Христианство, основные его направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы является изучение Христианства, как вероучения и основных его направлений.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1) Изучение основ христианского вероучения;
2) Подробное рассмотрение основных направлений в Христианстве, таких как православие, католицизм, протестантизм;
3) Рассмотрение Христианства в наши дни.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..2
1. Христианское вероучение, его основы………………………...3
2. Основные направления в Христианстве
Православие…………………………………………………………6
Католицизм…………………………………………………………..9
Протестантизм………………………………………………………12
3. Христианство в наши дни……………………………………….16
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………………..19

Файлы: 1 файл

История религии.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

          В отличие от православной, католическая церковь по-своему толкует некоторые догматы. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалось и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения — вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел — «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право брать из этой сокровищницы необходимую часть «добрых дел» и уделять ее тому, кто в ней нуждается: отпустить грехи, даровать прощение и т. д. Отсюда развилось учение об индульгенциях — об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью, а из этого возникли правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище, промежуточном звене между раем и адом, возник еще в I в. и существует только в католическом вероучении, Души грешников, которые свободны от смертных грехов, горят там в очищающем огне (вероятно, это символ их совести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие.

В отличие от православного  вероучения, в католическом есть догматы  о непогрешимости папы (принят на I Ватиканском  соборе в 1870 г.); о непорочном зачатии  Девы Марии (1854 г.); о телесном вознесении Девы Марии (1950 г.).

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но и здесь наблюдаются существенные различия. Причащение производится пресным хлебом, а не квасным, как принято у православных. Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 -8 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере

В православии обет безбрачия  принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм. Основные элементы культа - праздники и посты, регламентирующие бытовой уклад  жизни прихожан

Один из наиболее важных и торжественных постов -Рождественский пост. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея — 30 ноября, отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, в чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.

 

2.3 Протестантизм 

 

Это одно из главных, наряду с православием и католицизмом, направлений  христианства. Протестантизм охватывает множество самостоятельных исповеданий  и церквей, История протестантизма по-настоящему начинается с выступления Мартина Лютера (Германия, 1483-1546 гг.) против индульгенций. Он первым порвал с католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положения протестантской церкви, Лютер выступил против претензии католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и богом. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом- Выступления Лютера были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

Суть протестантизма заключается в том, что человек  может спасти свою душу только верой, которая даруется богом, без посредничества церкви. Один из основных догматов протестантизма заключается в том, что спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед богом. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие, отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются  Папе.

Протестанты отвергают  монахов, прелатов, крестное знамение, священные облачения, иконы, требуют упразднения обособленного сословия священников, не признают культ Богородицы, чистилище, богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Единственным авторитетом в вопросах веры было признано Священное писание, которое каждый верующий мог трактовать по своему разумению. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и она стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства.

В Библии говорится: «Праведный верою жив будет». Эта идея легла  в основу сформулированных Лютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов, обнародованных 31 октября 1517 г. Тезисы начертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга, а дата 31 октября стала праздничной для протестантов.

В первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии, оно сразу же было подхвачено в Швейцарии, и дало толчок к развитию новых разновидностей реформационного движения - цвинглианства и кальвинизма.

Цвинглианство более  решительно порвало с: обрядами католицизма: причащение стало рассматриваться как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, где хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови В отличие от лютеранской церкви, в организации цвинглианской был введен республиканский принцип: каждая община самостоятельна и избирает себе священника сама.

Кальвинизм получил  более широкое распространение  из-за выдвигаемого им нового и смелого  течения. Организатором его стал Жан Кальвин, который в своем  учении опирался не на Евангелие, а на Ветхий завет. Одним из главных догматов кальвинизма является учение о «предопределении»: все люди, согласно непознаваемой божественной воле, делятся на избранных и осужденных; ни верою, ни «добрыми делами» человек не может ничего изменить в своей судьбе: избранные определены к спасению, им уготован рай, отверженные — к вечным мучениям, посему идут в ад. Учение о предопределении строится на положении, что Иисуса Христа тоже Бог определил страдать за наши грехи.

Кальвинисты отказываются от церковной иерархии, внешних атрибутов католического культа; икон, облачения свечей и т п.; признают: старшин (пресвитеров), проповедников, песнопения, чтение и комментирование Библии. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала делами общины.

Последователи протестантских церквей (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии, Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.

