Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:01, доклад
Из текста Нового Завета ясно, что к посту первые христиане прибегали не регулярно, а лишь во время скорбей и искушений. Дошедшие до нас древние памятники христианской письменности свидетельствуют о том, что уже в первые века пост становится неотъемлемой частью церковной жизни, однако вплоть до IX – X в. они не дают точного представления о положении тогдашних постов в составе церковного года, об их продолжительности и способе пощения.
Антиохийский патриарх
Рождественский пост - последний
многодневный пост в году. Он
начинается 15 (28 - по новому стилю)
ноября и продолжается до 25
декабря (7 января), длится сорок дней и
потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей,
так же, как и Великий пост. Так как заговенье
на пост приходится в день памяти св. апостола
Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот
пост называют Филипповым.
Зачем установлен
Рождественский пост
Рождественский пост - зимний пост,
он служит для нас к освящению
последней части года
Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
"Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным".
По словам Симеона
Рождественский пост
Когда начали праздновать
Рождество Христово
Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".
Во втором столетии на день
Рождества Христова, 25 декабря (юлианского
календаря), указывает Климент
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель
В пятом веке Патриарх
Как питаться в
Рождественский пост
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".
Правила воздержания,
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного,
ничего не приносит для
Сущность поста выражена в
следующей церковной песне: "Постясь
от брашен, душа моя, а от
страстей не очищаясь, - напрасно
утешаемся неядением: ибо - если
пост не принесет тебе
Некоторые считают, что при
современном бедственном
40 дней
Четыредесятницы символизируют
библейские 40 дней, которые Иисус
Христос провел в пустыне,
Первый
день Великого Поста
Первое
воскресенье Великого поста
Во
второе воскресение Великого
поста принято вспоминать
Вторая
неделя Великого Поста связана
с тайной света. Православные
христиане путем молитв и
Третье
воскресенье ознаменовано тем,
что за Всенощной выносится
и предлагается для поклонения
верующим Святой Крест. Кресту
поклоняются с молитвой: «Кресту Твоему
покланяемся, Владыко, и святое воскресение
Твое славим». Эта песнь поется и на Литургии
вместо трисвятого. Символика Креста призвана
напомнить верующим о страданиях и смерти
Господней и укрепить их силы для продолжения
поста.
В
четвертое воскресенье
В
четверг на пятой неделе
В
субботу на шестой неделе на
Утрени и Литургии
Что такое пост?
А нужен ли он
человеку? Многие говорят, что он даже
вредит нашему здоровью. Зачем тогда
поститься? Почему я должен лишать себя
удовольствия вкусно с аппетитом
съесть свой обед, ужин. Ведь всю пищу -
"хлеб наш насущный" дает нам сам
Бог, Которого мы об этом просим ежедневно
в молитве "Отче наш...".
Итак, что такое
пост? Это воздержание от скоромной
пищи - мяса, молока, масла, яиц, а также
умеренное потребление любой
еды и питья. Как учит церковь и как свидетельствуют
святые Отцы древнейших и наших времен,
такое воздержание необходимо человеку
как способ так называемого умерщвления
плоти нашей, которая является порождением
греховных страстей.
Без преувеличения
можно сказать, что от поста зависит
внутренняя, духовная жизнь человека.
Преподобный Исаак Сирин говорит: "Кто
не радеет о посте, приводит в колебание
все доброе, потому что пост был заповедью,
вначале данною нашему естеству в остережение
против вкушения пищи, и нарушением поста
пало начало нашего создания. С сего начал
и Спаситель, когда явился миру на Иордане.
Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню,
и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если
постится Сам законоположник, то как не
поститься кому-либо из соблюдающих закон?
Однажды ученики Христа спросили Его:
почему они не могли исцелить бесноватого
человека, он им ответил: "Сей род не
может выйти иначе, как от молитвы и поста"
(Мк.9,29). Таким образом, Христос подтвердил
важность поста для одоления демонической
силы.
"Пост тела
есть пища для души", - замечает
св. Иоанн Златоуст, а св. Василий
Великий так продолжает: "Сколько
отнимешь у тела, столько придашь
силы душе".
Действительно,
не есть ли пост как наказание тела
для того, чтобы усмирить его буйство
и сделать недоступным для страстей?
Так утверждает и Апостол Павел, говоря:
"Когда я немощен, тогда силен" (2 Кор.
12,10). Недопонимание главной сути поста
и вызывает у многих беспокойство о своем
здоровье.
Употребляя часто
мясную пищу и нарушая посты, человек
забывает, что через вкушение мяса рождаются
греховные страсти, а от них - болезни плоти
и души. Надо уяснить, что не изысканные
блюда и мясо дают нам здоровье, а Бог.
Он дает нам жизнь, здоровье, силы и разум.
Ими мы руководствуемся себе на пользу,
а не во вред.
Согласно Уставу,
церковь разрешает в
Своеобразное
назидание преподают нам святые
Отцы, когда говорят: "Тело - это осел,
на котором мы должны доехать до небесного
града Иерусалима. Если недокормишь его
- свалится, если перекормишь - взбесится,
поэтому надо всегда держаться золотой
середины - идти царским путем".
Святые, жившие
на протяжении многих веков, доказали
своей постнической жизнью неоценимую
полезность поста. Вспомним Марию Египетскую,
которая более сорока лет пребывала в
пустыне, где питалась одними кореньями
трав. Вспомним преп. Симеона Столпника,
ничего не вкушавшего во весь Великий
пост и дожившего до 103 лет. Преподобный
Макарий Александрийский вкушал пищу
один раз в неделю, а почил столетним старцем.
Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды,
весь Великий пост проводил без еды, ничего
не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые
отцы жили еще дольше: Павел Фивейский
- 113, а св. Алипий - 118 лет. Многие из подвижников
нашего времени питались одной просфорой
в день, другие принимали пищу только по
воскресным дням, а их здоровье и долгожитие
не вызывают сомнений.
Информация о работе Краткая история становления православного поста