История религии. Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Северной Индии, это учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в “бездомность”. После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Это открытие главного знания (дхармы) было как внезапное озарение, просветление, отсюда и новое имя принца Сиддхартхи – Будда, что означает – “просветленный”, “пробужденный”.

Оглавление

1. Возникновение и сущность буддизма в России.
2. Буддизм в России в начале XXI века.
3. С.Ф.Панкин: Сущность буддизма
Список литературы

Файлы: 1 файл

Буддийская церковь в период революции и гражданской войны в 1917.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Возникновение и сущность буддизма в России.
  2. Буддизм в России в начале XXI века.
  3. С.Ф.Панкин: Сущность буддизма

Список литературы

 

1. Возникновение и  сущность буддизма в России

Буддизм – самая ранняя из мировых религий. Он “был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии”.1

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Северной Индии, это учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29 лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в “бездомность”. После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Это открытие главного знания (дхармы) было как внезапное озарение, просветление, отсюда и новое имя принца Сиддхартхи – Будда, что означает – “просветленный”, “пробужденный”. (Санскритское понятие дхарма необычайно многозначно: закон, порядок, долг, справедливость; качество, характер, природа, первоэлементы природы; религия, истина, добродетель. В раннем буддизме дхарма – это само учение Будды о мире и о путях спасения человека).

Будда постиг, провозгласил и стал проповедовать мировидение и поведение, способные, по его мнению, избавить человека от страдания.

“Будда был главным  образом учителем этики и реформатором, но не философом. Знакомство с его  просветлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал Будде метафизические вопросы о том, отлична ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир, вечен он или невечен и т.д., – он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений, напоминающих противоречивые односторонние описания слона, сделанные слепыми, которые ощупали различные части его тела”.2

Спасение, учил Будда, состоит в достижении нирваны (на санскрите, буквально означает “угасание, затухание”) – полного умиротворения и спокойствия, которые наступают после того, как удастся преодолеть все человеческие желания, страсти и страхи.

В течение жизни у  него было много последователей. Вскоре после провозглашения его первой проповеди возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение приняло и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые, не порывая с социальностью, стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

Буддийская доктрина длительное время существовала лишь в устной традиции, ее канонические тексты были записаны лишь через несколько  столетий после возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобретала божественный характер.

Проповеди Будды первоначально  были не столько новой религиозной  системой, сколько этическим и  психотерапевтическим учением. Однако общины монахов-проповедников учения Будды сложились еще при его жизни, а конкуренция с традиционными индуистскими культами обусловила представления о святости Будды и его учения, а затем и достаточно раннее стремление канонизировать священные книги (уже на первых после смерти Будды соборах буддистов в 483 г., затем в 383 и 250 гг. до н. э.).

Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского  учения, тем не менее, сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

(Известный современный  эзотерик Сергей Емелин, говоря  о буддизме и ваджраяне – буддистском эзотеризме, подчеркивает: “Во-первых, на наш взгляд, именно буддизм оказал решающее воздействие на раннее христианство вообще и на гностицизм в частности. Во-вторых, буддизм является высшей формой развития предшествовавших ему великих религий и, в первую очередь, индуизма. Из-за того, что полное, не ограниченное палийским каноном изучение буддизма началось буквально в последние десятилетия, Запад и Россия понимали его очень фрагментарно. Даже великий эзотерик Рене Генон ошибся, придав ему негативную антитрадиционную окраску… ныне на Востоке по своей духовной значимости ничего интересней буддизма ваджраяны нет. Это почти последнее из того, что можно выразить словами”.).3

Буддизм — религия, которая  существует в России с конца XVII — начала XVIII в. Исторически Россия складывалась как многонациональное государство. Среди этносов, которые объединила в своем составе Российская империя, были и те, которые традиционно исповедовали буддизм, — буряты, тувинцы и калмыки. Буряты исторически жили в южной части Восточной Сибири — Забайкалье (нынешние Республика Бурятия, Читинская область) и Верхнем Приангарье (Иркутская область). Тувинцы заселяли горные массивы Восточного Алтая, Западного и Восточного Саянов, верхнее течение реки Енисей (нынешние территории Республики Тыва). Калмыки, являющиеся западной ветвью монгольского этноса ойратов (джуигар), населяли историческую область Джунгарии (ныне территория Северо-Западного Китая). В конце XVI в. истощение пастбищных ресурсов в Джунгарии и военные столкновения с соседним Китаем привели к переселению части ойратов в южпосибирские степи вблизи озера Зайсап, верховьев рек Иртыша, Ишима, Оби. Оттуда они откочевали в Нижнее Поволжье, где в конце XVII в. образовалась новая административно-территориальная единица в составе России — Калмыцкое ханство, просуществовавшее до 1771 г. Ойраты, откочевавшие из Джунгарии, получили наименование калмыков (калмак букв, означает «отделившийся»). История каждого из этих трех народов самобытна, уникальна. Однако развитие письменной культуры, социальной и политической организации бурят, тувинцев и калмыков имеет и общие черты — все эти этносы в определенное время приняли буддизм, причем в его тибето-монгольской форме. В качестве своего главного религиозного авторитета они признавали Далай-ламу — теократического правителя Тибета, лидера тибетобуддийской религиозной школы Гелугпа.4

