Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:34, контрольная работа
Основной целью настоящей работы является изучение Христианства, как вероучения и основных его направлений.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
1) Изучение основ христианского вероучения;
2) Подробное рассмотрение основных направлений в Христианстве, таких как православие, католицизм, протестантизм;
3) Рассмотрение Христианства в наши дни.
Введение………………………………………………………………..2
1. Христианское вероучение, его основы………………………...3
2. Основные направления в Христианстве
Православие…………………………………………………………6
Католицизм…………………………………………………………..9
Протестантизм………………………………………………………12
3. Христианство в наши дни……………………………………….16
Заключение……………………………………………………………...18
Список используемой литературы……………………………………..19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..19
Введение
О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.
За последние 10-15 лет в России возрос интерес к религии. Так как Россия многонациональная страна, то и религий и вероисповеданий на ее территории много, но основной все же является Православие. Оно-то и объединяет людей различных политических взглядов, возрастов и конфессий. Восстанавливаются соборы, храмы, монастыри, часовни, открываются воскресные школы при храмах и церквях. Все больше и больше возникает новых духовных учебных заведений, а также открываются факультеты в вузах России.
Основной целью настоящей работы является изучение Христианства, как вероучения и основных его направлений.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.
Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.
Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученики"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.
Со временем условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания".
Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.
2.1. Православие
Рассмотрим основные формы вероучения христианства, образовавшиеся в процессе исторического развития христианского мира.
Православие — одно из крупнейших в мире вероучений распространено среди многих народов, говорящих на разных языках. Это одно из трех основных направлений христианства которое исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Распространено оно главным образам в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах.
Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV—XI вв.
Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления, утвержденные семью Вселенскими соборами в IV—VIII вв., а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.
Основу православного вероучения составил Никеоцарь-градский Символ веры, который был утвержден на первых двух Вселенских соборах 325 и 382 гг. Эти основы вероучения (догматы) сформулированы в 12 членах (параграфах), в них даны представления о Боге как творце, его отношении к миру, человеку, сюда же были отнесены представления о триединстве бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, Крещения, загробной жизни и т. п.
Все догматы церковь объявила абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенными человеку самим Богом. Познание Бога должно достигаться не столько умом, сколько всей своей жизнью, основой его познания должна стать вера.
Важное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов и сверхъестественных существ, в форме таинств, обрядов, жертвоприношений и т. п. В православии соблюдаются таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих нисходит особая благодать. Церковь признает семь таинств.
1. Крещение — одно неглазных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
2. Таинство причащения, или святой евхаристии, занимает важное место в христианстве. Верующие вкушают так называемое причастие состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым приобщились к своему божеству.
3. Таинство покаяния — признание и раскаяние в своих грехах перед священником, который прощает виновного от имени Иисуса Христа.
4. Таинство миропомазания — своеобразная помощь божья, помогающая человеку сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, возрастающая и укрепляющая в духовной жизни. Заключается миропомазание в том, что тело человека смазывают ароматическим маслом, которое и передаст божественную благодать.
5. Таинство священства имеет особый смысл для христианской церкви. Данное таинство совершается при посвящении в духовный сан. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу, так как только епископ может передать посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента будет обладать новый священнослужитель всю свою жизнь.
6. Таинство брака утвердилось в христианстве одним из самых последних (XIV в.). Церковный брак — единственная действительная форма брака, то есть светский брак церковью не признается. Таинство брака совершается в храме при венчании, молодожены напутствуются на долгую и счастливую совместную жизнь от имени Иисуса Христа.
7. Таинство соборования совершается над больным человеком и состоит в смазывании его тела деревянным маслом (елеем), которое считается священным. Таким действием призывается на больного благодать Божья, исцеляющая от душевных и телесных болезней, то есть от грехов.
Православная церковь также придает большое значение праздникам и постам. Праздники освящены в церковных календарях и, как правило, ни один день в году не проходит без того, чтобы не отмечалось то или иное событие, В день данного события устанавливаются особые песнопения, молитвы и обряды. Пост, как правило, предшествует большим церковным праздникам. Сущность поста — «очищение и обновление человеческой души», приготовление к важному событию религиозной жизни. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.
Наиболее почитаемый общехристианский праздник Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники — 12 наиболее значительных праздников православия: Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Успение Богородицы, Троица (пятидесятница), Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Воздвижение креста Господня и Рождество Христово.
2.2 Католицизм
Наиболее распространенным христианским направлением является католицизм. Слово «католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Следует сказать, что католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством папы Римского всех христиан.
Католицизм берет свое начало от небольшой римской христианской общины, первым епископам которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III—V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.
Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того — папские послания и постановления.
Центром католицизма и резиденцией его главы, папы Римского, является Ватикан, город-государство, расположенный в центре Рима. Римский папа определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Папа назначает из представителей духовенства различных стран католических иерархов — кардиналов и епископов. Коллегия кардиналов (конклав) избирает из своей среды путем тайного голосования папу (пожизненно), который по католическому вероучению является «викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой Вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом Римской провинции, суверенного города-государства Ватикан».