Христианская концепция двух государств: божественного и христианского

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:11, реферат

Краткое описание

Христианские концепция будет высветлена, начиная с ее зарождения и в ходе ее развития, и как она укрепила в мировом обществе свои позиции со временем.

Оглавление

I. Введение. 3
II. Основная часть. 4
Раздел 1. Зарождение и развитие христианской концепции. 4
1.1 Зарождение христианской концепции 4
1.2 Развитие христианской концепции. 5
Раздел 2. Разновидности христианства. 7
2.1 Католицизм. 8
2.2 Православие. 9
Раздел 3. Выдающиеся мыслители христианской концепции 11
3.1 Аврелий Августин (354—430). 11
3.2 Фома Аквинский(1225—1274). 12
III. Заключение. 16
IV. Список использованной литературы. 17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 40.66 Кб (Скачать)
 

    План

I. Введение. 3

II. Основная часть. 4

Раздел 1. Зарождение и развитие христианской концепции. 4

1.1 Зарождение христианской концепции 4

1.2 Развитие христианской концепции. 5

Раздел 2. Разновидности  христианства. 7

2.1 Католицизм. 8

2.2 Православие. 9

Раздел 3. Выдающиеся мыслители  христианской концепции 11

3.1 Аврелий Августин  (354—430). 11

3.2 Фома Аквинский(1225—1274). 12

III. Заключение. 16

IV. Список использованной литературы. 17 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Введение.

    Затрагивая  христианскую концепцию двух государств: божественного и светского мы  сталкиваемся целой системой правил и догматов, которые многие столетия влияла на большую часть Европы, и сейчас играет ведущую роль, в управление некоторых государств, основываясь на тех же принципах, которые держали в узде и другие государства в далеком прошлом.  Стают вопросы о том за счет чего, христианство держит позиции в управлении государства и как оно рассматривает с точки веры позицию власти, власть имущих и равенство всех людей в обществе.  Поэтому в этой работе в основном будут рассматриваться те вопросы, которые затрагивались выше, и они будут высветлены в ходе раскрытия тех или иных пунктов плана этой работы. Выше указанные вопросы в основном будут раскрыты с помощью нормативно – ценностного метода, который более рационально позволяет раскрыть сущность того или иного вопроса.

    Христианские  концепция будет высветлена, начиная  с ее зарождения и в ходе ее развития, и как  она укрепила в мировом  обществе свои позиции со временем.

    II. Основная часть.

    Раздел 1. Зарождение и развитие христианской концепции.

 
    
    1. Зарождение  христианской концепции.

    В средние века (V-ХVI вв.) Философско-этическая  концепция 
политики, которая до того времени доминировала в Западной Европе, поступается религиозно-христианской концепции. Ведущей темой 
должна быть приоритетной: духовная (церковь) или светская (государство).   
Христианство возникло в I в. до н. е. в римской провинции 
Иудеи на базе иудаизма. 
     Священные тексты иудаизма писались с XII по II в. до н. е. Христианство добавило к Ветхому Завету иудеев Новый Завет Иисуса 
Христа (от греч. Сhristos - помазанник), который писался от середины I и к середине II в. н. е. Новый Завет и стал главным источником политической мысли раннего христианства. 
В Риме, как и в Греции, государство сливалась с обществом, контролирующими все аспекты жизни человека. Религиозная сфера была государственной монополией. Поэтому вполне понятно, что отказываясь поклоняться языческим богам, в том числе императорам, 
первые христиане подвергались опасности. 
Однако новая религия имела несколько преимуществ: была космополитична, декларировала новые морально этические ценности общность имущества, общую потребность работать, распределение благ по труду или потребностью. Указанные ценности дают нам возможность говорить о христианском коммунизме. 
Шло время, христианские общины обрастали имуществом, землями, 
а церковь превращалась в иерархизированную и централизованную 
организацию, которая стремилась расширить свое влияние. Отныне она налаживает отношения с государством, заявляет о необходимости повиновения власти (поскольку та - от Бога), что открывает путь для легитимизации (1.с.27).

    1. Развитие  христианской концепции.