Продвижение границ Российской империи в Азию в XVII-XVIII вв. и появление значительного числа подданных-буддистов, религиозным главой которых оставался Далай-лама, было чревато, по мнению царской администрации, потенциальной угрозой отделения этих новых российских регионов, сепаратизмом. Царская администрация, стремясь исключить эту угрозу, стремилась включить эти буддийские территории в общероссийский историко-культурный процесс. Россия, по сути дела, стала первым европейским государством, давшим буддизму статус официальной религии народов, населявших окраины империи. В 1741 г. специальным указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был объявлен одним из официально признанных вероисповеданий Российского государства.

Социально-политическая автономность буддийских регионов России от политического влияния Далай-ламы нашла свое воплощение в создании нового социорелигиозного статуса верховного главы буддийских регионов России. В 1764 году правительством царской администрации был официально учрежден пост верховного религиозного и светского правителя буддийских этноменьшинств, получивший название Бандидо Хамбо Лама («ученый первенствующий лама»). Вплоть до 1917 г. царская администрация утверждала кандидатов на эту должность, которые выбирались из бурятских высших лам-тулку.

Специфика развития буддизма в России, таким образом, обусловлена тем, что буддизм здесь в течение нескольких веков был представлен этнорелигиозной традицией бурят, калмыков и тувинцев. На законодательном уровне статус буддизма как локальной религии этноменьшинств России был впервые закреплен в 1905 г.

В начале XX в. первый в истории европейских стран буддийский храм-монастырь появился в Санкт-Петербурге, ставшем центром буддизма в европейской части России.

Распространению буддизма в России и установлению связей между  Россией и Тибетом в огромной степени способствовал бурятский лама геше лхарамба (доктор буддийской философии) — Агван Доржиев, который являлся доверенным лицом Его святейшества Далай Ламы XIII. Он добился того, что Николай II дал согласие на постройку в Санкт-Петербурге, как во многоконфессиональном городе, буддийского храма — Дацана (полное название — Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»).

Строительство храма  началось в конце апреля 1909 года. Строил Дацан русский архитектор Г.В. Барановский, к работам которого относится также здание, в котором разместились один из старейших магазинов Санкт- Петербурга — «Елисеевский» и Санкт-Петербургский государственный академический театр Комедии им. Н. П. Акимова. На строительство храма поступили немалые пожертвования — Его Святейшество Далай Лама XIII внимательно отнесся к постройке Дацана в далеком от Тибета Санкт-Петербурге и дал около 50 тыс.рублей золотом. В свою очередь, Лама Агван Дорджиев пожертвовал на строительство храма 30 тыс. рублей, кроме того некоторые суммы денег были пожертвованы бурятскими, колмыцкими, монгольскими, русскими и тувинскими буддистами.

Работами руководил  специально избранный строительный комитет, в который входили академики  В.В.Радлов и С.Ф.Ольбенбург, князь  Э.Э.Ухтомский, востоковеды В.Л.Котвич, А.Д.Руднев, известиный буддолог Ф.И.Щербатский, архитекторы Г.В.Барановский, художники Н.К.Рерих и В.П.Шнейдер. Но из-за разногласий, возникших между Г.В.Барановским и строительным комитетом, завершал постройку храма архитектор Р.А. Берзен, приглашенный Доржиевым. Р.А. Берзен являлся автором проекта деревянного буддийского храма в Верхоленском уезде Иркутской губернии.

Первая религиозная  служба в храме состоялась 21 февраля 1913 г., в день празднования 300-летия  Дома Романовых. Окончательное завершение строительных работ приходится на 1914-1915 гг. 10 августа 1915 г. состоялось освящение храма, получившего название Гупзэчойнэй — «Источник Священного Учения Будды, сострадающего всем живым существам».

