Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 08:56, реферат

Краткое описание

Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл
и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом
аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на
Ближнем и Среднем Востоке.

Оглавление

Возникновение, распространение, учение……………………………..…………………….3
Когда и где зародился буддизм………………………........................................................…..3
Будда реальный и Будда из легенд .................................................…………………………..4
Четыре благородные истины……………………………………………………………….....5
Основные положения и постулаты.....................................................................................…..6
Дхарма...................................................................................................................................…..7
Вселенная и её устройство..............................................................…………………….……..7
Этика буддизма .......................................................................................………………..……..8
Будда – Учитель или Бог?…………………………………………….....................................9
.
Махаяна и хинаяна.....................................................................................................................9
Ваджраяна (ламаизм)..........................................................................................................…..11
Национальные формы буддизма………………………..................................................……11
Буддизм на Западе………………………….............................................................................12
Религия или буддизм?...............................................................................................................13
Список литературы..................................................................................................................14

Файлы: 1 файл

БУДДИЗМ.docx

— 48.30 Кб (Скачать)

ВАДЖРАЯНА (ЛАМАИЗМ) 

     С VI  по  IX  в.  в  Индии  утвердилось  новое  направление,  имевшее

несколько  названий:  ваджраяна   («алмазная   колесница»),   буддийский

тантризм, эзотерический  буддизм, тибетский буддизм и  др. Это направление

ещё  больше  связывало  буддизм  с  возможностями  конкретной  личности.

Постепенному  обучению и накоплению  заслуг,  характерному  для  махаяны,

противопостовлялась мнгновенная,  подобная  молнии,  реализация  природы

будды в течении  этой жизни. Ваджраяна связывала  образование  буддиста  с

ритуалом посвящения, который проходил  под  строгим  контролем  опытного

наставника. Поскольку  имеет место передача  знаний  «от  посвящённого  к

посвящаемому»,  ваджраяну  называют  также  эзотерическим  буддизмом,  а

европейцы, ещё  в XIX в. обратившие внимание на огромную роль наставников

(лам) в   практике  тибетских  буддистов,  стали  именовать  эту   религию

ламаизмом. Считается, что именно  в  ламах  сущность  будды  выражена  с

наибольшой полнотой, поэтому их почитают как божество.

   Если  в других направлениях буддизма  тело считалось символом страстей,

удерживающих  человека в сансаре, то ламаизм ставит тело  в  центр  своей

религиозной практики, считая, что в  нём  заключена  высшая  духовность.

Осуществление  ваджры  в  человеческом  теле  есть  реальное  соединение

абсолютного (нирваны) и относительного (сансары).  В  ходе  специального

ритуала раскрывается присутствие природы будды в  теле.

     Для   ламаизма  характерен  культ   хубилганов   (перерожденцев)   -

воплощений Будды, живых богов, к которым  причисляются  главным  образом

высшие ламы.  Ламаизму присуще массовое распространение  монашества,  при

этом  существенно  упростился  процесс  общения  с  Богом  :   верующему

достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его  колебал

ветер, или вложить  его  в  специальный  барабан.   Если  в  классическом

Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется

в лице Адибудды,  представляющегося  первичным  эвеном  всех  дальнейших

воплощений Будды.  Ламаизм не отказался от учения о  нирване,  но  место

нирваны в  ламаизме  занял  рай.   Если  верующий  будет  выполнять  все

требования ламаистской  морали, то после страданий и лишений  сансары  его

ждут успокоение и блаженная  жизнь  в  раю.  Особенно  большое  значение

придается созерцанию и магическим заклинаниям, знание которых  облегчает

и ускоряет  перерождение  и  достижение  нирваны.  Вместо  длинной  цепи

перерождений, человек  может  достигнуть  нирваны  через  одно  короткое

тайное заклинание – дарани. Таким образом, центр  тяжести  переносится  с

самостоятельных усилий человека (как это  было  в  раннем  буддизме)  на

магические действия мудрецов.  Так  вырождался  буддизм  из  филосовской

системы в простое  колдовство.

  К IX в.  ваджраяна заполняет почти весь  буддийский мир, но  приживается

главным образом  в Тибете, откуда проникает в Монголию, а оттуда в XVI  -

XVII вв. приходит  в Россию. 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ФОРМЫ БУДДИЗМА 

   Победное  шествие буддизма по странам  Азии началось ещё до новой   эры.

С III в. до н.э. буддизм  появился на территории Центральной  Азии, с I в.

н.э. - в Китае, со II в. - на полуострове Индокитай, с IV в. - в  Корее,

с VI в. - в Японии, с VII в.  -  в  Тибете,  с  XII  в.  -  в  Монголии.

