Ислам. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 05:29, доклад

Краткое описание

Ни об одной другой религии не говорят и не пишут так много. И дело не в том, что число мусульман в мире растет быстрее, чем число приверженцев других религий (их уже сейчас минимум 1,3 млрд.), а в беспрецедентной политической активности мусульманского сообщества. Ислам можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. Ни в одной другой религии, наверное, нет такого большого числа верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере.

Файлы: 1 файл

Ислам. история и современность.docx

— 45.78 Кб (Скачать)

Ташкента могут считать  себя членами мира ислама, что не мешает им

ощущать свою принадлежность к мусульманскому сообществу.

В политическом плане исламские  государства играют большую и все

возрастающую роль в мире. Но, если не считать нескольких стран  с

небольшим населением, где  обнаружились приносящие фантастические

доходы запасы нефти, большинство  не только арабских, но и прочих

мусульманских стран еще  не смогли преодолеть отсталость, доставшуюся

им в наследие с османских  времен.

Причины такого отставания следует искать отнюдь не в новой

истории, и в частности  не в колониальном гнете: важным фактором исторического отставания арабских стран следует

считать социально=экономическую систему, установленную в Османской

империи, с ее засильем государственной  власти, подавлением частной

инициативы, отсутствием  правовых гарантий для предпринимательства. В

начале ХХ в. Турция точно так же отставала от развитых государств, как и

управлявшиеся ею арабские страны. Лишь осуществленная К. Ататюрком

секуляризация дала толчок к реальной модернизации страны.

Следовательно, причины исторического  отставания арабского мира, равно

как Турции, Ирана, Афганистана, нужно искать в более ранней истории, в

особенностях развития мусульманской цивилизации.

Есть и другая сторона  проблемы. Как отмечал Л.С. Васильев, «в

основе стандартизированного исламского знания лежали не вершины

арабской средневековой  мысли, а священная книга мусульман  Коран,

хадисы устного предания Сунны и заповеди мусульманского права

шариата»11. На протяжении столетий в мусульманском обществе

доминировали богословы  – правоведы (улемы), больше всего  заботившиеся

о том, чтобы не допустить  нововведений (бида). Их ригидность,

узколобость, одержимость  идеей сохранения традиционных исламских

устоев преграждала путь притоку новых общественных идей, прогрессу в

материальной и технологической  сферах, поскольку все это шло с Запада и,

уже поэтому, было неприемлемо. Ведь нельзя было заимствовать что=либо

у «неверных».

Лишь постепенно для мусульманских  мыслителей дошло, что дело в

чем=то более серьезном, чем технологические достижения Запада,

появилось понятие модернизации, но ведь она была связана с рынком иного типа. Против рынка ислам  в принципе не мог ничего иметь, более

того – торговля всегда почиталась. Но рынок эпохи модернизации на Западе

имел такие особенности, прежде всего в правовой области, которые

выглядели несовместимыми с  шариатом. Общество, построенное на

принципах современного рынка, не могло не быть правовым и светским.

Именно поэтому оно  воспринималось в исламском мире как «жизнь без

священных ценностей»

Ислам, исламизм, джихадизм

Мусульманские традиции, основанные на Коране и сунне, тщательно

и ревниво оберегаются  исламскими духовными лицами, бдительно

следящими за тем, чтобы нововведения не нанесли ущерб системе ценностей ислама и тем самым всему сообществу правоверных, вся

жизнь которых должна этими ценностями определяться. Неизменным и

незыблемым остается мнение о безусловном превосходстве  ислама как

религии и мусульманской  общины над всеми остальными конфессиями и

человеческими сообществами.

Мусульмане помнят, что  было время, когда по уровню

культуры и науки их предки стояли неизмеримо выше всего, что было в

Европе. Но все это в  прошлом, а сегодня всем миром  заправляют неверные.

У многих мусульман создается  впечатление, что в течение столетий, а

особенно в последнее  время, некая дьявольская сила сознательно  и

целенаправленно стремится  унизить и даже разрушить исламское  общество,

навязать ему чуждые ценности, вытравить сам дух ислама. Здесь  и

появляется почва для  исламского радикализма.

Уже давно вошли в обиход термины «исламский фундаментализм»,

«исламизм», «политический  ислам», все чаще говорят и об «исламском

терроризме», что совершенно некорректно. Хотя большинство

«международных террористов» в современном мире – это действительно

мусульмане, но никто, например, не называет колонизацию Африки в  ХIХ

в. «христианской» на том  основании, что колонизаторы были выходцами  из

христианской Европы.