Основополагающий принцип  другого направления — конгрегационализма (от лат. — соединение) — полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Конгрегационализм распространен в Великобритании и ее бывших колониях. Приверженцев кальвинизма, английскую буржуазию, называли пуританами. В отличие от кальвинистов, пуритане привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозного коллективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину, при этом каждая община должна быть совершенно свободной в выборе вероисповедания. Учение о предопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не так важны, как для кальвинистов,

В Шотландии утвердилась  выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Пресвитериане (от греч. —  старейший) — умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 г. принял решение сделать это учение государственным. Епископство ликвидировано, во главе церковной общины - пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные и государственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов. Литургия отменена, не читается ни «Символ веры», ни «Отче наш». Праздниками считаются только выходные дни. Пресвитерианская церковь исходит из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов.

Англиканская церковь — государственная церковь Англии. Реформация здесь началась не как народное движение, а по инициативе правящих верхов. В 1534 г., после разрыва местной католической церкви с Римом, английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. То есть церковь была подчинена королевской власти, при условии, что король не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства. В середине XVI в. было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъяты иконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства, Были сохранены литургия и некоторые другие обряды, хоть и с оговорками, признавался католический догмат о спасающей силе церкви, а также остался неприкосновенным епископат. Сложились учение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом и континентальным протестантизмом. Основы англиканского вероучения отражены в «Книге общих молитв».

Наиболее массовым по количеству последователей является баптизм (от греч. baptizo — погружаю в воду, крещу). Учение пришло к нам в 70-е гг. XIX в. Оно выступает за крещение людей только во взрослом возрасте, когда человек может сознательно выбрать себе веру. Баптисты признают единственным источником веры Священное писание, утверждая принцип оправдания верой. Учение отвергает культ святых, иконы. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из песнопения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда: крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак, рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не является символом для почитания.

Движение адвентистов (от лат. adventus — пришествие) возникло в 30-х гг. XIX в. в США, в период жесточайшего экономического кризиса, массовой безработицы. В такой ситуации предсказание о втором пришествии Иисуса Христа для страшного суда над живыми и мертвыми воспринималось как спасение. Наиболее многочисленные среди них адвентисты седьмого дня.

Такова общая картина  возникновения протестантизма и  развития основных его направлений.

 

 

  1. Христианство в наши дни.

 

 

За века распространения  христианства по всему миру оно ассимилировало в разных культурах, часто вытесняя старые языческие верования.

С каждым годом мы получаем все больше точной информации о состояние  дел в христианском мире. Однако, следует отметить, что каждая церковь имеет больше членов, чем активных верующих, а в некоторых случаях членство оказывается чисто символическим. Количество людей, регулярно посещающих церковь в Британии (менее 10%), ниже, чем во многих других странах, но неоднократные опросы подтверждают, что около 70% людей заявляют о своей вере в Бога и регулярно молятся.

В США в церковь  регулярно ходит около 42% населения. В Италии около 33% жителей регулярно  посещают мессу, а 85% заявляют о своей принадлежности к римской католической церкви. Во Франции церковь регулярно посещают около 13% населения.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке и на самых  ранних этапах появилось также в  Северной Африке. В ХIХ и начале ХХ века произошло заметное оживление миссионерского движения, в результате христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует практически во всех странах. Христианская вера продолжает распространяться, однако центр тяжести быстро смещается: из Европы и (в меньшей степени) США в Африку, Азию и Латинскую Америку. Демографические тенденции в этих странах позволяют предположить, что церковь ХХI века будет представлена все более молодыми, энергичными и бедными людьми, не принадлежащие к белой расе.

Что же касается России, то по результатам социологического опроса на вопрос «Какую религию вы исповедуете?» 71 % респондентов ответили «православие», 15 % опрошенных граждан заявили, что не исповедуют никакую религию. 1 % граждан ответили, что они являются католиками, протестантами. Менее 1 % опрошенных признают себя иудеями и буддистами. 5 % респондентов являются мусульманами и атеистами. Затруднилось с ответом около 2 % граждан.

Таким образом, можно  отметить, что в России по-прежнему доминирует православие.

Современные проблемы.

За последние несколько  десятилетий церкви участвуют в  дебатах на темы:

  • терроризм: является ли “борец за свободу” солдатом или преступником;
  • демографический взрыв: продукты питания и другие ресурсы, мировая торговля и долги “третьего мира”;
  • экология и целостность Творения;
  • злоупотребление наркотическими веществами;
  • человеческая сексуальность, включая гомосексуальность;
  • беременность: статус и защита человеческого эмбриона;
  • права животных;
  • брак, сожительство, развод и проблемы семьи;
  • СПИД, проблема абортов;
  • жизнь в обществе, где существует много культур и верований.

 

Заключение

 

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

Христианство, одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом  и исламом). В основе - вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов  церкви.

В данной работе подробно рассмотрены основные вероисповедальные формы христианства, образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира: православие, католицизм и протестантизм.

Все направления имеют  общую основу и ряд различий в  вероучении, в культе, в организации.

Информация о работе Христианство, основные его направления