После Октябрьской революции 1917 г. поначалу буддизм этноменьшинств России рассматривался новой властью в качестве одного из источников идеологической консолидации народов. Так, в Бурятии, Калмыкии и Туве монастыри не только не закрывались, но и наблюдался рост численности их адептов и строительство новых. 5

29 июня 1918 г. образованное в Омске Временное сибирское правительство взяло власть в свои руки. Началась гражданская война в Сибири. В буддийской церкви шла борьба двух партий духовенства – обновленцев и консерваторов. Говоря об истории этого периода, нельзя не упомянуть и о так называемом булагатском движении. Его зачинатель лама-созерцатель Сандан Цыденов пытался создать новое направление в буддизме с акцентом на мирские формы буддийской йоги.

После окончания войны  по Конституции РСФСР все служители  религиозных культов были лишены избирательных прав. В поисках спасения от реквизиций имущества, налогов и притеснений властей многие обитатели дацанов – прежде всего низшее ламство, не имеющее богословского образования, – поспешили снять с себя духовный сан и вернуться в родные деревни-сомоны. Но это их не спасло. С 1927 г. прав на землю были лишены и степные ламы, живущие вне дацанов.

В 1916 г. в Бурятии было 11.276 лам, в 1923 г. – 9.134, в 1924 – 6.628, 1929 – 5.928. В это же время начались захваты  и погромы дацанов. При этом безжалостно уничтожались произведения искусства и памятники письменности. Разграблены были хранилища деревянных матриц с вырезанными на них текстами для ксилографической печати.6

В Докладной записке, хранящейся в Петербурге, в архиве академика Щербатского, сообщается:

«Такого рода досок... в одном только Агинском дацане, который располагает самой большой печатней в Бурято-Монгольской АССР, до ста тысяч штук. Десятки тысяч досок имеются также в дацанах Цугольском, Гусиноозерском и в других.

При этом необходимо заметить, что значительная, если не большая, часть этих досок не имеет собственно религиозно-культового содержания, представляя собою клише для печатания самых разнообразных тибетских и отчасти монгольских сочинений. В число их входят тибето-монгольские словари, грамматики, повествовательные и поэтические произведения и руководства по поэтике, многочисленные и интересные сочинения по истории, медицине, астрономии и философии... редчайшие экземпляры важнейших памятников тибетской науки, философии, литературы и искусства... Встречаются также и рукописи, которые вообще имеются в одном экземпляре и отсутствуют даже в самом Тибете... Между тем они в настоящее время подвергаются риску полного уничтожения. Местные организации не имеют ни сил, ни средств, ни достаточной компетенции, чтобы осуществить охрану и использование этих рукописей».7

В 1931 году экспедиция АН СССР, работавшая в Агинском аймаке Бурято-Монгольской АССР, констатировала возмутительные факты использования тибетских рукописей и ксилографов, поступивших в органы милиции, для оклейки оконных рам в районных учреждениях и для уборных.

К 1935 г. примерно треть  дацанов пустовала из-за отсутствия духовенства – бежавшего или репрессированного. В 1936 г. под тем предлогом, что 22 из 29 действующих дацанов находились в пограничной зоне, все они были закрыты, а ламы выселены как враги народа и японские шпионы. Аналогичные процессы шли в Калмыкии и формально независимой Туве.

В Калмыкии за период 1917-1937 гг. было ликвидировано 79 хурулов. В  результате последовательной борьбы за молодое поколение в 1937 г. в хурулах не осталось ни одного послушника-манджи. Упразднение в 1943 г. калмыцкой автономии и выселение калмыцкого народа в Сибирь сняло сам вопрос о существовании буддизма и его храмов в Калмыкии.

В независимой с 1921 г. Танну-Туве вначале церковь оставалась неприкосновенной, и в 1928 г. Малый хурал даже принял закон, объявивший буддизм государственной религией8. Это, вероятно, и спровоцировало начало разгрома, который начался в 1929 году. По рассказам очевидцев, за ламами приезжали в насколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой – и так до конца.

В Туве, как и в Калмыкии, все храмы были сожжены дотла. И если у калмыков все же сохранилось  одно каменное здание – Хошеутовский хурул князей Тюменей, то в Туве остались лишь метровой толщины остатки стен Чаданского хуре.

После войны, как известно, Сталин смягчил отношение к религии, что сказалось и на буддизме. Учитывая патриотическую позицию бурятских  буддистов в период Великой Отечественной войны, бурятам разрешили воскресить Дхарму.

Информация о работе История религии. Буддизм