Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:29, доклад
Ни об одной другой религии не говорят и не пишут так много. И дело не в том, что число мусульман в мире растет быстрее, чем число приверженцев других религий (их уже сейчас минимум 1,3 млрд.), а в беспрецедентной политической активности мусульманского сообщества. Ислам можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. Ни в одной другой религии, наверное, нет такого большого числа верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере.
отвечая на часто задающийся вопрос: «что же не в порядке с
миром ислама?» - можно утверждать, что неладно дело обстоит с духовным
руководством мусульман, которое не смогло предотвратить появление
«злокачественной опухоли» в организме своей религии. Джихадисты
спекулируют на таком феномене,
как мусульманская
правда, никогда не мешала мусульманам вести между собой войны, но
перед лицом неисламского мира они чувствуют свою «особость», а иногда
и превосходство. Поэтому идея джихада в воинственной интерпретации
воспринимается многими мусульманами как вполне закономерная,
отвечающая самому духу их религии и в принципе направленная на защиту
ислама.
Исламизм стал мировым явлением, фактически он сейчас более
заметен, чем ислам как таковой, как религия. Исламизм можно было бы
назвать исламом, превращенным в современную идеологию, которая
воспринимается ее адептами как ответ на вызов, брошенный
мусульманскому миру западными идеологиями и общественными
системами, как капиталистическими, так и социалистическими.
Рост исламизма заставил западных ученых и политиков в корне
пересмотреть широко распространенную ранее концепцию, в соответствии
с которой модернизация и успешное экономическое развитие поставят
преграду на пути распространения экстремистских взглядов в «третьем
мире». Вопреки ожиданиям, главные очаги исламистского экстремизма и
терроризма находятся не в наиболее нищих и отсталых странах, а как раз в
тех, которые значительно продвинулись по пути модернизации, в известной
мере подчинились законам глобализма, добились серьезных экономических
успехов. Египет, Саудовская Аравия, Индонезия - это отнюдь не то
доведенное до обнищания и отчаяния «дно» «третьего мира», в котором
логично было бы ожидать взрыва экстремизма.
Исламисты понимают, что одними призывами и пропагандой нельзя
мобилизовать мусульманское общество. Они создали организации,
образующие целую сеть
ячеек так называемого
Исламистские группы занимаются
благотворительной
обеспечивают людей хоть каким=то заработком, словом, берут на себя те
функции, которые не может или не хочет осуществлять государство.
Наиболее известной из исламистских организаций всегда были «Братья
мусульмане», возникшие первоначально в Египте, но затем
распространившие свою деятельность и на другие арабские страны.
Важно отметить, что новое глобальное джихадистское движение,
оперирующее под брендом «Аль=Каиды», уже существенно изменило
ландшафт мирового исламского сообщества. Во=первых, оно фактически
разрушает традиционные исламские авторитетные структуры: вместо
привычных «должностных» мусульманских духовных лиц на передний
план выдвигается новое поколение – боевые исламисты, часто даже не
имеющие настоящего религиозного образования и ранее никому не
известные. Они дерзко берут «дело ислама» в свои руки, пользуясь уже
отмечавшимся отсутствием в этой религии единого духовного центра,
издают фатвы, распространяют при помощи Интернета свои проповеди по
всему миру, создают многочисленные ячейки, образующие глобальную джихадистскую сеть.
Во=вторых, новые джихадисты делают упор не столько на локальные
и региональные дела и проблемы в исламских странах, сколько на создание
глобального фронта, вовлекая в свои сети живущих в западных
государствах выходцев из мусульманских стран, для которых
первостепенным делом является уже не внутренняя борьба на их родине
(они от нее чаще всего уже оторвались), а всемирный, не знающий границ
поход «в защиту ислама».
Джихадизм - это не какое=то чуждое, неисламское течение. Даже
если его назвать «
(стоит повторить это
еще раз) никак не может
террора, все равно приходится признать, что джихадизм, исламизм
базируются на одной из
аутентичных исламских
начало в глубокой древности, в военных походах пророка Мухаммеда. Это
лишь одна из традиций, но она имеет свои корни в исламе, а не привнесена
откуда=то извне. Поэтому ей трудно противостоять - но необходимо.
Важно, чтобы мусульманские мыслители глубоко разобрались с вопросом о
том, почему их религия дает экстремистам столько возможностей
трактовать ислам в воинственном, непримиримом духе.
Российские муфтии
отмахиваются от этой проблемы путем изречений типа «террористы - это не
мусульмане, а преступники, такие есть среди приверженцев любой
религии». Но почему именно ислам породил в своем лоне столько
экстремистских организаций? Об объективных причинах этого феномена
уже говорилось, но беда в том, что из них делаются ложные, пагубные для
самого ислама выводы, причем со ссылками на Коран и на исламское
учение в целом, и никто эти ссылки и эти выводы по=настоящему не
опровергает. Ислам не смог выработать в себе противоядия против
экстремизма - вот в чем проблема.
Но здесь следует
отметить одно чрезвычайно
решающее обстоятельство: влияние политики Запада на умонастроения в
мусульманском сообществе.
Возрождение ислама?
Не так давно появился термин «реисламизация». Он обозначает
понятие, гораздо более широкое, чем исламизм. То, что в современном
мире происходит подъем религиозных чувств, подмечено уже давно.
Религия, как и национализм, вместо того, чтобы уходить в прошлое как
«пережитки умирающих эксплуататорских формаций», о чем писали марксисты, стали приобретать гораздо большее значение в сознании
людей, чем прежде. Заговорили о новом подъеме религии. «Возрождение
ислама» или, точнее, «оживление», «подъем» ( ислам не умирал и поэтому
не может возродиться) – термины, широко распространенные в наши дни –
это лишь часть общей картины. Сами по себе эти термины, равно как и
«кризис ислама», могут только ввести в заблуждение. Действительно, в
мусульманском мире почти повсеместно делается гораздо больший, чем
прежде, упор на возрождение исламского культурного наследия. Это
заметно во всем, включая рост строительства мечетей, рост паломничества,
интерес к ношению традиционной одежды, в том числе чадры для женщин.
Во внутреннем развитии, в своих основах ислам остается таким, каким он
был всегда: Аллах остается единственным сувереном и единственным
источником закона. Нет разделения на светскую и духовную сферу жизни.
Но это не означает, что мусульманское сообщество склонно к
воспроизводству окостеневших средневековых форм общественного
устройства и оказалось неспособно к модернизации.
Исламское сообщество с его великими культурными традициями и
сотнями миллионов преданных приверженцев потенциально обладает
огромной мощью и динамизмом, оно способно внести большой вклад в
развитие человечества. Судьба исламской цивилизации зависит от ее
способности избавиться от двойного комплекса превосходства и
перманентной обиды, справиться с демонами самодовольства и
нетерпимости.