Краткая история становления православного поста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:01, доклад

Краткое описание

Из текста Нового Завета ясно, что к посту первые христиане прибегали не регулярно, а лишь во время скорбей и искушений. Дошедшие до нас древние памятники христианской письменности свидетельствуют о том, что уже в первые века пост становится неотъемлемой частью церковной жизни, однако вплоть до IX – X в. они не дают точного представления о положении тогдашних постов в составе церковного года, об их продолжительности и способе пощения.

Файлы: 1 файл

О посте.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

 Ясно, что  пост не только не вредит здоровью, но и укрепляет его. 

 Надо отметить  еще и тот немаловажный факт, что пост телесный обязательно  должен быть тесно связан с  постом духовным, состоящим в  усердной молитве и обуздании  своих греховных привычек - будь  то гнев и раздражение, злоба и ненависть, ложь и зависть. 

 Именно это  церковь особенно подчеркивает  при наступлении Великого поста  в своем богослужении, призывая  всех: "...постимся, братие, телесно,  постимся и духовно", "отвергнем  дела тьмы и облечемся в  оружия света" (Рим. 13,13). А подвижники благочестия, испытавшие на себе благодатное действие молитвы и поста, уподобляли их двум крыльям, которые помогают душе человека возлетать на небо, к Богу. 

 Вся наша  жизнь, наша душа укрепляется  и преображается только тогда,  когда мы ей - душе - подчиняем тело. Но от противников поста, - как верующих так и неверующих - нередко можно слышать крылатую фразу из Евангелия: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека..." или слова Апостола Павла: "Пища не приближает нас к Богу" (1 Кор. 8,8). 

Разумеется, пища сама по себе не может ни осквернить человека, ни тем более приблизить его к Богу. Однако сам человек  должен избегать или по крайней мере ограничивать себя во всем том, что  способствует увеличению и усилению его плотских страстей: мяса, сала, масла животного, яиц, сладостей, специй и спиртных напитков, доводящих человека до скотского состояния. Надо понять, что пост как таковой, - это не борьба с плотию. Плоть человеческую, как и душу, создал Бог. Пост - это борьба с извращенностью плоти. Когда человек не владеет своим телом, то есть не имеет воли обуздать его, то он становится рабом своей плоти, рабом пищи, пития или иных неограниченных удовольствий. 

 Короче говоря, пища, как вещь, начинает господствовать  над человеком. Вспомним слова Христа, когда Он сказал диаволу, искушающему его в пустыне: " Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 1,4). Значит, прежде надо питать себя словом Божиим, а потом хлебом. Молитвенное общение с Богом, Подателем всех благ есть духовная пища для человека, и это - прежде всего. 

 Вот почему  всегда, а тем более в дни  поста, мы не должны вкушать  ничего того, что служит усилению  плоти и способствует не торжеству,  а подавлению духа. 

 По этому  поводу св. апостол Павел говорит: "По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7,24). 

 В заключение  хочется привести замечательные  слова св. Василия Великого: "Поскольку  мы не постились, то низринуты  из рая! Поэтому будем поститься,  чтобы снова взойти в рай!" И в этом спасительном делании  нам помогает Церковь - она установила 4 поста в году: 

 Великий пост - 40 дней; к нему присоединяется  Страстная седьмица - последняя неделя  перед Пасхой. 

 Петров пост  начинается через неделю после  праздника Св. Троицы и кончается  12 июля, на праздновании св. апостолов  Петра и Павла. 

 Успенский  пост в честь Пресвятой Богородицы - с 14 по 27 августа. 

 Рождественский  пост - с 28 ноября и до 7 января. 

 Кроме того, строго постными днями являются: День Воздвижения Креста Господня - 27 сентября, день Усекновения главы  св. пророка и Крестителя Господня - 11 сентября, а также Рождественский Сочельник - 6 января и Крещенский Сочельник -18 января. 

Не надо забывать и о постных днях - среде и  пятнице - круглый год. 

Соблюдение постных  дней тем более необходимо тем, кто  готовится ко св. Таинству Причащения.

Информация о работе Краткая история становления православного поста