Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 08:56, реферат
Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл
и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом
аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на
Ближнем и Среднем Востоке.
Возникновение, распространение, учение……………………………..…………………….3
Когда и где зародился буддизм………………………........................................................…..3
Будда реальный и Будда из легенд .................................................…………………………..4
Четыре благородные истины……………………………………………………………….....5
Основные положения и постулаты.....................................................................................…..6
Дхарма...................................................................................................................................…..7
Вселенная и её устройство..............................................................…………………….……..7
Этика буддизма .......................................................................................………………..……..8
Будда – Учитель или Бог?…………………………………………….....................................9
.
Махаяна и хинаяна.....................................................................................................................9
Ваджраяна (ламаизм)..........................................................................................................…..11
Национальные формы буддизма………………………..................................................……11
Буддизм на Западе………………………….............................................................................12
Религия или буддизм?...............................................................................................................13
Список литературы..................................................................................................................14
ВАДЖРАЯНА
(ЛАМАИЗМ)
С VI по IX в. в Индии утвердилось новое направление, имевшее
несколько названий: ваджраяна («алмазная колесница»), буддийский
тантризм, эзотерический буддизм, тибетский буддизм и др. Это направление
ещё больше связывало буддизм с возможностями конкретной личности.
Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны,
противопостовлялась мнгновенная, подобная молнии, реализация природы
будды в течении этой жизни. Ваджраяна связывала образование буддиста с
ритуалом посвящения, который проходил под строгим контролем опытного
наставника. Поскольку имеет место передача знаний «от посвящённого к
посвящаемому», ваджраяну называют также эзотерическим буддизмом, а
европейцы, ещё в XIX в. обратившие внимание на огромную роль наставников
(лам) в практике тибетских буддистов, стали именовать эту религию
ламаизмом. Считается, что именно в ламах сущность будды выражена с
наибольшой полнотой, поэтому их почитают как божество.
Если
в других направлениях
удерживающих человека в сансаре, то ламаизм ставит тело в центр своей
религиозной практики, считая, что в нём заключена высшая духовность.
Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение
абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального
ритуала раскрывается присутствие природы будды в теле.
Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) -
воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом
высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при
этом существенно упростился процесс общения с Богом : верующему
достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал
ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в классическом
Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется
в лице Адибудды, представляющегося первичным эвеном всех дальнейших
воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место
нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все
требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его
ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Особенно большое значение
придается созерцанию и магическим заклинаниям, знание которых облегчает
и ускоряет перерождение и достижение нирваны. Вместо длинной цепи
перерождений, человек может достигнуть нирваны через одно короткое
тайное заклинание – дарани. Таким образом, центр тяжести переносится с
самостоятельных усилий человека (как это было в раннем буддизме) на
магические действия мудрецов. Так вырождался буддизм из филосовской
системы в простое колдовство.
К IX в.
ваджраяна заполняет почти
главным образом в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI -
XVII вв. приходит
в Россию.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ФОРМЫ БУДДИЗМА
Победное шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры.
С III в. до н.э. буддизм появился на территории Центральной Азии, с I в.
н.э. - в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в Корее,
с VI в. - в Японии, с VII в. - в Тибете, с XII в. - в Монголии.
Используя свой главный принцип - не нарушать сложившиеся культурные
традиции разных стран и народов и по возможности срастаться с ними, -
буддизм быстро прижился везде и, привившись к дереву местной культуры,
дал новые побеги.
Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно распространялись два чисто
китайских направления буддизма - школа чистой земли будды Амитабхи и
школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье. Китайские
школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань
постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэгон,
амидаизма и дзэн. В Тибете образовалось теократическое государство,
упровляемое главой школы гелукпа далай-ламой, который являлся и
религиозным, и государственным лидером.
Под влиянием буддизма находились Китай, Центральная Азия, Япония.
Буддизм оказывал существенное влияние на религиозные традиции этих
регионов: на индуизм в Индии, даосизм в Китае, синтоизм в Японии,
шаманство в Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии, воспринимая
буддийские идеи и ценности, в свою очередь сами оказывали влияние на
буддизм.
В конце XIX - начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе
и в России. Но в России влияние буддизма долгое время практически не
ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм
в монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы). В нашей стране он
представлен в основном в качестве ламаизма. Деятельность ламаистского
духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов,
учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-
хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным
невдалеке от г. Улан - Уде.
С момента возникновения буддизм прошёл три основные стадии: начинался
он как сектантская религия, проповедовавшая бегство от реальности
(эскапизм), затем превратился в своего рода религию цивилизации,
обьединившую различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец
стал культурной религией, формирующей культуру, по-разному вошедшей в
культурные традиции многих стран и народов, стал частью их повседневной
жизни. Он изменил местные традиции, но и сам претерпел изменения.
Буддизм способствовал расцвету культуры этих стран - архитектуры
(строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного искусства
(буддийская
скульптура и живопись), а также
литературы.
БУДДИЗМ
НА ЗАПАДЕ
Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких
сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно -
буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской
европейской цивилизации.
В нём отсутствовало
и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нём и
религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо
райского блаженства а спасения он предлагал верующим нирвану - полное
небытие, ничто. Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному на
христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной.
Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой
считалось христианство.
РЕЛИГИЯ
ЛИ БУДДИЗМ
После всего вынесказанного возникает вопрос: а является ли буддизм
религией? В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни
такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических
религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни
бессмертной души - основы спасения во всех других религиях, нет церкви
как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм
исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего
потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в
возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает в буддизме не
бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных
духовных усилий.
Литература: