Ислам. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:29, доклад

Краткое описание

Ни об одной другой религии не говорят и не пишут так много. И дело не в том, что число мусульман в мире растет быстрее, чем число приверженцев других религий (их уже сейчас минимум 1,3 млрд.), а в беспрецедентной политической активности мусульманского сообщества. Ислам можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. Ни в одной другой религии, наверное, нет такого большого числа верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере.

Файлы: 1 файл

Ислам. история и современность.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

 

отвечая на часто задающийся вопрос: «что же не в порядке с

миром ислама?» - можно утверждать, что неладно дело обстоит с духовным

руководством мусульман, которое не смогло предотвратить  появление

«злокачественной опухоли» в организме своей религии. Джихадисты

спекулируют на таком феномене, как мусульманская солидарность. Она,

правда, никогда не мешала мусульманам вести между собой  войны, но

перед лицом неисламского мира они чувствуют свою «особость», а иногда

и превосходство. Поэтому идея джихада в воинственной интерпретации

воспринимается многими  мусульманами как вполне закономерная,

отвечающая самому духу их религии и в принципе направленная на защиту

ислама.

Исламизм стал мировым  явлением, фактически он сейчас более

заметен, чем ислам как  таковой, как религия. Исламизм можно  было бы

назвать исламом, превращенным в современную идеологию, которая

воспринимается ее адептами как ответ на вызов, брошенный

мусульманскому миру западными  идеологиями и общественными

системами, как капиталистическими, так и социалистическими.

Рост исламизма заставил западных ученых и политиков в  корне

пересмотреть широко распространенную ранее концепцию, в соответствии

с которой модернизация и успешное экономическое развитие поставят

преграду на пути распространения  экстремистских взглядов в «третьем

мире». Вопреки ожиданиям, главные очаги исламистского экстремизма и

терроризма находятся  не в наиболее нищих и отсталых странах, а как раз в

тех, которые значительно  продвинулись по пути модернизации, в известной

мере подчинились законам  глобализма, добились серьезных экономических

успехов. Египет, Саудовская Аравия, Индонезия - это отнюдь не то

доведенное до обнищания  и отчаяния «дно» «третьего мира», в котором

логично было бы ожидать  взрыва экстремизма.

Исламисты понимают, что  одними призывами и пропагандой  нельзя

мобилизовать мусульманское  общество. Они создали организации,

образующие целую сеть ячеек так называемого социального  ислама.

Исламистские группы занимаются благотворительной деятельностью, медицинским обслуживанием населения, создают школы,

обеспечивают людей хоть каким=то заработком, словом, берут на себя те

функции, которые не может  или не хочет осуществлять государство.

Наиболее известной из исламистских организаций всегда были «Братья

мусульмане», возникшие первоначально  в Египте, но затем

распространившие свою деятельность и на другие арабские страны.

Важно отметить, что новое  глобальное джихадистское движение,

оперирующее под брендом  «Аль=Каиды», уже существенно изменило

ландшафт мирового исламского сообщества. Во=первых, оно фактически

разрушает традиционные исламские  авторитетные структуры: вместо

привычных «должностных»  мусульманских духовных лиц на передний

план выдвигается новое  поколение – боевые исламисты, часто  даже не

имеющие настоящего религиозного образования и ранее никому не

известные. Они дерзко берут  «дело ислама» в свои руки, пользуясь  уже

отмечавшимся отсутствием  в этой религии единого духовного  центра,

издают фатвы, распространяют при помощи Интернета свои проповеди по

всему миру, создают многочисленные ячейки, образующие глобальную джихадистскую сеть.

Во=вторых, новые джихадисты делают упор не столько на локальные

и региональные дела и проблемы в исламских странах, сколько  на создание

глобального фронта, вовлекая в свои сети живущих в западных

государствах выходцев из мусульманских стран, для которых

первостепенным делом  является уже не внутренняя борьба на их родине

(они от нее чаще  всего уже оторвались), а всемирный, не знающий границ

поход «в защиту ислама».

Джихадизм - это не какое=то чуждое, неисламское течение. Даже

если его назвать «злокачественной опухолью» на теле ислама, который

(стоит повторить это  еще раз) никак не может считаться  религией насилия и

террора, все равно приходится признать, что джихадизм, исламизм

базируются на одной из аутентичных исламских традиций, берущих свое

начало в глубокой древности, в военных походах пророка  Мухаммеда. Это

лишь одна из традиций, но она имеет свои корни в исламе, а не привнесена

откуда=то извне. Поэтому ей трудно противостоять - но необходимо.

Важно, чтобы мусульманские  мыслители глубоко разобрались  с вопросом о

том, почему их религия дает экстремистам столько возможностей

трактовать ислам в  воинственном, непримиримом духе.

Российские муфтии

отмахиваются от этой проблемы путем изречений типа «террористы - это не

мусульмане, а преступники, такие есть среди приверженцев любой

религии». Но почему именно ислам породил в своем лоне столько

экстремистских организаций? Об объективных причинах этого феномена

уже говорилось, но беда в  том, что из них делаются ложные, пагубные для

самого ислама выводы, причем со ссылками на Коран и на исламское

учение в целом, и никто  эти ссылки и эти выводы по=настоящему не

опровергает. Ислам не смог выработать в себе противоядия против

экстремизма - вот в чем  проблема.

 Но здесь следует  отметить одно чрезвычайно важное, возможно даже

решающее обстоятельство: влияние политики Запада на умонастроения  в

мусульманском сообществе.

 

Возрождение ислама?

Не так давно появился термин «реисламизация». Он обозначает

понятие, гораздо более  широкое, чем исламизм. То, что в  современном

мире происходит подъем религиозных чувств, подмечено уже давно.

Религия, как и национализм, вместо того, чтобы уходить в прошлое  как

«пережитки умирающих  эксплуататорских формаций», о чем  писали марксисты, стали приобретать  гораздо большее значение в сознании

людей, чем прежде. Заговорили о новом подъеме религии. «Возрождение

ислама» или, точнее, «оживление», «подъем» ( ислам не умирал и поэтому

не может возродиться) – термины, широко распространенные в наши дни –

это лишь часть общей картины. Сами по себе эти термины, равно как  и

«кризис ислама», могут только ввести в заблуждение. Действительно, в

мусульманском мире почти  повсеместно делается гораздо больший, чем

прежде, упор на возрождение  исламского культурного наследия. Это

заметно во всем, включая  рост строительства мечетей, рост паломничества,

интерес к ношению традиционной одежды, в том числе чадры для  женщин.

Во внутреннем развитии, в своих основах ислам остается таким, каким он

был всегда: Аллах остается единственным сувереном и единственным

источником закона. Нет  разделения на светскую и духовную сферу жизни.

Но это не означает, что  мусульманское сообщество склонно  к

воспроизводству окостеневших средневековых форм общественного

устройства и оказалось  неспособно к модернизации.

 

 

Исламское сообщество с его  великими культурными традициями и

сотнями миллионов преданных  приверженцев потенциально обладает

огромной мощью и динамизмом, оно способно внести большой вклад  в

развитие человечества. Судьба исламской цивилизации зависит  от ее

способности избавиться от двойного комплекса превосходства  и

перманентной обиды, справиться с демонами самодовольства и

нетерпимости.


Информация о работе Ислам. История и современность