Краткая история становления православного поста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:01, доклад

Краткое описание

Из текста Нового Завета ясно, что к посту первые христиане прибегали не регулярно, а лишь во время скорбей и искушений. Дошедшие до нас древние памятники христианской письменности свидетельствуют о том, что уже в первые века пост становится неотъемлемой частью церковной жизни, однако вплоть до IX – X в. они не дают точного представления о положении тогдашних постов в составе церковного года, об их продолжительности и способе пощения.

Файлы: 1 файл

О посте.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

      Антиохийский патриарх Вальсамон  писал, что "сам святейший  патриарх сказал, что, хотя дни  этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября".

      Рождественский пост - последний  многодневный пост в году. Он  начинается 15 (28 - по новому стилю)  ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.  

Зачем установлен Рождественский пост  

      Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению  последней части года таинственным  обновлением духовного единения  с Богом и приготовлением к  празднованию Рождества Христова.

      Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий".

      По словам Льва Великого, Рождественский  пост есть жертва Богу за  собранные плоды. 

      "Как Господь ущедрил нас  плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого  поста должны быть щедры к  бедным".

      По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы  изображает пост Моисея, который,  постившись сорок дней и сорок  ночей, получил на каменных  скрижалях начертание словес  Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти".

      Рождественский пост установлен  для того, что мы ко дню Рождества  Христова очистили себя покаянием,  молитвою и постом, чтобы с  чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.  

Когда начали праздновать  Рождество Христово  

      Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру".

      Во втором столетии на день  Рождества Христова, 25 декабря (юлианского  календаря), указывает Климент Александрийский. 

      В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

      Во время гонений христиан  Диоклетианом, в начале четвертого  века, в 303 году, 20 000 никодимийских  христиан было сожжено в храме  в самый праздник Рождества  Христова.

      С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

      Никифор Каллист, писатель семнадцатого  века, в своей церковной истории  пишет, что император Юстиниан  в шестом веке установил праздновать  Рождество Христово по всей земле.

      В пятом веке Патриарх Константинопольский  Анатолий, в седьмом Софроний  и Андрей Иерусалимские, в восьмом  св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский  и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия  и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.  

Как питаться в  Рождественский пост  

      Устав Церкви учит, от чего  следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".

      Правила воздержания, предписанные  Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

      От 20 декабря до 25 декабря (старого  стиля) пост усиливается, и  в эти дни даже в субботу  и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.

      Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

      Пост телесный, без поста духовного,  ничего не приносит для спасения  души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

      Сущность поста выражена в  следующей церковной песне: "Постясь  от брашен, душа моя, а от  страстей не очищаясь, - напрасно  утешаемся неядением: ибо - если  пост не принесет тебе исправления,  то возненавидена будет от  Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".

      Некоторые считают, что при  современном бедственном положении  в России, когда не выплачивают  зарплату, когда у многих нет  денег, пост не тема для разговора.  Напомним слово Оптинских старцев: "Не хотят поститься добровольно - будут поститься недобровольно... 

    40 дней  Четыредесятницы символизируют  библейские 40 дней, которые Иисус  Христос провел в пустыне, подготавливаясь  к проповеди. Поэтому 40 дней  поста – это дни подготовки  к очищению и христианской  жизни в целом. Первая и последняя недели великого поста отличаются особой строгостью.  

    Первый  день Великого Поста называется  Чистым понедельником. Название  этот день приобрел по традиции  очищения дома от «духа масленицы». В этот день принято также  ходить в баню, чтобы очиститься телесно.  

    Первое  воскресенье Великого поста ознаменовано  «Торжеством православия». Во время  этого праздника в центр Храма  выносятся иконы, и в конце  Литургии священнослужители совершают  молебное пение в середине  храма перед иконами Спасителя и Божией Матери.  

    Во  второе воскресение Великого  поста принято вспоминать одного  из великих богословов - святителя  Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского,  жившего в XIV веке. Именно он  учил свою паству, что за подвиг  поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным светом.  

    Вторая  неделя Великого Поста связана  с тайной света. Православные  христиане путем молитв и духовного  очищения во время поста могут  увидеть его в Светлый праздник  Воскресения Христова. Святитель  Григорий Фессалоникийский учил о том, что свет Преображения есть свет несотворенный. Именно его должны увидеть истинные христиане.  