Используя свой главный принцип -   не  нарушать  сложившиеся  культурные

традиции разных стран и народов и по возможности  срастаться  с  ними,  -

буддизм быстро прижился везде и, привившись к дереву  местной  культуры,

дал новые побеги.

   Например, в Китае с VIII-IX вв. успешно   распространялись  два  чисто

китайских направления  буддизма - школа чистой  земли  будды  Амитабхи  и

школа чань. В  Японию буддизм проник уже в китайском  обличье.  Китайские

школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли  будды  Амитабхи  и  чань

постепенно завоевали  Японию, став соответственно школами  тэндай,  кэгон,

амидаизма и  дзэн.  В  Тибете  образовалось  теократическое  государство,

упровляемое  главой  школы  гелукпа  далай-ламой,  который   являлся   и

религиозным, и  государственным лидером.

   Под влиянием  буддизма находились  Китай,  Центральная   Азия,  Япония.

Буддизм оказывал  существенное  влияние  на  религиозные  традиции  этих

регионов: на индуизм  в  Индии,  даосизм  в  Китае,  синтоизм  в  Японии,

шаманство в  Центральной Азии, бон в Тибете. Эти же религии,  воспринимая

буддийские идеи и  ценности, в свою очередь сами  оказывали  влияние  на

буддизм.

    В  конце XIX - начале XX вв. буддизм начал  распространяться на Западе

и в России. Но в России влияние буддизма  долгое  время  практически  не

ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие  буддизм

в монгольском  варианте (буряты, калмыки, тувинцы).  В  нашей  стране  он

представлен в  основном в качестве  ламаизма.  Деятельность  ламаистского

духовенства  возглавляется Центральным  Духовным  Управление  Буддистов,

учрежденным собором 1946 г.  Председатель управления носит  сан  бандидо-

хамболабы и   находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным

невдалеке от г. Улан - Уде.

 С момента  возникновения буддизм прошёл  три  основные стадии:  начинался

он  как  сектантская  религия,  проповедовавшая  бегство  от  реальности

(эскапизм),  затем   превратился  в  своего  рода  религию   цивилизации,

обьединившую  различные культуры и традиции многих стран Азии, и, наконец

стал культурной религией, формирующей культуру,  по-разному  вошедшей  в

культурные традиции многих стран и народов, стал частью их  повседневной

жизни. Он изменил  местные  традиции,  но  и  сам  претерпел  изменения.

Буддизм  способствовал  расцвету  культуры  этих  стран  -   архитектуры

(строительство  храмов, монастырей и  ступ),  изобразительного  искусства

(буддийская  скульптура и живопись), а также  литературы. 

БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ 

   Пожалуй,  ни одна из восточных религий  не вызывала у европейцев  таких

сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И  это  вполне  понятно  -

буддизм  как  бы  бросал  вызов  всем  основным  ценностям  христианской

европейской цивилизации. В нём отсутствовало представление  о боге-творце

и вседержителе вселенной, он отказался от понятия  души, не было в нём  и

религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо

райского блаженства а спасения он предлагал верующим  нирвану  -  полное

небытие, ничто. Неудивительно,  что  человеку  Запада,  воспитанному  на

христианских  традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной.

Он видел в  ней отклонение от самого понятия  религии,  образцом  которой

считалось христианство. 
 

РЕЛИГИЯ ЛИ БУДДИЗМ 

После всего  вынесказанного возникает вопрос: а  является  ли  буддизм

религией? В самом  деле, что же делает его религией, если в  нём  нет  ни

такого Бога,  как  в  христианстве,  исламе  и  других  монотеистических

религиях, ни такой  веры в богов, как  в  политеистических  религиях,  ни

бессмертной души - основы спасения во всех других религиях,  нет  церкви

как посредника между богом и людьми? Тем не менее известно, что  буддизм

исповедуют большинство  народов Азии.  Буддизм  -  религия  прежде  всего

потому, что учит  верить  в  спасение,  или,  как  говорят  буддисты,  в

возможность для  человека достичь нирваны. Однако спасает  в  буддизме  не

бог; спасение приходит изнутри человека  в  результате  его  собственных

духовных усилий. 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 
 
 

  1. Научный атеизм, Политиздат, 1973
 
  1. Религии мира, С.Исмаилова, 1993
 
  1. Религия в истории народов  мира, С.А. Токарев, 1986
 
  1. Кочетов А. Н. Буддизм - ламаизм. - М.: Наука, 1979

Информация о работе Буддизм