    Пройдет немного времени и христианство превратится из катакомбнои (теперь сказали бы неканонической) на равноправное, а потом и государственную  церковь (с 313 г. н. э). Возникает союз трона и алтаря, а одновременно актуализируется проблема соотношения духовной и светской власти, которая становится ведущей для политической  мысли на многие столетия. 
Как только прекратились преследования за веру, как правящие 
христиане начали притеснять представителей других религий и 
инакомыслящих (еретиков) в собственной среде. Так закончилась 
эпоха перехода от христианства апостолов и мучеников к христианству патриархов и императоров. 
395 г. после смерти императора Феодосия I Римская держава 
распадается на две империи - Восточную (позже Византийскую) и 
Западную. Обе сохраняют в своих названиях слово "римская". 
Однако христианская церковь до сих пор остается единственной, хотя и не очень централизованной. Она состоит из пяти церквей и называется кафолической (Вселенской) Православной (Ортодоксальной) церковью. Управляют ею пять патриархов. Каждый из них называется именами, сложившиеся исторически: Римский - папою, Константинопольский - архиепископом, Александровский - папой, Иерусалимский - архиепископом и только Антиохийский - патриархом. Ни один не может говорить от лица всей Церкви, а лишь после общего обсуждения.   
 Страдая от византийских монархов (в V в. Византийский император Юстиниан просто "назначил" себя наивысшим руководителем не только в государстве, но и в церкви), римские папы с вниманием и даже сочувствием отнеслись к новым государственно-политическим образованиям среди варварских народов. Они даже способствовали их укреплению в противовес византийскому императорам. За это франкский король Пипин Короткий 754 г. основал светскую власть пап, подарив им отвоеванную часть Равеннского экзархата. А вскоре папа Лев III 800 г. короновал франкского короля Карла Великого как императора Священной Римской империи. Из-за этого произошел формальный разрыв западной иерархии Римской церкви с византийскими императорами. 
Но до взаимных анафем дошло лишь 1054 г., когда произошел 
Великий церковный раскол. В результате сформировались два главных направления в христианстве: западная конфессия получила название "Католицизм", а восточная - "православие". 
С точки зрения организационного построения Римская католическая церковь является структурированной, в ней нет автокефалий, т.е. более или менее автономных церквей. Она более внутренне управляемая, а после падения Западной Римской империи вообще остается единственным светочем в хаосе, который охватил Западную Европу. 
Итак, на территории тогдашних западных римских провинций 
долгое время не существовало единого государственного образования, как в бывших восточных провинциях. Несколько империй, которые довольно быстро изменили друг друга, превратились в национальные государства. 
Эти процессы сказались и на развитии тогдашней политической 
мысли. В частности, здесь велась с переменным успехом борьба между мирской и духовной ветвями власти. Слабость королей подталкивала папство до провозглашения своего верховенства. Церковь побеждала течение VII-IХ и ХII-ХIII вв., но после XIV в. ее политическая сила начала слабеть, а христианский мир охватила кризис феодальной системы. 
Вместе с тем, несмотря на отсутствие единой доктрины, можно выделить такие черты политико-правовой мысли Западной 
Европы: 
• господства с IV до XIII в. доктрины Аврелия Августина 
(354-430), в которой государство и церковь были отделены, но 
светская власть все, же была подчинена церкви (произведение 
"О граде божием"); 
• чрезмерная централизация власти; 
• утверждение христианской церковной доктрины о верховенстве папы римского (сочинение папы Григория VII "Диктат папы ", 1075); папство рассматривало весь христианский мир как огромное государство, управляемое наместником бога - папой; 
• борьба за ограничение монаршей власти (английский Велика хартия вольностей (1215), рейхстаг и Магдебургское право (1188) в Священной Римской империи, парламенты и высшие судебные институты во Франции, Испании и других странах); 
• доминирование с XIII до XX в. доктрины известного схоласта 
Фомы Аквинского (1225-1274), который на основе учения Аристотеля создал христианскую доктрину государства (трактаты "О правления правителей", "Сумма против язычников") (1.с.29).
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                                                         

Раздел 2. Разновидности христианства.

    2.1 Католицизм.

    Католицизм (грец., katholicos-католицизм всемирный) - разновидность  христианства. 
       Распространен католицизм в основном в странах Западной Европы и Латинской Америки. Догматические особенности католицизма: признание выхода святого духа не только от Бога-отца, но и от Бога-сына; догмат о чистилище; догмат о главенстве Римского папы как наместника Христа, о непогрешимости папы и др. . Культовые и канонические различия католицизма от православия: безбрачие духовенства (целибат), богослужение на латинском языке, особенно развитый марианизм (культ Богородицы и др.). Центр католицизма - Ватикан. 
       В современных условиях католицизм охватывает большинство человечества- почти 800 млн., которые веруют Богу и проживающих на всех континентах Земли. Более половины католиков живет в странах Латинской Америки и США. Католицизм присущ населению западноевропейских стран: Венгрии, Чехии и Словакии, Польши, Италии, Испании, Франции, Португалии, Австрии, Бельгии и Ирландии. Ватиканом разработана социальная доктрина. Ее содержание сформулировано в энциклике папы Льва XIII о новых вещах (1891 г.). По энциклике идеальная модель социального устройства общества имеет основой принципы христианской демократии, что предполагает сотрудничество между классами и народами, ликвидацию противоречий между трудом и капиталом. Ровно через сто лет в 1991 г. папа Иоанн Павел II выпустил новую, юбилейную энциклику «Сотый год», в которой нашла развитие социальная доктрина Ватикана: программа дальнейшей деятельности католицизма и Ватикана. В энциклике сформулированы права и свободы человека, обоснована необходимость участия католической церкви в их защите, расширении христианской демократии. С позиций социальной справедливости (общего блага) остро критикуются основы капиталистической системы государств и осуждаются пороки современного общества развитых индустриальных государств, нерешенных проблем качества жизни людей. Констатируется, что амтигуманые стороны капитализма не исчезли. Положительно оценивая роль предпринимательства, рынка и частной собственности, папа Иоанн Павел II предостерегает от злоупотреблений и эгоизма собственников, от абсолютизации рынка и прибыли, подчеркивает необходимость постоянного контроля рыночных механизмов со стороны общества и государства, уважительного отношения к человеческому труду, признает справедливость многих требований трудящихся улучшение условий их жизни. Католицизм, признавая неизбежными социальные конфликты, осуждает их, если не достигается компромиссу (2.).

