Что такое миф и мифология?

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:41, реферат

Краткое описание

Миф- 1.Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы, о происхождении мироздания и жизни на Земле 2.перен .Недостоверный рассказ, вымысел, измышление 3. оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.

Файлы: 1 файл

мифология.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

 

Что такое миф  и мифология?

 

Миф- 1.Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы, о происхождении мироздания и жизни на Земле 2.перен .Недостоверный рассказ, вымысел, измышление 3. оторванное от действительности изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании. 

Мифология- 1. Совокупность мифов какого-нибудь народа 2. Наука, изучающая мифы.

Мифология- совокупность мифов, которые возникают в сознании людей на уровне первобытнообщинного строя и при отсутствии научных знаний воплощают фантастическое отражение действительности в виде богов, героев, примечательных явлений и происшествий; наука о мифах

Мифология скрепляла  в первобытной культуре единство бессознательно-поэтического творчества, первобытной религии и первоначальных, донаучных представлений об окружающем мире. Основная форма передачи мифа- словесный рассказ. Мифология включает мифы этиологические(о происхождении рода и его институтов, отдельных народов), космогонические(о происхождении вселенной), теогонические(о богах) и др. Многие мифы отражали хозяйственную деятельность человека и культовые обряды. В мифологии разных народов много общего: сходные сюжеты, черты мифологических образов.

 

О мифах.

   Если перевести  слово «мифы» с древнегреческого на русский, то получится: «сказания», «предания».

   Зародились мифы  в глубокой древности.

   В мифах отразились  представления древних людей  о добре и зле, о геройстве  и трусости. О справедливости  и вероломстве. Мифы слагали  не отдельные люди, а целые поколения людей, целые народы. Их дополняли, исправляли, повторяли век за веком, и они наполнились глубокой мудростью и величавой красотой.

   Некоторые русские  сказки, например сказки про Бабу  Ягу и Кощея Бессмертного, про  богов Перуна и Хорса, Ярилу и Мокошь, можно тоже назвать мифами, потому что в них отразились попытки наших предков объяснить явления реального мира. Герои мифов совершают чудесные подвиги, борются со злом и несправедливостью.

   Возьмите в  библиотеке «Легенды и мифы  Древней Греции» н.Куна. вы узнаете из этой книги о двенадцати подвигах благородного, простодушного богатыря Геракла и полюбите его. Узнаете о смелом путешествии Ясона и его могучих товарищей к берегам Колхиды (нынешней Грузии). И наконец, вы прочтёте самый прекрасный из всех мифов Древней Греции- миф о Прометее.

   Однажды самый  главные бог древних греков  Зевс прогневался на людей  и задумал уничтожить весь  людской род. Но титан Прометей  решил помочь людям и подарил  им огонь. Он похитил у богов  искру огня и принёс её людям. Прометей научил людей строить дома и дал паруса их кораблям. Он рассказал людям, как приготовлять лекарства из трав, научил их добывать и использовать металлы, скрытые в земных недрах. Боги прогневались на Прометея за то, что он сделал людей такими сильными и мудрыми, и жестоко покарали его, навечно приковав к скале. Прометея подвергли страшным мучениям. От него потребовали покаяния и отречения от любви к людям. Но он не сдался, не покорился.

   В образ Прометея  люди вложили свои лучшие качества: мудрость, стойкость. Самоотверженность и доброту.

   Люди всегда  творили богов по своему подобию  и сами отражались в мифах  как в зеркале. Только зеркало  это оказалось и впрямь «волшебным»:  пошло 3 тысячи лет, а отраженные  им образы живут и живут.  И каждый из нас может увидеть их, развернув книгу мифов.

 

Классическая  мифология

 

Как предполагается, греческая  и римская мифология показывает нам, каким образом человечество мыслило и ощущало себя многие  и многие века тому назад. Согласно этой точке зрения, исследуя мифологические картины, мы можем проследить путь от современного, цивилизованного человека, столь далёкого от природы, к человеку, который жил в тесном с ней взаимодействии; а самый большой интерес в мифах представляет для нас то, что они переносят нас в то время, когда- в отличие от современности- мир был ещё молод и человек жил в непосредственной связи с землёй, её деревьями и озёрами, её цветами и холмами. Мы понимаем, что во времена возникновения мифов между реальным и нереальным существовало очень мало отличий. Воображение человека было на удивление живым и не сдерживалось рассудком, так что в лесу любой из людей мог увидеть за деревьями пробегающую мимо нимфу или, нагнувшись к прозрачному водоёму, разглядеть в его глубинах лицо наяды.

   Идея вернуться к этому восхитительному положению вещей поддерживается почти каждым автором, работающим в области классической мифологии, и прежде всего поэтами. В эти бесконечно удалённые от нас времена первобытный человек мог:

             Увидеть встающего из моря  Протея,

             Услышать Тритона, звонко трубящего  в рог.

   И на какой-то  миг благодаря созданным им  мифам мы можем уловить отблеск  этого волшебного и населённого  чудесными существами мира.