Фундаментализм - призыв вернуться  к истокам веры, к первоначальной чистоте религии, искаженной и извращенной  отступниками.

Фундаментализм может  быть присущ любой религии. Поборники

мусульманского фундаментализма (по=арабски «салафийя», от слова

«салаф» - предки) призывают очистить свою религию от темных и

позорных наслоений, исказивших ислам по вине нечестивых, неправедных

правителей и погрязшей  в роскоши и разврате верхушки общества.

Можно быть фундаменталистом и в то же время осуждать

экстремизм, а тем более  терроризм. Ислам как религия  не призывает к

насилию и террору, не поощряет его и никак не может быть в  ответе за

преступления террористов. В то же время можно утверждать, что путь к

исламистскому (именно исламистскому, а не исламскому) терроризму, как

правило, начинается с фундаментализма, разумеется, в головах

организаторов, а не исполнителей террористических актов. Это звенья

одной цепи: фундаментализм - политический радикализм (исламизм) -

экстремизм - терроризм. Эта  цепочка может прерваться после  первого же

звена, но может и продолжиться вплоть до «Аль=Каиды» и Усамы бен

Ладена.

Исламский радикализм берет  свою силу в жгучем ощущении

несправедливости, которое  испытывают люди в Азии и Африке.

Отсталость, низкий жизненный  уровень, нищета,

безработица - это фон, на котором процветает экстремизм. Во всем этом

обвиняют старого врага - Запад, вчерашнего колонизатора и  хозяина.

Мусульмане гордятся своей  древней и богатой цивилизацией, но видят, что

в мировой иерархии их страны стоят на низшей ступени по сравнению  с

Западом. Убежденные в превосходстве своей культуры и в том, что только

ислам является религией, содержащей истину, они с горечью видят, что  в

мире властвуют другие. Сила, мощь, влияние в сегодняшнем мире - не у

них, а у Запада. А Запад  сегодня – это, прежде всего, Америка.

Все это и порождает  ощущение господствующей в мире

несправедливости, комплекс неполноценности, осознания своей

совершенно незаслуженной  «второсортности» в глазах Запада,

стремящегося подавить и  растворить в своей безбожной

материалистической цивилизации  традиционные ценности мусульманского

мира. Особенно ранимыми в  этом отношении оказываются мусульмане,

гордящиеся своей древней и богатой цивилизацией и видящие в то же

время, что в мировой  иерархии их страны стоят на низшей ступени по

сравнению с Западом.

В этом смысле можно сказать, что «гнев мусульман» - всего лишь

частный случай. Просто мусульманскому обществу, в особенности

арабскому, в современном мире пришлось хуже, чем другим, если не

считать жителей Тропической  Африки. Насеровские мечты о создании

объединенного великого арабского  мира («новый великан») так и остались

мечтами, хотя нескольким арабским странам благодаря нефтяным

богатствам удалось прорваться к процветанию. Все светские системы

правления, от западной парламентской  демократии до насеровско=баасистского «социализма», были испробованы и

закончились провалом. Немудрено, что все громче стали раздаваться

голоса, утверждавшие, что  первопричиной всех бед арабов был  отход от

истинного, праведного ислама, от заветов Пророка, стремление рабски

копировать системы, созданные  чуждой, немусульманской цивилизацией,

что привело лишь к порче  нравов, упадку традиционных ценностей, росту

своекорыстия и разложения верхов общества, пресмыкательству перед

империализмом. Вестернизация, имитация западных образцов жизни была

объявлена главным злом, зазвучал лозунг: «Аль=ислам хуа аль=халь»

(«Ислам - вот решение»).

Но помимо этого общего настроения имеется и важнейшая

специфическая причина локального характера. Это - Иерусалим

(по=арабски Аль=Кудс – «священный»), третий из священных городов

ислама после Мекки  и Медины, место, где находятся  две великие и глубоко

почитаемые мечети - Масджид аль=Акса («отдаленная») и Купол скалы.

Сейчас эти святые места  находятся в руках израильтян, которых

мусульмане считают злейшими врагами ислама. Израиль для них -

представитель и форпост  Запада, прежде всего США. Американцев

обвиняют в том, что  по их воле евреи захватили святую землю.

Практически единодушно мусульмане всего мира видят в этом трагедию и

позор ислама, а преступниками  называют Израиль и США. Это -

важнейший из аргументов, обосновывающих необходимость «борьбы

против Америки».