    2.2 Православие.

    Православие - разновидность христианства. Распространено православие в основном в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Православие окончательно выделилось в самостоятельное направление в XI в. вследствие различных путей развития феодализма на Западе и Востоке Европы. Догматические различия православия: признание выхода святого духа только от Бога-отца, непогрешимости церкви (а не главы ее), неизменность догматов, отрицание чистилища и прочее. Культовые и канонические различия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая византийская система церковного пения и прочее. Православие, в отличие от католицизма, не имеет единого центра, а состоит из 14 самостоятельных автокефальных православных церквей. Слишком характерный для православия принципиальный консерватизм. Православие в России верой и правдой служило самодержавию, выступало одним из его столпов, полностью от него зависело. С периода царствования Петра I вплоть до 1917 г. православная церковь в России выступала частью государственного аппарата, враждебно относилась к революционному движению. Православные приходы и другие церковные образования в Украине принадлежали издревле украинского экзархата Московской патриархии - одном из четырех церковных округов, входивших в состав православной церкви в России. Такое положение церкви полностью соответствовало бывшему государственному строю, который характеризовался сильным центром с директивными полномочиями и послушной периферией. Естественно, церковь длительный период функционировала в условиях авторитарного режима, не могла не быть, так или иначе, его отображением (2.).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Раздел 3. Выдающиеся мыслители  христианской концепции

    3.1 Аврелий Августин (354—430).

    В основе воззрений Августина лежал  дух иррационализма. Суть его заключалась  в том, что ценности земной жизни  принижались, во многом наделялись греховными свойствами; идеалы добра, блага, счастья, красоты приобретали неземной, божественный смысл. Постичь который можно  было не через рациональные усилия человека, а с помощью духовного  очищения и молитв, поэтому не столько  человек-творец, человек-борец, человек-политик, сколько монах (человек-молящийся) становится идеалом человеческой личности. Понятие  свободы воли человека, используемое вне религиозного контекста, вело скорее к обоснованию греховного и злого  в человеке, чем к обоснованию  его творческих способностей. Лишь подчинив личную волю божественной и  освободившись от всех земных соблазнов, можно было рассчитывать на праведное  бытие. Счастье в этом случае представлялось не как личное обогащение и не как  служение государству, а как постижение смысла Божественной воли и полное ей подчинение. 
С точки зрения Августина, автора книги «О граде Божием» (426), Бог проявляет свою волю не только в индивидуальных актах творения, но и предопределяет весь ход истории. 
Любовь к Богу – основная идея философско-теологической системы Августина. Этот мыслитель полагает, что только подобная любовь делает человека подлинным человеком, возвышает его над остальным миром, делает счастливым. Всякое насилие, как официальное (со стороны государства), так и неофициальное (со стороны народных масс), определяется им как проявление земных пороков. Духовная власть, олицетворением которой становится церковь, провозглашается высшей властью на земле, которой должны подчиняться и простые люди, и государи. Политика и общественный прогресс приобретают у Августина сугубо теологический смысл и характер.  
Являя собой неотъемлемый элемент религиозной идеологии, эта концепция, тем не менее, поддерживала дух единства, к которому стремились люди в условиях социальной раздробленности и разрушения правовых основ рабовладельческих государств. Можно даже сказать, что на первом этапе иррационализм, фатализм и провиденциализм не столько обезоруживали разум человека, сколько настраивали его на более общие, универсальные основы бытия и в то же время показывали его собственную слабость. 
Основная черта его социально-политических воззрений – обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено миром небесным. Однако наиболее интересным элементом его учения, изложенном в книге «О граде Божием», является понимание истории человечества как борьба «двух градов»: «града Божьего», состоящего из праведников, божьих избранников, которые следуют не земным, а божественным установлениям, и «града земного» или светского государства, «великой разбойничьей организации», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников.  
Значение книги Августина Блаженного «О граде Божием» состоит в том, что в ней заложена идея разделения церкви и государства, основывающаяся на том, что государство может стать частью града Божьего, лишь подчинившись нормам и доктринам церкви. С тех пор как эта идея была выдвинута, она всегда являлась элементом учения церкви. В течение всех средних веков она служила теоретическим оправданием политики церкви, небезуспешно стремившейся подчинить себе государство. В этот период вплоть до начала XIV в. католическое духовенство, как правило, одерживало верх в своих конфликтах со светскими властями.