   Однако даже  краткого рассмотрения образа  жизни нецивилизованных народов в каждой точке земного шара и в любой исторический период достаточно для того. Чтобы воздух из этого шарика романтических построений полностью вышел. Совершенно очевидно, что примитивный человек- где бы он не жил- никогда не населял свой мир доброжелательными к нему, милыми существами. В первобытной чаще таились ужасы, а не нимфы и наяды. Там жил Ужас с большой буквы, сопровождаемый своими ближайшими спутниками: Магией и общепринятой от неё защитой- Человеческими Жертвоприношениями. Главная защита человечества от гнева тех или иных божеств состояла в выполнении некоторых магических ритуалов, лишенных смысла, но эффективных, или в жертвоприношениях, сопряжённых с муками и горестями.

 

   Мифология греков.

 

   Достаточно тёмная  картина древнейшей греческой мифологии самым коренным образом отличается от классических представлений. Анализ мировоззрения древних греков едва ли станет хорошим подспорьем для изучения взглядов первобытного человека на окружающий его мир. Весьма примечательно, насколько кратко греческие мифы рассматривают антропологи.

   Мифы отчётливо показывают, сколь высоко поднялись греки  над первозданной мерзостью и  всеобщей свирепостью к тому  времени, о котором у нас  есть хоть какие-то сведения. Об  этом времени в мифах можно  найти лишь очень туманные воспоминания.

   Мы не знаем, когда  все эти мифы получили современную  трактовку; но как бы там  ни было, к этому времени примитивный,  первобытный образ жизни лежал  у греков уже далеко за спиной. Мифы в том виде, в каком  мы их знаем теперь, -создание великих поэтов. Первым письменным литературным памятником Греции является Илиада. Греческая мифология начинается с Гомера, жившего, как считают, не ранее чем за тысячу лет до времени Христа. Илиада является самым древним литературным произведением Греции. Она написана богатым, изящным, во всех отношениях прекрасным языком, прошедшим в своём развитии сотни лет, в течении которых люди стремились научиться выражать свои мысли чётко и красиво. Этот язык- бесспорное свидетельство высокого уровня цивилизации. Сюжеты греческой мифологии не проливают яркий свет на вопрос о том, на что было похоже раннее человечество. Зато помогает ответить на вопрос, какими были ранние греки.

   Древние греки создавали  себе богов по своему образу  и подобию. Сама идея не приходила в голову народам, ранее их вступившим на арену истории. Их боги не имели каких- либо реальных прототипов в природе, не походили ни на одно из живых существ.

   В мире греческой мифологии  человеческий дух не испытывает  ужаса перед богами. Правда, боги непредсказуемы. Всё их сообщество- за немногими и по большей части не столь уж важными исключениями- чарующе красиво человеческой красотой, а ничто по-человечески красивое страшить не может. «Очеловеченные» боги на долгое время оказались лишь ненамного лучше своих почитателей. Конечно, они были невыразимо прекраснее намного сильнее их; более того, они были бессмертными. Однако нередко они поступали так, как не поведёт себя ни один благородный мужчина, ни одна порядочная женщина. Имеются также и мифы, которые явно сложены ещё в эпоху человеческих жертвоприношений.

 

Греческие и римские  писатели-мифологи.

 

Большинство книг по классической мифологии в значительной мере основаны на стихах римского поэта Овидия, творившего во времена правления императора Августа. Его сочинения- краткая энциклопедия мифологии. В этом отношении с ним не может сравниться ни один древний писатель. Он пересказал почти все мифы- и достаточно подробно.. иногда отдельные известные нам из литературы или изобразительного искусства мифы дошли до нас только благодаря ему. Он был, несомненно, замечательным поэтом и рассказчиком, вполне способным оценить тот великолепный материал, который мифы ему предлагали, но его точка зрения расходится с современной. Для него они были собранием немыслимого вздора:

Я болтаю о древних  поэтов чудовищной лжи,

О вещах, невиданных никем и никогда.

   В сущности, он заявляет своему читателю: «Не важно, насколько они глупы. Я их для тебя так хорошо приодену, что они придутся тебе по вкусу». И он делает это нередко весьма удачно, но в его руках эти рассказы стали пустыми побрякушками, иногда, правда. Остроумными и несущими заряд развлекательности, нередко сентиментальными или утомительно риторичными. Греческие же мифологи почти свободны греческие же мифологи почти свободны от сентиментальности и риторичности.

   Перечень основных  писателей, через творения которых  мифы дошли до нашего времени,  невелик. Его, конечно, возглавляет  Гомер. Илиада и Одиссея представляют собой (или, скорее, содержат) древнейшие памятники греческой литературы. Точно датировать какую- либо их часть возможным не представляется. Учёные дают очень расходящиеся датировки, и, вне всякого сомнения, будут делать это и впредь. Обычно возражений не вызывает цифра 1000 г. до н. э.

