируются однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее достаточно объективны. При исследовании личности словом <роль> обозначают некоторый аспект, часть, сторону деятельности личности. Роль всегда в той или иной степени интериоризована, т. е. усвоена личностью. Внимание здесь акцентируется первым делом на том, как сам человек воспринимает, сознает и оценивает ту или иную свою роль, какое место занимает она в его <образе Я>, какой личностный смысл он в нее вкладывает.
Понятие
<социальная роль> как бы связывает
деятельность личности и ее самосознание
с функционированием социальной
системы. Личность не может определить
себя безотносительно к системе своих
<социальных ролей>; она может сливаться,
идентифицироваться с ними или отстраняться,
дистанцироваться от них, даже противопоставлять
себя им, но во всех случаях при определении
своего <Я> они как бы служат для личности
точкой отсчета.
Информация о работе Место социальной психологии в системе научного знания