«Мусульмане, - писал политолог  С. Хантингтон, - опасаются мощи

Запада и противятся ей и той угрозе, которую она несет  их обществу и их

убеждениям. Они рассматривают  западную культуру как

материалистическую, коррумпированную, декадентскую и аморальную...

Мусульмане клеймят Запад  не за то, что он следует неверной религии - ведь

это все же „религия книги“, а за то, что он не имеет религии  вообще. В глазах мусульман западный секуляризм, атеизм, проистекающая из

этого аморальность - это  гораздо большее зло, чем породившее их

христианство. Во время „холодной  войны“ Запад навесил на своего

противника клеймо "безбожного коммунизма"; в конфликте цивилизаций,

последовавшем за „холодной  войной“, мусульмане видят в своем

противнике "безбожный запад".

ненависть к Западу, в  первую

очередь к Америке, имеет  в качестве первопричины не религиозные

факторы. Объяснение следует

искать не в религиозной  сфере, а в тех исторических и  социальных

обстоятельствах, которые определяют жизнь сотен миллионов людей не

только в мусульманском  мире, а в «третьем мире» в целом.

На западное общество потребления  исламисты смотрят с

отвращением. Египетский исламист У. Гунайим, характеризовал это

общество как «царство декольте и моды, апеллирующее к  животным сторонам человеческой натуры»17. США рассматриваются как

очаг разврата, сексуальной  распущенности, гомосексуализма, феминизма  и

так далее. Даже то, что обычно считается достижением американского

образа жизни, с точки  зрения исламистов - грех и преступление.

Эмансипация женщин для исламистов – это господство разврата,

вседозволенности, превращение  женщин в «коммерческий продукт

потребления». Свободные  выборы означают, что американский народ

свободно выбрал своих  правителей и поэтому должен отвечать за все их

плохие дела; нет такого понятия, как «невиновные граждане».

Главной опасностью объявляется  угроза исламской культуре,

духовным ценностям, всему  образу жизни мусульман - угроза, исходящая

от безбожного, погрязшего в материализме и разврате Запада, а не от

христианской религии  как таковой. Радикалы=исламисты внушают людям

мысль, что, поскольку невозможно бороться на равных против

технологически неизмеримо превосходящего их противника, единственно

эффективным оружием является террор. Ислам должен либо смириться  со

своим упадком, ведущим к  гибели всего дела Пророка, либо в  целях

самозащиты нанести беспощадный  удар по растлевающему его Западу, и

прежде всего, конечно, по США.

Борьбу стали вести  на два фронта: против «своих» нечестивых

правителей=отступников и против «большого сатаны» – Запада Вот здесь и выдвигается на передний план

концепция джихада. Многие убеждены, что это слово в переводе

обозначает «священную войну», но это неверно. Вообще по исламскому

закону мусульмане вправе вести войну против четырех врагов: «неверных»,

отступников, мятежников и  разбойников. Только первые две категории

подпадают под понятие  джихада. Древние мусульманские  правоведы

считали, что существует джихад сердца, джихад языка, джихад рук  и

джихад меча.

Джихад согласно Корану считается  религиозным долгом, хотя улемы

никогда не включали его  в число столпов ислама. Джихад всегда

рассматривался как одна из главных обязанностей мусульманской  общины.

Буквально это слово означает высшее, максимальное усилие; главное

понимание джихада состоит  в том, что верующий борется против зла и

дьявольщины в самом себе, путем самодисциплины стремится  следовать

воле Бога, идти по указанному им прямому пути, быть добродетельным,

совершенным мусульманином. Это – «большой джихад»; «малый джихад» -

это борьба за распространение  и защиту ислама. В сунне (описании жизни и

мыслей пророка Мухаммеда) говорится о том, что применение силы в

сражении есть «малый джихад», а усилия, направленные на мирное личное

исполнение требований ислама (своего рода самоусовершенствование

мусульманина) – «большой»  или «высший джихад».

В общем смысле джихад обозначает борьбу против зла и дьявола,

борьбу за то, чтобы быть добродетельным, верным прямому пути,

указанному Аллахом.

Каноны джихада запрещают  убийство гражданских лиц, требуют,

чтобы противник был предупрежден перед атакой, а сам джихад может

быть начат только с санкции уполномоченных на это духовных лиц. Все это

полностью нарушается современными джихадистами.

Информация о работе Ислам. История и современность