   Второго из  названных авторов относят к IX, иногда к VIII в. до. н. э. Гесиод был бедным крестьянином; его жизнь была тяжёлой и горькой. Не может быть большёго контраста, чем между его поэмой Труды и дни, в которой он пытается научить человека жить добропорядочной жизнью в этом суровом мире, и изящным великолепием Илиады и Одиссеи. Но Гесиоду есть что сказать и о богах: в приписываемой ему второй поэме Теогонии, он сосредотачивает себя на вопросах мифологии. Если Гесиод действительно создал её, это означает, что скромный крестьянин, живущий в уединении вдалеке от городов, стал в Греции первым человеком, который задумался, откуда и как произошло всё и вся: мир, боги, небо, человечество,- и постарался найти этому объяснение. Если Гомер никогда и ничему не удивлялся, то Теогония- это рассказ о появлении вселенной и о происхождении нескольких поколений богов. Что весьма ценно для мифологии.

   Следующими по  порядку идут гомеровские гимны-  поэмы, написанные в честь того или иного бога. Их тоже нельзя точно дотировать, но согласно мнению большинства учёных они относятся к концу VIII или началу VII в. до. н. э. Последний из представляющих заметный интерес гимнов (всего их 33) появился в Афинах и относится к V или, возможно, VI в. до. н. э.

   Пиндар, величайший  лирический поэт Греции, начал  писать приблизительно в конце VI в. до. н. э. он сочинял оды в честь победителей на всегреческих празднествах или играх, и в каждом из его произведений или излагается один из мифов, или же содержится намёк на него. Для мифологии Пиндар имеет то же значение, что и Гесиод.

   Современником  Пиндара был Эсхил, старший  из трёх самых известных поэтов- трагиков. Двое других, Софокл и  Еврипид, были несколько моложе. Еврипид, самый младший, скончался в конце V века до н. э. все их пьесы, за исключением Персов Эсхила, написанных в честь победы греков над персами при Саламине, созданы на основе мифологических сюжетов. Наряду с творениями Гомера они представляют собой наиболее важный источник для изучения мифов.

   Большой мастер  комедии, Аристофан, живший в  конце V- начале  IV в. до н.э., также нередко обращается к мифам, как, впрочем, и два великих прозаика- Геродот, первый историк Европы и современник Еврипида, и Платон, философ, живший почти поколение спустя.

   Расцвет творчества  александрийских поэтов приходится  на середину III в. до н. э. их называли так потому, что в эту эпоху центр греческой литературы переместился из Греции в Александрию Египетскую. Александриец Аполлоний Родосский подробно рассказывает историю похода аргонавтов за золотым руном, а на ряду с ней и некоторые другие мифы. В стихах Аполлония и ещё трёх александрийских поэтов, разрабатывавших мифологические сюжеты (пасторальные поэты Феокрит, Бион и Мосх), теряется простота Гесиода и присущая Пиндару вера в богов. Религиозность, свойственная поэтам- трагикам, утрачивает свою глубину и серьёзность, но не допускается и фривольность Овидия.

   Более поздние  писатели, римлянин Апулей и грек  Лукиан, творившие в II в. до н. э., также внесли важный вклад в разработку мифологической тематики. Знаменитая история о любви Купидона и Психеи дошла до нас только в передаче Апулея. Его изложение мифов очень напоминает подход Овидия. Лукиан похож только на самого себя. Он представляет богов в сатирическом виде. В его время они уже стали предметом насмешек. Вместе с тем он сообщает о них много ценных сведений.

   Аполлодор, также  грек, который- вслед за Овидием-  является одним из самых плодовитых  поэтов- мифологов, но в отличии  от Овидия он очень придерживается фактов и потому скучен. Его жизнь и творчество датируют весьма в широком диапазоне- от I в. до н.э. до IX в. н.э. английский учёный Дж. Фрезер считает, что Аполлодор жил и творил или в I или во II в. н.э.

   Грек Павсаний, автор, в сущности, первого в мире путеводителя, сообщает много интересного о тех событиях, связанных с мифами, которые происходили в местах, где побывал страстный путешественник. Он жил во II в. н.э.; вопросами о правдивости сообщаемых им мифов он не задаётся, излагая их с полной серьёзностью.

   Из римских  поэтов сильно выделяется Вергилий. Он верит в мифы не более,  чем его современник Овидий, но  он увидел в них отображение  человеческой сущности и придал  мифологическим персонажам такие  живые человеческие черты, которые не мог им придать никто со времени греческих трагиков.

   Мифологическую  тематику разрабатывали и другие  римские поэты. Несколько мифов  изложено Катуллом, Гораций часто  намекает на тот или иной  миф, но большого значения для  мифологии эти поэты не имели. Всем римлянам мифы представлялись чем- то бесконечно далёким, какими-то забытыми тенями прошлого. Лучшими проводниками по греческой мифологии являются, несомненно, греческие писатели, сами верившие в то, что они пишут.

Информация о работе Что такое миф и мифология?