     

    3.2 Фома Аквинский(1225—1274).

    Жил в период позднего средневековья и был наиболее влиятельным богословом в Западной Европе того времени. В 1323 году он был причислен к лику святых римско-католической церкви, а учение Фомы Аквинского была признана впоследствии официальной идеологией католицизма (3.с.41).

    Его идеи относительно государства, закона, права изложены в работах «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др. В них он пытался укрепить позиции католической церкви. Аквинский считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная, всеобъемлющая власть, в том числе и право, распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Поэтому, делал вывод Аквинский, римскому папе – наместнику Бога на земле – должны, как «вассалы» подчиняться все светские государи. 
С учетом данного положения Аквинский развивает теократическую концепцию власти. Государственную власть он рассматривает как результат воли Бога. Однако продолжает мыслитель, отсюда не следует, что каждый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Богом же благословлено любое действие правителя. Он, как и каждый человек, имеет свободную волю и потому способен творить зло, то есть отдавать противоречащие божественным законам приказы. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Если при этом церковь приходит к выводу, ведущему к низложению правителя, то она все равно не посягает на божественный принцип власти, поскольку только через церковь Бог осуществляет руководство человеческим миром. Таким образом, в учении Аквинского государственная власть выступает скорее не как непосредственное, а как опосредованное церковью установление Бога. 
Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе, считает Аквинский. Однако это не означает, что он выступает за социальное равенство. Напротив, сословные различия он рассматривает как необходимые и вечные. Покорность подданных, как всех христиан в целом, является их основной добродетелью. Вместе с тем мыслитель признает право подданных на свержение главы государства, если тот явно творит зло. Как уже отмечалось, судьей в таких случаях призвана выступать церковь, что практически означает ограничение власти светского правителя волей католического духовенства. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию, что вполне отвечало особенностям общества. По его мнению, основной задачей монарха является забота о добродетельной жизни подданных. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а Бог – в мире. Власть доброго и справедливого короля, считал мыслитель, должна быть отражением Бога в мире. 
В его трактовке душа человека может нацеливаться не только на постижение смысла положений Священного писания, но и на природные явления. Разум, таким образом , получает как бы многофункциональную трактовку; он может познавать явления природы, высшие принципы бытия и рационально обосновывать теологические догматы. Тем самым допускалась определенная доля творческой деятельности человека в ее теоретической и практической формах проявления, разумеется, при условии полного признания приоритета веры.  
Разрабатывая систему социально-политических идей, Фома Аквинский, прежде всего попытался сформулировать свои представления о праве. В частности, он выделяет три разновидности права: вечное, естественное и человеческое. 
Первое представляет собой совокупность правил Божественного руководства миром, которые содержатся в Божественном уме и передаются в Священном писании. Второе является частным выражением первого. Оно присуще всем живым существам, в том числе и человеку. Положения этого права позволяют людям приобщаться к вечности Божественного права. Третье конкретизирует естественное право. Оно как бы ближе к земному и допускает определенные изменения. Человеческое право в свою очередь делится на общенародное и гражданское. 
Как и у Аристотеля, человек рассматривается Фомой Аквинским как политическое существо. Из суммы таких существ складывается государство, которое как целое предшествует индивиду. Утверждается, что благо государства выше блага отдельно взятого человека. Причем это благо охраняется и гарантируется Божественной волей, однако свободная воля человека зачастую приводит к нарушению этого блага, страдание же государства автоматически влечет за собой и страдание составляющих его членов. Тщательное выполнение каждым человеком своих обязанностей
, устанавливаемых Богом, как практического, так и духовного планов. Выступает как гарантия достижения общественного блага, что обеспечивает благо каждого члена государства. 
Фома Аквинский, уступая новым веяниям, связанным с укреплением феодальной государственной машины, доказывал, что не только церковь, но и государство представляют собой Божественное установление, хотя все еще подчеркивалась зависимость государственной власти от церковной. 
Фома Аквинский выделяет пять форм государственного устройства. Власть большинства определяется как демократия. Но эта форма правления не жалуется автором и олицетворяется скорее с неправильной формой власти, так как большинство, навязывая свою волю меньшинству, уподобляется тирании – одной из наиболее неприемлемых форм управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Христианская концепция двух государств: божественного и христианского