    Третье  воскресенье ознаменовано тем,  что за Всенощной выносится  и предлагается для поклонения  верующим Святой Крест. Кресту поклоняются с молитвой: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Символика Креста призвана напомнить верующим о страданиях и смерти Господней и укрепить их силы для продолжения поста.  

    В  четвертое воскресенье верующие  вспоминают Св. Иоанна Лествичника,  который показал лествицу или  порядок добрых деяний, приводящих  нас к Престолу Божию.  

    В  четверг на пятой неделе совершается  «стояние Св. Марии Египетской».  Жизнь этой женщины, в прошлом великой грешницы, стала символом истинного покаяния и возможности из греха возойти к Господу. Она также является символом милосердия Божия к кающимся грешникам.  

    В  субботу на шестой неделе на  Утрени и Литургии вспоминается  воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота и называется Лазаревой субботой. 

Что такое пост? 

А нужен ли он человеку? Многие говорят, что он даже вредит нашему здоровью. Зачем тогда  поститься? Почему я должен лишать себя удовольствия вкусно с аппетитом  съесть свой обед, ужин. Ведь всю пищу - "хлеб наш насущный" дает нам сам Бог, Которого мы об этом просим ежедневно в молитве "Отче наш...". 

Итак, что такое  пост? Это воздержание от скоромной  пищи - мяса, молока, масла, яиц, а также  умеренное потребление любой  еды и питья. Как учит церковь и как свидетельствуют святые Отцы древнейших и наших времен, такое воздержание необходимо человеку как способ так называемого умерщвления плоти нашей, которая является порождением греховных страстей. 

Без преувеличения  можно сказать, что от поста зависит внутренняя, духовная жизнь человека. Преподобный Исаак Сирин говорит: "Кто не радеет о посте, приводит в колебание все доброе, потому что пост был заповедью, вначале данною нашему естеству в остережение против вкушения пищи, и нарушением поста пало начало нашего создания. С сего начал и Спаситель, когда явился миру на Иордане. Ибо, по крещении, Дух извел Его в пустыню, и постился Он там 40 дней и 40 ночей. Если постится Сам законоположник, то как не поститься кому-либо из соблюдающих закон? Однажды ученики Христа спросили Его: почему они не могли исцелить бесноватого человека, он им ответил: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк.9,29). Таким образом, Христос подтвердил важность поста для одоления демонической силы. 

"Пост тела  есть пища для души", - замечает  св. Иоанн Златоуст, а св. Василий  Великий так продолжает: "Сколько  отнимешь у тела, столько придашь  силы душе". 

Действительно, не есть ли пост как наказание тела для того, чтобы усмирить его буйство  и сделать недоступным для страстей? Так утверждает и Апостол Павел, говоря: "Когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12,10). Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье. 

Употребляя часто  мясную пищу и нарушая посты, человек  забывает, что через вкушение мяса рождаются греховные страсти, а от них - болезни плоти и души. Надо уяснить, что не изысканные блюда и мясо дают нам здоровье, а Бог. Он дает нам жизнь, здоровье, силы и разум. Ими мы руководствуемся себе на пользу, а не во вред. 

Согласно Уставу, церковь разрешает в праздничные  дни на трапезе "велие утешение братии", то есть позволяет нам  в меру исполниться радостью наслаждения  вкусной и разнообразной пищей, которую нам дает Бог. 

 Своеобразное  назидание преподают нам святые Отцы, когда говорят: "Тело - это осел, на котором мы должны доехать до небесного града Иерусалима. Если недокормишь его - свалится, если перекормишь - взбесится, поэтому надо всегда держаться золотой середины - идти царским путем". 

 Святые, жившие  на протяжении многих веков, доказали своей постнической жизнью неоценимую полезность поста. Вспомним Марию Египетскую, которая более сорока лет пребывала в пустыне, где питалась одними кореньями трав. Вспомним преп. Симеона Столпника, ничего не вкушавшего во весь Великий пост и дожившего до 103 лет. Преподобный Макарий Александрийский вкушал пищу один раз в неделю, а почил столетним старцем. Преп. Анфим, как и Симеон, кроме св. воды, весь Великий пост проводил без еды, ничего не принимая, а прожил 110 лет. Некоторые отцы жили еще дольше: Павел Фивейский - 113, а св. Алипий - 118 лет. Многие из подвижников нашего времени питались одной просфорой в день, другие принимали пищу только по воскресным дням, а их здоровье и долгожитие не вызывают сомнений. 

Информация о работе Краткая история становления православного поста